ГОСТ Р 1.2-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены
4. Правила разработки и утверждения национальных стандартов
4.1. Организация разработки национального стандарта
4.1.1. В случае необходимости или заинтересованности в разработке национального стандарта органы власти, юридические и физические лица направляют предложения по включению соответствующей темы в программу разработки национальных стандартов с соблюдением правил, установленных в ГОСТ Р 1.14.
4.1.2. Заказчиком разработки национального стандарта может быть национальный орган Российской Федерации по стандартизации, иной заинтересованный федеральный орган исполнительной власти, общественное объединение, юридическое или физическое лицо, заинтересованное в его разработке.
4.1.3. Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо: юридическое или физическое, компетентность которого в отношении разработки данного стандарта определяет заказчик этой работы.
Примечание. Настоящий стандарт не устанавливает весь порядок взаимодействия разработчика и заказчика. Их взаимодействие при разработке проекта национального стандарта определяется техническим заданием на разработку стандарта и/или соответствующим договором. В частности, в них может быть оговорена необходимость представления проекта стандарта заказчику для рассмотрения на любой стадии разработки.
Для разработки национального стандарта может быть создана соответствующая рабочая группа, в состав которой могут войти представители различных заинтересованных сторон и/или соисполнителей разработки.
4.1.4. Если после принятия национальным органом Российской Федерации по стандартизации программы разработки национальных стандартов заинтересованное юридическое или физическое лицо намеревается осуществить инициативную (за счет собственных сил и/или средств) разработку стандарта, то оно может направить в секретариат технического комитета по стандартизации (далее - ТК) или его подкомитет (далее - ПК), за которым закреплен данный объект стандартизации (при его отсутствии - в научно-исследовательскую организацию по стандартизации, за которой закреплена соответствующая тематика), запрос о рассмотрении целесообразности разработки данного стандарта.
4.1.4.1. В запросе приводят собственное обоснование целесообразности разработки стандарта и краткую характеристику объекта и аспекта стандартизации, а также сведения об использовании при разработке международного, регионального или зарубежного национального стандарта. Вместе с запросом могут быть представлены любые материалы, подтверждающие целесообразность разработки данного стандарта, в том числе и аутентичный перевод на русский язык используемого международного (регионального или зарубежного национального) стандарта.
4.1.4.2. Секретариат ТК (ПК или научно-исследовательская организация по стандартизации) рассматривает поступивший запрос, проверяет обоснованность приведенных в нем аргументов, оценивает актуальность разработки стандарта и целесообразность ее проведения на российском национальном или межгосударственном уровне и сообщает лицу, направившему запрос, свое мнение.
При этом секретариат ТК (ПК или научно-исследовательская организация по стандартизации) проверяет возможность дублирования разработки национального стандарта или частичного совпадения с разработками международных, европейских региональных или межгосударственных стандартов на тот же объект и аспект стандартизации для того чтобы не допустить нарушения Кодекса добросовестной практики подготовки, принятия и применения стандартов.
4.1.4.3. Секретариат ТК, по согласованию с национальным органом по стандартизации, направляет информацию об инициативной разработке для дополнительного включения в программу разработки национальных стандартов в соответствии с пунктом 6.4 ГОСТ Р 1.14-2009.
4.2. Разработка первой редакции проекта национального стандарта и ее публичное обсуждение
4.2.1. Разработчик готовит первую редакцию проекта стандарта и пояснительную записку к ней.
4.2.1.1. При разработке национального стандарта разработчик использует в качестве рекомендаций общие требования к содержанию межгосударственных стандартов, которые установлены разделом 7 ГОСТ 1.5-2001, если иное не обусловлено применением международного стандарта в качестве основы для разработки данного национального стандарта (см. 4.2.1.4).
Примечание. Кроме общих требований к содержанию стандартов существуют национальные стандарты и рекомендации по стандартизации, устанавливающие особые требования в отношении отдельных объектов и аспектов стандартизации [1] - [10].
4.2.1.2. При разработке национального стандарта разработчик использует или учитывает:
- требования действующих или разрабатываемых в Российской Федерации технических регламентов, в том числе технических регламентов Таможенного союза;
- результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации;
- международные, региональные стандарты, нормы, правила, рекомендации и другие документы по международной (региональной) стандартизации, а также региональные технические регламенты;
- актуальные национальные стандарты, своды правил и технические регламенты других стран;
- иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии;
- предложения органов власти, юридических и физических лиц, заинтересованных в разработке стандарта.
