ГОСТ 33169-2014. Межгосударственный стандарт. Краны грузоподъемные. Металлические конструкции. Подтверждение несущей способности
Приложение А
(рекомендуемое)
МЕСТНЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ В ЕЗДОВЫХ БАЛКАХ
Представлены методики расчета ездовых балок в зонах местного влияния ходовых колес. Рассмотрены балки трех типов:
- коробчатые балки с рельсом, расположенным на верхнем поясе между стенками;
- двутавровые и коробчатые балки с опиранием колес на нижний пояс;
- двутавровые и коробчатые балки с рельсом, расположенным на верхнем поясе над стенкой.
А.1 Балки с рельсом между стенками
А.1.1 Подтверждение работоспособности балки в зоне местного влияния ходовых колес требует выполнения следующих расчетов:
а) Расчет рельса на прочность по условию (1), (2), где , (А.1);
б) Расчет узла соединения диафрагмы с поясом на прочность. Если использована конструкция по рисунку А.1, б, то рассчитывается сварное соединение по методике 6.3 при . Если использована конструкция в, на прочность рассчитывается диафрагма по условию (1), (2), где
(А.2).
А.1.2 Максимальные напряжения в рельсе при расположении колеса между диафрагмами вычисляются по формуле (рисунок А.1, положение 1)
(А.1)
где Wry - момент сопротивления сечения рельса относительно главной оси y (рисунок А.1).
Рисунок А.1 - Схемы к расчету ездовой балки
с рельсом между стенками
Максимальные сжимающие напряжения на уровне верхней кромки диафрагмы от вертикальной нагрузки вычисляются по формуле
(А.2)
где td - толщина диафрагмы;
czd = 0,7br + 0,7tf;
br - ширина подошвы рельса;
tf - толщина верхнего пояса.
А.2 Балки с катанием колес по нижнему поясу
Дана методика расчета балок двух типов:
- балок, нижняя часть которых представляет собой тавр, по поясу которого движутся колеса (рисунок А.2, а);
- коробчатых балок с увеличенными свесами нижнего пояса, по которым движутся колеса (рисунок А.2, б).
Рисунок А.2 - Схемы ездовых балок
А.2.1 Подтверждение работоспособности балки в зоне местного влияния ходовых колес требует выполнения следующих расчетов:
а) Расчет нижнего пояса на прочность в зонах 1, 2 и 3 (рисунок А.3) по условию (1), (2), в котором расчетное напряжение вычисляется с учетом местных напряжений в i-й расчетной зоне по формуле (5), которая в данном случае имеет вид
(А.3)
Рисунок А.3 - Схема местного нагружения ездовых балок
с катанием по нижнему поясу
б) Расчет нижнего пояса в зонах 1 и 3 на сопротивление усталости производится по методике, приведенной в 8. Расчетное напряжение в зоне 1 , в зоне 3
. Здесь
напряжение от общего изгиба балки в расчетной зоне, действующее одновременно с местным напряжением
.
- минимальное значение напряжения
в расчетной зоне, возникающее тогда, когда колесо ушло из расчетной зоны. Нормативный предел выносливости по размаху нормальных напряжений в зоне 1 для прокатных двутавров принимается равным
, для составных балок со сварным соединением пояса со стенкой
. Нормативный предел выносливости для зоны 3 -
.
в) Расчет сварного соединения нижнего пояса со стенкой (если таковое имеется) на сопротивление усталости производится по методике 8. Расчетное напряжение (А.2.3, А.2.4). Для ездового тавра
. Нормативный предел выносливости по размаху нормальных напряжений принимается по таблице Ж.1 для сварного таврового соединения с учетом его конструкции.
А.2.2 Максимальные местные напряжения в i-й точке пояса ездовой балки при симметричном приложении двух сил P вычисляются следующим образом (рисунок А.3, i = 1, 2, 3)
(А.4)
где P - нагрузка, создаваемая одним ходовым колесом;
tf - толщина пояса;
kxi, kyi - расчетные коэффициенты для каждой расчетной точки, зависящие от конструкции ездовой балки и положения точки контакта колеса с поясом.
Для ездового тавра (рисунок А.3, а) при расчетные коэффициенты в указанных точках вычисляются по формулам:
(А.5)
Здесь .
Для коробчатой балки (рисунок А.3, б) при и
расчетные коэффициенты в формуле (А.4) вычисляются по формулам:
(А.6)
Здесь ,
.
А.2.3 Нормальные напряжения от местного растяжения и изгиба стенки ездовой балки в зоне соединения с нижним поясом и
могут быть вычислены по методике [3].
А.2.4 Коэффициент вычисляется по формуле
(А.7)
где km = 0,75 для сталей с , km = 0,85 для сталей с
, km = 0,95 для сталей с
, km = 1,0 для сталей с
;
t0 = 20 мм.
А.3 Балки с рельсом над стенкой
А.3.1 Подтверждение работоспособности балки в зоне местного влияния ходовых колес требует выполнения следующих расчетов (рисунок А.4):
а) Расчет сварного соединения стенки с поясом на прочность по методике 6.3 при (А.11);
б) Расчет сварного соединения стенки с поясом на сопротивление усталости производится по методике 8. Расчетное напряжение (А.7), (А.8), (А.9). Нормативный предел выносливости по размаху нормальных напряжений
принимается по таблице Г.1 для сварного таврового соединения с учетом его конструкции.
в) Расчет стенки на местную устойчивость по условию (70), (71).
Рисунок А.4 - Схемы к расчету ездовых балок
с рельсом над стенкой
А.3.2 Максимальные напряжения в стенке от местной нагрузки.
Местные сжимающие напряжения в стенке вычисляются по формуле (рисунок А.4, в)
(А.8)
где tw - толщина стенки;
;
- суммарный момент инерции рельса и пояса.
Если рельс не приварен к поясу, то момент вычисляется как , где Jr момент инерции рельса относительно оси yr-yr;
- момент инерции пояса. Для двутавровых балок следует считать bfe = b, а для коробчатых балок bfe = b1 + 10tf, где b1 ширина поясного свеса, но не более чем 10tf. Если же рельс приварен, то момент инерции
вычисляется относительно общей оси y1-y1 (рисунок А.4, г).
А.3.3 Местные напряжения от изгиба стенки вычисляются по формуле
(А.9)
где - суммарный крутящий момент, приложенный к рельсу;
- суммарный момент инерции при кручении рельса и верхнего пояса.
Момент инерции при кручении пояса двутавровой балки вычисляется как , для пояса коробчатой балки
, для рельса прямоугольного сечения
(
отношение значений большей стороны сечения рельса к меньшей). Значения моментов инерции при кручении для крановых рельсов приведены в таблице А.1.
Таблица А.1
Значения моментов инерции при кручении JTr
для крановых рельсов, мм4
Тип рельса | КР50 | КР60 | КР70 | КР80 | КР100 | КР120 | КР140 |
JTr | 78·104 | 137·104 | 253·104 | 387·104 | 765·104 | 1310·104 | 2130·104 |