БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ 32836-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Изыскания автомобильных дорог. Общие требования

8.2. Инженерные изыскания для подготовки проектной и рабочей документации строительства автомобильных дорог

 

8.2.1 Топографо-геодезические изыскания для подготовки проектной документации

8.2.1.1 При производстве ТГИ для подготовки проектной документации строительства автомобильных дорог должен быть выполнен комплекс топографо-геодезических работ, обеспечивающий получение топографо-геодезических материалов и данных (в цифровом и графическом видах), необходимых для доработки и детализации проектного решения в пределах полосы отвода по выбранному варианту трассы на стадии предпроектной документации, а также для выполнения других видов ИИ.

8.2.1.2 В состав ТГИ должны входить:

- анализ и доработка материалов топографо-геодезических изысканий, выполненных на стадии предпроектной документации;

- полевое трассирование (вынос трассы в натуру по заданным координатам);

- планово-высотная привязка трассы к пунктам государственной (опорной) геодезической сети;

- топографическая съемка (цифровая аэрофотосъемка или воздушное или наземное лазерное сканирование местности) по принятому к проектированию варианту трассы в масштабах 1:1000 - 1:2000, а также досъемка участков пересечений и переходов (переходы через естественные и искусственные препятствия, пересечения железных и автомобильных дорог, вновь появившихся коммуникаций и др.) в масштабе 1:500 - 1:2000;

- создание ИЦММ, принятого к проектированию варианта прохождения трассы, составление и размножение инженерно-топографических планов (в цифровом и графическом видах);

- топографо-геодезическое обеспечение других видов ИИ.

8.2.1.3 При полевом обследовании (рекогносцировке) необходимо:

- уточнять намеченное положение трассы в пределах полосы отвода;

- осуществлять сбор сведений о пересекаемых коммуникациях.

8.2.1.4 В случае несоответствия имеющихся инженерно-топографических планов современному состоянию ситуации и рельефа местности следует производить их обновление для создания современной ИЦММ.

8.2.1.5 Обновление планов должно осуществляться в притрассовой полосе принятого к проектированию варианта трассы по результатам топографической съемки.

8.2.1.6 Ширина полосы местности вдоль трассы, подлежащей наземной топографической съемке, должна устанавливаться в пределах притрассовой полосы. Увеличивать ширину полосы наземной топографической съемки следует на участках индивидуального проектирования земляного полотна, искусственных сооружений, обустройства дороги, водоотводов, лесозащитных полос, притрассовых карьеров, продольных ЛС и ЛЭП, а также пересекаемых инженерных коммуникаций.

8.2.1.7 При ТГИ новых трасс автомобильных дорог съемка должна выполняться с учетом представления результатов изысканий и проектирования для последующего использования при строительстве и эксплуатации дороги в системах автоматизированного управления 3D.

8.2.1.8 ТГИ для подготовки проектной документации строительства сооружений на автомобильных дорогах совместно с другими видами инженерных изысканий должны обеспечивать исходными данными разработку проектной документации:

- инженерной подготовки участка автомобильной дороги с указанием существующих и подлежащих сносу зданий и сооружений;

- переноса инженерных коммуникаций;

- уточнение деформационных характеристик ИГЭ по всем собранным материалам для принятия обоснованных технических решений по размещению сооружений в полосе отвода автомобильной дороги;

- инженерной защиты сооружений от опасных природных и природно-техногенных процессов.

8.2.1.9 На территории населенных пунктов и предприятий, а также на незастроенной территории (если это предусмотрено в задании), вместо полевого трассирования следует выполнять инженерно-топографическую съемку или обновление существующих инженерно-топографических планов притрассовой полосы по принятому к проектированию варианту с последующей камеральной укладкой трассы, камеральным построением профилей и поперечников по материалам съемки и подготовкой информации по планово-высотному обоснованию для геодезического обеспечения строительства.

8.2.1.10 В результате ТГИ для подготовки проектной документации строительства автомобильных дорог должен представляться технический отчет (см. 4.18 - 4.21).

8.2.1.11 Технический отчет о выполненных ТГИ для подготовки проектной документации строительства автомобильных дорог должен содержать:

- пояснительную записку с приложениями;

- ситуационный план трассы;

- продольные и поперечные профили;

- ведомости координат и высот точек съемочного обоснования;

- ИЦММ;

- инженерно-топографические планы отдельных мест (сложных участков, автобусных остановок, примыканий и пересечений, мостовых переходов, искусственных сооружений, участков трасс, проходящих по населенным пунктам);

- планы и продольные профили пересекаемых воздушных и подземных коммуникаций;

- продольные профили логов;

- обмерные чертежи зданий и сооружений;

- акт приемки ТГИ.

8.2.1.12 Текстовая часть технического отчета должна включать следующие ведомости:

- углов поворота, прямых и кривых;

- закрепления трассы;

- реперов;

- пересекаемых угодий;

- пересекаемых инженерных коммуникаций;

- пониженных мест и искусственных сооружений;

- примыканий и пересечений;

- болот;

- строений, подлежащих сносу и переносу.

8.2.2 Топографо-геодезические изыскания для подготовки рабочей документации

8.2.2.1 ТГИ для подготовки рабочей документации должны обеспечивать уточнение и дополнение имеющихся или получение новых материалов и данных, необходимых и достаточных для строительства автомобильной дороги и искусственных сооружений на ней. В состав ТГИ для подготовки рабочей документации строительства автомобильных дорог входят:

- полевое трассирование;

- проложение теодолитных (тахеометрических) ходов по оси трассы с закреплением углов поворота и створных точек;

- закладка реперов;

- разбивка пикетажа, элементов кривых и поперечных профилей;

- нивелирование по трассе и поперечным профилям;

- планово-высотная привязка трассы к пунктам опорной геодезической сети;

- топографическая съемка полосы местности вдоль трассы;

- дополнительная крупномасштабная съемка мест индивидуального проектирования земляного полотна и водоотводных сооружений;

- досъемка участков больших мостовых переходов, путепроводов, портальных тоннелей, пересечений с железными и автомобильными дорогами, ЛЭП, ЛС и магистральными трубопроводами;

- топографическая съемка площадок под карьеры строительных материалов;

- трассирование притрассовых (альтернативных) автомобильных дорог и железнодорожных обходов (при необходимости);

- геодезическое обеспечение других видов изысканий.

8.2.2.2 Состав технического отчета (см. 4.18 - 4.21) о выполненных ТГИ для подготовки рабочей документации строительства автомобильных дорог должен содержать пояснительную записку, свидетельства метрологических поверок используемого оборудования, лицензии на программное обеспечение, ведомость используемых пунктов геодезического обоснования, схему тахеометрического хода, таблицы разбивки элементов трассы, поперечные профили, инженерно-топографический план изменившихся участков трассы дороги и вновь появившихся инженерных коммуникаций, детальный инженерно-топографический план сложных участков в масштабах 1:500 - 1:1000.

8.2.3 Инженерно-геологические изыскания для подготовки проектной документации

8.2.3.1 ИГИ должны обеспечивать комплексное изучение ИГУ проектируемой автомобильной дороги в пределах притрассовой полосы, включая рельеф, геологическое строение, геоморфологические и гидрогеологические условия, состав, состояние и свойства грунтов, геологические и инженерно-геологические процессы, изменение условий освоенных (застроенных) территорий, составление прогноза возможных изменений ИГУ в сфере взаимодействия проектируемых объектов с геологической средой с целью получения необходимых и достаточных материалов для обоснования положения оси и границ полосы отвода автомобильной дороги.

