ГОСТ 32836-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Изыскания автомобильных дорог. Общие требования
8. Требования к составу и способам выполнения
инженерных изысканий
8.1. Инженерные изыскания для подготовки предпроектной документации
Материалы изысканий для предпроектной документации должны обеспечить выполнение экономической оценки эффективности строительства автомобильной дороги, анализ сравниваемых вариантов (конкурентных направлений) строительства и размещения проектируемой автомобильной дороги в полосе варьирования трассы на основе комплексной экономической оценки. Экономические изыскания следует проводить в объемах, обеспечивающих выбор класса, категории автомобильной дороги, геометрических параметров и конструкции транспортных пересечений. Ширина полосы варьирования может достигать значений до 1/3 длины трассы.
Выбор оптимального варианта (генерального направления) трассы автомобильной дороги должен быть установлен на основе комплекса выполненных ИИ. В процессе изысканий должно быть учтено влияние каждого из вариантов на окружающую среду и даны рекомендации по инженерной защите объекта от опасных природных и техноприродных процессов.
В результате проведения ИИ должна быть подготовлена отчетная техническая документация с рекомендациями по предварительному выбору оптимального варианта прохождения трассы автомобильной дороги в пределах притрассовой полосы. Выбранный вариант следует согласовать с органами исполнительной власти и другими заинтересованными органами и принять к проектированию.
Материалы ИИ должны использоваться для предварительной подготовки проекта планировки территории под размещение автомобильной дороги и проекта межевания территории земельного участка в пределах границ притрассовой полосы.
8.1.1 Топографо-геодезические изыскания
8.1.1.1 Материалы ТГИ для подготовки предпроектной документации совместно с материалами других видов изысканий должны обеспечить выполнение анализа сравниваемых вариантов (конкурентных направлений) размещения трассы автомобильной дороги в полосе варьирования, а также представление рекомендаций по предварительному выбору оптимального варианта трассы автомобильной дороги в пределах притрассовой полосы.
8.1.1.2 ТГИ для подготовки предпроектной документации должны обеспечивать создание и актуализацию ИЦММ (с возможностью подготовки проектной документации для использования при строительстве в автоматизированных системах управления в формате 3D).
8.1.1.3 По результатам ТГИ должны быть получены топографо-геодезические данные и материалы (карты и планы, аэрофотоматериалы) для сравнения вариантов трасс автомобильной дороги и подготовки документации для планировки территории под размещение выбранного варианта автомобильной дороги. В документации должны быть обоснованы потребности проектирования по выбранному направлению трассы автомобильной дороги, представлены материалы для выбора местоположения участков переходов через естественные и искусственные препятствия, сравнение и оценка вариантов трассы, рекомендации по выбору оптимального варианта (генерального направления) трассы автомобильной дороги для последующих этапов ПИР.
8.1.1.4 В состав ТГИ для подготовки предпроектной документации под размещение автомобильных дорог должны входить:
- сбор, анализ и компьютерная обработка (оцифровка) существующих архивных фондовых картографических материалов (топографических карт и инженерно-топографических планов в цифровом и графическом видах в масштабах 1:100000 - 1:2000), в том числе аэро- и космоснимков, землеустроительных, лесоустроительных планов, материалов ИИ прошлых лет, данных по государственным (опорным) сетям;
- сбор и анализ дополнительных топографо-геодезических, аэрофотосъемочных материалов (в цифровом и графическом видах), а также материалов и данных изысканий прошлых лет по направлениям трасс;
- обследование пунктов опорной геодезической сети и в случае необходимости ее восстановление (создание);
- топографические съемки в случае отсутствия топографических карт и планов в масштабах, необходимых для разработки документации;
- обновление имеющихся топографических планов и карт (в случае несоответствия их современному состоянию ситуации и рельефа);
- инженерно-гидрографические съемки рек и водоемов;
- геодезическое обеспечение других видов изысканий (перенесение в натуру и привязка инженерно-геологических выработок, геофизических и других точек; геодезические работы при выполнении режимных наблюдений по изучению опасных геологических процессов и т.д.);
- создание ИЦММ, создание (обновление) инженерно-топографических планов в масштабах 1:5000 - 1:2000 в зависимости от застроенности территории;
- камеральное трассирование вариантов прохождения трассы по инженерной цифровой модели полосы местности, созданной на основе инженерно-топографических планов в масштабах 1:5000 - 1:2000 (в зависимости от застроенности территории) и полевое обследование (рекогносцировка) намеченных вариантов;
- выявление коммуникаций и других объектов, подлежащих переустройству или сносу в связи со строительством автомобильной дороги.
