ГОСТ Р ИСО 21500-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Руководство по проектному менеджменту
4.2. Управленческие и предметные группы процессов
4.2.1. Общие положения
Процессы проектного менеджмента можно классифицировать двумя способами, как принадлежащие к определенным группам процессов с точки зрения проектного менеджмента (см. 4.2.2) или к группам, построенным на принадлежности к определенному предмету управления (см. 4.2.3). Оба подхода отражены в таблице 1. Описание отдельных процессов приведено в подразделе 4.3. Процесс отображается в составе той управленческой и предметной группы, к которой относится основная часть связанной с процессом деятельности.
Таблица 1
Классификация процессов проектного менеджмента
по управленческим и предметным группам
Предметная группа | Управленческая группа | ||||
Инициирование | Планирование | Исполнение | Контроль | Завершение | |
Интеграция | 4.3.2. Разработка Устава проекта | 4.3.3. Разработка планов проекта | 4.3.4. Руководство проектной деятельностью | 4.3.5. Контроль проектной деятельности 4.3.6. Контроль изменений | 4.3.7. Завершение проекта или фазы 4.3.8. Сохранение накопленного опыта |
Заинтересованные стороны | 4.3.9. Определение состава заинтересованных лиц |
| 4.3.10. Руководство заинтересованными лицами проекта |
|
|
Содержание |
| 4.3.11. Определение содержания 4.3.12. Определение структуры декомпозиции работ WBS 4.3.13. Определение работ/операций |
| 4.3.14. Управление содержанием проекта |
|
Ресурсы | 4.3.15. Формирование команды проекта | 4.3.16. Оценка ресурсов проекта 4.3.17. Определение организационной структуры проекта | 4.3.18. Развитие команды проекта | 4.3.19. Управление ресурсами проекта 4.3.20. Управление командой проекта |
|
Сроки |
| 4.3.21. Определение последовательности работ 4.3.22. Оценка длительности работ 4.3.23. Разработка расписания |
| 4.3.24. Контроль расписания |
|
Стоимость |
| 4.3.25. Оценка затрат 4.3.26. Составление бюджета |
| 4.3.27. Контроль затрат |
|
Риски |
| 4.3.28. Идентификация рисков 4.3.29. Оценка рисков | 4.3.30. Реагирование на риски | 4.3.31. Управление рисками |
|
Качество |
| 4.3.32. Планирование качества | 4.3.33. Обеспечение качества | 4.3.34. Контроль качества |
|
Закупки |
| 4.3.35. Планирование закупок | 4.3.36. Выбор поставщиков | 4.3.37. Управление контрактами |
|
Коммуникации |
| 4.3.38. Планирование коммуникаций | 4.3.39. Распространение информации | 4.3.40. Управление коммуникациями |
|
Примечание. В таблице процессы перечислены не в хронологическом порядке. Данная таблица приведена для указания связи между предметными и управленческими группами. |
4.2.2. Управленческие группы процессов
4.2.2.1. Общие положения
Каждая управленческая группа содержит процессы, которые могут относиться к любому проекту или фазе проекта. Эти процессы, назначение и описание которых, а также входные и выходные данные приводятся в подразделе 4.3, являются взаимозависимыми. Процессы не зависят от прикладной области или конкретной отрасли. В Приложении А показаны взаимосвязи между отдельными процессами в рамках управленческих групп с указанием привязки процессов к предметным группам, описанным в 4.2.3 настоящего стандарта.
Приложение А отображает не все возможные взаимосвязи процессов управления, а только одну из возможных логических последовательностей. Каждый из процессов может выполняться неоднократно.
4.2.2.2. Группа процессов инициирования
Процессы инициирования применяют для того, чтобы начать фазу проекта или сам проект, определить назначение проекта или его фазы, сформулировать задачи и предоставить руководителю проекта полномочия продолжать работы по проекту.
4.2.2.3. Группа процессов планирования
Процессы планирования применяют для детального планирования проекта и формирования базового плана, в соответствии с которым будут выполнены работы проекта и относительно которого будет проведена оценка исполнения.
4.2.2.4. Группа процессов исполнения
Процессы исполнения применяют для реализации работ по управлению проектом, обеспечивающих получение результатов проекта в соответствии с планами.
4.2.2.5. Группа процессов контроля
Процессы контроля применяют для отслеживания, анализа и регулирования хода выполнения проекта, а также для оценки эффективности исполнения проекта, выявления тех областей, в которых требуется применение корректирующих и предупреждающих действий, формирования запросов на изменения в проекте (при необходимости) для обеспечения достижения целей проекта.
4.2.2.6. Группа процессов завершения
Процессы завершения применяют для формального признания того, что фаза или проект в целом завершены, а также для анализа и соответствующего применения полученного опыта.
4.2.2.7. Взаимодействия и взаимосвязи между группами процессов проектного менеджмента
Управление проектом следует начинать с процессов инициирования и заканчивать процессами завершения. Наличие взаимозависимости между процессами из различных групп означает, что процессы контроля взаимодействуют со всеми группами процессов, как это показано на рисунке 5.
┌────────────┐
│ │
┌─────────────┤Controlling ├───────────┐
│ ┌─────────>│ │ │
\/ │ └────┬───────┘ \/
┌──────────┐ ┌──────┴───┐ │ /\ ┌──────────┐
│ ├──────>│ │ │ │ │ │
│Initiating│ │ Planning │ │ │ │ Closing │
│ │<──────┤ │ │ │ │ │
└──────────┘ └────┬─────┘ \/ │ └──────────┘
│ ┌───────┴────┐ /\
│ │ │ │
└───────────>│Implementing├───────────┘
│ │
└────────────┘
Initiating | Инициирование |
Planning | Планирование |
Controlling | Контроль |
Implementing | Исполнение |
Closing | Завершение |
Рисунок 5. Взаимодействие между управленческими
группами процессов
Независимое и однократное выполнение каждой из групп процессов является чрезвычайно редким событием.
