ГОСТ 32836-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Изыскания автомобильных дорог. Общие требования
4. Общие положения
4.1 Целью инженерных изысканий является комплексное изучение природных и техногенных условий района проектирования автомобильной дороги, сбор материалов, необходимых для принятия обоснованных проектных решений.
Материалы топографо-геодезических, инженерно-геологических, инженерно-гидрометеорологических, инженерно-экологических, а при необходимости и других видов изыскательских работ должны содержать все необходимые данные о природных и техногенных условиях территории в целях:
- обоснования выбора трассы проектируемой автомобильной дороги;
- принятия основных технических решений по конструктивным элементам автомобильной дороги, обеспечивающих безопасность на этапах их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации;
- проведения расчетов прочности и устойчивости земляного полотна, дорожной одежды и других конструктивных элементов, а также для разработки иных мероприятий, связанных с безопасностью автомобильной дороги на стадиях ее проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации;
- разработки мероприятий по охране окружающей среды и проекта организации строительства;
- проектирования инженерных мероприятий по защите автомобильной дороги и потребителей транспортных услуг от воздействия опасных природных и техногенных факторов на стадиях строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации дороги.
4.2 Изыскания следует выполнять на этапах подготовки предпроектной, проектной и рабочей документации строительства <*>; в процессе строительства; а также при выполнении ПИР для реконструкции, капитального ремонта и текущего ремонта автомобильных дорог.
--------------------------------
<*> Стадийность проектирования в странах - участницах МГС может отличаться, например, подготовке предпроектной документации в Российской Федерации соответствует "подготовка документации по территориальному планированию и планировке территории", см. СП 47.13330.2012, в Республике Беларусь - "обоснование инвестирования", см. ТКП 45-1.02-233-2011 (02250), в Республике Казахстан - "разработка предпроектной документации", см. СНиП РК 1.02-18-2004; "подготовке проектной документации" в Республике Беларусь соответствует "архитектурный проект", см. СП 47.13330.2012, в Республике Казахстан - "проект", см. СНиП РК 1.02-18-2004; "подготовке рабочей документации" в республике Беларусь соответствует "строительный проект", см. ТКП 45-1.02-233-2011 (02250).
4.3 Сооружения на автомобильных дорогах должны быть отнесены к одному из следующих уровней ответственности: повышенный; нормальный и пониженный.
К сооружениям повышенного уровня ответственности следует относить сооружения, отнесенные к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.
К сооружениям нормального уровня ответственности следует относить все сооружения, за исключением сооружений повышенного и пониженного уровней ответственности.
К сооружениям пониженного уровня ответственности следует относить сооружения временного (сезонного) назначения, а также сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции сооружения, либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
4.4 Результаты ИИ должны быть обоснованы сотрудником, выполняющим ИИ, и должны содержать прогноз изменения их значений в процессе строительства и эксплуатации автомобильных дорог и сооружений на них.
4.5 Основанием для выполнения ИИ должен быть договор (контракт), заключенный между заказчиком (застройщиком) и исполнителем, к которому должно прилагаться техническое задание, календарный план, расчет стоимости изыскательских работ. Если договор (контракт) заключается на весь комплекс ПИР, то в техническом задании на них должен быть отдельный раздел, включающий задание на ИИ.
4.6 Техническое задание на выполнение ИИ должно содержать основные сведения об объекте изысканий, необходимые для подготовки программы ИИ. Техническое задание выдается как на весь комплекс ИИ, так и раздельно по видам ИИ и стадиям проектирования.
4.7 Ответственность за полноту и достоверность данных в техническом задании возлагается на заказчика (застройщика).
4.8 Техническое задание на выполнение ИИ для подготовки проектной документации должно содержать:
- наименование объекта проектирования;
- вид дорожно-строительных работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт, текущий ремонт);
- сведения об этапах дорожно-строительных работ, сроках проектирования, строительства и эксплуатации объекта;
- требование о составлении и представлении программы ИИ на согласование заказчику (застройщику);
- состав инженерных изысканий;
- данные о местоположении (начало и конец трассы), границах полосы отвода и придорожной территории;
- характеристика ожидаемых воздействий объектов дорожного строительства на природную среду с указанием пределов этих воздействий в пространстве и во времени;
- сведения и данные о проектируемом участке автомобильной дороги;
- выполняемые виды инженерных изысканий;
- перечень нормативных документов, в соответствии с требованиями которых необходимо выполнить ИИ;
- сведения о ранее выполненных ИИ и исследованиях, данные о наблюдающихся в районе объекта строительства осложнений в процессе строительства и эксплуатации автомобильных дорог;
- требования к выполнению дополнительных видов ИИ;
- требования к точности, надежности, достоверности и обеспеченности данных и характеристик, получаемых при ИИ;
- требования к прогнозу изменений природных и техногенных условий, риску, оценке опасности риска от природных и техногенных процессов;
- требования к материалам и результатам ИИ (состав, сроки, порядок и форма представления изыскательской продукции, в том числе данные по формированию ИЦММ);
- наименование и местонахождение организации заказчика (застройщика), инициалы, фамилия и номер телефона (факса, электронной почты) ответственного его представителя.
