БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ 32836-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Изыскания автомобильных дорог. Общие требования

8.3. Требования к инженерным изысканиям для подготовки проектной документации реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог

 

При определении видов и состава ИИ для подготовки проектной документации реконструкции или капитального ремонта следует использовать данные диагностики автомобильных дорог.

В зависимости от вида предполагаемых работ (реконструкция, капитальный ремонт) должны назначаться виды и объемы ТГИ, ИГИ, ИГМИ и ИЭИ.

8.3.1 Топографо-геодезические изыскания

8.3.1.1 При ТГИ для подготовки проектной документации реконструкции (капитального ремонта) автомобильных дорог должны быть выполнены:

- сбор и анализ имеющихся топографо-геодезических, аэрофотосъемочных и картографических материалов, включая материалы и данные изысканий прошлых лет;

- визуальное обследование существующей автомобильной дороги;

- топографическая съемка искусственных сооружений;

- съемка продольных и поперечных профилей земляного полотна;

- определение габаритов приближения строений;

- топографическая съемка (цифровая аэрофотосъемка или воздушное и наземное лазерное сканирование местности) выполняется в соответствии с требованиями 8.2.1.2;

- создание ИЦММ прохождения трассы, составление и размножение топографических планов (в цифровом и графическом видах);

- камеральное при капитальном ремонте или полевое трассирование (вынос трассы в натуру) при прохождении трассы по новому направлению при реконструкции автомобильной дороги;

- топографо-геодезическое обеспечение других видов ИИ;

- определение параметров проезжей части и земляного полотна;

- местоположение и состояние ограждающих, направляющих устройств, дорожных знаков, снегозащитных устройств;

- местоположение и состояние объектов придорожного сервиса;

- конструкция и состояние обустройства существующей дороги;

- углы поворота существующей автомобильной дороги;

- местоположение и состояние искусственных сооружений с составлением соответствующих альбомов.

8.3.1.2 При проложении трассы по новому направлению при реконструкции автомобильных дорог следует руководствоваться требованиями 8.2.1 - 8.2.2.

Дополнительно для целей реконструкции автомобильных дорог в отчетных материалах должны быть представлены:

- абрисы привязок характерных точек трассы к элементам ситуации;

- ведомость координат и высот закрепления точек трассы;

- схемы закрепленной трассы.

8.3.1.3 При ТГИ для подготовки проектной документации реконструкции (капитального ремонта) сооружений на автомобильной дороге должны быть выполнены:

- определение координат углов сооружений, вершин углов поворота автомобильных дорог, колодцев (камер), опор инженерных коммуникаций и других точек;

- детальное обследование и детальная съемка инженерных коммуникаций (сооружений), подлежащих реконструкции, а также опор и колодцев (камер) в местах подключения проектируемых коммуникаций, составление их технологических схем;

- наружные обмеры сооружений;

- геодезические наблюдения за деформациями сооружений;

- геодезическое обеспечение инженерно-геологических и инженерно-гидрометеорологических стационарных наблюдений и исследований.

8.3.1.4 При ТГИ для подготовки проектной документации по реконструкции (капитальному ремонту) сооружений на автомобильных дорогах по данным наружных обмеров элементов сооружений должны быть составлены обмерные чертежи в цифровом и графическом видах в масштабах 1:500 - 1:50.

Расхождения длин сторон сооружений, полученных из обмеров и вычисленных по координатам, не должны превышать 10 см при длинах сторон менее 100 м и 1/1000 при длинах сторон свыше 100 м.

По результатам детального обследования подземных и надземных сооружений следует составлять эскизы колодцев (камер) в масштабах 1:50 - 1:20 и эскизы типовых опор подземных и надземных сооружений в масштабах 1:200 - 1:20 (в зависимости от их высоты) или представлять фотографии обследованных опор с их размерами.

8.3.1.5 Ширина полосы съемки вдоль автомобильной дороги должна быть не менее ширины притрассовой полосы, а для застроенных территорий должна быть не менее расстояния между красными линиями улицы.

На участках пересечений и сближений дорог с существующими коммуникациями и другими сооружениями ширину полосы съемки следует принимать с учетом обеспечения требований проектирования по их переустройству и переносу.