4.2.1.3. При использовании документов, относящихся к объектам патентного права, соблюдают соответствующие нормы законодательства Российской Федерации. При этом необходимую информацию приводят в предисловии стандарта.
Примечание. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации не несет ответственности за патентную чистоту содержания данного стандарта или за объективность указанной разработчиком информации о патентных правах патентообладателя (лицензиара). Соответствующее предупреждение приводят в предисловии стандарта при подготовке его к утверждению. Патентообладатель (лицензиар) может заявить о своих правах на изобретение в процессе публичного обсуждения проекта стандарта или после введения утвержденного стандарта в действие. В последнем случае национальный орган по стандартизации вносит поправку в предисловие стандарта для указания информации о наличии в стандарте объектов патентного права и патентообладателе (лицензиаре).
4.2.1.4. Наименование, построение, изложение и оформление проекта стандарта - по разделам 3 - 5 ГОСТ Р 1.5-2012. При этом в разрабатываемом стандарте следует избегать дублирования требований действующих национальных стандартов Российской Федерации и действующих в этом качестве межгосударственных стандартов, заменяя их соответствующими ссылками по пункту 4.3, подпунктам 4.3.3 - 4.3.5, 4.3.7 ГОСТ Р 1.5-2012.
4.2.1.5. При применении как основы для разработки национального стандарта международного, регионального или зарубежного национального стандарта соблюдают соответствующие правила, установленные ГОСТ Р 1.7.
4.2.1.6. В пояснительной записке к первой редакции проекта стандарта указывают:
- шифр соответствующего задания в программе разработки национальных стандартов;
- основание для разработки стандарта с указанием соответствующего документа и/или заказчика разработки стандарта;
- краткую характеристику объекта и аспекта стандартизации;
- технико-экономическое, социальное или иное обоснование целесообразности разработки стандарта (с указанием мотивированного решения о проведении этой работы на национальном уровне и/или необходимости обеспечения содействия соблюдению требований разрабатываемого или действующего технического регламента);
- описание ожидаемой экономической, социальной и/или иной эффективности от применения стандарта (а по возможности - результаты расчета ожидаемой технико-экономической эффективности);
- сведения о соответствии проекта стандарта техническим регламентам Таможенного союза, федеральным законам, техническим регламентам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, которые содержат требования к объекту и/или аспекту стандартизации;
- сведения о соответствии проекта стандарта международному (региональному) стандарту и о форме применения данного стандарта как основы для разработки проекта национального стандарта, а в случае отклонения от международного (регионального) стандарта - мотивированное обоснование этого решения и/или иные сведения о научно-техническом уровне проекта стандарта, в том числе о его соответствии региональным и зарубежным национальным стандартам;
- сведения о взаимосвязи проекта стандарта с проектами других разрабатываемых национальных стандартов и/или сводов правил с действующими в Российской Федерации национальными и межгосударственными стандартами, сводами правил, а при необходимости также предложения по их пересмотру, изменению или отмене (одностороннему прекращению применения на территории Российской Федерации межгосударственных стандартов);
- сведения о публикации уведомления о разработке проекта стандарта и его размещении в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет (после проведения данной процедуры);
- перечень исходных документов и другие источники информации, использованные при разработке стандарта, в том числе информацию об использовании документов, относящихся к объектам патентного или авторского права;
- сведения о разработчике стандарта с указанием его почтового адреса, номера контактного телефона и адреса электронной почты (при его наличии у разработчика).
В случае разработки национального стандарта для включения в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента, в пояснительной записке к проекту стандарта указывают, применение каких структурных элементов стандарта (разделов, подразделов, пунктов, подпунктов, приложений) обеспечивает соблюдение требований данного технического регламента.
Пояснительную записку подписывают руководитель разработки стандарта и исполнитель, подготовивший пояснительную записку. Если разработчиком национального стандарта является физическое лицо, то пояснительную записку подписывает только разработчик.
При необходимости в пояснительной записке может быть отражена возможность досрочного применения стандарта после его утверждения.
4.2.1.7. Разработка первой редакции проекта стандарта завершается подготовкой уведомления о разработке проекта стандарта и направлением его в национальный орган Российской Федерации по стандартизации. При этом разработчик руководствуется соответствующими требованиями ГОСТ Р 1.13.
