ГОСТ 32869-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению топографо-геодезических изысканий
7. Последовательность и способы выполнения топографо-геодезических изысканий
7.1. Планировочные и проектно-изыскательские работы для нового строительства
7.1.1. Топографо-геодезические изыскания на стадии подготовки предпроектной документации
7.1.1.1 В процессе ТГИ на стадии подготовки предпроектной документации (с учетом требований 4.7) должны быть получены следующие результаты изысканий:
- сведения о рельефе местности и ситуации в границах полосы варьирования трассы;
- вариантное трассирование и анализ рельефа в притрассовых полосах сравниваемых вариантов;
- обоснование выбора притрассовой полосы основного варианта.
7.1.1.2 ТГИ на стадии подготовки предпроектной документации (с учетом требований 4.7) следует выполнять преимущественно в камеральных условиях в пределах полосы варьирования трассы, которая по ширине может достигать до 1/3 длины трассы.
Камеральное трассирование следует проводить в указанной последовательности:
- сбор и анализ (в соответствии с таблицей 1) топографических карт, планов, аэрофотоснимков, материалов изысканий прошлых лет или материалов ДЗЗ, а также энциклопедических и справочных данных, характеризующих особенности природных условий местности, местоположения пересечения водотоков, автомобильных и железных дорог, расположения инженерных коммуникаций и их выявление;
- вариантное трассирование;
- выделение эталонных и сложных участков трассы в пределах притрассовой полосы каждого сравниваемого варианта;
- оценка и сравнение конкурирующих вариантов трасс, выбор основного варианта, рекомендуемого к проектированию;
- предварительное планирование будущего места расположения искусственных сооружений и транспортных развязок, притрассовых карьеров;
- обоснование и согласование расположения рекомендуемого варианта трассы с заказчиком;
- топографическая съемка отдельных участков (при необходимости);
- окончательная камеральная обработка результатов и составление технического отчета;
- геодезическое обеспечение инженерных изысканий других видов.
Таблица 1
Масштабы топографических карт, планов и материалов ДЗЗ
Назначение | Масштаб |
Для получения наглядной информации | 1:100 000, 1:50 000 |
Для получения предварительной информации (анализ рельефа и изображения ситуации), определения полосы варьирования | 1:50 000, 1:25 000 |
Для получения подробной информации по изображению ситуации и рельефа, определения эталонных и сложных участков трассы, определения предварительного местоположения полосы отвода | 1:25 000, 1:20 000, 1:15 000, 1:10 000, 1:5000, 1:2000 |
7.1.1.3 Принципиальное размещение притрассовой полосы выбранного варианта следует устанавливать с учетом данных комплексных инженерных изысканий согласно требованиям ГОСТ 32836, а после согласования расположения выбранного варианта трассы с заказчиком следует определить предварительное местоположение полосы отвода.
7.1.1.4 Камеральное трассирование следует выполнять в масштабах, указанных в таблице 1. На создаваемую карту или ИЦММ следует наносить варианты трассы с указанием углов поворота, круговых кривых и разбивкой пикетажа.
7.1.1.5 Топографический план должен содержать границы: существующих участков, участков особо охраняемых природных территорий, землепользователей и землевладельцев, муниципальных районов и субъектов государства, граничивших с вариантами прохождения трассы.
7.1.1.6 На отдельных сложных участках трассы по условиям рельефа (горные условия, места проектирования мостовых сооружений и транспортных развязок в разных уровнях, место въезда/выезда в тоннель и т.д.), при отсутствии топографических карт требуемых масштабов прошлых лет или при значительных изменениях ситуации и рельефа за последние годы, выполняют космическую съемку, аэрофотосъемку (в том числе с использованием беспилотных летающих аппаратов), воздушное лазерное сканирование, а при невозможности их применения - топографическую съемку. По полученным материалам должна быть создана ИЦММ.
7.1.1.7 Топографическую съемку сложных участков выбранной трассы следует выполнять в пределах притрассовой полосы.
7.1.1.8 В технический отчет ТГИ должны входить:
- пояснительная записка (составленная в соответствии с приложением Б);
- картограмма топографо-геодезической изученности;
- план полосы варьирования трассы со сравниваемыми вариантами;
- продольные профили сравниваемых вариантов трассы;
- план выбранного варианта трассы автомобильной дороги;
- ведомость пересечений водотоков, транспортных развязок, коммуникаций и других объектов;
- ИЦММ в пределах полосы варьирования трассы и в пределах притрассовых полос сравниваемых вариантов.
7.1.2. Топографо-геодезические изыскания на стадии подготовки проектной документации
7.1.2.1 ТГИ на стадии подготовки проектной документации (с учетом требований 4.7) должны быть получены данные и топографические материалы, необходимые для разработки и детализации проектных решений автомобильной дороги и транспортных сооружений выбранного варианта.
7.1.2.2 ТГИ для подготовки проектной документации (с учетом требований 4.7) должны обеспечивать детальное изучение ситуации и рельефа местности в пределах притрассовой полосы выбранного варианта трассы, окончательное обоснование положения полосы отвода автомобильной дороги.
7.1.2.3 Перед началом проведения топографической съемки следует выполнять в камеральных условиях следующие работы:
- сбор и анализ топографо-геодезических материалов, материалов ДЗЗ, аэрофотоснимков и материалов изысканий прошлых лет, в масштабах, указанных в таблице 1;
- подготовку геодезической основы в соответствии с 9.1.6;
- установление границ топографической съемки.
