ГОСТ 32836-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Изыскания автомобильных дорог. Общие требования
8.5. Требования к инженерным изысканиям в период строительства
8.5.1 Инженерно-геодезические работы
8.5.1.1 Инженерно-геодезические работы в период строительства автомобильных дорог и искусственных сооружений на них должны выполняться в пределах постоянной и временной полосы отвода геодезической службой строительной организации, которая должна обеспечивать:
- создание (восстановление) и сгущение геодезических элементов разбивочной сети (основы) для строительства непосредственно на участке строительства автомобильной дороги;
- вынос в натуру основных или главных разбивочных осей автомобильной дороги и искусственных сооружений на ней в полном соответствии с проектной и рабочей документацией;
- геодезические разбивочные работы и закрепление пикетажа;
- детальную разбивку и привязку радиусов закругления трассы;
- детальную разбивку и геодезический контроль геометрических параметров элементов поперечного профиля автомобильной дороги и сооружений на ней;
- привязку углов поворота трассы к элементам ситуации;
- детальную разбивку искусственных сооружений;
- исполнительные геодезические съемки построенных участков автомобильной дороги, искусственных сооружений и инженерных коммуникаций (с нанесением границ землепользований);
- наблюдения за деформациями оснований дорожных сооружений, состоянием рельефа берегов и пойм на участках мостовых переходов;
- геодезические работы при монтаже искусственных сооружений.
8.5.1.2 По результатам инженерно-геодезических работ в период строительства автомобильных дорог и искусственных сооружений на них должен составляться технический отчет (см. 5.18 - 5.21).
В состав технического отчета должен входить разбивочный чертеж с привязкой к знакам геодезической основы осей автомобильной дороги и искусственных сооружений.
Исполнителем работ по объекту должна составляться исполнительная геодезическая документация, в состав которой должны входить:
- акт приема-передачи закрепительных знаков трассы;
- исполнительные чертежи в масштабах от 1:1000 до 1:500;
- продольные профили по оси трассы;
- каталоги координат углов поворота и створных точек;
- ситуационный план;
- полевые геодезические материалы исполнительной съемки.
8.5.2 Инженерно-геологические работы
8.5.2.1 Инженерно-геологические работы с геоэкологическими исследованиями в период строительства должны выполняться в пределах постоянной и временной полосы отвода в случаях:
- строительства в зонах социально-экологической напряженности или повышенного риска экологических конфликтов, сложных ИГУ и инженерно-геоэкологических условий;
- возведения уникальных сооружений;
- проектирования строительства по материалам и данным ИГИ, выполненным только на стадии подготовки проектной документации;
- краткосрочных стационарных наблюдений за уровнем (температурным, гидрохимическим режимами) подземных вод и динамикой опасных геологических процессов или отсутствия наблюдений и прогнозировавшихся изменениях геологической среды;
- строительства на застроенных и застраиваемых территориях;
- длительных промежутков времени между изысканиями и строительством;
- необходимости уточнения геологического строения, свойств грунтов, гидрогеологических и других условий участков строительства и примыкающих территорий, в том числе при смещении контуров смежных автомобильных дорог и искусственных сооружений, в пределах которых выполнялись изыскания;
- преобразования (улучшения) свойств грунтов и устройства искусственных оснований, а также во всех случаях, непредвиденных осложнений при строительстве по геологическим условиям.
8.5.2.2 В зависимости от условий по 8.5.2.1 и задач изыскания на этой стадии могут включать отдельные виды работ или их комплексы:
- обследование котлованов (траншей, выемок, шурфов и др.) для установления соответствия вскрытого геологического разреза и гидрогеологических условий, принятым в проектной документации; выявления необходимости дополнительных изысканий (работ);
- инженерно-геологическую документацию строительных выработок грунта. Дополнительные геофизические исследования, зондирование, пенетрационный каротаж, георадиолокация, другие испытания. Проходку горных выработок, отбор образцов грунтов и проб воды и лабораторные их исследования для уточнения особенностей геологического разреза, гидрогеологических и геоэкологических условий, свойств грунтов в местах конкретного заложения фундаментов, оконтуривания и определения объема грунтов, подлежащих замене, уточнения группы грунтов по трудности разработки и др.;
- установление возможных изменений несущих свойств грунтов оснований на участках высоких насыпей и глубоких выемок;
- контроль хода устройства дренажей глубокого заложения, рекомендации методов и контроль уплотнения и закрепления (стабилизации) грунтов с определением их механических и других свойств после преобразования, наблюдения за опытными намывом и отсыпкой дамб, пробной и производственной забивкой (погружением) свай, при необходимости;
- дополнительные испытания грунтов сваями и др.
8.5.2.3 Для контроля, своевременного выявления неблагоприятных изменений (тенденций) ИГУ и инженерно-геоэкологических условий участка строящейся дороги и принятия необходимых мер, следует планировать и при строительстве начинать мониторинг геологической или природной среды как систему слежения, анализа, прогнозирования изменений условий во времени и пространстве, разработки, реализации и контроля эффективности инженерной защиты территорий и объекта, рационального использования и охраны геологической или природной среды, в частности:
- следует изучать изменения геологической (природной) среды в процессе строительства, корректировать прогнозы, выполненные на предыдущих стадиях изысканий;
- в необходимых случаях следует продолжать или организовать стационарные наблюдения за режимом подземных вод, динамикой опасных геологических процессов, деформациями насыпей и оснований, конструкциями строящихся, примыкающих искусственных сооружений, состоянием защищаемых территорий и объектов, работой сооружений инженерной защиты и др.
