ГОСТ Р 56498-2015/IEC/PAS 62443-3:2008. Национальный стандарт Российской Федерации. Сети коммуникационные промышленные. Защищенность (кибербезопасность) сети и системы. Часть 3. Защищенность (кибербезопасность) промышленного процесса измерения и управления
5.4 Политика
5.4.1 Обзор
Политика - это свод основополагающих принципов и мер безопасности. Меры группируются по аспектам безопасности, которые привязаны к общепризнанным концепциям безопасности.
Меры, предлагаемые в соответствии с настоящей политикой, остаются базовыми и допускают масштабируемость, свободу выбора соответствующих доступных технологий и будущие усовершенствования.
Политика имеет иерархическую структуру в виде четырех уровней, как показано на рисунке 3. В центре внимания настоящего стандарта - оперативная политика, которая в общем случае имеет характер методик. Оперативную политику следует понимать в рамках полной политики.
Рисунок 3 - Уровни политики
5.4.2 Руководящая политика безопасности
Политика на самом верхнем уровне организации санкционирует программу безопасности и обозначает направление. Она устанавливает общие цели безопасности организации.
Формулировка политики высшим руководством должна быть достаточно продуманна и оставаться актуальной и точной при изменениях в структуре организации, в технологии системы и безопасности и в характере угроз безопасности. Будучи продуманной, политика может быть стабильной и будет нуждаться в переработке только в случае изменения исходной позиции организации в отношении безопасности. Однако формулировка политики является однозначной. Она четко определяет, что требуется.
Политика безопасности верхнего уровня организации определяет общие сферы ответственности и подотчетности для организационных сфер.
Примечание - Например, политика может определять взаимоотношения между руководством корпоративным IT-отделом и ICS и их соответствующие обязанности. Политика может разграничивать цели безопасности системы управления от целей безопасности корпоративной сети. Например, важнейшим аспектом безопасности корпоративной сети может быть сохранение конфиденциальности, в то время как важнейшим аспектом безопасности системы управления может быть обеспечение бесперебойной работы.
Кроме того, организационная политика безопасности может определять конкретные стандарты и нормы, применимые к организации в целом.
Руководству следует доводить политику безопасности до сведения всей организации, чтобы все сотрудники понимали эту политику, а также могли регистрировать последствия ее нарушений.
Политику безопасности этого уровня периодически пересматривают. Периодичность пересмотра может варьироваться в соответствии с требованиями руководства и быть чаще на первых этапах после внедрения.
Данный уровень политики безопасности ICS приведен в разделе 7.
5.4.3 Оперативная политика
Оперативные политики разрабатывают на нижних уровнях организации для определения того, как необходимо реализовывать положения корпоративной политики безопасности в соответствующих организационных сферах.
Эти политики определяют, что необходимо предпринять в отдельно взятой организационной сфере для достижения целей корпоративной политики. Они подчиняют себе регламенты безопасности, расположенные уровнем ниже.
Регламенты должны по возможности затрагивать все необходимые этапы жизненного цикла программы безопасности с точки зрения отдельно взятой организационной единицы:
- разработку системы;
- материально-техническое снабжение;
- технологический процесс;
- сопровождение системы;
- персонал;
- аудит.
В типичном случае политику на этом уровне пересматривают периодически и по определенным поводам, например каждый раз при внедрении нового, корректировке существующего бизнес-процесса или его ликвидации.
Особое внимание в настоящем стандарте уделено эксплуатации и обслуживанию ICS. Настоящий стандарт не предусматривает методологической основы по таким вопросам, как беспроводные устройства и датчики, персонал, политика субподряда и материально-техническое снабжение.
Соответствующий уровень политики безопасности ICS отражен в 7.3.5, который затрагивает следующие сферы управления:
- целостностью;
- логическим доступом;
- физическим доступом;
- сегментами;
- доступностью;
- администрированием, аудитом и нештатными ситуациями;
- внешним доступом.
5.4.4 Рабочие регламенты
Регламенты должны по возможности устанавливаться владельцем/оператором и воплощать оперативную политику, представленную в настоящем стандарте, определяя степень их вовлеченности и подотчетность за действие, пересмотр и обновление таких документов.
Рабочие регламенты устанавливают порядок исполнения оперативной политики. Они устанавливают необходимые действия и могут ссылаться на соответствующие методы и справочные документы, в том числе стандарты.
Политику на этом уровне пересматривают каждый раз при утверждении, корректировке или отклонении оперативной политики.
В подпунктах подраздела 7.3 приведен ряд аспектов, которые должен по возможности устанавливать регламент.
Примечание - Регламенты содержат также информацию о порядке изменения других регламентов.
5.4.5 Рабочая методика
Рабочая методика должна по возможности содержать конкретные измеримые требования и конкретизировать регламенты, учитывая конкретные инструкции от владельца/оператора. В связи с тем, что они еще более привязаны к организации и организационной сфере, в настоящем стандарте они могут быть приведены только как примеры.
Политику на этом уровне изменяют периодически, по мере изменения в планах и технологиях руководства общей инфраструктурой. Сама по себе она временна и может подлежать пересмотру в любое время.
Все меры должны по возможности рассматриваться каждым конкретным пользователем настоящего стандарта и адаптироваться к его конкретным требованиям и ситуации риска.