8.2.3.2 ИГИ должны выполняться для оценки ИГУ района проектирования, построения ИГМ (при необходимости) с целью получения необходимых и достаточных материалов для проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги и искусственных сооружений на ней.

8.2.3.3 Инженерно-геотехнические изыскания (при необходимости) в составе ИГИ следует выполнять под отдельные сооружения на площадках с изученными ИГУ, с целью построения расчетной геотехнической модели взаимодействия сооружений с геологической средой.

8.2.3.4 Инженерно-геотехнические изыскания выполняют с целью получения исходных данных для выполнения нелинейных методов расчета при проектировании искусственных сооружений на участках индивидуального проектирования и со сложными грунтово-гидрогеологическими условиями на переходах через естественные и искусственные препятствия трасс автомобильных дорог.

8.2.3.5 В состав ИГИ и инженерно-геотехнических изысканий входят следующие основные виды работ:

- сбор и обработка материалов изысканий прошлых лет;

- дешифрирование космо- и аэрофотоматериалов;

- анализ материалов ранее выполненных ИИ, в том числе ИГИ на стадии предпроектной документации;

- комплексное инженерно-геологическое рекогносцировочное обследование по принятому к проектированию варианту в пределах притрассовой полосы и маршрутные наблюдения (включая аэровизуальные, автомобильные и пешие маршруты) с попикетным описанием трассы и полевым дешифрированием, выполняемые с целью выявления и изучения основных особенностей ИГУ исследуемой территории, полевой заверки и интерпретации данных дистанционного зондирования;

- выявление участков развития опасных инженерно-геологических процессов и специфических грунтов;

- инженерно-геологическая съемка;

- проходка горных выработок;

- инженерно-геофизические исследования (в том числе георадиолокационные);

- инженерно-геокриологические исследования (при необходимости);

- сейсмологические и сейсмотектонические исследования территории;

- сейсмическое микрорайонирование (в зоне с сейсмичностью 7, 8 и 9 баллов);

- полевые исследования грунтов;

- гидрогеологические исследования;

- лабораторные исследования грунтов и подземных вод;

- специальные инженерно-геотехнические исследования характеристик грунтов (при необходимости для нестандартных, в том числе нелинейных методов расчета сооружений);

- стационарные наблюдения;

- физическое и математическое моделирование взаимодействия сооружений с геологической средой, склоновых и гидрогеологических процессов;

- прогноз изменений ИГУ;

- поиск и разведка месторождений строительных материалов, в том числе грунтов и дренирующих материалов для возведения земляного полотна;

- обследование грунтов оснований существующих сооружений;

- геотехнический контроль (при необходимости) строительства сооружений, геотехнический мониторинг;

- камеральная обработка материалов и составление технического отчета.

8.2.3.6 Проходка и опробование горных выработок

В зависимости от глубины и назначения горные выработки для изучения поверхностной части разреза следует разделять на закопушки (до 0,6 м), расчистки (до 1,5 м), канавы и шурфы (до 3 м).

Для изучения глубинной части разреза следует использовать наиболее распространенный вид горных выработок - скважины, которые подразделяются на разведочные, технические и специальные.

Выбор начального и конечного диаметров разведочных и технических скважин в нескальных грунтах следует производить в зависимости от их назначения, геологического строения, глубины, характера и состояния проходимых грунтов в соответствии с ГОСТ 12071.

8.2.3.7 Изыскания на участках развития опасных геологических процессов должны выполняться для получения количественных характеристик процессов, их интенсивности, прогноза дальнейшего развития и, при необходимости, разработки проектной документации инженерной защиты. На участках развития опасных геологических процессов до 30% горных выработок необходимо проходить на полную их мощность или до глубины, где наличие таких грунтов не будет оказывать влияния на устойчивость проектируемых сооружений.

8.2.3.8 При производстве ИГИ в районах развития склоновых процессов, карста, переработки берегов водных объектов, селей, подтопления, состав, объемы, методы и технология работ должны выполняться специализированные инженерно-геологические съемки (оползневая, карстологическая, суффозионная, селевая и т.д.). По данным специализированных съемок и сопутствующих полевых работ следует проводить районирование площадки по степени оползневой, карстовой, суффозионной, эрозионной и прочих опасностей, с учетом максимальных размеров поверхностных проявлений процессов в плане.

Выбор вида, способов бурения на участках развития опасных геологических процессов, конструкции и технологии проходки скважин следует устанавливать, исходя из необходимости обеспечения максимального выхода керна. Следует также учитывать возможность выполнения в тех же скважинах полевых опытных работ и геофизических исследований.

8.2.3.9 На оползневых участках скважины следует размещать по створам, пересекающим элементы оползня (ступени, западины, валы выпирания), а также по створу, но выше кромки отрыва и ниже тела оползня для расчета устойчивости склона.

8.2.3.10 Гидрогеологические наблюдения следует проводить в процессе бурения с отбором проб подземных вод из каждого водоносного горизонта.

На участках неустойчивых склонов и откосов должны быть выявлены водоносные горизонты, играющие определяющую роль в оползневом процессе, определены положения уровня подземных вод в различные времена года для расчетов гидростатического и гидродинамического давления воды и их колебаний.

При наличии или возможности проявления оползней гидродинамического разрушения должны быть получены данные для прогноза проявления суффозии за счет деятельности подземных вод в зоне выклинивания водоносных горизонтов на склоне.

8.2.3.11 В карстоопасных районах скважины следует располагать на участках выявленных геофизических аномалий, зон разуплотнения, погребенных карстовых полостей. При бурении необходимо фиксировать интервалы глубин провалов или быстрого погружения бурового снаряда, выход керна, определять показатели сохранности, коэффициенты закарстованности и кавернозности.

Необходимо также вести гидрогеологические наблюдения за появлением и установлением уровня, температурой подземных вод и проводить отбор проб из каждого водоносного горизонта для лабораторных исследований с определением неустойчивых компонентов.

Для автомобильных дорог оценка карстоопасности должна проводиться по результатам районирования, выполненного по данным рекогносцировочного обследования и маршрутных наблюдений.

8.2.3.12 При ИГИ в районах распространения специфических грунтов (просадочных, набухающих, засоленных и др.) бурение части скважин должно осуществляться на всю их мощность, но не менее чем на глубину сжимаемой зоны.

8.2.3.13 Полевые исследования просадочных грунтов следует выполнять посредством статического зондирования, штамповых испытаний. Для исследования набухающих грунтов следует проводить статическое зондирование для расчленения толщи набухающих грунтов на отдельные слои, характеризующиеся различной прочностью и плотностью, и для оценки пространственной изменчивости свойств.

Испытания набухающих грунтов штампами следует выполнять для определения модулей деформации грунтов при природной влажности.

8.2.3.14 На территориях распространения ММГ при выборе комплекса защитных мероприятий от опасных инженерно-геокриологических процессов следует прогнозировать основные характеристики теплового состояния грунтов (среднегодовая температура и глубина сезонного промерзания-оттаивания).

Осадка при оттаивании льдистых грунтов в основании дорожных сооружений должна определяться для крупнообломочных грунтов полевым методом теплового штампа, а для песчаных и глинистых грунтов - лабораторными или расчетными методами.