4.9 К техническому заданию должны прилагаться графические и текстовые документы, необходимые для организации и проведения ИИ на соответствующей стадии (этапе) проектирования: копии инженерно-топографических планов (при необходимости); ситуационных планов (схем) с указанием границ участков и направлений трасс; с контурами проектируемых сооружений; картограммы; копии решений органов местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения площадок (трасс) и копии решения органа исполнительной власти или местного самоуправления о предоставлении земель для проведения изыскательских работ (если последнее не входит в состав договорных работ) и др.
4.10 Изменение видов изыскательских работ, размеров проектируемого участка автомобильной дороги, объемов и сроков выполнения работ должно оформляться в виде нового технического задания или дополнения к техническому заданию.
4.11 В техническом задании не должны указываться детализированный состав и объем изыскательских работ, методика и технология их выполнения.
4.12 Детализированный состав основных и специальных видов ИИ, объемы, методика и технология работ, необходимых и достаточных для принятия проектных решений должны определяться исполнителем в программе ИИ. Программа инженерных изысканий составляется исполнителем, утверждается руководителем организации исполнителя и согласовывается с заказчиком (застройщиком). Контроль полноты и соответствия, изложенных в программе ИИ видам проектных работ, требованиям технических регламентов возлагается на заказчика (застройщика).
4.13 Программа ИИ должна соответствовать техническому заданию заказчика (застройщика) и содержать следующие требования:
- цели и задачи инженерных изысканий;
- характеристику изученности природных условий территории строительства по материалам ранее выполненных ИИ;
- краткую характеристику природных и техногенных условий района, влияющих на организацию и производство ИИ;
- обоснование границ территории проведения ИИ, с учетом сферы взаимодействия проектируемых объектов с природной средой, категорией сложности природных и техногенных условий;
- обоснование состава, объемов, методов и технологии выполнения ИИ и отдельных видов изыскательских работ (исследований), местоположения пунктов их производства (точек наблюдений, горных выработок, полевых испытаний и др.) и последовательность их выполнения;
- обоснование применения современных не стандартизированных технологий (методов) и технических средств выполнения ИИ для строительства в различных природных и техногенных условиях (при необходимости);
- требования к организации и производству изыскательских работ (состав, объем, методы, технология, последовательность, место, время и продолжительность производства отдельных видов работ), контроль качества работ, необходимость проведения мониторинговых наблюдений, их продолжительность;
- перечень и состав отчетных материалов, сроки их представления;
- мероприятия по обеспечению безопасных условий труда, охране здоровья, по санитарно-гигиеническому и энергоинформационному благополучию работающих с учетом природных и техногенных условий, а также характера выполняемых работ;
- мероприятия по охране окружающей среды, а также исключению ее загрязнения и предотвращению ущерба при выполнении ИИ;
- обоснование необходимости проведения научно-исследовательских работ при ИИ для проектирования объектов повышенного уровня ответственности или объектов, возводимых в сложных природных и техногенных условиях;
- принимаемая нормативно-методическая база для выполнения работ;
- сведения по метрологическому обеспечению.
При комплексном проведении изыскательских работ программу инженерных изысканий следует увязывать с программами других видов изысканий во избежание дублирования отдельных видов работ.
4.14 Программа ИИ должна являться основным и обязательным организационно-руководящим и методическим документом при ИИ автомобильных дорог.
Для выполнения изыскательских работ в период строительства (реконструкции или капитального ремонта) автомобильных дорог или для подготовки проектной документации по текущему ремонту и содержанию автомобильных дорог по требованию заказчика (застройщика), если это оговорено в договоре на ИИ, вместо программы ИИ должно составляться предписание на выполнение комплексных ИИ или на выполнение конкретных видов изыскательских работ.
Предписание на производство инженерных изысканий должно содержать в краткой форме сведения, указанные в 4.13, и данные, необходимые и достаточные для качественного выполнения изыскательских работ. В предписании следует приводить состав, объем, методы, последовательность выполнения изыскательских работ.