8.1.1.5 ТГИ должны выполняться по всем предварительно согласованным с органами исполнительной власти или органами местного самоуправления вариантам размещения трассы автомобильной дороги.
8.1.1.6 Результаты ТГИ на этапе выбора трассы под строительство автомобильной дороги должны передаваться заказчику (застройщику) в виде технического отчета (см. 4.18 - 4.21), содержащего текстовую часть, и следующие, представляемые в цифровом и/или бумажном виде, графические материалы:
- картограмму топографо-геодезической изученности;
- топографо-геодезические материалы для составления планов вариантов трассы автомобильной дороги;
- план в масштабе от 1:100000 до 1:10000 (в зависимости от застроенности территории) с нанесенными всеми вариантами трасс автомобильных дорог;
- топографические карты с результатами камерального трассирования в масштабах от 1:100000 до 1:10000 (в зависимости от застроенности территории) с разбивкой километража;
- топографический план трассы с нанесением границ землепользований, строений, угодий, попадающих в охранную зону, в масштабах от 1:50000 до 1:10000 (в зависимости от застроенности территории);
- планы переходов через реки и другие водные препятствия в масштабах от 1:5000 до 1:1000 (в зависимости от застроенности территории);
- топографические планы сложных участков (высокие насыпи, глубокие выемки, площадки под здания и сооружения и т.д.) в масштабах от 1:5000 до 1:500 (в зависимости от застроенности территории);
- топографические планы переходов через железные и автомобильные дороги в масштабах от 1:2000 до 1:500 (в зависимости от застроенности территории);
- рекомендации по оптимальному варианту (генеральному направлению) трассы автомобильной дороги в пределах придорожной полосы;
- рекомендации по проведению топографо-геодезических работ на следующем этапе изысканий.
8.1.1.7 Масштабы съемок и высоты сечения рельефа должны устанавливаться в соответствии с таблицами 1, 2.
Таблица 1
Масштаб топографической съемки и высота сечения
в зависимости от типа рельефа
Тип рельефа и свойственный ему диапазон углов наклона поверхности | Масштаб съемки | |
1:500 - 1:2000 | 1:5000 - 1:10000 | |
Высота сечения рельефа, м | ||
Плоскоравнинный - до 1° | 0,25; 0,5 | 0,5; 1,0 |
Равнинный - от 1° до 2° | 0,25; 1,0 | 0,5; 1,0; 2,0 |
Всхолмленный - от 2° до 4° | 0,5; 1,0; 2,0 | 1,0; 2,0; 2,5 |
Пересеченный - от 4° до 6° | 0,5; 1,0; 2,0 | 2,0; 2,5; 5,0 |
Горный и предгорный - более 6° | 1,0; 2,0 | 2,5; 5,0 |
Таблица 2
Масштаб топографической съемки и высота сечения
в зависимости от застроенности территории
Характеристика участка съемки | Масштаб съемки | Высота сечения рельефа, м |
Территория с капитальной застройкой с подземными и надземными сооружениями | 1:500 | 0,5 |
Незастроенная территория или малозастроенная территория с одноэтажной застройкой с незначительным числом подземных и надземных сооружений | 1:5000 - 1:1000 | 2; 1; 0,5 |
Территории для новых микрорайонов, кварталов и групп зданий | 1:1000 - 1:500 | 0,5 |
Трассы линейных сооружений на застроенных территориях | 1:2000 - 1:500 | 1; 0,5 |
Трассы линейных сооружений на незастроенных территориях | 1:5000 - 1:1000 | 2; 1; 0,5 |
Примечание - На незастроенной территории в сложных геоморфологических условиях допускается выполнять топографическую съемку в масштабе 1:500 при соответствующем обосновании. |
8.1.1.8 Текстовые приложения должны содержать покилометровое описание топографо-геодезических условий всех вариантов трассы по картографическим материалам с детальным описанием по выбранному (оптимальному) варианту трассы автомобильной дороги.