Для выбора комплекса защитных мероприятий, направленных на сохранение экологической ситуации и обеспечение безаварийной эксплуатации автомобильных дорог в районах распространения ММГ, следует организовать стационарные наблюдения (геокриологического мониторинга). При мониторинге должно быть выполнено прогнозирование направленности изменений геологической среды под действием природных и техногенных факторов и должны быть разработаны рекомендации по ослаблению и минимизации опасных ситуаций в процессе развития опасных геокриологических процессов. В состав стационарных наблюдений должны входить следующие работы:

- проведение наблюдений и контроль за состоянием геологической среды в зоне взаимодействия с инженерными сооружениями;

- проведение наблюдений и контроль за состоянием инженерных сооружений в процессе их строительства и эксплуатации;

- проведение наблюдений для оценки экологической ситуации в пределах осваиваемой территории;

- проведение наблюдений за факторами надежности эксплуатации инженерных сооружений для управления факторами и условиями, определяющими их надежность.

В сложных гидрогеологических условиях в области распространения ММГ устанавливаются:

- генезис, закономерности распространения водоносных таликов в границах ландшафтных комплексов (инженерно-геологических районов), состав слагающих талики водоносных пород, глубины залегания в таликах уровня подземных вод;

- характеристика грунтовых вод в слое сезонного оттаивания (закономерности распространения, начало и окончание формирования водоносных горизонтов, их обильность, время перемерзания).

8.2.3.15 При выполнении изысканий в сейсмических районах следует определять уровень ответственности сооружения.

Если район изысканий попадает в зону с сейсмичностью 7, 8 и 9 баллов следует выполнять работы по сейсмическому микрорайонированию.

Интенсивность сейсмических воздействий в баллах (сейсмичность) для района строительства следует принимать на основе комплекта карт общего сейсмического районирования территории.

В районах, для которых отсутствуют карты сейсмического микрорайонирования, допускается определять сейсмичность участка строительства согласно таблице 4.

 

Таблица 4

 

Сейсмичность площадки строительства в зависимости

от категории грунтов и сейсмичности района строительства

 

Категория грунтов по сейсмическим свойствам

Грунты

Сейсмичность площадки строительства при сейсмичности района, баллы

I

Скальные грунты всех видов (в том числе ММГ и ММГ оттаявшие) невыветрелые и слабовыветрелые; крупнообломочные грунты плотные маловлажные из магматических пород, содержащие до 30% песчано-глинистого заполнителя; выветрелые и сильновыветрелые скальные и нескальные твердомерзлые (ММГ) грунты при температуре минус 2 °C и ниже при строительстве и эксплуатации по принципу I (сохранение грунтов основания в мерзлом состоянии)

6

7

8

II

Скальные грунты выветрелые и сильновыветрелые, в том числе вечномерзлые, кроме отнесенных к I категории; крупнообломочные грунты, за исключением отнесенных к I категории; пески гравелистые, крупные и средней крупности плотные и средней плотности маловлажные и влажные; пески мелкие и пылеватые плотные и средней плотности маловлажные; глинистые грунты с показателем консистенции IL <= 0,5 при коэффициенте пористости e < 0,9 для глин и суглинков и e < 0,7 - для супесей; вечномерзлые нескальные грунты пластичномерзлые или сыпучемерзлые, а также твердомерзлые при температуре выше минус 2 °C при строительстве и эксплуатации по принципу I

7

8

9

III

Пески рыхлые, независимо от влажности и крупности; пески гравелистые, крупные и средней крупности плотные и средней плотности водонасыщенные; пески мелкие и пылеватые плотные и средней плотности, влажные и водонасыщенные; глинистые грунты с показателем консистенции IL > 0,5; глинистые грунты с показателем консистенции IL < 0,5 при коэффициенте пористости e > 0,9 для глин и суглинков и e > 0,7 - для супесей; вечномерзлые нескальные грунты при строительстве и эксплуатации по принципу II (допускается оттаивание грунтов основания)

8

9

> 9

Примечания

1 Отнесение участка строительства к I категории по сейсмическим свойствам допускается при мощности слоя, соответствующего I категории, более 30 м от черной отметки в случае насыпи или планировочной отметки в случае выемки. В случае неоднородного состава грунта участок строительства относится к более неблагоприятной категории по сейсмическим свойствам, если в пределах 10-метрового слоя грунта (считая от планировочной отметки) слой, относящийся к этой категории, имеет суммарную толщину более 5 м.

2 При прогнозировании подъема уровня грунтовых вод и обводнения грунтов (в том числе просадочных) в процессе эксплуатации автомобильной дороги категории грунта следует определять в зависимости от свойств грунта (влажности, консистенции).

3 При строительстве на ММГ нескальных грунтах по принципу II, если зона оттаивания распространяется до подстилающего талого грунта, грунты основания следует рассматривать как не ММГ (по фактическому состоянию их после оттаивания).

4 Для особо ответственных зданий и сооружений, строящихся в районах с сейсмичностью 6 баллов на участках строительства с грунтами III категории по сейсмическим свойствам, расчетную сейсмичность следует принимать равной 7 баллам.

 

С целью получения достоверной информации о поведении грунтов основания в проектной документации строительства автомобильных дорог следует предусматривать установку станций инженерно-сейсмометрических наблюдений.

8.2.3.16 По результатам ИГИ должен составляться технический отчет (см. 4.18 - 4.21).

Текстовая часть технического отчета должна содержать следующие разделы:

- основание для производства работ, задачи ИГИ, местоположение района трассы автомобильной дороги, данные о проектируемом объекте, виды и объемы выполненных работ, сроки их проведения, методы производства отдельных видов работ, состав исполнителей, отступления от программы и их обоснование и др.;

- изученность ИГУ (назначение и границы участков ранее выполненных ИИ, наименование организаций-исполнителей, период производства и основные результаты работ, возможности их использования для установления ИГУ);

- перечень фондовых и опубликованных материалов, использованных при составлении отчета;

- физико-географические и техногенные условия (климат, рельеф, геоморфология, растительность, почвы, гидрография, сведения о хозяйственном освоении и использовании территории, техногенных нагрузках, опыт местного строительства, включая состояние и эффективность инженерной защиты, характер и причины деформаций оснований сооружений);

- геологическое строение (стратиграфогенетические комплексы, условия залегания грунтов, литологическая и петрографическая характеристика выделенных слоев грунтов (ИГЭ), тектоническое строение и неотектоника);

- гидрогеологические условия (характеристика в сфере взаимодействия проектируемого объекта с геологической средой вскрытых выработками водоносных горизонтов, химический состав подземных вод, прогноз изменений гидрогеологических условий в процессе строительства и эксплуатации автомобильной дороги);

- описание методики выполнения работ при использовании нестандартизированных и ненормированных методов работ;

- свойства грунтов (характеристика состава, состояния, физических и химических свойств выделенных типов (слоев) грунтов и их пространственной изменчивости);

- специфические грунты (наличие и распространение специфических грунтов (ММГ, просадочных, набухающих, органоминеральных и органических, засоленных, элювиальных и техногенных), приуроченность этих грунтов к определенным формам рельефа и геоморфологическим элементам, границы распространения, мощность и условия залегания, генезис и особенности формирования, характерные формы рельефа, литологический и минеральный составы, состояние и специфические свойства этих грунтов);

- геологические и инженерно-геологические процессы и явления (наличие, распространение и контуры проявления геологических и инженерно-геологических процессов (карст, склоновые процессы, сели, переработка берегов рек, озер, морей и водохранилищ, подтопление, подрабатываемые территории, сейсмические районы); зоны и глубины их развития; особенности развития каждого из процессов, причины, факторы и условия развития процессов; состояние и эффективность существующих сооружений инженерной защиты; прогноз развития процессов во времени и в пространстве при взаимодействии проектируемого объекта с геологической средой; рекомендации по использованию территории, мероприятиям и сооружениям инженерной защиты);

- попикетное (покилометровое) описание трассы;

- геофизические исследования (методика геофизических работ, результаты геофизических исследований, уточнение ИГУ по результатам геофизических исследований);

- инженерно-геологическое районирование (инженерно-геологическое районирование территории с обоснованием и характеристикой выделенных на инженерно-геологической карте таксонов (районов, подрайонов, участков и т.п.); сопоставительная оценка вариантов трасс по степени благоприятности для строительного освоения с учетом прогноза изменения геологической среды в процессе строительства и эксплуатации объектов; рекомендации по инженерной защите, подготовке и возможному использованию территории);

- заключение (краткие результаты выполненных ИГИ и рекомендации для принятия проектных решений по проведению дальнейших инженерных изысканий и необходимости выполнения специальных работ и исследований).

