ГОСТ 32869-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению топографо-геодезических изысканий
9.3. Трассирование автомобильной дороги
9.3.1 Трассирование автомобильных дорог должно быть направлено на определение оптимального положения будущей трассы.
9.3.2 Выбор предварительного направления трассы в пределах притрассовой полосы должен быть установлен на основе ТГИ на стадии подготовки предпроектной документации (с учетом требований 4.7), окончательного направления - в пределах полосы отвода на стадии подготовки проектной документации (с учетом требований 4.7).
9.3.3 В период полевого трассирования дороги при выносе трассы в натуру должны быть выполнены следующие требования:
- на всех стадиях изысканий при разбивке трассы на местности необходимо назначать и измерять углы поворота трассы, осуществлять вешения линий и измерять расстояния между углами;
- вешения линий следует осуществлять с помощью угломерных геодезических инструментов, для чего в створе длинных прямых назначаются промежуточные стоянки, с которых осуществляют продолжение створа;
- при проложении трассы через лес следует прорубать визирную просеку шириной от 0,7 до 1,0 м. Попадающие в створ крупные деревья, фруктовые деревья, лесопосадки в питомниках и насаждения ценных культур следует инструментально обходить;
- препятствия, встречаемые на трассе, исключающие возможность прямого вешения и промера линии, следует избегать посредством постепенного входа в створ (при установлении промежуточных точек стояния) и обходить выносками. Выноски необходимо проводить посредством параллельного сноса линии с построением двух перпендикуляров к трассе, построением равностороннего или равнобедренного треугольника или другими способами;
- измерение горизонтальных углов поворота трассы следует выполнять с помощью угломерных геодезических инструментов. После измерения угла должен быть вычислен угол поворота и по таблицам разбивки кривых в зависимости от радиуса закругления должны быть приняты параметры элементов закругления: тангенс, кривая, домер, биссектриса;
- если трасса запроектирована нетрадиционными методами (например, сплайнами, отрезками клотоид и т.д.), то при выносе трассы в натуру следует использовать прокладку магистрального хода, примерно совпадающего с направлением трассы, к которому должны быть привязаны остальные точки трассы.