БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ 32869-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению топографо-геодезических изысканий

7. Последовательность и способы выполнения топографо-геодезических изысканий

 

7.1. Планировочные и проектно-изыскательские работы для нового строительства

 

7.1.1. Топографо-геодезические изыскания на стадии подготовки предпроектной документации

7.1.1.1 В процессе ТГИ на стадии подготовки предпроектной документации (с учетом требований 4.7) должны быть получены следующие результаты изысканий:

- сведения о рельефе местности и ситуации в границах полосы варьирования трассы;

- вариантное трассирование и анализ рельефа в притрассовых полосах сравниваемых вариантов;

- обоснование выбора притрассовой полосы основного варианта.

7.1.1.2 ТГИ на стадии подготовки предпроектной документации (с учетом требований 4.7) следует выполнять преимущественно в камеральных условиях в пределах полосы варьирования трассы, которая по ширине может достигать до 1/3 длины трассы.

Камеральное трассирование следует проводить в указанной последовательности:

- сбор и анализ (в соответствии с таблицей 1) топографических карт, планов, аэрофотоснимков, материалов изысканий прошлых лет или материалов ДЗЗ, а также энциклопедических и справочных данных, характеризующих особенности природных условий местности, местоположения пересечения водотоков, автомобильных и железных дорог, расположения инженерных коммуникаций и их выявление;

- вариантное трассирование;

- выделение эталонных и сложных участков трассы в пределах притрассовой полосы каждого сравниваемого варианта;

- оценка и сравнение конкурирующих вариантов трасс, выбор основного варианта, рекомендуемого к проектированию;

- предварительное планирование будущего места расположения искусственных сооружений и транспортных развязок, притрассовых карьеров;

- обоснование и согласование расположения рекомендуемого варианта трассы с заказчиком;

- топографическая съемка отдельных участков (при необходимости);

- окончательная камеральная обработка результатов и составление технического отчета;

- геодезическое обеспечение инженерных изысканий других видов.

 

Таблица 1

 

Масштабы топографических карт, планов и материалов ДЗЗ

 

Назначение

Масштаб

Для получения наглядной информации

1:100 000, 1:50 000

Для получения предварительной информации (анализ рельефа и изображения ситуации), определения полосы варьирования

1:50 000, 1:25 000

Для получения подробной информации по изображению ситуации и рельефа, определения эталонных и сложных участков трассы, определения предварительного местоположения полосы отвода

1:25 000, 1:20 000, 1:15 000, 1:10 000, 1:5000, 1:2000

 

7.1.1.3 Принципиальное размещение притрассовой полосы выбранного варианта следует устанавливать с учетом данных комплексных инженерных изысканий согласно требованиям ГОСТ 32836, а после согласования расположения выбранного варианта трассы с заказчиком следует определить предварительное местоположение полосы отвода.

7.1.1.4 Камеральное трассирование следует выполнять в масштабах, указанных в таблице 1. На создаваемую карту или ИЦММ следует наносить варианты трассы с указанием углов поворота, круговых кривых и разбивкой пикетажа.

7.1.1.5 Топографический план должен содержать границы: существующих участков, участков особо охраняемых природных территорий, землепользователей и землевладельцев, муниципальных районов и субъектов государства, граничивших с вариантами прохождения трассы.

7.1.1.6 На отдельных сложных участках трассы по условиям рельефа (горные условия, места проектирования мостовых сооружений и транспортных развязок в разных уровнях, место въезда/выезда в тоннель и т.д.), при отсутствии топографических карт требуемых масштабов прошлых лет или при значительных изменениях ситуации и рельефа за последние годы, выполняют космическую съемку, аэрофотосъемку (в том числе с использованием беспилотных летающих аппаратов), воздушное лазерное сканирование, а при невозможности их применения - топографическую съемку. По полученным материалам должна быть создана ИЦММ.

7.1.1.7 Топографическую съемку сложных участков выбранной трассы следует выполнять в пределах притрассовой полосы.

7.1.1.8 В технический отчет ТГИ должны входить:

- пояснительная записка (составленная в соответствии с приложением Б);

- картограмма топографо-геодезической изученности;

- план полосы варьирования трассы со сравниваемыми вариантами;

- продольные профили сравниваемых вариантов трассы;

- план выбранного варианта трассы автомобильной дороги;

- ведомость пересечений водотоков, транспортных развязок, коммуникаций и других объектов;

- ИЦММ в пределах полосы варьирования трассы и в пределах притрассовых полос сравниваемых вариантов.

7.1.2. Топографо-геодезические изыскания на стадии подготовки проектной документации

7.1.2.1 ТГИ на стадии подготовки проектной документации (с учетом требований 4.7) должны быть получены данные и топографические материалы, необходимые для разработки и детализации проектных решений автомобильной дороги и транспортных сооружений выбранного варианта.

7.1.2.2 ТГИ для подготовки проектной документации (с учетом требований 4.7) должны обеспечивать детальное изучение ситуации и рельефа местности в пределах притрассовой полосы выбранного варианта трассы, окончательное обоснование положения полосы отвода автомобильной дороги.

7.1.2.3 Перед началом проведения топографической съемки следует выполнять в камеральных условиях следующие работы:

- сбор и анализ топографо-геодезических материалов, материалов ДЗЗ, аэрофотоснимков и материалов изысканий прошлых лет, в масштабах, указанных в таблице 1;

- подготовку геодезической основы в соответствии с 9.1.6;

- установление границ топографической съемки.