Примечание. Согласно пункту 5.1.4 ГОСТ Р 1.13-2004 в уведомлении о разработке проекта национального стандарта при указании срока его публичного обсуждения приводят дату начала и дату окончания этой процедуры. При этом учитывают время, которое необходимо для опубликования этого уведомления в информационном указателе "Национальные стандарты" (далее - ИУС) и для оплаты этой услуги, а также то, что срок публичного обсуждения проекта стандарта не может быть менее двух месяцев. Как правило, от направления разработчиком уведомления до его опубликования в ИУС проходит около трех месяцев. Поэтому уведомление целесообразно направлять заранее, а заинтересованным лицам, направившим запросы до даты начала публичного обсуждения, сообщать, что проект стандарта будет предоставлен им после наступления этой даты.
Для проектов национальных стандартов, идентичных международным и европейским региональным стандартам, срок публичного обсуждения, указываемый в соответствующих уведомлениях, может быть сокращен до одного месяца.
4.2.1.8. Уведомление о разработке проекта национального стандарта на основании положения об опубликовании соответствующих уведомлений, которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации [11], размещают на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет и публикуют в ИУС с соблюдением правил, установленных в ГОСТ Р 1.13, а также в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию.
4.2.2. Разработчик национального стандарта должен обеспечить доступность проекта национального стандарта заинтересованным лицам для ознакомления. С этой целью разработчик может разместить проект стандарта в информационной системе общего пользования в сети Интернет и указать в уведомлении о разработке проекта стандарта сайт, на котором проект находится в свободном доступе.
4.2.3. Если проект стандарта не размещен в информационной системе общего пользования в сети Интернет и/или заинтересованное лицо не может воспользоваться ею по иной причине, то на основании уведомления о разработке проекта стандарта, размещенного в информационной системе общего пользования в сети Интернет, федеральные и иные органы власти, юридические и физические лица, заинтересованные в разработке стандарта, направляют запросы на рассмотрение проекта стандарта по указанному в данном уведомлении адресу электронной почты или номеру факсимильного аппарата. При этом секретариат ТК (ПК), за которым закреплен данный объект стандартизации, запрашивает проект стандарта и рассылает его для рассмотрения членами данного ТК (ПК), а также проводит его первичную нормативную экспертизу в соответствии с пунктом 6.5 ГОСТ Р 1.6-2013.
Если проект стандарта идентичен международному (региональному) стандарту или модифицирован по отношению к нему, то секретариат ТК (ПК) оценивает обоснованность выбора такой формы гармонизации.
4.2.4. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица направить ему проект национального стандарта и пояснительную записку к нему, используя электронную почту или факсимильную связь. Направление копии проекта стандарта на бумажном носителе (с оплатой затрат на изготовление копии) допускается только по просьбе заинтересованного лица.
Если запрос проекта национального стандарта поступает от любой заинтересованной страны, являющейся членом Всемирной торговой организации (ВТО), то национальный орган Российской Федерации по стандартизации незамедлительно предоставляет данный проект и пояснительную записку к нему. При этом любые сборы, начисляемые за оказание этой услуги (не считая реальной стоимости доставки), должны быть одинаковыми для зарубежных и отечественных сторон.
4.2.5. Заинтересованные органы власти, юридические и физические лица рассматривают первую редакцию проекта стандарта, готовят в письменной форме отзывы на первую редакцию проекта стандарта и направляют их по электронной почте разработчику в течение одного месяца со дня получения данного проекта, если разработчик не установил иной срок, обусловленный необходимостью начала доработки проекта стандарта и/или завершением его публичного обсуждения. При этом члены ТК (ПК) проводят научно-техническую и правовую экспертизы первой редакции проекта стандарта в соответствии с пунктом 6.1 ГОСТ Р 1.6 и отражают результаты этих экспертиз в своих отзывах, которые направляют разработчику и в секретариат данного ТК (ПК).
4.2.5.1. Все замечания и предложения излагают конкретно и обоснованно. При этом рекомендуется приводить предлагаемые автором отзыва редакции отдельных пунктов, подпунктов, абзацев, таблиц, приложений и изображения графического материала, используя приведенную в Приложении А форму отзыва.
4.2.5.2. Отзыв на проект стандарта рекомендуется излагать в следующей последовательности:
- о целесообразности разработки стандарта;
- проекте в целом;
- наименовании стандарта;
- об области распространения стандарта;
- о структуре стандарта;
- об отдельных разделах, подразделах, пунктах, подпунктах, абзацах, таблицах, графических материалах и/или приложениях стандарта.