8.1.2 Инженерно-геологические изыскания
8.1.2.1 ИГИ сооружений на основе [1] должны идентифицироваться по трем геотехническим категориям (см. приложение А):
а) 1 (простая) - включает сооружения пониженного уровня ответственности в простых и средней сложности ИГУ, когда отсутствуют структурно-неустойчивые грунты и опасные геологические процессы;
б) 2 (средней сложности) - включает сооружения повышенного и нормального уровней ответственности в простых и средней сложности ИГУ;
в) (сложная) - включает сооружения повышенного и нормального уровней ответственности в сложных ИГУ, а также устройство котлованов и заглубленных сооружений в условиях плотной городской застройки.
8.1.2.2 Идентификацию по геотехнической категории следует выполнять по объекту в целом или по отдельным сооружениям на основании сложности ИГУ, геотехнической сложности объекта и уровня его ответственности.
8.1.2.3 Геотехническую категорию предварительно определяет заказчик (застройщик) до начала изысканий. Исполнитель уточняет геотехническую категорию при составлении программы работ и корректирует ее в процессе изысканий на основании полученных материалов.
8.1.2.4 Идентификацию объекта, за исключением определения геотехнической категории, должен выполнять заказчик (застройщик).
8.1.2.5 ИГИ для подготовки предпроектной документации должны обеспечивать получение необходимых и достаточных материалов для сравнительной характеристики грунтово-гидрогеологических условий в полосе варьирования сравниваемых вариантов проложения трассы автомобильной дороги, а также - определение ИГУ, достаточных для выбора оптимального варианта (генерального направления) трассы в пределах притрассовой полосы автомобильной дороги.
8.1.2.6 ИГИ для выбора вариантов трасс автомобильных дорог должны обеспечивать оценку ИГУ, как по всей трассе, так и более детально на участках переходов через естественные и искусственные препятствия, на площадках размещения сооружений, а также составление качественного прогноза изменения природных условий в период строительства и эксплуатации сооружений с учетом их инженерной защиты и выполнения природоохранных мероприятий.
8.1.2.7 В состав ИГИ для подготовки предпроектной документации должны входить:
- сбор, анализ и обобщение имеющихся литературных и фондовых материалов ИГИ, в том числе технических отчетов других проектно-изыскательских организаций;
- инженерно-геологическая рекогносцировка;
- геофизические исследования (в том числе георадиолокация);
- проходка горных выработок с отбором проб грунтов и проб воды;
- полевые исследования грунтов;
- гидрогеологические исследования;
- лабораторные испытания проб грунтов и проб воды;
- камеральная обработка материалов полевых работ и составление отчета (заключения) об ИГИ.
8.1.2.8 По результатам ИГИ составляется технический отчет (см. 4.18 - 4.21), который должен содержать материалы об ИГУ района строительства (полоса варьирования) автомобильной дороги, с детальным сравнительным анализом ИГУ по намеченным вариантам и выбранному оптимальному варианту трассы автомобильной дороги в пределах притрассовой полосы.
8.1.2.9 Графическая часть отчета должна содержать:
- карты инженерно-геологических условий в масштабе от 1:500000 до 1:2500000 в пределах полосы варьирования трассы;
- карты инженерно-геологических условий масштабов от 1:1000000 до 1:200000, карты или геологические разрезы масштабов от 1:25000 до 1:10000 и масштабов от 1:5000 до 1:2000 на участках развития опасных геологических процессов.
8.1.2.10 При проектировании трасс автомобильных дорог протяженностью до 100 км возможно проведение исследований полосы трассы с детальностью масштабов от 1:50000 до 1:25000 и мельче (в соответствии с техническим заданием заказчика).
8.1.2.11 Масштаб инженерно-геологической съемки приведен в таблице 3. Текстовые приложения должны содержать покилометровое описание ИГУ всех вариантов трассы по картографическим материалам с детальным описанием по выбранному оптимальному варианту трассы.