Графическая часть технического отчета должна содержать следующие материалы:

- обзорную карту;

- ситуационный план;

- инженерно-топографический план всех вариантов трассы, план съемки участков индивидуального проектирования;

- карты фактического материала (по площадкам, трассам, территориям и их вариантам);

- карты ИГУ (при необходимости);

- ИГМ (при необходимости);

- карты инженерно-геологического районирования;

- колонки или описание горных выработок;

- инженерно-геологические разрезы, продольные и поперечные профили по оси трассы проектируемой автомобильной дороги и участкам индивидуального проектирования;

- специальные карты (при необходимости) использования территории и техногенной нагрузки, гидрогеологические, кровли коренных пород, сейсмогрунтовых условий, сейсмического микрорайонирования и др.;

- карту или схему опасных экзогенных геологических процессов и гидрологических явлений.

8.2.3.17 В состав текстовых приложений к техническому отчету должны входить следующие материалы:

- копия технического задания на производство изысканий;

- свидетельство об аккредитации грунтовой лаборатории;

- свидетельство о допуске к выполнению ИГИ для строительства;

- копия программы изысканий;

- свидетельство о поверке средств измерений;

- акт полевого контроля и приемки работ;

- каталог координат и высот скважин;

- каталог горных выработок;

- колонки скважин (представляют для площадок);

- альбом фотодокументации керна опорных скважин (по трассе автомобильной дороги и участкам индивидуального проектирования);

- ведомость обводненных участков (с глубиной залегания уровня грунтовых вод не более 2 м);

- ведомость болот и заболоченностей;

- ведомость участков с залеганием скальных и полускальных грунтов на глубине до 2 м;

- ведомость участков с развитием просадочных грунтов;

- ведомость оползнеопасных участков;

- ведомость участков с развитием карста;

- ведомость участков, пораженных овражно-балочной эрозией;

- ведомость результатов определения показателей физико-механических свойств глинистых грунтов;

- ведомость результатов определения показателей физико-механических свойств крупнообломочных и песчаных грунтов;

- ведомость результатов определения показателей физико-механических свойств скальных и полускальных грунтов;

- нормативные и расчетные значения характеристик грунтов по ИГЭ и/или РГЭ;

- сводная таблица рекомендуемых нормативных значений показателей физико-механических свойств талых и мерзлых грунтов;

- результаты лабораторных испытаний грунтов для определения прочностных и деформационных свойств (паспорта испытаний);

- результаты испытания грунтов методом лопастной прессиометрии (паспорта полевых испытаний);

- результаты испытания грунтов на срез (паспорта полевых испытаний);

- результаты испытания грунтов на сжатие методом штампа (паспорта полевых испытаний);

- результаты статического и/или динамического зондирования грунтов (паспорта полевые);

- результаты откачек из скважин (паспорта полевые);

- ведомость химических анализов воды;

- химический анализ воды (паспорта);

- ведомость химических анализов водных вытяжек из грунта;

- ведомость определения коррозионной агрессивности грунта к стали;

- таблица оценки просадочности и набухания грунтов основания;

- результаты замеров температуры грунта в скважинах;

- ведомость участков с распространением соленых грунтовых вод с общей минерализацией более 10 г/л;

- ведомость участков развития многолетнемерзлых грунтов;

- ведомость участков развития морозного пучения;

- ведомость участков с развитием наледей;

- ведомость участков с развитием термокарста;

- ведомость участков развития солифлюкции;

- ведомость участков развития курумов;

- ведомость лавиноопасных участков;

- ведомость селеопасных участков;

- ведомость оползнеопасных участков;

- результаты расчета устойчивости оползневого склона;

- ведомость участков с развитием осыпей и обвалов;

- ведомость участков с развитием слабосвязных, подвижных барханных песков;

- ведомость участков с распространением засоленных грунтов с температурой ниже 0 °C;

- ведомость участков с повышенной сейсмичностью (7 баллов и выше);

- ведомость пересечений активных и потенциально активных разрывных нарушений;

- ведомость основных показателей запроектированного варианта автомобильной дороги;

- ведомость геофизических выработок и результаты геофизических исследований;

- альбом фотографий.

8.2.3.18 Возможность использования материалов ИГИ прошлых лет следует устанавливать с учетом срока давности, происшедших изменений рельефа, гидрогеологических и геокриологических условий, техногенных воздействий и др. Возможность непосредственного использования материалов ИГИ прошлых лет (если от окончания изысканий до начала проектирования прошло время, более указанного в таблице 5) следует устанавливать с учетом происшедших изменений ИГУ.

 

Таблица 5

 

Срок годности инженерно-геологических материалов

 

Характеристики инженерных геологических условий

Срок годности материалов, лет

Геологическое строение

Без ограничений

Гидрогеологические условия

10/2

Физико-механические свойства грунтов, химический состав грунтов и подземных вод

10/2

Геологические и инженерно-геологические процессы

10/5

Примечание - В числителе - на незастроенных (неосвоенных) территориях, в знаменателе - на застроенных (освоенных) территориях.

 

8.2.4 Инженерно-геологические изыскания для подготовки рабочей документации

8.2.4.1 ИГИ для подготовки рабочей документации должны обеспечивать уточнение и дополнение имеющихся или получение новых материалов и данных, необходимых и достаточных для разработки рабочей документации, корректировки или составления прогноза изменений ИГУ и инженерно-геоэкологических условий при строительстве автомобильных дорог с проектированием (при необходимости) инженерной защиты.

Проведению работ должна предшествовать рекогносцировка.

8.2.4.2 Геофизические исследования (в том числе георадиолокация), зондирование и пенетрационный каротаж должны опережать проходку выработок.

Следует определить расположение точек испытаний грунтов и выработок, расстояние между ними при оконтуривании специфических, неоднородных, тонкослоистых грунтов, других границ ИГЭ, при изучении плоскостей смещения оползневых тел, карстовых пустот, скальных грунтов с тектоническими нарушениями.

8.2.4.3 На участках трасс для обоснования рабочей документации должны использоваться материалы изысканий для проектной документации, при необходимости уточнения ИГУ следует зондировать и проходить выработки по оси трассы. Если материалы предыдущих изысканий недостаточны, выполняются ИГИ для рабочей документации.

8.2.4.4 Число образцов грунтов, отбираемых на участке каждого сооружения, должно обеспечивать определение нормативных и расчетных значений физических и механических характеристик грунтов каждого ИГЭ по результатам статистической обработки не менее чем шести частных определений каждой характеристики.

