ГОСТ 33200-2014. Межгосударственный стандарт. Оси колесных пар железнодорожного подвижного состава. Общие технические условия
7. Правила приемки
Оси подвергают проверке на соответствие требованиям настоящего стандарта при приемо-сдаточных, периодических и типовых испытаниях по ГОСТ 15.309.
7.1 Приемо-сдаточные испытания
7.1.1 Приемо-сдаточные испытания черновых и чистовых осей проводят в объеме, указанном в таблицах 8 и 9 соответственно.
Таблица 8
Контролируемые показатели и объем
приемо-сдаточных испытаний черновых осей
Контролируемые показатели | Структурный элемент | Объем выборки | Периодичность испытаний |
Размеры, допуски формы и расположения поверхностей | 5.1 | Каждая ось | Каждая партия |
Химический состав стали <*> | 6.1.1 | Одна ось | Каждая плавка |
Механические свойства <*> | 6.1.6 | Одна или две оси <**> | Каждая партия |
Качество поверхности | 6.1.9 | Каждая ось | Каждая партия |
Макроструктура <*> | 6.1.10 | Одна ось | Каждая плавка |
Загрязненность стали неметаллическими включениями <*> | 6.1.11 | Одна ось | Каждая 10-я плавка |
Микроструктура и величина зерна | 6.1.12 | Одна ось | Каждая партия <***> |
Внутренние дефекты - ультразвуковой контроль | 6.1.13.2 | Каждая ось | Каждая партия |
Прозвучиваемость | 6.1.13.1 | Каждая ось | Каждая партия |
Маркировка | 6.1.14 | Каждая ось | Каждая партия |
<*> Для осей, изготовленных из непрерывнолитых заготовок, осевых заготовок - по результатам выборочного входного контроля или по документам о качестве, а для осей, изготовленных из слитков - по результатам входного контроля оси, изготовленной из головной части слитка. <**> Для осей колесных пар грузовых вагонов и пассажирских вагонов локомотивной тяги объем выборки - одна ось, для осей колесных пар локомотивов, МВПС, СПС объем выборки - две оси. <***> В случае составления сборной партии из осей разных плавок периодичность испытаний - каждая плавка. |
Таблица 9
Контролируемые показатели и объем
приемо-сдаточных испытаний чистовых осей
Контролируемые показатели | Структурный элемент | Объем выборки | Периодичность испытаний |
Размеры, допуски формы и расположения поверхностей <*> | 5.2 | Каждая ось | Каждая партия |
Качество поверхности | 6.2.2, 6.2.3 | ||
Внутренние дефекты - ультразвуковой контроль | 6.2.4, 6.2.5 | ||
Структурная неоднородность - ультразвуковой контроль | 6.2.13 | ||
Параметры шероховатости поверхности | 6.2.9 | ||
Маркировка <**> | 6.2.12 | ||
<*> Радиальное биение поверхностей осей проверяют с периодичностью не менее одного раза в сутки. <**> Контроль маркировки на торце чистовой оси, перенесенной автоматизированным способом с черновой оси, допускается проводить с периодичностью не менее трех раз в смену. |
При приемо-сдаточных испытаниях черновых осей должны быть предъявлены документы с номерами плавок, порядковыми номерами осей и результатами химического анализа стали.
Черновые и чистовые оси, принятые службой технического контроля предприятия-изготовителя, должны быть предъявлены для приемки представителю заказчика <*>.
--------------------------------
<*> В качестве представителя заказчика может выступать представитель владельца инфраструктуры или предприятия - изготовителя колесной пары.
7.1.2 Черновые оси для грузовых вагонов, пассажирских вагонов локомотивной тяги, подвижного состава метрополитена предъявляют на приемо-сдаточные испытания партиями с количеством осей не более 150 шт.
Партия должна состоять из черновых осей одной плавки, прошедших термическую обработку по одному режиму. Допускается остаток черновых осей данной плавки в количестве до 80 шт. присоединять к другой партии.
Если остаток черновых осей более 80 шт., то его следует считать отдельной партией.
Допускается составлять сборную партию из черновых осей разных плавок, ранее прошедших испытания с удовлетворительными результатами.
7.1.3 Черновые оси для локомотивов, МВПС, СПС предъявляют на приемо-сдаточные испытания партиями, составленными из осей одной плавки, прошедших термическую обработку по одному режиму.
7.1.4 При получении отрицательных результатов испытаний черновых осей на механические свойства, микроструктуру, макроструктуру и загрязненность неметаллическими включениями проводят повторные испытания осей по данным показателям на удвоенной выборке осей от партии.