4.2.5.3. Если в проекте стандарта в содержании присутствуют объекты патентного права, а в предисловии стандарта соответствующие сведения не отражены или приведенная информация о защищенном патентом изобретении (полезной модели, промышленном образце) и/или патентообладателе является недостоверной, то патентообладатель в отзыве на данный проект может заявить о своих правах и предложить указать в предисловии стандарта объективную и достоверную информацию о наличии в стандарте объектов патентного права и патентообладателе.
4.2.6. Разработчик обязан сохранять полученные отзывы заинтересованных лиц до утверждения национального стандарта и предоставлять их в национальный орган по стандартизации и/или ТК (ПК) при наличии соответствующего запроса.
Если замечания по проекту национального стандарта были сделаны национальным органом по стандартизации страны, являющейся членом ВТО, то национальный орган Российской Федерации по стандартизации рассматривает их в кратчайшие сроки и дает указание разработчику данного стандарта учесть эти замечания, а также готовит ответ заинтересованному национальному органу по стандартизации при необходимости с обоснованием причин, по которым данные замечания не были учтены.
4.2.7. Разработчик составляет сводку замечаний и предложений по первой редакции проекта национального стандарта по форме и правилам, приведенным в Приложении Б, дорабатывает проект национального стандарта с учетом принятых им замечаний и предложений заинтересованных лиц и организует публичное обсуждение доработанного проекта стандарта.
4.2.7.1. Публичное обсуждение доработанного проекта стандарта может быть проведено в виде совещания разработчика с заинтересованными лицами либо их представителями, или открытого заседания рабочей группы по разработке стандарта, или открытого заседания ТК (ПК), или дискуссии в режиме реального времени в информационной системе общего пользования в сети Интернет.
4.2.7.2. Для организации соответствующего совещания (заседания) разработчик при рассылке первой редакции проекта стандарта на рассмотрение заинтересованным лицам предлагает им прибыть для обсуждения доработанного проекта стандарта, указывает форму и дату его проведения или размещает соответствующую информацию в информационной системе общего пользования - на сайте национального органа по стандартизации в сети Интернет или на ином сайте, указанном в уведомлении о разработке проекта стандарта.
4.2.8. После завершения публичного обсуждения доработанного проекта стандарта разработчик готовит уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта на основании положения об опубликовании соответствующих уведомлений, которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации [11], и по форме, установленной ГОСТ Р 1.13-2004 (приложение Б), и направляет его в национальный орган по стандартизации.
Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта размещают на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет, а также публикуют в ИУС (с соблюдением правил, установленных в ГОСТ Р 1.13) и в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию.
4.2.9. Публичное обсуждение проекта национального стандарта считается завершенным после наступления даты его окончания, которая указана в уведомлении о его разработке согласно подпункту 5.1.4 ГОСТ Р 1.13-2004, если другая дата не установлена в извещении об изменении даты завершения публичного обсуждения данного проекта (см. пункт 4.5 ГОСТ Р 1.13-2004).
Примечание. В последнем случае публичное обсуждение завершается после наступления указанной в извещении даты.
4.3. Подготовка окончательной редакции проекта национального стандарта и ее экспертиза
4.3.1. Разработчик готовит окончательную редакцию проекта стандарта на основе результатов публичного обсуждения доработанного проекта стандарта и результатов проведения экспертиз.
4.3.1.1. При подготовке окончательной редакции проекта стандарта пояснительную записку к нему дополняют краткой характеристикой полученных отзывов заинтересованных лиц и сведениями о результатах публичного обсуждения доработанного проекта стандарта, а также сведениями о публикации уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещении данного уведомления на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет.
4.3.1.2. Перечень полученных от заинтересованных лиц замечаний и предложений по первой редакции проекта стандарта представляют в виде соответствующей сводки (см. 4.2.7).
4.3.1.3. Результаты публичного обсуждения доработанного проекта стандарта отражают в протоколе совещания (заседания), на котором было проведено это обсуждение. Сведения о результатах публичного обсуждения доработанного проекта стандарта также могут быть отражены в сводке замечаний и предложений по первой редакции проекта стандарта, если результаты данного обсуждения относятся к конкретным замечаниям и предложениям, приведенным в данной сводке.