8.2.4.5 Полевые исследования грунтов следует проводить на участках индивидуального проектирования. Выбор методов определения характеристик грунтов следует устанавливать в зависимости от их назначения и уровня ответственности этих сооружений.

Определение деформационных характеристик грунтов следует осуществлять испытаниями статическими нагрузками штампами и/или прессиометрами, а прочностных характеристик - срезом целиков грунта и/или вращательным (поступательным) срезом, а также методами зондирования статического и динамического (для песков).

В состав полевых методов исследований грунтов, при необходимости, следует включать специальные исследования (определение напряженного состояния массива грунтов, измерение парового давления и др.).

8.2.4.6 При необходимости уточнения гидрогеологических параметров и данных для прогноза изменения гидрогеологических условий, решения специальных задач при проектировании водопонизительных систем и противофильтрационных мероприятий опытно-фильтрационные работы следует проводить в контурах проектируемых сооружений и непосредственно на участках проектирования таких систем.

8.2.4.7 На стадии рабочей документации необходимо продолжать наблюдения за динамикой опасных геологических процессов и режимом подземных вод, при необходимости следует развивать (сокращать) наблюдательную сеть, изменять частоту наблюдений, оценивать необходимость их продолжения в период строительства и по его окончании, обосновывая рекомендации в отчете об изысканиях.

8.2.4.8 Методы лабораторных исследований следует устанавливать с учетом задач изысканий, условий работы грунтов оснований, прогнозируемых изменений их свойств при строительстве и эксплуатации автомобильных дорог.

8.2.4.9 Технический отчет (см. 4.18 - 4.21) по ИГИ для подготовки рабочей документации должен содержать отчетные материалы (текстовые и графические), в объеме, достаточном для осуществления строительно-монтажных работ. В текстовой части должны быть описаны: геологическое строение, гидрогеологические условия, свойства грунтов, специфические грунты, геологические и инженерно-геологические процессы.

8.2.5 Инженерно-гидрометеорологические изыскания для подготовки проектной документации

8.2.5.1 ИГМИ для подготовки проектной документации должны обеспечивать изучение климатических условий территории и гидрологического режима водных объектов, пересекаемых трассой, с детальностью, необходимой и достаточной для разработки проектной документации, обеспечения строительства автомобильной дороги.

8.2.5.2 В процессе выполнения ИГМИ следует изучить температурный и ветровой режимы, режимы осадков и влажности по территории прохождения автомобильной дороги, а также уровенный, стоковый и ледотермический режимы, гидравлические условия, характер движения взвешенных и донных наносов, деформации речных русел и берегов, гидрохимический состав воды водных объектов, пересекаемых дорогой.

8.2.5.3 Полученные в результате ИГМИ материалы должны быть достаточными для решения следующих задач:

- выбора участка и створа перехода автомобильной дороги через водный объект на основе технико-экономического сравнения вариантов;

- выбора основных параметров мостового перехода и разработки проекта организации его строительства;

- разработки рекомендаций по инженерной защите автомобильных дорог от неблагоприятных гидрометеорологических воздействий (селевые потоки, снежные лавины, активное развитие русловых и пойменных деформаций);

- оценки негативного воздействия автомобильной дороги на гидрологический и русловой режим водотоков (или водоемов);

- разработки рекомендаций по инженерной защите водного объекта от неблагоприятного воздействия автомобильной дороги в период его строительства и эксплуатации;

- организации системы мониторинга за опасными гидрометеорологическими процессами и явлениями при возможности их проявления на территории строительства автомобильной дороги и искусственных сооружений на ней.

8.2.5.4 До начала выполнения полевых работ следует осуществить:

- оценку степени гидрологической и метеорологической изученности района;

- выбор ближайших стационарных гидрологических, метеорологических станций и постов и проведение предварительной оценки возможности их использования в качестве опорных на исследуемой территории;

- обработку материалов многолетних наблюдений по району изысканий;

- определение состава и объема полевых работ с учетом сложности гидрометеорологических условий и степени гидрометеорологической изученности.

8.2.5.5 При выполнении ИГМИ предварительно должна быть собрана следующая информация:

- о гидрометеорологическом режиме района изысканий, топографических и аэрофотосъемочных материалах, лоцманских картах и данных промерных работ за предшествующие годы, включая материалы ИГМИ, полученные при подготовке предпроектной документации;

- гидрографической сети района изысканий;

- об основных чертах режима водных объектов и возможности проявления опасных гидрометеорологических процессов и явлений;

- об использовании водных ресурсов и хозяйственной деятельности в бассейнах рек;

- о наличии материалов наблюдений по постам (станциям) разных министерств и ведомств, а также материалов ИГМИ прошлых лет с оценкой возможности их использования;

- местах размещения постов и створов наблюдений;

- категориях сложности отдельных видов полевых работ;

- намечаемых методах определения требуемых расчетных гидрометеорологических характеристик.

8.2.5.6 В состав работ полевого этапа входят:

- рекогносцировочное обследование района прокладки трассы автомобильной дороги и водных объектов;

- многоразовые (повторяемые) наблюдения за метеорологическими характеристиками на территории прохождения трассы (при необходимости);

- гидрологические наблюдения и гидрометрические работы на водных объектах, пересекаемых проектируемой дорогой, а также на долинных участках трассы, расположенных в зоне влияния гидрологического режима;

- гидроморфологическое описание и промеры глубин на участках переходов через водотоки;

- первичная обработка полевых материалов с привязкой построенных профилей и планов к принятой в проектной документации системе высот.

8.2.5.7 При рекогносцировочном обследовании для окончательного назначения створа перехода автомобильной дороги через реки, должны быть выполнены следующие виды работ:

- определение границы изучаемого участка реки;

- наброска схемы размещения сети планово-высотного обоснования участка реки на переходе и схемы размещения гидрометрических створов и гидрологических постов;

- уточнение отметки исторических и ледоходных уровней высоких вод и зоны затоплений по следам прошедших паводков и опросам старожилов;

- определение ширины и глубины русла и поймы, скорости течения, устойчивости русла и поймы к размыву, границ размывов в паводки;

- уточнение типа руслового процесса, определение характерных особенностей участков переходов, включая форму и морфологические элементы русла и поймы: перекаты, косы, осередки, рукава;

- определение места образования заторов и зажоров льда в период весеннего и осеннего ледохода, направление движения ледохода в пределах поймы;

- определение гидравлических характеристик русла реки и ее пойменных участков для расчетных створов (уклоны водной поверхности, шероховатость русла и поймы и т.д.);

- измерение расходов воды;

- отбор проб воды на химический анализ;

- выявление участков проявления опасных гидрометеорологических процессов и явлений, уточнение вопросов хозяйственного использования водного объекта (наличие гидротехнических сооружений или проектов их предполагаемого строительства, судоходства, лесосплава и пр.).

8.2.5.8 Полевые гидрологические наблюдения и гидрометрические работы на водных объектах, пересекаемых автомобильной дорогой, должны включать:

- наблюдения за режимом уровней воды на гидрологических постах;

- нивелировку гидрологических постов;

- определение гидравлических характеристик русла (уклонов водной поверхности, шероховатости русла и поймы реки);

- измерение скоростей и направления течения на участке перехода;

- измерение расходов воды реки в выбранных гидростворах;

- проведение русловой съемки в створе мостового перехода;

- наблюдения за ледовой обстановкой на участках мостового перехода, при необходимости проведение ледомерных съемок;

- отбор проб воды для химического анализа на гидростворах;

- отбор проб донных отложений в характерных створах, оценка характеристик наносов и отложений, включая гранулометрический состав;

- измерение расходов взвешенных наносов.