8.3.1.6 В техническом отчете (см. 4.18 - 4.21) по ТГИ должны быть представлены:

- ведомость закрепления трассы (начало и конец трассы, вершины углов поворота), а в случае разбивки автомобильной дороги на этапы выполнения работ - границы каждого этапа;

- таблица прямых и кривых;

- ведомость геодезических высот точек поперечников;

- ведомость реперов и ведомость закрепления реперов;

- дефектная ведомость состояния покрытия, обочин, водоотвода;

- ведомость наличия и технического состояния покрытия на пересечениях и примыканиях;

- ведомость наличия и дефектная ведомость состояния водопропускных труб;

- ведомость наличия и состояния воздушных инженерных коммуникаций;

- ведомость наличия и состояния существующих подземных инженерных коммуникаций;

- ведомость наличия и состояния прикромочных лотков;

- ведомость укрепления боковых водоотводных канав;

- ведомость планово-высотной привязки горных выработок;

- план резервов грунта и месторождений местных каменных материалов;

- геодезические данные в линейном графике оценки качества автомобильной дороги;

- план участка автомобильной дороги в основном масштабе 1:2000 (допускаемый 1:5000, 1:1000), а на застроенной территории 1:1000 (допускаемый 1:2000, 1:500) с нанесенными коммуникациями и согласованный с владельцами коммуникаций;

- продольный профиль участка автомобильной дороги в масштабах по горизонтали 1:5000 (допускаемый 1:2000), по вертикали 1:500 (допускаемый 1:200), а на застроенной территории - по горизонтали 1:2000 (допускаемый 1:5000), по вертикали 1:200 (допускаемый 1:500);

- поперечные профили через 25 или 50 (100) м (в зависимости от рельефа) в пределах полосы отвода в основном масштабе 1:200 (допускаемый 1:100), а на застроенной территории - через 20 м в масштабе 1:100 (допускаемый 1:200, 1:50);

- планы и продольные профили пересечений и примыканий;

- ведомость кустарника с указанием вида, типа посадки (одиночный, однорядный, живая изгородь);

- ведомость рубки леса и кустарников с указанием средних диаметра и высоты, а также густоты деревьев.

8.3.2 Инженерно-геологические изыскания

8.3.2.1 При изысканиях для реконструкции (капитального ремонта) сооружений должны быть получены материалы и данные для оценки ИГУ и инженерно-геоэкологических или природных условий с учетом изменений за период строительства и эксплуатации.

8.3.2.2 При выполнении ИГИ на действующих автомобильных дорогах должны быть определены физико-механические свойства материалов дорожной одежды и грунтов земляного полотна существующей дороги, в том числе модуля упругости на поверхности усовершенствованных нежестких дорожных одежд.

При проложении трассы по новому направлению при реконструкции автомобильных дорог следует руководствоваться требованиями 8.2.3 - 8.2.4.

8.3.2.3 В состав ИГИ для подготовки проектной документации реконструкции (капитального ремонта) автомобильной дороги должны входить следующие виды работ:

- сбор и обработка материалов ИГИ и исследований прошлых лет;

- инженерно-геологическая рекогносцировка;

- проходка горных выработок (определение толщины и оценка состояния материалов конструктивных слоев дорожной одежды; состава материалов конструктивных слоев дорожной одежды; состояния грунтов земляного полотна и подстилающих грунтов);

- геофизические исследования (георадиолокация, электроразведка и сейсморазведка);

- полевые исследования грунтов (в том числе оценка деформационных и прочностных свойств грунтов в дорожных конструкциях);

- при необходимости - стационарные наблюдения (мониторинг за изменением состояния материалов дорожной одежды и грунтов земляного полотна);

- лабораторные исследования грунтов (определение физико-механических (в том числе прочностных и деформационных) характеристик материалов дорожной одежды; гранулометрического состава и физико-механических свойств грунтов земляного полотна и подстилающего основания);

- составление прогноза изменения ИГУ;

- камеральная обработка материалов и составление технического отчета.

8.3.2.4 В процессе ИГИ необходимо устанавливать эффективность работы дренажей, водопонизительных систем, противофильтрационных устройств, других сооружений инженерной защиты, проявление подтопления, заболачивания, осадок поверхности и другие факторы, обусловливающие изменения геологической среды или являющиеся их следствием.

8.3.2.5 Изыскания следует проводить с учетом новых техногенных воздействий на геологическую среду. Для выявления изменений рельефа и геологического строения необходимо сопоставлять топографические планы, составленные до начала строительства и на момент изысканий, использовать материалы по инженерной подготовке, закладке фундаментов, проложению инженерных коммуникаций, других подземных сооружений, документы по производству земляных работ, технической мелиорации грунтов и др.

