БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 56361-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Глобальная навигационная спутниковая система. Аппаратура спутниковой навигации для оснащения колесных транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных, специальных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, твердых бытовых отходов и мусора. Общие технические требования

8. Требования к функциональным модулям и компонентам аппаратуры спутниковой навигации

 

8.1 Навигационный модуль

8.1.1 АСН должна определять текущее местоположение (широта, долгота, высота), направление и скорость движения ТС, привязанных к шкале времени UTC(SU) по сигналам ГНСС ГЛОНАСС стандартной точности в диапазоне частот L1.

8.1.2 В составе протоколов обмена данными навигационного приемника должен присутствовать протокол NMEA0183 [5].

8.1.3 АСН должна обеспечивать определение навигационных параметров в системах координат ПЗ-90 и WGS-84 с возможностью преобразования полученных значений из одной системы координат в другую по выбору пользователя.

8.1.4 Доверительные границы допускаемой инструментальной погрешности (по уровню вероятности 0,95) определения координат в плане при работе по сигналам ГЛОНАСС (L1, код CT), GPS код (L1, код C/A) при скорости движения до 70 м/с и геометрическом факторе (GDOP) не более 4, не должны превышать по модулю 15 м.

8.1.5 Частота выдачи навигационных данных должна быть не менее 1 Гц.

8.1.6 Навигационный модуль ГЛОНАСС и GPS должны обеспечивать выполнение первого навигационного определения с заданной точностью в течение:

- не более 60 с - для холодного старта;

- не более 5 с - для горячего старта;

- не более 3 с - для перезахвата.

8.1.7 Чувствительность входящего в состав АСН навигационного модуля должна быть не менее:

- минус 163 дБВт при поиске (обнаружении) сигналов ГНСС;

- минус 188 дБВт при слежении за сигналами ГНСС и выдаче навигационного решения.

8.1.8 Навигационный модуль должен обеспечивать слежение за сигналами ГЛОНАСС и GPS при воздействии импульсных помех, формируемых в полосе частот принимаемых сигналов ГНСС ГЛОНАСС и GPS, с параметрами, указанными в таблице 1, при уровне мощности полезного сигнала минус 161 дБВт (ГЛОНАСС) и минус 158 дБВт (GPS) соответственно.

 

Таблица 1

 

Параметры импульсных помех

 

Наименование параметра

Значение

Пороговое значение помехи (пиковая мощность импульса), дБВт

минус 10 дБВт

Длительность импульса, мс

<= 1

Скважность

>= 10

 

8.1.9 Навигационный модуль должен обеспечивать работу в режиме "только ГЛОНАСС", в том числе принудительное переключение в этот режим и соответствовать требованиям, указанным в 8.1.1 - 8.1.8.

8.1.10 В отношении безопасности применения антенна ГНСС (внешняя) должна соответствовать требованиям, указанным в [1 (приложение 10, пункт 113)]

8.1.11 Требования к установке внешней антенны ГНСС на транспортном средстве указаны в разделе 16.

8.1.12 Испытания АСН на соответствие требованиям, указанным в 8.1.10, проводятся в соответствии с [6].

8.2 Коммуникационный модуль

8.2.1 Модем GSM/UMTS

8.2.1.1 Модем должен работать в диапазонах GSM 900 и GSM 1800, а также UMTS 900 и UMTS 2000, с поддержкой пакетной передачи данных и обеспечивать процедуру передачи управления при переходе из одного диапазона в другой.

8.2.1.2 Модем GSM/UMTS должен удовлетворять требованиям, установленным в [7], [8], [9].

8.2.1.3 Испытания АСН на соответствие требованиям, указанным в 8.2.1.2, проводят в соответствии с ГОСТ Р 55533 (раздел 6).

8.2.2 Персональная универсальная многопрофильная идентификационная карта абонента

8.2.2.1 Персональная универсальная многопрофильная идентификационная карта абонента должна обеспечивать регистрацию АСН в сетях подвижной связи стандартов GSM/UMTS.