4.15 Исполнители инженерных изысканий имеют право устанавливать (закладывать) геодезические пункты (центры), осуществлять проходку горных выработок (буровых скважин, шурфов и др.) с обустройством сети стационарных наблюдений, отбирать пробы грунта, воздуха, воды, стоков, выбросов, атмосферных осадков и промышленных отходов, выполнять подготовительные и сопутствующие работы (расчистку и планировку площадок, рубку визирок, строительство водоводов и водостоков, обустройство временных сооружений), необходимые для производства инженерных изысканий в соответствии с условиями, предусмотренными в договоре (контракте) с заказчиком (застройщиком).
4.16 Изыскательская продукция для подготовки проектной документации строительства, реконструкции, капитального ремонта и текущего ремонта автомобильных дорог должна оформляться в виде комплексной отчетной документации. Комплексная отчетная документация должна быть представлена в виде отдельных книг (томов) по видам ИИ.
4.17 Отдельные тома (книги) должны состоять из текстовой и графической частей, а также приложений к ним. Текстовая часть технического отчета должна включать общую и техническую части.
4.18 В общей части должны быть представлены: основные сведения об объекте; исполнителе ИИ; сроках, составе и объеме выполненных работ; данные об изменениях и отступлениях от технического задания и программы ИИ, выявленные в процессе выполнения изыскательских работ; сведения об исходно-разрешительных документах.
4.19 Техническая часть должна содержать:
- характеристику природных и техногенных условий района изысканий;
- обобщение и анализ ранее выполненных результатов ИИ и других материалов;
- методы и технологию выполнения изыскательских работ;
- нормативные документы, используемые при проведении работ;
- сведения о метрологическом обеспечении средств измерений;
- сведения об используемом программном обеспечении;
- данные о системе качества и результатах контроля и приемки выполненных работ;
- материалы и результаты, выполненных ИИ, включая прогноз возможных изменений природных условий и рекомендаций по их учету для различных видов строительства;
- оценку рисков природных и техногенных процессов;
- анализ результатов, выводы и рекомендации.
4.20 Графическая часть технического отчета должна содержать (в зависимости от вида ИИ): карты, планы, визуализация цифровых моделей на характерных участках, разрезы, профили, графики, таблицы параметров (характеристик), каталоги полученных данных, основные результаты изысканий, графики и таблицы прогноза изменений природных и техногенных условий объекта строительства.
4.21 В состав приложений к техническому отчету должны входить копии технического задания, программа ИИ, исходно разрешительные и регистрационные документы на выполнение ИИ.
4.22 Технический отчет должен быть представлен в соответствии с требованиями межгосударственных и национальных стандартов, предъявляемым к документам ИИ, а также картографическим материалам.
4.23 Изыскательская продукция для подготовки проектной документации по текущему ремонту и содержанию, в процессе строительства (реконструкции) автомобильных дорог, а также отдельных видов работ в составе вышеуказанных изысканий может представляться по требованию заказчика (застройщика), если это оговорено в договоре на ИИ, в виде заключения (пояснительной записки), включающего полученные материалы, данные, выводы и рекомендации.
4.24 ИИ следует выполнять, как правило, в три этапа: подготовительный, полевой и камеральный.
4.25 Подготовительный этап ИИ включает:
- получение технического задания и подготовку договорной документации;
- сбор и обработку материалов ИИ прошлых лет на район (участок трассы, площадку) изысканий, получение высот и координат пунктов нивелирования и полигонометрии;
- подготовку программы (предписания) ИИ в соответствии с требованиями, приведенными в техническом задании заказчика (застройщика);
- осуществление в установленном порядке регистрации (получение разрешений) на производство ИИ;
- согласование плана обустройства места изыскательских работ предупреждающими дорожными знаками и ограждениями со службами, осуществляющими надзор и контроль за дорожным движением, а также - с эксплуатирующей организацией.
4.26 Полевой этап ИИ включает комплекс полевых работ в соответствии с программой ИИ и необходимый объем работ по предварительной обработке полученных материалов и данных для обеспечения контроля их качества, полноты и точности.
4.27 Камеральный этап ИИ включает:
- окончательную обработку материалов и данных полевого этапа изысканий, оценку точности полученных результатов с необходимой для проектирования и строительства информацией об объектах, ситуации и рельефе местности, о подземных и надземных сооружениях с указанием их технических характеристик, а также об опасных природных и техноприродных процессах;
- составление и передачу заказчику (застройщику) отчета об ИИ (пояснительной записки) с необходимыми приложениями по результатам выполненных ИИ;
- передачу в установленном национальным законодательством порядке отчетных материалов, выполненных ИИ местным органам архитектуры и строительства, в зоне деятельности которых выполнялись ИИ.