8.3.2.6 При изысканиях на территориях, граничащих с промышленными предприятиями, следует учитывать техногенные изменения уровня грунтовых вод и коррозионной агрессивности подземных вод и грунтов, прочностных и деформационных свойств грунтов, их возможное загрязнение при наличии мокрых технологических процессов, утечках воды, технологических растворов и стоков из коммуникаций, в результате воздействия химических веществ или температурных изменений.

8.3.2.7 При проведении работ не следует допускать нарушения сложения и состояния грунтов оснований за пределами выработок замачиванием, промерзанием, разрыхлением и т.п. Должно быть проведено восстановление покрытий, противонапорной гидроизоляции, защитных слоев и других элементов по окончании изысканий.

8.3.2.8 В техническом отчете (см. 4.18 - 4.21) по результатам ИГИ должны быть представлены:

- пояснительная записка с указанием объема выполненных работ, кратким описанием ИГУ реконструируемой (капитально ремонтируемой) дороги, рекомендации по обеспечению устойчивости земляного полотна на отдельных неблагоприятных участках (болота, оползни, карсты и т.д.);

- ведомость полевых лабораторных испытаний грунтов и анализов воды;

- ведомость прочностных характеристик материалов дорожной одежды;

- графики пенетрационных испытаний грунтов;

- ведомости результатов лабораторных испытаний грунтов;

- планы топографической съемки с нанесенными выработками отдельных сложных мест индивидуального проектирования, а также характерные геолого-литологические разрезы;

- планы и геолого-литологические разрезы мостовых переходов;

- продольные и поперечные инженерно-геологические разрезы, выполненные по существующей дороге в горизонтальном и вертикальном масштабах. При проведении георадарных работ представляются непрерывные инженерно-геологические разрезы с таблицами толщин слоев дорожной одежды и грунтов земляного полотна;

- инженерно-геологическая карта с нанесением выявленных месторождений строительных материалов и резервов грунтов;

- при трассировании автомобильной дороги по новому направлению ИГМ в полосе варьирования реконструируемого участка автомобильной дороги;

- полевые журналы, колонки скважин, фотоснимки и видеоматериалы;

- данные о прогнозе возможных изменений ИГУ, а также рекомендации по проектированию и проведению работ по реконструкции или капитальному ремонту.

8.3.3 Инженерно-гидрометеорологические изыскания

8.3.3.1 ИГМИ для подготовки проектной документации реконструкции (капитального ремонта) автомобильной дороги должны обеспечивать получение исходных данных о режиме водного объекта и климатических условиях, сложившихся в процессе эксплуатации автомобильной дороги; оценку изменений установленных предшествующими изысканиями характеристик гидрологического режима и климатических условий, связанных со строительством и эксплуатацией дороги, и их сопоставление с выполненным ранее прогнозом; определение расчетных гидрологических и метеорологических характеристик.

При реконструкции автомобильных дорог должны быть собраны материалы ранее выполненных изысканий по гидрологическому режиму изучаемого водного объекта, а также по постам-аналогам за период эксплуатации сооружений, данные о нарушениях условий эксплуатации дороги, связанных с экстремальными гидрометеорологическими явлениями, о неблагоприятных воздействиях реконструируемых сооружений на режим водных объектов, их флору, фауну и воздушный бассейн. В необходимых случаях следует проводить гидрологические наблюдения и изучать климатические условия.

При проложении трассы по новому направлению при реконструкции автомобильных дорог следует руководствоваться требованиями 8.2.5 - 8.2.6.

8.3.3.2 Наблюдения за режимом водных объектов, изучение климатических условий и гидрометеорологических процессов должны предусматриваться в случаях, когда:

- в результате предварительной оценки установлено отличие принятых для обоснования проектов расчетных гидрологических характеристик или климатических условий от их реальных значений;

- при эксплуатации объекта установлены неблагоприятные гидрометеорологические воздействия на сооружения, не учтенные при разработке их проектной документации;

- необходима разработка проектной документации инженерной защиты объекта или мероприятий по предотвращению неблагоприятного воздействия автомобильной дороги на окружающую среду;

- реконструкция объекта предусматривает промышленное освоение новой территории, увеличение водосброса, увеличение выпусков промышленных стоков и другие хозяйственные мероприятия, проекты которых вызывают необходимость гидрометеорологического обоснования.

8.3.3.3 При организации наблюдений в состав гидрологической (метеорологической) сети должны быть включены посты (станции), действовавшие при проведении предыдущих изысканий, которые следует принимать в качестве опорных при определении изменений в режиме водного объекта или климатических условий за период эксплуатации.