8.2.2.2 Персональная универсальная многопрофильная идентификационная карта абонента не должна запрашивать PIN-код при включении АСН.

8.2.2.3 На персональной универсальной многопрофильной карте должен отсутствовать счетчик числа аутентификации в сети подвижной связи стандартов GSM/900/1800 и UMTS 900/2000.

8.2.3 Антенна для коммуникационного модуля GSM/UMTS

8.2.3.1 АСН должна быть оснащена внешней или внутренней антенной для коммуникационного модуля GSM/UMTS, обеспечивающей необходимое качество подвижной радиотелефонной связи стандартов GSM/UMTS в рабочем положении ТС.

Примечание - Вид конструктивного исполнения антенны коммуникационного модуля GSM/UMTS (встроенный или внешний) определяет изготовитель АСН.

 

8.2.3.2 В отношении безопасности применения антенна для коммуникационного модуля GSM/UMTS (внешняя) должна соответствовать требованиям [1 (приложение 10, пункт 113)].

8.2.3.3 Испытания АСН на соответствие требованиям, установленным в 8.2.3.2, осуществляют в соответствии с [7].

8.3 Модуль средства криптографической защиты информации

8.3.1 Модуль СКЗИ должен обеспечивать реализацию криптографических алгоритмов, необходимых для вычисления квалифицированной электронной подписи, проведения процедур аутентификации и обеспечения защиты информации, обрабатываемой и хранимой в АСН и подлежащей защите в соответствии с [11].

Примечание - К использованию в составе АСН рекомендуются модули СКЗИ, разработка и производство которых осуществляют в соответствии с [12].

 

8.3.2 Реализованные в модуле СКЗИ криптографические алгоритмы должны соответствовать требованиям ГОСТ 28147, ГОСТ Р 34.10, ГОСТ Р 34.11.

8.3.3 Аутентификация образца АСН должна обеспечиваться на основании уникального криптографического ключа (ключевого документа), соответствующего заданному образцу АСН.

Модуль СКЗИ должен обеспечивать хранение криптографических ключей (ключевых документов) и выполнять криптографические преобразования в защищенной от вскрытия среде с изоляцией криптографического ключа.

8.4 Модуль интерфейса пользователя

8.4.1 Модуль интерфейса пользователя предназначен для обеспечения взаимодействия между АСН и водителем ТС и включает следующие элементы:

а) устройство отображения информации (дисплей) для водителя;

б) кнопку подачи "Сигнала бедствия";

в) индикатор (индикаторы) состояния АСН;

г) органы управления АСН.

8.4.2 Дисплей для водителя может быть встроенным в АСН или подключаться к аппаратуре как отдельное устройство.

Примечание - Вид конструктивного исполнения дисплея (встроенный или внешний) определяет изготовитель АСН.

 

8.4.3 Кнопка подачи "Сигнала бедствия" и (или) кнопка вызова диспетчера предназначена для подачи экстренного сигнала по сетям подвижной радиотелефонной связи в диспетчерский центр.

8.4.4 Кнопка подачи "Сигнала бедствия" и (или) кнопка вызова диспетчера может быть встроенной в корпус АСН (модуль интерфейса пользователя) или размещаться отдельно и находиться в зоне досягаемости с рабочего места водителя без изменения положения тела.

Примечание - Вид конструктивного исполнения кнопки подачи "Сигнала бедствия" и (или) кнопки вызова диспетчера (встроенная или внешняя) определяет изготовитель АСН.

 

8.4.5 Кнопка подачи "Сигнала бедствия" и (или) кнопка вызова диспетчера должна быть защищена от непреднамеренного нажатия.

Примечание - Конкретный способ защиты кнопки подачи "Сигнала бедствия" и (или) кнопки вызова диспетчера от непреднамеренного нажатия определяет изготовитель АСН.

 

8.4.6 Индикаторы состояния должны отображать следующие функциональные состояния АСН:

- подключение бортового питания;

- работа модуля ГНСС;

- нахождение АСН в сети подвижной радиотелефонной связи;

- прием (передача) данных по сети подвижной радиотелефонной связи (спутниковой связи - при оборудовании ТС средствами спутниковой связи);

- факт нажатия кнопки подачи "Сигнала бедствия".