При получении отрицательных результатов испытаний черновых осей, изготовленных из слитков, на механические свойства перед повторными испытаниями допускается подвергнуть их термической обработке вторично вместе с остатком припуска при одинаковых температурных режимах.
7.1.5 При получении отрицательных результатов повторных испытаний на механические свойства и микроструктуру всю партию черновых осей подвергают повторной термической обработке. Допускается проведение не более двух повторных термических обработок черновых осей.
После проведения повторной термической обработки партию черновых осей подвергают приемо-сдаточным испытаниям, как новую партию. При получении отрицательных результатов хотя бы по одному из показателей после второй повторной термической обработки всю партию осей бракуют.
Допускается подвергать повторной термической обработке с последующей правкой черновые оси, имеющие радиальное биение, превышающее допустимое. Нагрев под правку до температуры не более 700 °C термической обработкой не считается. После проведения повторной термической обработки с последующей правкой партию черновых осей подвергают приемо-сдаточным испытаниям, как новую партию.
7.1.6 В случае выявления флокенов, подтвержденных результатами металлографического анализа, на одной или более осях плавки все оси данной плавки бракуют.
7.1.7 Оси с нечеткой маркировкой не принимают. При нечеткой маркировке допускается исправлять ее в холодном состоянии.
7.1.8 В случае изготовления черновых и чистовых осей на одном предприятии-изготовителе неразрушающий ультразвуковой контроль на прозвучиваемость и на внутренние дефекты в осевом направлении допускается проводить на чистовой оси.
7.1.9 Принятые черновые и чистовые оси маркируют клеймами службы технического контроля предприятия-изготовителя и приемочными клеймами в соответствии с 6.1.14 и 6.2.12 соответственно.
7.1.10 Каждую партию черновых и чистовых осей, предназначенную для отправки заказчику, сопровождают документом о качестве, подписанным службой технического контроля предприятия-изготовителя и представителем заказчика, удостоверяющим соответствие осей требованиям настоящего стандарта и включающим:
- наименование предприятия-изготовителя;
- наименование продукции;
- номер плавки;
- номера осей;
- химический состав стали осей (для черновых осей сборных партий - химический состав всех входящих в партию плавок);
- обозначение чертежа оси;
- результаты приемо-сдаточных испытаний;
- обозначение настоящего стандарта.
Документы о качестве хранятся в архиве предприятий - изготовителей черновых и чистовых осей и предприятия - изготовителя колесных пар 20 лет.
7.2 Периодические испытания
7.2.1 Чистовые оси, прошедшие приемо-сдаточные испытания, подвергают периодическим испытаниям на качество упрочнения накатыванием роликами в соответствии с 6.2.6 в объеме:
- для грузовых вагонов, пассажирских вагонов локомотивной тяги, подвижного состава метрополитена - одна ось от каждых 1000 шт., изготовленных на каждом из станков осей, но не реже одного раза в месяц при объеме изготовления осей 1000 шт. и более в месяц и не реже одного раза в три месяца при объеме изготовления осей менее 1000 шт. в месяц;
- для локомотивов, МВПС, СПС - одна ось от каждых 200 шт., изготовленных на каждом из станков осей, но не реже одного раза в шесть месяцев.
Для проверки качества накатывания допускается использовать оси, забракованные по другим показателям.
7.2.2 При увеличении твердости накатанной поверхности менее установленной в 6.2.6, но более 18% включительно, все чистовые оси, изготовленные до испытания, повторному упрочнению накатыванием роликами не подвергают, но последующее упрочнение осей производят после наладки технологического оборудования и корректировки режимов накатывания с проведением повторного контроля его качества.
7.3 Типовые испытания
7.3.1 Типовые испытания проводят в соответствии с ГОСТ 15.309 в случае изменения технологии изготовления осей (на соответствие 6.1.6, 6.1.10, 6.1.11, 6.1.13, 6.2.2, 6.2.3, 6.2.4, 6.2.5, 6.2.6, 6.2.13), конструкции осей (на соответствие 5.1, 5.2, 6.2.9, 6.2.14) или марки стали осей (на соответствие 6.1.1, 6.1.6, 6.1.12, 6.2.14, 6.2.15). Объем выборки для испытаний - три оси. Оси отбирают из одной партии методом случайной выборки по ГОСТ 18321. Порядок проведения типовых испытаний и оценка их результатов как при приемо-сдаточных испытаниях.