ГОСТ Р 56361-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Глобальная навигационная спутниковая система. Аппаратура спутниковой навигации для оснащения колесных транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных, специальных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, твердых бытовых отходов и мусора. Общие технические требования
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 аппаратура спутниковой навигации; АСН: Аппаратно-программное устройство, устанавливаемое на объект навигации для определения его текущего местоположения, направления и скорости движения, поправки показаний часов по сигналам не менее двух действующих глобальных навигационных спутниковых систем (ГЛОНАСС, GPS), обмена данными с дополнительным объектовым оборудованием, а также для обмена информацией по сетям подвижной радиотелефонной связи.
3.2
глобальная навигационная спутниковая система; ГНСС: Навигационная спутниковая система, предназначенная для определения пространственных координат, составляющих вектора скорости движения, поправки показаний часов и скорости изменения поправки показаний часов потребителя ГНСС в любой точке на поверхности Земли, акватории Мирового океана, воздушного и околоземного космического пространства. [ГОСТ Р 52928-2010, статья 1] |
3.3
коммерческие перевозки: Перевозки пассажиров или грузов колесными транспортными средствами, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза. [Технический регламент ТР ТС 018/2011 [1] |
3.4
координатно-временная информация: Информация о пространственно-временном состоянии одного объекта навигации или группы объектов навигации. [ГОСТ Р 55524-2013, статья 3] |
3.5 крупногабаритный груз: Груз, который с учетом габаритов транспортного средства превышает установленные габаритные параметры для движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования.
3.6
мониторинговая информация навигационно-информационной системы: Координатно-временная и телеметрическая информация, передаваемая от объектов навигации в навигационно-информационные центры. Примечание - Разновидностью мониторинговой информации навигационно-информационной системы является мониторинговая информация в системах диспетчерского управления по ГОСТ Р 54024.
[ГОСТ Р 55524-2013, статья 7] |
3.7
навигационно-информационная система; НИС: Автоматизированная система, основанная на реализации метода спутниковой радионавигации и предназначенная для проведения навигационных определений, передачи от объектов навигации мониторинговой информации и формирования на ее основе системной навигационной информации, предоставляемой потребителям в требуемом виде и с требуемой оперативностью. [ГОСТ Р 55524-2013, статья 12] |
3.8
навигационная информация: Сведения прямо или косвенно используемые для определения пространственных координат, составляющих вектора скорости движения и поправки показаний часов потребителя. [ГОСТ Р 52928-2010, статья А.4] |
3.9 навигационный модуль ГНСС: Комплекс программно-аппаратных средств аппаратуры спутниковой навигации, предназначенный для определения текущих координат, параметров движения (направления и скорости) транспортного средства, а также времени по сигналам ГЛОНАСС, GPS и других глобальных навигационных спутниковых систем.
3.10
навигационный космический аппарат ГНСС; НКА ГНСС: Космический аппарат, имеющий на борту аппаратуру, предназначенную для формирования и излучения навигационных сигналов ГНСС, необходимых потребителю ГНСС для определения пространственных координат, составляющих вектора скорости движения, поправки показаний часов и скорости изменения этой поправки. [ГОСТ Р 52928-2010, статья 29] |
3.11
навигационный сигнал ГНСС: Радиосигнал, излучаемый НКА ГНСС, несущий информацию о показаниях его часов, навигационное сообщение и предназначенный для потребителей ГНСС. [ГОСТ Р 52928-2010, статья 6] |
3.12
опасный груз: Опасное вещество, материал, изделие и отходы производства, которые вследствие их специфических свойств при транспортировании или перегрузке могут создать угрозу жизни и здоровью людей, вызвать загрязнение окружающей природной среды, повреждение и уничтожение транспортных сооружений, средств и иного имущества. [ГОСТ Р 22.0.05-94, статья 3] |
3.13 пространственно-временное состояние транспортного средства: Состояние технического средства, характеризующееся вектором состояния - упорядоченной совокупностью пространственных координат, временных поправок шкалы времени объекта навигации относительно системной шкалы и составляющих вектора скорости технического средства.
3.14 специальный груз: Груз, нуждающийся в индивидуальной упаковке и маркировке, нестандартной обработке, оформлении специальных документов, и перевозящийся по особым тарифам.
3.15 телеметрическая информация: Совокупность данных о состоянии контролируемого объекта и обстановки в нем и (или) вокруг него, передаваемых с контролируемого транспортного средства в навигационно-информационные системы.
Примечание - Состав данных определяется в зависимости от категории транспортного средства и функций, выполняемых АСН в рамках навигационно-информационных систем.
3.16 тяжеловесный груз: Груз, который с учетом собственной массы транспортного средства превышает установленные на территории Российской Федерации максимальную массу или максимальную осевую нагрузку транспортного средства.
3.17 холодный старт АСН: Выполнение первого навигационного определения при отсутствии исходных данных.
3.18 горячий старт АСН: Выполнение первого навигационного определения при наличии исходных данных и эфемеридной информации.
3.19 перезахват: Повторный захват сопровождаемого объекта при срыве сопровождения на время не более 60 с.
3.20 голосовая гарнитура: Устройство, предназначенное для осуществления двусторонней голосовой связи между водителем и диспетчером по сетям подвижной радиотелефонной связи посредством использования GSM/UMTS модема, входящего в состав АСН.
