ГОСТ 32836-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Изыскания автомобильных дорог. Общие требования
8.4. Требования к инженерным изысканиям для подготовки проектной документации текущего ремонта и содержания автомобильных дорог
8.4.1 Топографо-геодезические изыскания
8.4.1.1 ТГИ в период эксплуатации автомобильных дорог для обоснования текущего ремонта и затрат по содержанию должны обеспечивать получение топографо-геодезических материалов и данных об участках автомобильных дорог, на которых имеются деформации и разрушения, требующие выполнения ремонтных работ.
8.4.1.2 В период эксплуатации автомобильных дорог следует выполнять периодические наблюдения за состоянием автомобильных дорог, при необходимости с использованием геодезических методов наблюдений и измерений.
В состав работ по периодическому геодезическому контролю должны входить следующие виды:
- топографическая съемка проблемных участков автомобильных дорог в масштабах от 1:5000 до 1:500, в зависимости от застроенности территории;
- геодезические наблюдения за деформациями автомобильных дорог и искусственных сооружений на них в полосе отвода на территориях с развитием опасных природных и техноприродных процессов (карст, склоновые процессы и др.);
- геодезические наблюдения за проседанием грунта высоких насыпей над водопропускными трубами;
- обследование автомобильных дорог на участках пересекаемых водных преград, подземных и наземных инженерных коммуникаций, железных и автомобильных дорог, защитных сооружений;
- геодезические наблюдения за растущими оврагами и промоинами;
- геодезические наблюдения за развитием процесса деформации (переработки) берегов на участках мостовых переходов и др.
8.4.1.3 При ТГИ для подготовки проектной документации по текущему ремонту автомобильных дорог следует выполнять комплекс работ, обеспечивающий получение топографо-геодезических материалов и необходимых данных.
В состав работ должны входить:
- закрепление начала и конца ремонтируемого участка (в случае разбивки участка на этапы выполнения работ - закрепление участков каждого этапа работ), вершин углов поворота, оси трассы и реперов;
- разбивка пикетажа и определение геометрических параметров существующей трассы (длина, длина прямых вставок, местоположение вершин кривых в плане, углы поворота);
- съемка кривых (радиусы и длины круговых кривых в плане, радиусы вертикальных кривых);
- съемка геометрических параметров поперечных профилей;
- съемка существующих искусственных сооружений и системы водоотвода;
- планово-ситуационная съемка полосы местности вдоль автомобильной дороги;
- съемка пересечений и примыканий с автомобильными и железными дорогами;
- съемка пересечений и сближений автомобильной дороги с ЛЭП, ЛС, объектами радиосвязи и радиорелейными линиями, определение ведомственной принадлежности коммуникаций;
- съемка остановок, стоянок и площадок отдыха, дорожных устройств и обстановки дороги (существующих ограждений, сигнальных столбиков, дорожных знаков и т.д.);
- съемка подземных коммуникаций и сооружений (магистральных трубопроводов, силовых кабелей и кабелей связи), определение их ведомственной принадлежности;
- планово-высотная привязка горных выработок (буровых скважин, шурфов и т.д.).
8.4.1.4 По результатам выполненных ТГИ для обоснования текущего ремонта участка автомобильной дороги должен составляться технический отчет (см. 4.18 - 4.21).
Перечень материалов, представляемых в отчете по ТГИ для проектной документации текущего ремонта, должен быть следующим:
- план, продольный (при необходимости) и поперечные профили, ИЦММ в пределах полосы отвода;
- дефектная ведомость состояния покрытия, обочин, земляного полотна, водопропускных труб, ведомость наличия и состояния прикромочных лотков, ведомость наличия и укрепления боковых водоотводных канав;
- топографическая съемка на пересечениях и примыканиях в пределах закругления;
- ведомость наличия и состояния воздушных, наземных и подземных инженерных коммуникаций;
- ведомость планово-высотной привязки горных выработок;
- ведомость закрепления трассы;
- ведомость реперов и ведомость закрепления реперов.
8.4.2 Инженерно-геологические изыскания
8.4.2.1 При ИГИ для подготовки проектной документации текущего ремонта автомобильных дорог следует проводить комплекс работ, обеспечивающий получение геологических материалов.
В задачи ИГИ должны входить:
- изучение изменений гидрогеологических условий, состава, состояния и свойств грунтов, наблюдения за возможным возникновением и активизацией геологических и инженерно-геологических процессов;
- составление прогноза возможных изменений ИГУ в сфере взаимодействия проектируемых объектов с геологической средой с целью установления причин, которые привели к деформациям на покрытии автомобильных дорог.