7.1.2.4 При топографической съемке следует выполнять:
- рекогносцировку принятого варианта трассы;
- создание съемочной геодезической сети согласно 9.1.7;
- топографическую съемку в соответствии с таблицей 2;
- закрепление начальной, конечной и промежуточных осевых точек трассы, а также вершин углов поворота автомобильной дороги;
- проложение трассы на местности (с назначением углов поворота);
- планово-высотную привязку оси трассы к пунктам ГГС;
- съемку подземных, наземных, надземных инженерных коммуникаций согласно 9.6;
- съемку поперечных профилей по осям водопропускных труб;
- съемку продольного и поперечных профилей дороги;
- геодезическое обеспечение инженерных изысканий других видов.
Таблица 2
Масштабы топографических съемок
Характеристика участков трассы | Масштаб съемки |
В равнинной и пересеченной местностях | 1:5000, 1:2000 |
В сложных горных условиях, местах притрассовых карьеров, на незастроенных территориях | 1:2000, 1:1000 |
На застроенной территории, в местах пересечения водотоков, автомобильных и железных дорог, на площадках под искусственным сооружением | 1:1000, 1:500, 1:200 |
7.1.2.5 Топографическая съемка местности должна обеспечивать возможность разработки инженерно-топографических планов в цифровом и графическом видах.
7.1.2.6 Допускается составление инженерно-топографических планов по материалам съемок смежного или более крупного масштаба со сроком давности не более двух лет, для этого следует предварительно выполнить обновление содержания инженерно-топографического плана (ситуация, рельеф).
7.1.2.7 Высота сечения рельефа на топографических планах и картах устанавливается в соответствии с таблицей 3.
Таблица 3
Высота сечения рельефа при топографических съемках
Тип рельефа и свойственный ему диапазон углов наклона поверхности | Масштаб съемки | ||
1:200 | 1:2000, 1:1000, 1:500 | 1:5000, 1:2000 | |
Высота сечения рельефа, м | |||
Плоскоравнинный - до 1° | 0,25; 0,5 | 0,25; 0,5 | 0,5; 1,0 |
Равнинный - от 1° до 2° | 0,25; 0,5 | 0,25; 0,5; 1,0 | 0,5; 1,0; 2,0 |
Всхолмленный - от 2° до 4° | - | 0,5; 1,0; 2,0 | 1,0; 2,0; 2,5 |
Пересеченный - от 4° до 6° | - | 0,5; 1,0; 2,0 | 2,0; 2,5; 5,0 |
Горный и предгорный - более 6° | - | 1,0; 2,0 | 2,5; 5,0 |
7.1.2.8 Ширину полосы топографической съемки вдоль трассы следует устанавливать в пределах притрассовой полосы. Увеличивать ширину полосы топографической съемки следует:
- в местах проектируемых водопропускных труб (предварительно определив границу водосбора по картам прошлых лет);
- в местах проектируемых искусственных сооружений и транспортных развязок (согласно геометрическим параметрам их элементов);
- в местах пересекаемых коммуникаций, подлежащих переустройству;
- в местах устройства притрассовых карьеров.
7.1.2.9 По результатам камеральной обработки ТГИ следует составлять технический отчет, который должен содержать: пояснительную записку (составленную в соответствии с приложением Б), регистрационное заявление на производство ТГИ, аттестаты и результаты метрологических поверок используемого оборудования и измерительной аппаратуры, лицензии на программное обеспечение, материалы составления геодезической основы согласно 9.1.7, инженерно-топографический план трассы в графическом виде и ИЦММ, продольные и поперечные профили трассы (поперечные профили трассы допускается представлять только в цифровом виде), материалы съемки коммуникаций в соответствии с 9.6.4, ведомость неувязок между точками, ведомость высотной увязки реперов, абрисы привязок характерных точек трассы к элементам ситуации, ведомость углов поворота трассы, прямых и кривых, ведомость пересечений и примыканий, ведомости элементов обустройства дороги, ведомость водных препятствий (рек, ручьев, озер, болот и т.д.), ведомость согласований, акт приемки полевых топографо-геодезических работ (в соответствии с приложением Е).
7.1.3. Топографо-геодезические изыскания на стадии подготовки рабочей документации
7.1.3.1 На стадии подготовки рабочей документации должны быть получены дополнительные топографо-геодезические материалы и данные, необходимые для уточнения и детализации проектных решений.
7.1.3.2 ТГИ выполняют в случае изменения ситуации, недостаточности данных изысканий, выполненных ранее, на сложных и проблемных участках трассы (оползневые участки, районы развития карста, подрабатываемые территории и т.д.).
7.1.3.3 Работы следует выполнять в следующей последовательности:
- анализ проектной документации (с учетом требований 4.7) по объекту;
- анализ особенностей сложных и проблемных участков трассы;
- рекогносцировка варианта трассы;
- топографическая съемка;
- детальная разбивка и закрепление элементов трассы (круговые и переходные кривые, виражи, переходно-скоростные полосы, остановочные площадки, площадки отдыха и т.д.);
- съемка площадок под карьеры грунтовых строительных материалов;
- досъемка искусственных сооружений;
- планово-высотная привязка оси трассы к пунктам ГГС.
7.1.3.4 Технический отчет должен содержать: пояснительную записку (составленную в соответствии с приложением Б); свидетельства метрологических поверок используемого оборудования; лицензии на программное обеспечение; ведомость используемых пунктов геодезического обоснования; схему тахеометрического хода; таблицы и абрисы разбивки и закрепления элементов трассы; поперечные профили; инженерно-топографический план изменившихся участков трассы дороги и вновь появившихся инженерных коммуникаций; детальный инженерно-топографический план сложных участков в масштабах 1:1000, 1:500, 1:200.