БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 56498-2015/IEC/PAS 62443-3:2008. Национальный стандарт Российской Федерации. Сети коммуникационные промышленные. Защищенность (кибербезопасность) сети и системы. Часть 3. Защищенность (кибербезопасность) промышленного процесса измерения и управления

5.2 Модель угроз-рисков

5.2.1 Обзор

На рисунке 1 приведена общая модель угроз-рисков, относящаяся к безопасности. Из рисунка следует:

- угрозы используют уязвимости ICS;

- без контрмер они могут представлять недопустимый риск (для имущественных объектов);

- в общем случае для минимизации риска (для имущественных объектов) необходимы контрмеры.

 

ГОСТ Р 56498-2015/IEC/PAS 62443-3:2008. Национальный стандарт Российской Федерации. Сети коммуникационные промышленные. Защищенность (кибербезопасность) сети и системы. Часть 3. Защищенность (кибербезопасность) промышленного процесса измерения и управления

 

Рисунок 1 - Взаимосвязь угроз-рисков

 

Контрмеры общедоступны в виде общих методик, подробных регламентов и в некоторых случаях - подробных спецификаций.

Настоящий стандарт предусматривает контрмеры в виде методик, оформленных в предлагаемую политику.

5.2.2 Угрозы

Угрозы - это потенциальные нежелательные события безопасности, причиняющие ущерб, то есть финансовый убыток. В ICS могут произойти с той или иной вероятностью следующие события:

- атаки вандалов и террористов;

- сбой в ICS, за которым следует событие безопасности;

- атаки типа "отказ в обслуживании";

- нарушение конфиденциальности, например утечка производственной информации;

- нарушение законодательных норм;

- нежелательное событие вследствие непреодолимой силы, например экстремальные погодные условия (шторм или торнадо).

Возможны и другие события, которые могут быть характерны для конкретной организации.

В типичном случае о наступлении таких событий должно быть доложено руководству, при этом от того, как быстро будет доложено, соответствующее действие и уровень задействования руководства зависят от их серьезности.

Такое событие, известное также как инцидент безопасности, можно представить себе как фигурирующее в газетном заголовке.

5.2.3 Риск

В ИСО/МЭК Guide 73 риск определен как "комбинация вероятности события и его последствий", то есть как ущерб или последствие инцидента безопасности. Наступление инцидента может привести к одному или более последствиям, а также спровоцировать другие события.

Ущерб, который может быть понесен в ICS, включает в себя:

- потерю дохода;

- непредвиденные расходы;

- невозможность частичного или полного ведения финансово-хозяйственной деятельности;

- потерю денежной стоимости зданий и содержимого;

- инцидент безопасности;

- штрафные санкции за нарушение законодательных требований, например касающихся контроля выбросов;

- последствия из-за нарушения нормативно-правовых требований, таких как стандарты GAM0;

- неудовлетворенность клиента;

- негативное освещение в прессе;

- судебное разбирательство против сотрудника или самого хозяйствующего субъекта.

Фактом является то, что защитные действия требуют денежных затрат на технологические, физические и организационные меры. Поэтому последствие неблагоприятного события безопасности обычно необходимо выражать в денежном выражении.

Риск для объектов ICS требует фиксации ценности объектов и их уязвимости перед атакой. Как правило, это очень трудно и субъективно, например, если рассматривать в качестве последствия потерю репутации организации.

5.2.4 Анализ угроз-рисков

Анализ угроз-рисков (TRA) предполагает оценку риска и соответствующих ему незащищенных объектов, угроз и уязвимостей. TRA - это предпосылка к выбору и детальной спецификации защитных мер.

TRA, в частности применительно к электронной атаке на компьютерные системы, соединенные с незащищенными или недоверенными сетями, в настоящее время не доступен для математико-статистического анализа, то есть атаки со стороны лиц-злоумышленников целенаправленны и не обладают статистическим свойством событий случайного сбоя. Таким образом, экстраполяция статистических данных (как обычно возможно при случайных отказах) не может прогнозировать будущую вероятность атаки со стороны человека. По этой причине вычисление вероятности наступления событий безопасности, возможно, позволит навсегда избежать чисто статистического подхода.

Несмотря на то что доступно множество моделей TRA, ни одна из них не общепризнанна. Количественные методы обманчивы. Обычно риск безопасности анализируют штатные эксперты или консультанты, после чего следует его оценка относительно критериев риска владельца/оператора ICS.

В связи с изложенным в настоящем стандарте методы TRA не представлены.

5.2.5 Обработка, принятие и информирование о рисках

После анализа рисков их, как правило, могут счесть неприемлемыми без обработки.

Риски обрабатывают с помощью мер, предложенных в настоящем стандарте, мер, которые могут быть отнесены в настоящем стандарте к предварительным условиям, а также мер, которые не приведены в настоящем стандарте, но которые владелец/оператор ICS, регламентирующий орган или законодатель могут счесть необходимыми.

Меры безопасности должны быть по возможности:

- эффективными, результативными и достаточно жесткими, чтобы противодействовать выявленным угрозам;

- прогнозируемыми в отношении прилагаемых усилий для их учреждения;

- простыми во внедрении и применении;

- лишены обратного эффекта в отношении существующего процесса производства;

- не требовать сопровождения.

Большинство требований настоящего стандарта допускают варианты, различающиеся объемом прилагаемых усилий и достигаемым уровнем защиты, для соответствия допустимому риску. Эффективность мер должна быть по возможности сбалансирована таким образом, чтобы защита, достигнутая с помощью одной меры, не могла быть ослаблена недостатком защиты, достигаемой с помощью другой меры.

Меры должны быть логически полными, то есть не оставлять слабых мест в системе безопасности. Действуя совместно, меры должны быть по возможности независимы друг от друга и, предпочтительно, поддерживать друг друга. Особое внимание следует уделить тому, чтобы гарантировать, что меры не препятствуют друг другу.

Меры - это расходы. Поэтому выбранные меры должны быть сбалансированы между собой для получения рентабельного решения. Если организация не может понести расходы, то может потребоваться процесс оптимизации, включающий в себя изменение конфигурации ICS, ограничение коммуникаций и дополнительные организационные мероприятия.

Кроме того, риск должен быть принят заинтересованными лицами и доведен до сведения всех заинтересованных сторон до реализации мер и при каждой существенной их корректировке.

Примечание - Ранее действующие и настоящий стандарт не затрагивают формальное установление доверия, требующее оценки безопасности с помощью признанных критериев и методологии, например ИСО/МЭК 15408 и/или ИСО/МЭК 27001.