8.5 Модуль интерфейсов подключения оборудования

8.5.1 Модуль интерфейсов подключения оборудования предназначен для обеспечения подключения компонентов аппаратуры спутниковой навигации (в случае их внешнего конструктивного исполнения) и дополнительного бортового оборудования.

8.5.2 Требования к интерфейсам для обмена данными с подключаемым дополнительным бортовым оборудованием указаны в разделе 9.

8.6 Внутренняя энергонезависимая память

8.6.1 АСН должна иметь внутреннюю энергонезависимую память для хранения сообщений, которые не удалось передать по сетям подвижной радиотелефонной связи стандартов GSM 900/1800 и UMTS 900/2000 (например, ввиду отсутствия покрытия сети).

8.6.2 Объем внутренней энергонезависимой памяти должен обеспечивать возможность хранения не менее 20000 последовательно зарегистрированных наборов данных, включающих мониторинговую информацию.

Запись информации в энергонезависимую память АСН и выгрузка сохраненной информации из нее и передача по сетям подвижной радиотелефонной связи стандартов GSM/UMTS должна производиться в порядке FIFO.

8.6.3 В АСН должна быть реализована возможность считывания и очистки содержимого внутренней энергонезависимой памяти. Интерфейс обмена данными для считывания и очистки содержимого внутренней энергонезависимой памяти АСН определяется изготовителем аппаратуры.

8.6.4 Изготовитель АСН должен обеспечить необходимую степень защиты реализованного в АСН механизма для считывания и очистки содержимого энергонезависимой памяти АСН от несанкционированного использования.

8.7 Резервный источник питания

8.7.1 Резервный источник питания (аккумуляторная батарея), при отсутствии питания от бортовой электрической сети должен обеспечивать возможность непрерывной автономной работы АСН в течение не менее 4 ч в режиме передачи данных по каналу GSM/UMTS с периодичностью 1 раз в мин и 15 мин работы в режиме голосовой связи (в случае использования в АСН встроенного дисплея время автономной работы должно составлять не менее 1 ч).

8.7.2 Должна быть обеспечена возможность контроля уровня заряда резервного источника питания (аккумуляторной батареи).

8.7.3 Срок службы аккумуляторной батареи должен быть определен изготовителем АСН и составлять не менее 1 года.

8.8 Акселерометр

8.8.1 Акселерометр должен обеспечивать определение значений ускорения по направлениям трех осей транспортного средства (продольной, поперечной, вертикальной) в задаваемые периоды времени.

8.8.2 Ускорение транспортного средства должно определяться акселерометром по трем осям диапазонов с погрешностью не более 10% в диапазоне ускорений:

- от минус 24 g до плюс 24 g по направлению продольной оси;

- от минус 8 g до плюс 8 g по направлению поперечной и вертикальной осей.

8.9 Соединительные кабели

8.9.1 Жгуты проводов для присоединения АСН к бортовой сети со стороны ТС, коммутации компонентов АСН к основному блоку аппаратуры, подключения к исполнительным устройствам и датчикам должны быть оснащены электрическими соединителями, имеющими защиту от самопроизвольного разъединения.

8.9.2 Технические требования к жгутам проводов - по ГОСТ 23544.

8.9.3 Контакты в электрических соединителях кабелей и жгутов со стороны ТС, используемых для присоединения АСН к бортовой сети ТС в процессе сочленения и в сочлененном состоянии, должны быть защищены от взаимного замыкания.

8.9.4 Контакты электрических соединителей для коммутации компонентов АСН к основному блоку аппаратуры, подключения к бортовой сети ТС, резервному источнику питания (аккумуляторной батарее), исполнительным устройствам, дискретным и аналоговым входам, шинам данных и датчикам в процессе сочленения и в сочлененном состоянии должны быть защищены от взаимного замыкания.