ГОСТ 33200-2014. Межгосударственный стандарт. Оси колесных пар железнодорожного подвижного состава. Общие технические условия
Приложение А
(обязательное)
КОНСТРУКЦИЯ, РАЗМЕРЫ, ДОПУСКИ ФОРМЫ
И РАСПОЛОЖЕНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ ЧИСТОВЫХ ОСЕЙ
--------------------------------
<*> Размеры обеспечиваются инструментом.
Рисунок А.1, лист 1 - Ось типа РУ1Ш для грузовых вагонов,
пассажирских вагонов локомотивной тяги, СПС,
подвижного состава метрополитена
Профили галтелей шеек
Вариант 1
Вариант 2
Центровое отверстие
--------------------------------
<*> Размеры обеспечиваются инструментом.
Для осей СПС допуск радиального биения шейки - не более 0,05 мм, остальных цилиндрических частей - не более 0,1 мм.
Рисунок А.1, лист 2 - Ось типа РУ1Ш для грузовых вагонов,
пассажирских вагонов локомотивной тяги, СПС,
подвижного состава метрополитена
--------------------------------
<*> Размеры обеспечиваются инструментом.
Рисунок А.2, лист 1 - Ось типа РВ2Ш для грузовых вагонов
--------------------------------
<*> Размеры обеспечиваются инструментом.
Неуказанные предельные отклонения размеров - +/- JT16/2.
Неуказанные предельные отклонения формы - как для оси типа РУ1Ш.
В отверстиях К допускается выкрашивание или срыв резьбы не более чем на одном витке.
Рисунок А.2, лист 2 - Ось типа РВ2Ш для грузовых вагонов
Профили галтелей шеек
Вариант 1
Вариант 2
Центровое отверстие
--------------------------------
<*> Размеры обеспечиваются инструментом.
Рисунок А.2, лист 3 - Ось типа РВ2Ш для грузовых вагонов
--------------------------------
<*> Размеры обеспечиваются инструментом.
Рисунок А.3, лист 1 - Ось типов РМ3, РМ5 для МВПС
Профили галтелей шеек
Вариант 1
Вариант 2
Центровое отверстие
--------------------------------
<*> Размеры обеспечиваются инструментом.
Рисунок А.3, лист 2 - Ось типов РМ3, РМ5 для МВПС
Рисунок А.4, лист 1 - Ось типа РВ1Ш
для пассажирских вагонов локомотивной тяги
--------------------------------
<*> Размеры обеспечиваются инструментом.
Неуказанные предельные отклонения формы - как у оси типа РУ1Ш.
Профили галтелей шеек - как у оси типа РУ1Ш.
Профили галтелей предподступичной и подступичной части - как у оси типа РВ2Ш.
Центровое отверстие - как у оси типа РУ1Ш.
Допускается:
а) отверстия И не выполнять;
б) выкрашивание или срыв резьбы в отверстиях З не более чем на одном витке в каждом отверстии.
Разность размеров К - не более 1,85 мм.
Рисунок А.4, лист 2 - Ось типа РВ1Ш
для пассажирских вагонов локомотивной тяги
Рисунок А.5, лист 1 - Ось типа РВ3Ш для пассажирских
вагонов локомотивной тяги, СПС
--------------------------------
<*> Размеры обеспечиваются инструментом.
Неуказанные предельные отклонения формы - как у оси типа РУ1Ш.
Профили галтелей шеек - как у оси типа РУ1Ш.
Профили галтелей предподступичной и подступичной части - как у оси типа РВ2Ш.
Центровое отверстие - как у оси типа РУ1Ш.
Допускается:
а) отверстия И не выполнять;
б) выкрашивание или срыв резьбы в отверстиях З не более чем на одном витке в каждом отверстии.
Рисунок А.5, лист 2 - Ось типа РВ3Ш
для пассажирских вагонов локомотивной тяги, СПС
Таблица А.1
Основные геометрические размеры и предельные отклонения
размеров чистовых осей для грузовых вагонов, пассажирских
вагонов локомотивной тяги, МВПС, СПС, подвижного состава
метрополитена, мм
Наименование показателя | Тип оси | |||||||||||
РМ3 | РМ5 | РУ1Ш | РВ2Ш | РВ1Ш | РВ3Ш | |||||||
номинальный размер | предельное отклонение | номинальный размер | предельное отклонение | номинальный размер | предельное отклонение | номинальный размер | предельное отклонение | номинальный размер | предельное отклонение | номинальный размер | предельное отклонение | |
d1 | 130 | +0,052 +0,025 | 140 | +0,052 +0,025 | 130 | +0,052 +0,025 | 150 | +0,090 +0,065 | 130 | +0,052 +0,025 | 130 | +0,052 +0,025 |
d2 | 165 | +0,20 +0,12 | 175 | +0,20 +0,12 | 165 | +0,20 +0,12 | 185 | +0,165 +0,091 | 165 | +0,20 +0,12 | 165 | +0,20 +0,12 |
d3 | 197 | +2,0 -0,5 | 205 | +2,0 -0,5 | 194 <1> | +2,0 -0,5 | 210 <1> | +2,0 -0,5 | 194 | +2,0 -0,5 | 194 | -0,5 |
d4 | 180 | -1,0 | 184 | -1,0 | 172 <2> | +3,0 | 180 | +3,0 | 172 | +3,0 | 166 | -1,0 |