8.2.5.9 Должен быть выполнен детальный анализ характеристик руслового процесса реки в районе перехода, получены количественные данные о русловых и пойменных деформациях. Должны быть выявлены местные факторы, влияющие на характер морфологического облика русла и поймы, на особенности и темпы их деформаций для разработки прогноза развития руслового процесса и построения прогнозируемого профиля возможного предельного размыва русла реки в створе мостового перехода в период его эксплуатации.

8.2.5.10 Наблюдения за характеристиками гидрологического режима водных объектов и метеорологическими элементами должны предусматриваться в составе ИГМИ для обоснования проектирования автомобильных дорог в случаях:

- недостаточно изученной или неизученной в гидрологическом и/или метеорологическом отношении территории;

- изученной территории, при наличии сложных гидрометеорологических процессов (русловые процессы, сели, лавины), определяющих условия размещения объекта строительства, и при детальном изучении характеристик гидрологического режима не подлежащих переносу по длине реки (ледовые условия, скорости течения и др.).

8.2.5.11 В состав работ камерального этапа должны входить:

- дополнительный сбор, анализ и обобщение материалов гидрологической, метеорологической и картографической изученности территории;

- анализ и обобщение материалов, полученных на предыдущих этапах работ;

- окончательная обработка материалов наблюдений;

- построение графиков связи, зависимостей и т.д.;

- приведение коротких рядов наблюдений к многолетнему периоду;

- определение расчетных максимальных и меженных характеристик гидрологического режима для створов пересечения водных объектов автомобильной дорогой;

- оценка русловых и пойменных деформаций рек на участках намечаемого пересечения их трассой с учетом вариантности расположения створов переходов;

- построение прогнозируемых профилей предельного размыва русел рек в створах переходов;

- составление технического отчета.

8.2.5.12 При проектировании автомобильных дорог в районах возможного проявления опасных гидрометеорологических процессов и явлений в составе ИГМИ должны быть предусмотрены специальные работы и исследования, обеспечивающие получение материалов, необходимых для установления характеристик и прогноза развития отмечаемых процессов и явлений.

8.2.5.13 К неблагоприятным территориям для размещения автомобильных дорог по гидрологическим условиям следует относить:

- зоны схода селевых потоков;

- зоны схода снежных лавин;

- берега рек и водоемов со скоростью перемещения линии среза и бровки абразионного уступа более 1 м/год;

- территории, подверженные воздействию катастрофических паводков или наводнений.

8.2.5.14 При необходимости строительства автомобильных дорог в селеопасных районах, состав работ при выполнении ИГМИ должен быть направлен на выявление селеопасных водосборных бассейнов, пересекаемых трассой, установление закономерностей возникновения селевых потоков различных типов и получение необходимых данных для проектирования сооружений инженерной защиты.

В подготовительный период следует осуществлять сбор, анализ и обобщение следующей информации:

- о повторяемости селей и факторах, предшествующих их активизации, продолжительности селеопасного периода;

- генетическом типе наблюдавшихся селей (дождевые, возникающие за счет таяния снегов или льдов, прорыва озер и запруд);

- составе селевой массы, мощности селевых потоков, скорости движения, расходах, гранулометрическом составе, плотности и объеме рыхлого обломочного и песчано-глинистого материала в очагах и на конусах выноса.

Сбору должны подлежать также данные гидрометеорологических наблюдений, включая: значения температуры и влажности по высотным поясам и сезонам года; распределение и интенсивность атмосферных осадков в бассейне, периоды таяния снегов и ледников, режим постоянных и временных водотоков, экстремальные значения гидрометеорологических характеристик.

При маршрутных наблюдениях должны выполняться обследования селеопасных бассейнов (очагов зарождения, зон питания, транзита и разгрузки селей) с установлением особенностей продольного профиля постоянных и временных водотоков, определяющих условия транзита селей, мест образования заторов и разгрузки селевых потоков. При полевых работах должны определяться основные гидрографические и гидравлические характеристики селеопасных бассейнов, русла и поймы, типы русловых деформаций и их характер, интенсивность, направленность и формы проявления русловых деформаций на рассматриваемом участке.

Для обоснования проекта защитных сооружений должны быть получены следующие характеристики селевых потоков, определяемых в результате выполнения комплексных ИИ: скорости и характера движения, расхода потока, объемной концентрации твердой составляющей в селевой массе, гидравлического радиуса потока, времени добегания до расчетного створа.

8.2.5.15 При подготовке проектной документации по строительству автомобильных дорог в лавиноопасном районе в составе изысканий следует предусматривать:

- сбор результатов метеорологических наблюдений за период не менее: (30 - 50) лет - за температурой наружного воздуха; 10 лет - термическим режимом грунтов; (25 - 30) - за максимальной глубиной промерзания почв; 20 лет - за направлением и скоростью ветра;

- дешифрирование аэрокосмических фотоснимков;

- составление на основе дешифрирования космоснимков, результатов лазерного сканирования, а также фондовых материалов комплексной карты лавиноопасных зон в масштабе от 1:25000 до 1:10000;

- полевые снегомерные съемки за период не менее 10 лет;

- маршрутные наблюдения в летнее время.

Сбору, анализу и обобщению должны подлежать данные многолетних наблюдений по ближайшим к трассе метеостанциям и гидропостам, включая следующие сведения:

- общая сумма и распределение по месяцам твердых атмосферных осадков;

- число дней с осадками и их количество за каждый месяц;

- наибольшая интенсивность, длительность снегопада, количество осадков за снегопад;

- наибольшая и средняя высота снежного покрова, плотность снега;

- даты перехода среднесуточной температуры воздуха через 0 °C (осенью и весной);

- среднесуточные и экстремальные температуры воздуха зимой;

- число дней с оттепелями, наибольшая и наименьшая продолжительность оттепелей, наибольшая температура при оттепелях;

- среднемесячная и экстремальная влажность воздуха (абсолютная и относительная);

- преобладающие и максимальные скорости ветра, преобладающие направления;

- число дней с метелями в каждом месяце.

Сведения о сошедших лавинах следует получать в дорожных (эксплуатационных) службах, снеголавинных станциях (при их наличии) и у местных жителей.

При проведении снегомерных съемок должна определяться высота, плотность снежного покрова, отмечаться состояние снежного покрова, производиться описание его строения.

При маршрутных наблюдениях в летнее время следует фиксировать местоположение конусов выноса лавин, их абсолютные высоты, длину завала по автомобильной дороге, примерную мощность и направление схода лавины по следам на деревьях и на поверхности склона, экспозицию и форму лавиноопасного склона.

8.2.5.16 Технический отчет (см. 4.18 - 4.21) по результатам ИГМИ для подготовки проектной документации строительства автомобильных дорог должен содержать следующие разделы: введение, гидрометеорологическая изученность, состав, объемы и методы производства изыскательских работ, климатическая характеристика, гидрологический режим водных объектов, опасные гидрометеорологические процессы (при их наличии), заключение.

В приложения к техническому отчету следует включать текстовые, табличные и графические документы.

Текстовые (табличные) приложения к техническому отчету должны включать:

- копию технического задания на производство ИГМИ;

- допуск на право выполнения ИГМИ;

- копию программы работ;

- результаты наблюдений, полученные в процессе выполнения изысканий, и результаты наблюдений по посту-аналогу (при его наличии);

- исходные данные, принятые для расчетов, и результаты расчетов;

- результаты лабораторных исследований;

- ведомость пересекаемых водотоков;

- ведомость лавиноопасных участков;

- ведомость селеопасных участков;

- свидетельство о поверке средств измерений;

- акт полевого контроля и приемки работ.