7.1.2.4 При топографической съемке следует выполнять:

- рекогносцировку принятого варианта трассы;

- создание съемочной геодезической сети согласно 9.1.7;

- топографическую съемку в соответствии с таблицей 2;

- закрепление начальной, конечной и промежуточных осевых точек трассы, а также вершин углов поворота автомобильной дороги;

- проложение трассы на местности (с назначением углов поворота);

- планово-высотную привязку оси трассы к пунктам ГГС;

- съемку подземных, наземных, надземных инженерных коммуникаций согласно 9.6;

- съемку поперечных профилей по осям водопропускных труб;

- съемку продольного и поперечных профилей дороги;

- геодезическое обеспечение инженерных изысканий других видов.

 

Таблица 2

 

Масштабы топографических съемок

 

Характеристика участков трассы

Масштаб съемки

В равнинной и пересеченной местностях

1:5000, 1:2000

В сложных горных условиях, местах притрассовых карьеров, на незастроенных территориях

1:2000, 1:1000

На застроенной территории, в местах пересечения водотоков, автомобильных и железных дорог, на площадках под искусственным сооружением

1:1000, 1:500, 1:200

 

7.1.2.5 Топографическая съемка местности должна обеспечивать возможность разработки инженерно-топографических планов в цифровом и графическом видах.

7.1.2.6 Допускается составление инженерно-топографических планов по материалам съемок смежного или более крупного масштаба со сроком давности не более двух лет, для этого следует предварительно выполнить обновление содержания инженерно-топографического плана (ситуация, рельеф).

7.1.2.7 Высота сечения рельефа на топографических планах и картах устанавливается в соответствии с таблицей 3.

 

Таблица 3

 

Высота сечения рельефа при топографических съемках

 

Тип рельефа и свойственный ему диапазон углов наклона поверхности

Масштаб съемки

1:200

1:2000, 1:1000, 1:500

1:5000, 1:2000

Высота сечения рельефа, м

Плоскоравнинный - до 1°

0,25; 0,5

0,25; 0,5

0,5; 1,0

Равнинный - от 1° до 2°

0,25; 0,5

0,25; 0,5; 1,0

0,5; 1,0; 2,0

Всхолмленный - от 2° до 4°

-

0,5; 1,0; 2,0

1,0; 2,0; 2,5

Пересеченный - от 4° до 6°

-

0,5; 1,0; 2,0

2,0; 2,5; 5,0

Горный и предгорный - более 6°

-

1,0; 2,0

2,5; 5,0

 

7.1.2.8 Ширину полосы топографической съемки вдоль трассы следует устанавливать в пределах притрассовой полосы. Увеличивать ширину полосы топографической съемки следует:

- в местах проектируемых водопропускных труб (предварительно определив границу водосбора по картам прошлых лет);

- в местах проектируемых искусственных сооружений и транспортных развязок (согласно геометрическим параметрам их элементов);

- в местах пересекаемых коммуникаций, подлежащих переустройству;

- в местах устройства притрассовых карьеров.

7.1.2.9 По результатам камеральной обработки ТГИ следует составлять технический отчет, который должен содержать: пояснительную записку (составленную в соответствии с приложением Б), регистрационное заявление на производство ТГИ, аттестаты и результаты метрологических поверок используемого оборудования и измерительной аппаратуры, лицензии на программное обеспечение, материалы составления геодезической основы согласно 9.1.7, инженерно-топографический план трассы в графическом виде и ИЦММ, продольные и поперечные профили трассы (поперечные профили трассы допускается представлять только в цифровом виде), материалы съемки коммуникаций в соответствии с 9.6.4, ведомость неувязок между точками, ведомость высотной увязки реперов, абрисы привязок характерных точек трассы к элементам ситуации, ведомость углов поворота трассы, прямых и кривых, ведомость пересечений и примыканий, ведомости элементов обустройства дороги, ведомость водных препятствий (рек, ручьев, озер, болот и т.д.), ведомость согласований, акт приемки полевых топографо-геодезических работ (в соответствии с приложением Е).

7.1.3. Топографо-геодезические изыскания на стадии подготовки рабочей документации

7.1.3.1 На стадии подготовки рабочей документации должны быть получены дополнительные топографо-геодезические материалы и данные, необходимые для уточнения и детализации проектных решений.

7.1.3.2 ТГИ выполняют в случае изменения ситуации, недостаточности данных изысканий, выполненных ранее, на сложных и проблемных участках трассы (оползневые участки, районы развития карста, подрабатываемые территории и т.д.).

7.1.3.3 Работы следует выполнять в следующей последовательности:

- анализ проектной документации (с учетом требований 4.7) по объекту;

- анализ особенностей сложных и проблемных участков трассы;

- рекогносцировка варианта трассы;

- топографическая съемка;

- детальная разбивка и закрепление элементов трассы (круговые и переходные кривые, виражи, переходно-скоростные полосы, остановочные площадки, площадки отдыха и т.д.);

- съемка площадок под карьеры грунтовых строительных материалов;

- досъемка искусственных сооружений;

- планово-высотная привязка оси трассы к пунктам ГГС.

7.1.3.4 Технический отчет должен содержать: пояснительную записку (составленную в соответствии с приложением Б); свидетельства метрологических поверок используемого оборудования; лицензии на программное обеспечение; ведомость используемых пунктов геодезического обоснования; схему тахеометрического хода; таблицы и абрисы разбивки и закрепления элементов трассы; поперечные профили; инженерно-топографический план изменившихся участков трассы дороги и вновь появившихся инженерных коммуникаций; детальный инженерно-топографический план сложных участков в масштабах 1:1000, 1:500, 1:200.

TOC