8.4.2.2 В состав работ должны входить:
- сбор и обработка материалов ИГИ и исследований прошлых лет;
- инженерно-геологическая рекогносцировка;
- проходка горных выработок (определение толщины и оценка состояния материалов конструктивных слоев дорожной одежды, определение состояния грунтов земляного полотна и подстилающих грунтов);
- геофизические исследования (при необходимости) на проблемных локальных участках;
- полевые исследования грунтов и материалов дорожной одежды;
- обследование грунтов оснований фундаментов существующих сооружений (при необходимости);
- в необходимых случаях стационарные наблюдения (мониторинг за изменением состояния материалов дорожной одежды и грунтов земляного полотна);
- лабораторные исследования грунтов (определение гранулометрического состава, прочностных и деформационных характеристик материалов дорожной одежды, определение физико-механических свойств грунтов земляного полотна и подстилающего основания);
- составление прогноза изменения ИГУ;
- камеральная обработка материалов и составление технического отчета.
8.4.2.3 В состав технического отчета (см. 4.18 - 4.21) по результатам ИГИ должны входить:
- все необходимые сведения и данные об изучении, оценке и прогнозе возможных изменений ИГУ, в том числе по динамике развития опасных геологических и инженерно-геологических процессов;
- общая оценка изменения ИГУ за период эксплуатации автомобильной дороги и искусственных сооружений на ней, тенденции их дальнейших изменений с указанием причин и факторов, их обусловливающих;
- рекомендации по проектированию и проведению ремонтных работ в соответствии с результатами ИГИ;
- уточненный геологический разрез на продольном профиле проблемных участков автомобильной дороги (при необходимости);
- инженерно-геологические паспорта мест индивидуального проектирования текущего ремонта земляного полотна, мостовых переходов и путепроводов, месторождений строительных материалов и грунтов, намеченных к использованию, а также ИГМ (при необходимости) в пределах полосы отвода автомобильной дороги.
8.4.3 Инженерно-гидрометеорологические изыскания
8.4.3.1 ИГМИ для разработки проектной документации текущего ремонта автомобильных дорог должны обеспечивать:
- уточнение инженерно-гидрометеорологических условий на ремонтируемом участке автомобильной дороги и повышение достоверности характеристик гидрологического режима водных объектов и климатических условий района;
- выявление участков, подверженных воздействию опасных гидрометеорологических процессов и явлений с определением их характеристик;
- определение гидрометеорологических условий эксплуатации автомобильной дороги.
8.4.3.2 На участках разрушений автомобильных дорог и искусственных сооружений в состав ИГМИ должны входить:
- основные сведения о гидрологическом режиме водных объектов и природно-климатических условиях района эксплуатации дороги;
- наземные рекогносцировочные обследования по уточнению площадей водосбора, расчетных расходов и объемов стока, режима работы искусственных сооружений и эффективности работы системы водоотвода;
- обследование участков автомобильных дорог на пересекаемых трассой болотах (с целью установления уровня поверхностных вод и границ затопления), а также овражисто-балочной сети (для оценки эрозионной деятельности);
- обследование искусственных сооружений;
- гидрологические и гидравлические расчеты.
8.4.3.3 Технический отчет (см. 4.18 - 4.21) по результатам ИГМИ должен содержать:
- результаты наблюдений, выполненных за период изысканий;
- принимаемые при гидрометеорологических расчетах исходные данные и результаты расчета;
- дефектные ведомости эксплуатируемых объектов;
- схему гидрографической сети с указанием местоположения водомерных постов и пунктов метеорологических наблюдений (при необходимости);
- выкопировку карты с обозначением эксплуатируемого объекта;
- гидростворы перехода через водоток;
- морфостворы перехода через водоток;
- совмещенные планы участков реки по съемкам разных лет для характеристики деформации русла (при необходимости);
- графики зависимости расходов воды, площадей водного сечения и средних скоростей течения от уровня воды (при необходимости);
- кривые обеспеченности среднегодовых и характерных расходов воды и других расчетных характеристик (при необходимости);
- планы и профили распределения толщины льда по результатам ледомерных съемок (при необходимости);
- схемы и планы распределения взвешенных и донных наносов (при необходимости).
8.4.4 Инженерно-экологические изыскания
8.4.4.1 Задачами ИЭИ для подготовки проектной документации текущего ремонта автомобильных дорог являются:
- оценка экологических условий, сложившихся в период эксплуатации автомобильной дороги;
- проведение ИЭИ в объеме изысканий, необходимых для принятия проектных решений при текущем ремонте автомобильной дороги;
- составление рекомендаций для разработки раздела "Мероприятия по охране окружающей среды" при проведении ремонтных работ на участках автомобильной дороги.
8.4.4.2 В состав ИЭИ должны входить организационные и технические мероприятия по обеспечению экологической безопасности при текущем ремонте участков автомобильной дороги.
8.4.4.3 Технический отчет (см. 4.18 - 4.21) по результатам ИЭИ должен содержать сведения об изменениях окружающей среды за период эксплуатации автомобильной дороги и искусственных сооружений на ней, а также прогноз изменения инженерно-экологических условий и рекомендации по охране окружающей среды на участках текущего ремонта.