В составе графических приложений должны быть представлены:

- схема гидрографической сети с указанием местоположения пунктов гидрологических и метеорологических наблюдений;

- выкопировка из топографической карты с обозначением места перехода автомобильной дороги через реку, стационарных пунктов гидрологических и метеорологических наблюдений, данные по которым были использованы при составлении климатической характеристики района работ и гидрологических расчетах;

- графики зависимости расходов воды, площадей водного сечения и средних скоростей течения от уровня воды для участка переходов через водотоки;

- графики связи гидрологических параметров по исследуемым пунктам и по пунктам-аналогам, данные по которым были использованы для установления расчетных характеристик;

- кривые обеспеченности характерных уровней и расходов воды и других расчетных характеристик;

- планы русла реки на участке перехода и русловая съемка в пределах пойменных бровок, построенные по материалам промеров глубин (включая протоки и рукава многорукавных русел);

- типовые гидрографы стока воды для маловодного, среднего и многоводного годов;

- планы поверхностных скоростей течения на участке реки;

- совмещенные планы и профили деформаций русла и поймы при наличии съемок предыдущих лет (не ранее 5 - 7-летней давности);

- профиль предельного размыва русла реки в створе перехода.

Для водохранилищ, озер и крупных рек дополнительно должны предоставляться планы и схемы участков переходов, расчеты ветрового волнения на участке перехода.

8.2.5.17 Возможность использования фондовых материалов наблюдений и материалов ИГМИ прошлых лет без проведения дополнительных изысканий должна определяться с учетом анализа изменений, произошедших в гидрологическом режиме, ходе русловых и пойменных деформаций, техногенном воздействии и т.д. Срок давности материалов ИГМИ не должен превышать два года.

8.2.6 Инженерно-гидрометеорологические изыскания для подготовки рабочей документации

8.2.6.1 ИГМИ для подготовки рабочей документации строительства автомобильных дорог должны проводиться для уточнения расчетных характеристик с целью повышения достоверности их оценки при недостаточной продолжительности периода наблюдений на предшествующих стадиях изысканий и при необходимости контроля за развитием гидрометеорологических процессов или за водными объектами со сложным режимом, достоверная оценка которых требует проведения наблюдений в течение длительного периода.

8.2.6.2 При прохождении трассы автомобильной дороги по территории возможного возникновения и развития опасных гидрометеорологических процессов и явлений, следует организовывать гидрометеорологический мониторинг за развитием и активизацией опасных процессов (явлений) для предотвращения их негативного воздействия на сооружение, как в период его эксплуатации, так и в период строительства.

Организацию и создание системы гидрометеорологического мониторинга для безопасного функционирования автомобильных дорог следует предусматривать в составе ИГМИ на стадии разработки рабочей документации с дальнейшим развитием системы мониторинга на последующих этапах жизненного цикла сооружения.

8.2.7 Инженерно-экологические изыскания для подготовки проектной документации

8.2.7.1 ИЭИ для подготовки проектной документации строительства автомобильных дорог следует выполнять в пределах притрассовой полосы для оценки современного состояния и прогноза возможных изменений природной среды под влиянием антропогенных воздействий при строительстве и эксплуатации автомобильной дороги, искусственных сооружений и объектов обустройства с целью предотвращения, минимизации или ликвидации вредных и нежелательных экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий, а также сохранения оптимальных условий жизни населения.

8.2.7.2 В состав ИЭИ для подготовки проектной документации должны входить:

- сбор, обработка и анализ опубликованных и фондовых материалов о состоянии окружающей среды;

- дешифрирование аэрокосмических съемок;

- маршрутные наблюдения с покомпонентным описанием природной среды и ландшафтов в целом;

- оценка состояния наземных и водных экосистем;

- выявление источников и признаков загрязнения;

- проходка горных выработок (мелких скважин, шурфов, расчисток, закопушек) для получения экологической информации;

- эколого-гидрогеологические исследования для получения сведений, значимых для оценки экологической безопасности горизонтов подземных вод;

- исследование почв и растительного покрова;

- исследование животного мира;

- санитарно-эпидемиологические исследования;

- оценка социально-экономических условий;

- стационарные наблюдения (производственный экологический контроль);

- геоэкологическое опробование и оценка загрязненности компонентов окружающей среды (атмосферного воздуха, почв, грунтов, поверхностных и подземных вод, донных отложений);

- исследование и оценка радиационной обстановки;

- оценка вредных физических воздействий;

- лабораторные химико-аналитические исследования;

- камеральная обработка материалов и составление отчета;

- составление технического отчета.

8.2.7.3 В состав ИЭИ следует включать гидробиологические, микробиологические, паразитологические исследования.

Гидробиологические исследования должны проводиться специализированными организациями при пересечении водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение, трассой автомобильной дороги или при их нахождении в зоне потенциального негативного воздействия проектируемого объекта.

Перечень водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение, должен предоставляться органами рыболовства.

Гидробиологические исследования должны включать получение качественных характеристик по:

- фито- и зоопланктону;

- бентосным организмам;

- перифитону;

- ихтиофауне;

- высшей водной растительности;

- участкам расположения кормовой базы ихтиофауны, зимовальных ям и нерестилищ.

Микробиологические и паразитологические исследования должны проводиться специалистами при наличии информации (подтвержденной справкой-письмом от специально уполномоченного органа исполнительно власти) о возможном заражении представителей фауны и в зависимости от местоположения объекта изысканий.

Микробиологические и паразитологические исследования также следует проводить при прохождении трассы автомобильной дороги по территории бывших свалок, выгребов, полей фильтрации и полей орошения, бывшим территориям частной застройки, где возможно микробиологическое и паразитологическое заражение почвы.

8.2.7.4 Материалы почвенных исследований должны содержать сведения для определения мощности плодородного и потенциально-плодородного слоев почвы.

8.2.7.5 Стандартный перечень определяемых химических показателей в пробах почв и грунтов должен включать: pH солевых растворов; тяжелых металлов; свинца, кадмия, цинка, меди, никеля, мышьяка, ртути; 3,4-бензпирена, нефтепродуктов.

8.2.7.6 При радиационно-экологических исследованиях должны быть определены:

- оценка гамма-фона территории;

- оценка удельной активности антропогенных радионуклидов в грунтах;

- оценка удельной активности естественных радионуклидов в грунтах, используемых в качестве строительных материалов;

- определение радиационных характеристик источников водоснабжения;

- оценка потенциальной радоноопасности территории.

8.2.7.7 В процессе изысканий должны выполняться исследования воздействия физических полей:

- существующие и проектируемые источники воздействия физических полей;

- уровни воздействия и зоны влияния источников физических полей;

- прогноз изменения уровня воздействия физических полей и степени негативного влияния на окружающую среду и население;

- перечень мероприятий по снижению негативного воздействия физических полей на окружающую среду и население;

- предложения и рекомендации к программе мониторинга на последующих этапах строительства и эксплуатации автомобильной дороги.

8.2.7.8 Если автомобильная дорога эксплуатируется на ММГ, то следует выполнять эколого-геокриологические исследования, включающие наблюдения за температурным режимом грунтов, глубиной слоя промерзания и протаивания грунтов, а также опасными криогенными процессами.