Таблица 3
Масштабы инженерно-геологической съемки
Стадия | Цель работы | Вид съемки | Масштаб съемки | Тип карты |
Разработка предпроектной документации | Без выноса трассы в натуру (в камеральных условиях при достаточной изученности) | |||
Оценка возможных вариантов проложения трассы в полосе варьирования, выбор оптимального направления | Маршрутная | 1:500000 1:50000 1:25000 1:17000 1:10000 | Мелкомасштабные и среднемасштабные карты полосы возможного варьирования (карты инженерно-геологического районирования) | |
Разработка предпроектной документации | При выносе трассы в натуру на эталонных участках, в горной местности, в сложных ИГУ | |||
Оценка ИГУ притрассовой полосы | Маршрутная и площадная | 1:10000 1:2000 | Крупномасштабная карта притрассовой полосы шириной не менее 200 м (карты ИГУ и карты инженерно-геологического районирования) | |
Разработка проектной и рабочей документации | Более детальное изучение ИГУ притрассовой полосы, мест индивидуального проектирования земляного полотна, мостовых переходов, для обоснования выбора защитных мероприятий | Маршрутная и площадная | 1:10000 1:2000 1:500 | Крупномасштабная карта отдельных мест и площадок |
8.1.3 Инженерно-гидрометеорологические изыскания
8.1.3.1 ИГМИ для подготовки предпроектной документации должны обеспечивать оценку гидрометеорологических условий района строительства автомобильной дороги и получение сведений для характеристики климата и гидрологического режима водных объектов, пересекаемых трассой по различным конкурентным вариантам и выбранному оптимальному варианту трассы автомобильной дороги.
8.1.3.2 В составе ИГМИ для сравниваемых вариантов трасс автомобильных дорог должна быть выполнена оценка природно-климатических условий, гидрологического и руслового режимов водотоков, пересекаемых разными вариантами трассы и выбранным оптимальным вариантом, а также оценена интенсивность развития овражно-балочной сети в районах возможной прокладки трасс автомобильных дорог в пределах полосы варьирования.
8.1.3.3 ИГМИ для выбора вариантов трасс автомобильных дорог должны обеспечивать:
- изучение гидрометеорологических условий всех альтернативных вариантов проложения трассы, а именно: климатических условий, гидрологического режима и динамики руслового процесса водотоков, природных и техногенных факторов, определяющих особенности развития русловых и пойменных деформаций на водотоках; сведений о ледовом режиме и условиях ледохода; сведений о наличии гидротехнических сооружений в русле и хозяйственных мероприятиях в бассейне, оказывающих влияние на гидротехнический режим в створе сооружения; формирования и развития овражно-балочной сети, а также режимов селей и снежных лавин в зонах их возможного воздействия;
- обоснование выбора оптимального (по гидрометеорологическим условиям) варианта трассы и участков ее переходов через водные препятствия;
- определение возможного воздействия опасных гидрометеорологических процессов и явлений на состояние автомобильных дорог на участках переходов через водные препятствия и оценку их характеристик;
- выдачу, при необходимости, рекомендаций для проектирования мероприятий и сооружений инженерной защиты.
8.1.3.4 Гидрометеорологическое обоснование следует предусматривать для:
- больших и средних мостовых переходов;
- водопропускных сооружений через малые водотоки;
- земляного полотна дороги и средств его защиты от воздействия речных потоков, поверхностных вод и снегозаносов.
8.1.3.5 В результате ИГМИ должны быть установлены:
- общие характеристики климатических и гидрологических условий в полосе варьирования трассы;
- границы участков по вариантам трассы, подверженные воздействию опасных гидрометеорологических процессов и явлений;
- общее число водоотводных и водопропускных сооружений по сравниваемым вариантам трассы;
- предварительные расчетные гидрологические характеристики для участков мостовых переходов;
- наличие русловых процессов на участках мостовых переходов, их интенсивность и направленность;
- предварительные данные по отверстиям и схемам конструкций мостов, подходов к ним, регуляционным и укрепительным сооружениям;
- предварительные данные по глубине заложения опор для больших и особо сложных мостовых переходов.