Группы процессов проектного менеджмента обычно воспроизводятся в пределах каждой фазы проекта, способствуя достижению его целей. При этом не все зависимости могут быть применены во всех проектах или фазах. На практике процессы чаще всего выполняются параллельно или частично совпадая друг с другом и взаимодействуя в направлениях, которые не представлены на рисунке 5.
Рисунок 6 дополняет рисунок 5 и иллюстрирует взаимодействия между группами процессов в рамках проекта, включая входные и выходные данные процессов в составе групп. За исключением группы процессов контроля, остальные группы связаны посредством зависимостей, существующих между процессами, составляющими группы. Несмотря на то что на рисунке 6 показаны связи группы процессов контроля с другими группами, эту группу можно рассматривать в качестве обособленной, поскольку входящие в нее процессы используются для контроля проекта в целом и отдельных групп процессов.
KEY | |
Key project information | |
Labels along arrows | Information passing between process group |
Dotted lines | Representative inputs and outputs |
Solid lines | Interactions between process groups |
Initiating | Инициирование |
Planning | Планирование |
Controlling | Контроль |
Implementing | Исполнение |
Closing | Завершение (Закрытие) |
Project charter | Устав проекта |
New project | Новый проект |
Business case | Экономическое обоснование проекта |
Contract | Договор |
Statement of work | Техническое задание |
Previous phase results | Результаты предыдущего этапа/фазы |
New phase | Новая фаза |
Stakeholder register | Перечень заинтересованных сторон |
Project plans | Планы проекта |
Lessons learned from previous projects | Опыт, полученный на предыдущих проектах |
Risk register | Перечень рисков |
Approved changes | Утвержденные изменения |
Progress reports | Отчеты о выполнении работ |
Lessons leaned | Полученный опыт |
Project completion reports | Отчеты о завершении проекта |
Change requests | Запросы на изменение |
Issue log | Выгоды |
Progress data | Данные о ходе работ |
Corrective actions | Корректирующие действия |
Project or phase closure report | Отчет о завершении проекта/фазы |
Labels along arrows | Надписи вдоль стрелок |
Dotted lines | Пунктирная линия |
Solid lines | Сплошная линия |
Key project information | Ключевая информация о проекте |
Information passing between process groups | Информация, передающаяся между группами процессов |
Representative inputs and outputs | Входная и выходная информация |
Interactions between process groups | Взаимодействия между группами процессов |
Рисунок 6. Схема взаимодействия групп процессов
проектного менеджмента
4.2.3. Предметные группы
4.2.3.1. Общие положения
Каждая предметная группа включает процессы, применимые к любому проекту или фазе жизненного цикла проекта. В подразделе 4.3 настоящего стандарта приводятся цели процессов, описания, а также основные исходные и выходные данные для каждого из процессов. Процессы являются взаимосвязанными. Предметные группы не зависят от прикладной области или конкретной отрасли.
В Приложении А приведены взаимосвязи между отдельными группами процессов, описанными в 4.2.2 настоящего стандарта, с отнесением их к определенным предметным группам. В Приложении А представлен неполный перечень взаимодействий процессов. Каждый из процессов может выполняться неоднократно.
4.2.3.2. Интеграция
Предметная группа процессов управления интеграцией включает процессы, необходимые для выявления, определения, комбинирования, объединения, координации, контроля и завершения различных процессов и работ, связанных с проектом.
4.2.3.3. Заинтересованные стороны
Предметная группа процессов, связанных с заинтересованными лицами, включает процессы по выявлению всех заинтересованных лиц проекта и взаимодействию с ними, в том числе с куратором, заказчиком и другими.
4.2.3.4. Содержание
Предметная группа процессов управления содержанием проекта включает процессы, обеспечивающие определение и включение в проект только тех работ и результатов, которые необходимы для успешного выполнения проекта.
4.2.3.5. Ресурсы
Предметная группа процессов управления ресурсами проекта включает процессы, позволяющие обеспечить проект человеческими, материальными, инфраструктурными и иными ресурсами, достаточными для достижения поставленных целей.
4.2.3.6. Сроки
Предметная группа процессов управления сроками проекта включает процессы, необходимые для создания календарного графика проекта, отслеживания его выполнения и обеспечения своевременного завершения.
4.2.3.7. Стоимость
Предметная группа процессов управления стоимостью проекта включает процессы формирования бюджета, отслеживания его выполнения и контроля затрат.
4.2.3.8. Риски
Предметная группа управления рисками проекта включает процессы, необходимые для идентификации и управления угрозами и возможностями.
4.2.3.9. Качество
Предметная группа процессов управления качеством проекта включает процессы, необходимые для планирования и обеспечения и контроля качества.
4.2.3.10. Закупки
Предметная группа процессов управления закупками проекта включает процессы, требуемые для планирования снабжения, приобретения или получения необходимых для завершения проекта продуктов, услуг или результатов, а также процессы управления взаимоотношениями с поставщиками.
4.2.3.11. Коммуникации
Предметная группа процессов управления коммуникациями проекта включает процессы, необходимые для планирования и управления коммуникациями, а также для распространения информации, относящейся к проекту.