8.2.7.9 В ходе ИЭИ следует направить запросы в специально уполномоченный орган исполнительной власти в области государственной охраны объектов культурного наследия о расположении на территории изысканий объектов культурного наследия (объектов археологического наследия), включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия.

8.2.7.10 В процессе изысканий должны быть определены ООПТ и другие экологические ограничения природопользования, в том числе их охранные (буферные) зоны, места массового обитания редких и охраняемых таксонов растений и животных, включая водно-болотные угодья и ключевые орнитологические территории, объекты природного наследия, особо ценные земли, защитные леса и особо защитные участки лесов, запретных для добычи (вылова) водных биоресурсов в районах промысла, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, зоны санитарной охраны, санитарно-защитные зоны и др.

8.2.7.11 По результатам ИЭИ должны быть представлены рекомендации для принятия проектных решений и решений по охране окружающей среды, результаты оценки воздействия проектируемой автомобильной дороги на окружающую среду, а также обоснование необходимости выполнения дальнейших изысканий.

8.2.7.12 По результатам ИЭИ должен составляться технический отчет (см. 4.18 - 4.21), содержащий текстовую и графическую части и приложения.

8.2.7.13 Текстовая часть технического отчета должна содержать:

а) введение;

б) краткую характеристику района размещения;

в) административно-территориальное деление и инфраструктуру;

г) социально-экономические условия;

д) природные условия и экологические ограничения;

е) современное состояние компонентов природной среды:

1) атмосферный воздух;

2) почвенный покров:

- почвенно-географическое районирование и условия почвообразования;

- систематический список почв, основные почвенные разности;

- структуру почвенного покрова;

- рекультивацию (обоснование);

3) водные объекты:

- поверхностные воды;

- донные отложения;

- характеристику гидробионтов;

4) растительный покров;

5) животный мир суши;

6) ландшафтную структуру территории;

7) оценку антропогенного загрязнения компонентов природной среды;

8) оценку радиационной обстановки;

9) оценку газогеохимической обстановки;

10) оценку антропогенной нарушенности территории;

11) опасные экзогенные геологические процессы и гидрологические явления, оказывающие негативное воздействие на состояние компонентов природной среды;

ж) неблагоприятные воздействия на окружающую среду в период строительства: прогноз и рекомендации по предотвращению:

1) основные виды неблагоприятных воздействий на окружающую среду при строительстве;

2) атмосферный воздух;

3) водные объекты;

4) почвы;

5) растительность;

6) животный мир;

7) прогноз развития опасных экзогенных геологических процессов и гидрологических явлений и рекомендации по их локализации;

8) вредные физические воздействия и радиационную обстановку;

9) ландшафты и антропогенную нарушенность территории;

10) утилизация или захоронение отходов, возникающих при строительстве автомобильной дороги;

и) неблагоприятные воздействия на окружающую среду в период эксплуатации: прогноз и рекомендации по предотвращению:

1) основные виды неблагоприятных воздействий на окружающую среду при эксплуатации;

2) атмосферный воздух;

3) водные объекты;

4) почвы;

5) растительность;

6) животный мир;

7) прогноз развития опасных природных процессов и рекомендации по их локализации;

8) вредные физические воздействия и радиационную обстановку;

9) ландшафты и антропогенная нарушенность территории;

10) предложения по организации производственного экологического контроля;

11) утилизацию или захоронение отходов, возникающих при эксплуатации, ремонте и содержании автомобильной дороги;

к) сведения о метрологическом обеспечении изыскательских работ;

л) сведения о проведении технического контроля и приемки работ: результаты выполненного контроля работ при ИЭИ (входной, операционный, приемочный, инспекционный);

м) заключение.

8.2.7.14 Графическая часть отчета должна содержать комплект тематических карт, характеризующих современное и прогнозируемое экологическое состояние района изысканий. Состав картографических материалов должен определяться в зависимости от природных и антропогенных особенностей территории и должен включать следующие карты:

- современного экологического состояния территории;

- прогнозируемого экологического состояния;

- экологического районирования;

- фактического материала;

- ландшафтные;

- почвенные;

- растительности;

- животного мира;

- экзогенных процессов.

8.2.7.15 Текстовые приложения к отчету должны содержать копии технического задания и программы изысканий, таблицы результатов исследования химического состава и загрязненности природной среды по компонентам, копии разрешительных документов исполнителей и аналитических лабораторий, статистические данные и другой фактический материал.

8.2.7.16 Сбор имеющихся фондовых материалов для оценки экологических условий территории следует проводить в архивах специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора, подразделениях гидрометслужбы, научно-исследовательских и проектных организациях.

Материалы ИЭИ и исследований прошлых лет, в том числе литературные данные и отчеты о научно-исследовательских работах, могут использоваться как фондовые материалы независимо от срока давности их получения для оценки динамики изменения экологической обстановки под влиянием как естественного развития природных процессов, так и техногенных воздействий.

Возможность непосредственного использования материалов ИЭИ прошлых лет следует устанавливать с учетом срока давности (на освоенных территориях - 2 года, на неосвоенных территориях - 10 лет) и прошедших изменений.

Данные стационарных наблюдений на объектах, находящихся в районе прохождения трассы и в прилегающей зоне, должны собираться и использоваться за возможно более длительный период времени. Сведения об антропогенной нагрузке, получаемые в архивах территориальных органов по делам архитектуры и градостроительства, должны обновляться с периодичностью не реже 5 лет.

Данные о радиационной обстановке, медико-биологическая и санитарно-эпидемиологическая информация должны собираться ежегодно.

8.2.8 Инженерно-экологические изыскания для подготовки рабочей документации

8.2.8.1 Основными задачами ИЭИ для подготовки рабочей документации являются:

- дополнительные экологические исследования на участках индивидуального проектирования;

- создание крупномасштабных карт и схем на отдельных участках автомобильных дорог, а также участков нарушения и загрязнения окружающей среды, связанных с процессом строительства, эксплуатацией временных дорог и складированием отходов;

- продолжение экологического производственного контроля и гидробиологических наблюдений на переходах через водотоки.

8.2.8.2 В техническом отчете (см. 4.18 - 4.21) по ИЭИ для подготовки рабочей документации должны быть приведены:

- результаты дополнительных исследований, выполненных на участках строительства искусственных сооружений, объектах обустройства, переходах через водные преграды и на участках повышенной экологической опасности по трассе автомобильной дороги;

- уточненные границы, размеры и конфигурация зоны воздействия, а также районов распространения последствий строительства автомобильной дороги;

- результаты уточненного прогноза изменения окружающей среды при строительстве и эксплуатации автомобильной дороги, характеристики их ожидаемого загрязнения, полученные, при необходимости, на основе прогнозных расчетов и моделирования;

- характеристика защищенности подземных вод;

- результаты выполненных циклов наблюдений согласно программе комплексного экологического контроля (мониторинга).

8.2.8.3 Графические приложения должны содержать крупномасштабные карты-врезки (схемы) исследованных участков, с указанием результатов выполненных исследований (точки отбора проб, изолинии коэффициентов концентрации токсичных веществ в почвах, диаграммы концентрации загрязняющих веществ в пробах поверхностных, подземных и сточных вод), местоположение источников выбросов и сбросов, связанных с функционированием автомобильной дороги и искусственных сооружений на ней; участки нарушения и загрязнения почвенно-растительного покрова, оставшиеся после работ по разведочному бурению, строительства и эксплуатации временных дорог и складирования отходов, прогнозируемые ареалы распространения загрязнений.

TOC