8.3.3.4 Вновь организуемые посты следует размещать исходя из необходимости получения исходных данных для определения характера воздействия эксплуатируемых сооружений на водный объект и оценки характеристик его режима, сложившегося в условиях эксплуатации.

8.3.3.5 При капитальном ремонте состав и объем ИГМИ должен соответствовать обоснованию назначаемых видов работ, выполняемых при капитальном ремонте.

8.3.3.6 В техническом отчете (см. 4.18 - 4.21) по результатам ИГМИ должны быть представлены:

а) в текстовых материалах:

1) результаты наблюдений, выполненных за период изысканий;

2) принимаемые при гидрометеорологических расчетах исходные данные и результаты расчета;

б) в графических материалах:

1) для рек:

- схема гидрографической сети с указанием местоположения водомерных постов и пунктов метеорологических наблюдений;

- выкопировка карты с обозначением эксплуатируемого объекта;

- гидростворы перехода через водоток;

- морфостворы перехода через водоток;

- совмещенные поперечные и продольные профили реки, а также совмещенные планы участков реки по съемкам разных лет для характеристики деформации русла;

- графики зависимости расходов воды, площадей водного сечения и средних скоростей течения от уровня воды;

- кривые обеспеченности среднегодовых и характерных расходов воды и других расчетных характеристик;

- схемы распределения скоростей и направления течения;

- планы и профили распределения толщины льда по результатам ледомерных съемок (при необходимости);

- схемы и планы распределения взвешенных и донных наносов;

2) для озер, водохранилищ и морей представляются дополнительно планы и схемы участков, графики зависимости высоты волны от скорости ветра и т.д.;

3) для болот должны быть представлены схемы участков трасс с нанесением линий стока (при необходимости).

8.3.4 Инженерно-экологические изыскания

8.3.4.1 Задачами ИЭИ для проектной документации реконструкции (капитального ремонта) автомобильной дороги являются:

- оценка экологических условий, сложившихся в период эксплуатации автомобильной дороги, в том числе изменений состояния компонентов природной среды, произошедших в результате изменения эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, приведших к необходимости ее реконструкции (капитального ремонта);

- проведение ИЭИ в объеме изысканий, необходимых для принятия проектных решений по реконструкции (капитальному ремонту) автомобильной дороги;

- составление рекомендаций для разработки раздела "Мероприятия по охране окружающей среды".

8.3.4.2 При реконструкции автомобильных дорог дополнительно к составу ИЭИ для проектной документации нового строительства (см. 8.2.7) следует добавить получение сведений об изменениях природной среды за период эксплуатации автомобильной дороги. А именно: оценку шумового загрязнения окружающей среды, определение эффективности очистки поверхностных стоков с искусственных сооружений, а также решение вопросов утилизации и складирования отходов.

8.3.4.3 Маршрутные наблюдения следует выполнять для получения качественных и количественных показателей и характеристик состояния всех компонентов экологической обстановки.

Маршрутные геоэкологические обследования должны включать:

- обход реконструируемых (капитально ремонтируемых) участков дороги и составление схемы расположения промышленных предприятий (в том числе асфальтобетонных заводов и других производственных баз), свалок (в том числе дорожно-строительных материалов), полигонов твердых бытовых отходов, шлакохранилищ, отстойников, нефтехранилищ и других потенциальных источников загрязнения;

- опрос местных жителей о специфике использования территории с целью выявления утечек из подземных коммуникаций, подпоров поверхностных вод, вызванных неудачно устроенными на дороге искусственными сооружениями;

- выявление и нанесение на схемы и карты фактического материала визуальных признаков (подсыхание или загнивание деревьев в полосе отвода автомобильной дороги; отсутствие рекультивации существующих карьеров, мест хранения удобрений, пятен нефтепродуктов и т.п.).

8.3.4.4 В ходе ИЭИ должны быть выполнены исследования загрязнения атмосферного воздуха при эксплуатации автомобильной дороги и прогноз загрязнения при росте интенсивности движения после реконструкции (капитального ремонта).

8.3.4.5 Грунтовые выработки (буровые скважины, шурфы и т.д.) следует проводить для оценки ИГУ с точки зрения возможной аккумуляции загрязнений, отбора проб грунтов и подземных вод для определения химического состава и концентрации вредных компонентов, определения числа загрязненных стоков с автомобильной дороги в грунтовые воды. Горные выработки следует размещать по створам, перпендикулярным к границам геоморфологических элементов, с учетом расположения источников загрязнения, а также основных направлений поверхностного и подземного стока и состава поверхностных отложений. Глубину выработок следует определять по глубине залегания и мощности первого от поверхности водоносного горизонта, глубине кровли первого водоупора, мощности загрязненной зоны.