8.1.3.6 Состав и содержание разделов технического отчета (см. 4.18 - 4.21), а также приложений к нему при выполнении ИГМИ для подготовки предпроектной документации под размещение автомобильной дороги должны включать по каждому конкурентоспособному варианту трассы автомобильной дороги:
- краткую климатическую характеристику;
- общие сведения о рельефе и гидрографии района в полосе варьирования трассы;
- гидрографическую характеристику бассейнов рек (густота речной сети, сведения о залесенности, озерности, заболоченности и т.д.);
- сведения о ледовом режиме и условиях ледохода;
- ведомости переходов через водные объекты по каждому варианту трассы;
- общую гидроморфологическую характеристику рек, водоемов и болот, пересекаемых трассами;
- классификацию переходов через водные преграды для различных участков каждого варианта трассы;
- предварительную оценку гидрологических условий для участков переходов каждого варианта трассы через водные объекты;
- границы участков каждого варианта трассы, подверженные воздействию селей, снежных лавин;
- сведения о наличии гидротехнических сооружений в русле и хозяйственных мероприятиях в бассейне, оказывающих влияние на гидрологический режим в створе перехода трассы через водоток;
- характеристику хозяйственного использования поверхностных вод;
- рекомендации по предварительному выбору оптимального варианта трассы автомобильной дороги, наиболее предпочтительного по гидрометеорологическим условиям.
8.1.3.7 Текстовые приложения должны содержать покилометровое описание инженерно-гидрометеорологических условий всех вариантов трассы по картографическим материалам с детальным описанием по выбранному оптимальному варианту трассы.
8.1.4 Инженерно-экологические изыскания
8.1.4.1 ИЭИ для подготовки предпроектной документации должны включать сбор сведений и анализ природных условий района строительства автомобильной дороги в пределах полосы варьирования трассы для оценки возможности ее размещения и предварительный прогноз возможных качественных изменений природной среды при реализации намечаемой деятельности и ее прогнозируемых негативных последствий (экологического риска).
8.1.4.2 При выполнении ИЭИ должны быть определены: природные особенности территории в пределах полосы варьирования трассы; возможное воздействие на природную среду (виды воздействия, ориентировочная зона влияния); предварительные предложения по организации экологического мониторинга; обязательства заказчика (застройщика) по соблюдению экологических требований.
8.1.4.3 Задачами ИЭИ для выбора вариантов трасс автомобильных дорог являются:
- получение необходимых материалов для сравнения вариантов размещения трасс автомобильных дорог в пределах притрассовых полос;
- получение сведений о состоянии экосистем и условий проживания населения;
- обоснование выбора рекомендуемого варианта размещения объектов проектирования, при котором прогнозируемый экологический риск будет минимальным.
8.1.4.4 Материалы ИЭИ должны включать:
- анализ и оценку природных условий в полосе варьирования трассы, определяющих экологическую ситуацию, в том числе региональных и зональных ландшафтно-климатических особенностей, гидрологических (по данным ИГМИ), геоморфологических и ИГУ (по данным ИГИ), опасных природно-техногенных процессов, почв, растительности, животного мира;
- оценку современного состояния компонентов природной среды;
- предварительное определение границ (размеров, конфигурации) зоны воздействия сравниваемых вариантов автомобильной дороги;
- фоновое загрязнение территории, предварительный прогноз возможных изменений компонентов природной среды при строительстве и эксплуатации автомобильной дороги;
- определение районов возможных негативных последствий с учетом их дальнейшего распространения и перераспределения;
- выявление зон повышенной экологической опасности (участков, потенциально подверженных стихийным бедствиям и развитию опасных процессов, пересечений трассы автомобильной дороги с зонами тектонических разломов, естественных и искусственных препятствий);
- определение основных направлений и путей миграции, а также закономерностей распределения и аккумуляции загрязнений (движение воздушных масс, особенности инфильтрации и стока, штили, туманы, специфические ландшафты, состав, фильтрационные и адсорбционные свойства грунтов, геохимические барьеры, наличие и условия залегания региональных водоупоров);
- разработку предварительных рекомендаций по минимизации и предотвращению нежелательных экологических последствий при строительстве и эксплуатации автомобильной дороги;
- сбор данных для оценки экологического риска по различным вариантам трассы с учетом стоимости природоохранных мероприятий и сооружений инженерной защиты.
8.1.4.5 В состав ИЭИ входят следующие виды исследований:
- исследования загрязнения атмосферного воздуха;
- биологические (флористические, геоботанические, фаунистические) исследования;
- эколого-геокриологические исследования;
- эколого-ландшафтные исследования;
- почвенные и грунтовые исследования;
- исследование и оценка радиационной обстановки;
- эколого-гидрологические исследования;
- радиационно-экологические исследования;
- газогеохимические исследования (при необходимости);
- исследования и оценка воздействия физических полей;
- социально-экономические, медико-биологические и санитарно-эпидемиологические исследования;
- лабораторные химико-аналитические исследования.