d5 | 200 | +0,045 +0,015 | 208 | +2,0 -0,5 | - | - | - | - | - | - | - | - |
R1 | 100 | - | 100 | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
R2 | 25 | - | 25 | - | 25 | - | 25 | - | 25 | +/- 1,0 | 25 | +/- 1,0 |
l1 | 196 | +1,0 -0,5 | 188 | +1,0 -0,5 | 190 <3>, <4> | - | 210 <3>, <4> | - | 188 | -1,85 | 188 | -1,85 |
l2 | 70 | +/- 1,0 | 46 | +/- 1,0 | 76 | +/- 1,0 | 71 | +0,5 -1,5 | 76 | +/- 1,0 | 76 | +/- 1,0 |
l3 | 226 | +1,5 | 224 | +1,5 | 250 min | - | 250 min | - | 310 | +/- 2,0 | 240 | +/- 2,0 |
l4 | 318 | +1,5 | 275 | +1,5 | - | - | - | - | - | - | - | - |
l5 | 290 | +1,5 | 220 | +1,5 | - | - | - | - | - | - | - | - |
L1 | 2414 | +1,0 -3,0 | 2406 | +1,0 -3,0 | 2216 | +1,0 -3,0 | 2246 | +1,0 -3,0 | 2212 | - | 2212 | - |
L2 | 2130 | - | 2130 | - | 2036 | - | 2036 | - | - | - | - | - |
L3 | 1912 | +/- 1,0 | 1920 | +/- 1,0 | 1836 | +/- 1,0 | 1826 | +/- 1,0 | 1836 | +/- 1,0 | 1836 | +/- 1,0 |
<1> Допускается предельное отклонение <2> d4 = 165+5,0 при исполнении узла В по вариантам 1 или 2 (рисунок А.1). <3> Размер для справок. <4> Разность длин шеек l1 на одной оси не должна превышать 2 мм.
Примечание - Допускается изготавливать по чертежам, согласованным с заказчиком: - оси типа РУ1Ш с цилиндрическим участком на средней части длиной от 130 до 150 мм с допуском симметрии относительно середины оси не более 10 мм и диаметром, равным диаметру d4; - оси типа РУ1Ш с удлиненными галтелями шеек; - оси типа РВ2Ш с диаметром d4 = 185 мм, четырьмя резьбовыми отверстиями М20, с поводковыми отверстиями - оси типов РМ3 и РМ5 с вариантами паза для стопорной планки и с креплением подшипников буксового узла при помощи шайбы; - оси всех типов с другой длиной подступичной части l3, с одним, двумя поводковыми отверстиями или без них; - оси типа РУ1Ш для подвижного состава метрополитена с другими номинальными размерами и их предельными отклонениями. |
--------------------------------
<*> Размеры для справок.
Рисунок А.6, лист 1 - Ось для электровозов 2ЭС5К, 2ЭС4К,
ВЛ85, ВЛ80, ВЛ65, ВЛ10
Допуск радиального биения при контроле в центрах поверхностей В, Г, Д, Е - не более 0,05 мм, остальных поверхностей - не более 0,3 мм.
Торцевое биение поверхностей И относительно поверхностей В - не более 0,25 мм на радиусе 70 мм.
Неуказанные предельные отклонения линейных размеров - +/- t4, угловых - +/- AT17/2.
Несимметричность поверхностей С и отверстий Т относительно осей отверстия У - не более 0,5 мм.
На размере П допускается конусность 1:20 в направлении к середине оси.
Неконцентричность поверхности У относительно поверхности В - не более 0,2 мм.
Поверхности В, Г, Д, Е, Ж, Л, Ц, Ш и галтели буксовых шеек по поверхностям М подвергают упрочнению накаткой роликами. На поверхностях Щ и Э допускается накатку не производить.
Рисунок А.6, лист 2 - Ось для электровозов 2ЭС5К, 2ЭС4К,
ВЛ85, ВЛ80, ВЛ65, ВЛ10
Рисунок А.7, лист 1 - Ось для тепловозов 2ТЭ25К
--------------------------------
<*> Размеры для справок.
Допуск непостоянства диаметра в продольном и поперечном сечениях поверхности М - не более 0,015 мм.
Допуск радиального и торцевого биения для остальных поверхностей - 0,5 мм.
Предельные отклонения угловых размеров - +/- AT14/2.
Упрочнению накаткой роликами подвергают наружные цилиндрические поверхности оси, поверхности переходов и галтелей за исключением поверхностей Б и З.
Рисунок А.7, лист 2 - Ось для тепловозов 2ТЭ25К
--------------------------------
<*> Размеры для справок.
Рисунок А.8, лист 1 - Ось для электровозов ЭП2К
Неуказанные предельные отклонения размеров: H14, h14, +/- IT14/2.
В местах перехода Ц, Ш и Щ сопряженных поверхностей обеспечить плавный переход.
На длине размера П обеспечить плавный переход параметров шероховатости (неровностей профилей).
Уступы на поверхности Ф не допускаются.
В зонах, ограниченных размерами Т, маркировка и клеймение не допускаются.
Допускается отклонение диаметра З в сторону увеличения до размера 237 мм или в сторону уменьшения до размера 234 мм с соответствующим изменением диаметра в сопрягаемом колесе.
Рисунок А.8, лист 2 - Ось для электровозов ЭП2К