Материалы почвенных исследований должны содержать сведения для определения мощности плодородного и потенциально-плодородного слоев почвы.

Стандартный перечень определяемых химических показателей в пробах почв и грунтов должен включать pH солевых растворов, тяжелых металлов, свинца, кадмия, цинка, меди, никеля, мышьяка, ртути, 3,4-бензпирена, нефтепродуктов.

Отбор фоновых проб грунтов следует производить с наветренной стороны, не менее чем в 500 м от автомобильной дороги, на землях (лугах, пустошах), где не применялись пестициды и гербициды.

8.3.4.6 При радиационно-экологических исследованиях должна быть определена оценка:

- гамма-фона территории;

- удельной активности антропогенных радионуклидов в грунтах;

- удельной активности естественных радионуклидов в грунтах, используемых в качестве строительных материалов;

- радиационных характеристик источников водоснабжения;

- потенциальной радоноопасности территории.

8.3.4.7 Исследования вредных физических воздействий (электромагнитного излучения, шума, вибрации, тепловых полей и т.д.) следует осуществлять в первую очередь на участках реконструируемых (капитально ремонтируемых) дорог, проходящих по населенным пунктам.

8.3.4.8 Для непосредственной оценки физических воздействий следует производить специальные измерения компонент электромагнитного поля в различных диапазонах частот, амплитудного уровня и частотного состава вибраций от различных источников, шумов и пр.

8.3.4.9 При проведении изысканий следует производить проверку выполнения норм санитарно-защитных зон вдоль высоковольтных ЛЭП и оценку уровня шума.

8.3.4.10 Если автомобильная дорога эксплуатируется на ММГ, то следует выполнять эколого-геокриологические исследования, включающие наблюдения за температурным режимом грунтов, глубиной слоя промерзания и протаивания грунтов, а также опасными криогенными процессами.

8.3.4.11 Изучение растительного покрова следует осуществлять для оценки:

- ИГУ и их изменения под влиянием антропогенного воздействия (подтапливания, осушения, опустынивания и т.д.);

- уровня антропогенной нагрузки на природную среду (вырубки, гари и т.д.).

8.3.4.12 Характеристику животного мира следует приводить на основе изучения опубликованных данных и фондовых материалов охотничьих хозяйств.

Должны быть выполнены анализ проб на определение показателей бактериопланктонов, фитопланктона, зоопланктона, ихтиопланктона, макробентоза; при необходимости - анализ ихтиологических исследований; оценка донных биоценозов.

8.3.4.13 Социально-экономические исследования должны выполняться на основе сбора данных статистической отчетности и архивных материалов.

8.3.4.14 В процессе ИЭИ должны быть выявлены объекты культурного наследия, в том числе объекты, обладающие признаками объектов культурного наследия, их охранные зоны и сведения об установленных ограничениях на ведение хозяйственной деятельности.

8.3.4.15 В ходе ИЭИ должны быть определены ООПТ и другие экологические ограничения природопользования, в соответствии с п. 8.2.7.11.

8.3.4.16 Оценка экологических условий должна включать покомпонентную оценку воздействия состояния среды обитания на здоровье человека.

8.3.4.17 Стационарные экологические наблюдения следует проводить преимущественно при реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог в районах с неблагоприятной экологической ситуацией и повышенной экологической чувствительностью природной среды к внешним воздействиям.

8.3.4.18 Частота, временной режим и длительность наблюдений должны устанавливаться в соответствии с характером, интенсивностью и длительностью воздействий, условиями функционирования автомобильных дорог, особенностями природной обстановки, определяющими скорость распространения неблагоприятных воздействий и их возможные последствия.

8.3.4.19 Технический отчет (см. 4.18 - 4.21) по результатам ИЭИ должен содержать сведения об изменениях окружающей среды за период эксплуатации автомобильной дороги и искусственных сооружений на ней, а также прогноз изменения инженерно-экологических условий и рекомендации по охране окружающей среды на участке реконструкции (капитального ремонта).

В техническом отчете должна приводиться характеристика степени изученности экологических условий реконструируемого (капитально ремонтируемого) участка автомобильной дороги, данные экологического мониторинга и рекомендации по использованию этих материалов в проектной документации.