8.1.4.6 Технический отчет (см. 5.18 - 5.21) по результатам ИЭИ для сравнения вариантов и определения рекомендуемого оптимального варианта трассы автомобильной дороги должен содержать следующие сведения:
- обоснование выполненных ИЭИ, их задачи, краткие данные о проектируемом объекте;
- изученность экологических условий;
- краткая характеристика природных и техногенных условий (климатические, геоморфологические, гидрографические, гидрогеологические, почвенно-растительные условия и животный мир, хозяйственное использование территории и условия жизни населения);
- краткие сведения об экологической ситуации по вариантам трассы проектируемого строительства, включая данные об условиях природопользования, ограничениях по площади (наличие заповедных территорий, особо охраняемых объектов) и необходимости природоохранных мероприятий;
- современное экологическое состояние территории в зоне воздействия автомобильных дорог и сопутствующих объектов (комплексная ландшафтная характеристика территории с учетом ее функциональной значимости, оценка состояния компонентов природной среды, наземных и водных экосистем, данные по радиационному, химическому и другим видам загрязнений, сведения о состоянии водных объектов и защищенности подземных вод, данные о санитарно-эпидемиологическом состоянии территории вдоль трассы автомобильной дороги, социальная сфера);
- предварительный прогноз возможных неблагоприятных изменений природно-техногенных условий при строительстве и эксплуатации автомобильной дороги и искусственных сооружений на ней, включающий покомпонентный анализ и прогноз возможного воздействия объекта на природную среду на этапах строительства и эксплуатации проектируемых сооружений, в том числе аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ; прогноз ухудшения качественного состояния земель, водных объектов, нанесения ущерба растительному и животному миру; прогноз возможных социальных последствий и воздействия проектируемого строительства на особо охраняемые объекты (природные, историко-культурные, рекреационные);
- сведения о наличии ООПТ, их правовом статусе и правоустанавливающих документах и ограничениях по хозяйственной деятельности;
- рекомендации и предложения по предотвращению и снижению негативного воздействия, восстановлению и оздоровлению природной среды и предложения к программе экологического контроля (мониторинга);
- анализ возможных непрогнозируемых последствий строительства и эксплуатации автомобильной дороги и искусственных сооружений на ней.
8.1.4.7 Графические приложения должны содержать:
- инженерно-экологические карты современного экологического состояния в полосе варьирования трассы с элементами прогноза (по вариантам трассы и на выбранном оптимальном варианте) в масштабах от 1:10000 до 1:200000 (в зависимости от длины полосы варьирования), с врезками более крупных масштабов на переходах через водотоки и на участках транспортных развязок в разных уровнях; при необходимости, разномасштабные инженерно-экологические карты и схемы зоны воздействия и участков строительства автомобильной дороги, с указанием возможных путей миграции, аккумуляции и выноса загрязнений при штатном функционировании автомобильной дороги и аварийных ситуациях;
- мелкомасштабные схемы расположения вариантов трассы с указанием заповедников, заказников, национальных парков, рекреационных зон, населенных пунктов, промышленных узлов, пересекаемых железных и автомобильных дорог и других объектов инфраструктуры, а также карты фактического материала по трассам и мостовым переходам;
- исходные ландшафтные, почвенные карты и схемы районирования растительности, животного мира и экзогенных процессов и другие вспомогательные картографические материалы.
8.1.4.8 В заключении отчета должны быть сформулированы задачи, требующие решения на этапе принятия проектных решений. Предварительный прогноз неблагоприятных изменений природной среды, составленный на стадии выбора оптимального варианта трассы строительства автомобильных дорог, должен уточняться и корректироваться в дальнейшем на выбранном варианте трассы при изысканиях на последующих этапах проектирования и при проведении производственного экологического контроля.
8.1.4.9 По материалам ИЭИ по рекомендуемому оптимальному варианту должна выполняться оценка воздействия на окружающую среду, и в последующих стадиях проектирования должны разрабатываться мероприятия по охране окружающей среды.