8.5.2.4 По результатам инженерно-геологических работ в период строительства автомобильных дорог и искусственных сооружений на них должен составляться технический отчет (см. 4.18 - 4.21), который должен содержать:
- материалы обследований котлованов, траншей и других строительных выемок;
- данные контроля качества подготовки оснований, возведения земляных сооружений и физико-механические характеристики используемых грунтовых строительных материалов;
- контрольные определения свойств грунтов после их технической мелиорации (уплотнения, стабилизации, силикатизации и т.п.);
- результаты химических анализов подземных вод с определением степени агрессивности к бетону и коррозионной активности к металлам;
- данные об изменении состояния и свойств грунтов в сфере взаимодействия участков дорог, дорожных сооружений с геологической средой в процессе их возведения;
- материалы специальных наблюдений за процессами выветривания грунтов в строительных выемках, устойчивостью их откосов, разуплотнением грунтов и возможным прорывом грунтовых вод на дне котлованов и др.;
- данные о степени соответствия ранее выполненного прогноза фактическим изменениям ИГУ;
- общую оценку соответствия или несоответствия фактических ИГУ принятым в проекте;
- уточненный прогноз развития опасных геологических и инженерно-геологических процессов;
- рекомендации по устранению выявленных нарушений в производстве строительных работ и по внесению изменений и уточнений в проектные решения, в том числе по мероприятиям и сооружениям инженерной защиты.
В графической части и приложениях технического отчета следует приводить результаты выполненных обследований, наблюдений и отдельных видов работ.
8.5.3 Инженерно-гидрометеорологические работы
8.5.3.1 Выполнение инженерно-гидрометеорологических работ в период строительства автомобильных дорог осуществляется на участках переходов через реки с целью:
- получения оперативной информации о гидрологических и метеорологических параметрах, оказывающих влияние на безопасность строительных работ и нарушающих нормальный режим работы сооружения;
- контроля развития опасных гидрометеорологических процессов и явлений с целью предотвращения их негативного воздействия на сооружение в случаях расположения участка строительства автомобильной дороги в особо сложных природных условиях;
- контроля воздействия строительства мостового перехода на состояние водного объекта.
8.5.3.2 Получение оперативной информации о гидрологических и метеорологических параметрах, оказывающих влияние на безопасность строительных работ и контроль развития опасных гидрометеорологических процессов и явлений должны выполняться в рамках гидрометеорологического мониторинга на специально оборудованной сети наблюдений.
8.5.3.3 Технический отчет (см. 4.18 - 4.21) по результатам инженерно-гидрометеорологических работ должен содержать:
- результаты выполненных обследований, наблюдений и отдельных видов работ;
- материалы наблюдений за развитием деформационных процессов и факторов, их определяющих, обусловленных хозяйственным освоением территории;
- рекомендации по устранению выявленных нарушений в производстве строительных работ и внесению изменений и уточнений в проектную документацию, в том числе по мероприятиям и сооружениям инженерной защиты.
8.5.3.4 Состав отчетных материалов (см. 4.18 - 4.21) с результатами гидрометеорологического мониторинга и периодичность его представления следует регламентировать проектом системы мониторинга.
8.5.4 Инженерно-экологические работы
8.5.4.1 Задачи инженерно-экологических работ в период строительства автомобильных дорог должны сводиться к контролю состояния окружающей среды и принятию мер по предупреждению возникновения опасных экологических последствий. Контроль следует осуществлять специализированной проектной или экологической организацией в соответствии с утвержденной в составе проектной документации "Программой производственного экологического контроля (мониторинга)".
В задачи производственного экологического контроля следует включать:
- сбор уточненных данных о состоянии окружающей среды и тенденциях его изменения;
- контроль выполнения природоохранных решений при строительстве (опережающая отсыпка технологических дорог, ограничения по времени проведения строительных работ, мероприятия по охране водных объектов, рекультивация земель и борьба с эрозией, меры по охране и воспроизводству ресурсов растительного и животного мира);
- оперативный контроль возникающих неблагоприятных природных процессов и нарушений природной среды;
- долговременный контроль изменений и постепенно накапливающихся загрязнений окружающей среды (организация наблюдений на участках мониторинга);
- принятие незамедлительных мер к устранению нарушений природоохранного законодательства.
8.5.4.2 Виды работ и требования к объемам должны определяться в соответствии с утвержденной в составе проектной документации "Программой производственного экологического контроля (мониторинга)".
8.5.4.3 В техническом отчете (см. 4.18 - 4.21) по инженерно-экологическим работам в период строительства автомобильных дорог должны быть указаны все имевшие место нарушения экологических требований при проведении строительных работ с выделением этих участков на крупномасштабных картах и схемах. Также должны быть определены организации, виновные в допущенных нарушениях, и представлены предложения по восстановлению природной среды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель и водных объектов.