4.3.1.4. Если проект национального стандарта подлежит согласованию с федеральными органами исполнительной власти (в том случае, когда это установлено Правительством Российской Федерации или федеральным законодательством), то разработчик соблюдает соответствующие правила, установленные в отношении данного согласования.
4.3.2. Начиная с даты завершения публичного обсуждения проекта национального стандарта, его доработанная редакция и сводка замечаний и предложений по первой редакции должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления до утверждения данного стандарта. Для их получения заинтересованные органы власти, юридические и физические лица посылают соответствующие запросы разработчику.
На основании запроса разработчик в течение трех дней направляет заинтересованному лицу по электронной почте доработанный проект стандарта, пояснительную записку к нему и сводку замечаний и предложений или сообщает, на каком сайте данные документы размещены в сети Интернет в свободном доступе. Направление копий этих документов на бумажном носителе допускается только по просьбе заинтересованного лица.
4.3.3. Разработчик представляет в секретариат ТК (ПК), за которым закреплен данный объект стандартизации (а при отсутствии ТК - непосредственно в национальный орган Российской Федерации по стандартизации), следующие документы:
- окончательную редакцию проекта стандарта с оригиналами предусмотренных ГОСТ Р 1.5 (приложение Д) подписей на последней странице;
- пояснительную записку к проекту стандарта, дополненную в соответствии с 4.3.1.1;
- сводку замечаний и предложений по первой редакции проекта стандарта (см. Приложение Б);
- документы, подтверждающие согласование проекта стандарта (при условии его проведения в соответствии с 4.3.1.4);
- экспертное заключение специализированной экспертной организации (в случае проведения специализированной терминологической или метрологической экспертизы проекта стандарта в соответствии с 4.3.13).
4.3.4. Секретариат ТК (ПК) на основании предоставленных разработчиком документов рассматривает результаты публичного обсуждения доработанного проекта стандарта и проводит повторную нормативную экспертизу проекта стандарта в соответствии с пунктом 6.6 ГОСТ Р 1.6.
4.3.4.1. При необходимости секретариат ТК (ПК) запрашивает у разработчика оригиналы отзывов на первую редакцию проекта стандарта.
4.3.4.2. При положительных результатах рассмотрения проекта стандарта секретариат ТК (ПК) рассылает его (вместе с пояснительной запиской) на рассмотрение членам ТК (ПК).
4.3.4.3. При отрицательных результатах рассмотрения проекта стандарта секретариат ТК (ПК) может предложить разработчику устранить выявленные недостатки и доработать его до рассылки членам ТК (ПК).
4.3.5. Члены ТК (ПК) в течение одного месяца рассматривают проект стандарта, проводят его научно-техническую и правовую экспертизы в соответствии с ГОСТ Р 1.6 и голосуют по предложению об утверждении или отклонении данного проекта в соответствии с ГОСТ Р 1.1 и/или положением о данном ТК.
Примечания
1. Положение о ТК готовят на основе типового положения, установленного в ГОСТ Р 1.1 (приложение В).
2. Предложение ТК об утверждении или отклонении проекта стандарта должно быть одобрено квалифицированным большинством голосов членов данного комитета.
4.3.6. После рассмотрения проекта стандарта членами ТК его секретариат готовит заключение ТК с мотивированным предложением об утверждении или отклонении проекта стандарта. Данное заключение подписывают председатель и ответственный секретарь ТК.
4.3.7. При положительном заключении ТК по проекту стандарта (с предложением об его утверждении) секретариат ТК направляет разработчику копию этого заключения и предлагает направить проект стандарта на издательское редактирование в организацию, уполномоченную на это национальным органом Российской Федерации по стандартизации.
4.3.8. Организация, уполномоченная на проведение издательского редактирования национальных стандартов Российской Федерации, осуществляет его в отношении проекта стандарта в установленном этой организацией порядке, проставляет штамп "В НАБОР" на каждом листе первого экземпляра проекта стандарта и возвращает разработчику его первый экземпляр и экземпляр с издательскими правками, завизированный редактором.
4.3.9. Разработчик после прохождения издательского редактирования направляет в секретариат ТК:
- экземпляр проекта стандарта с редакторскими правками;
- экземпляр проекта стандарта с оригиналом штампа "В НАБОР" на всех листах и его копию с оригиналами подписей разработчиков на последней странице этой копии.
Представляемую разработчиком копию окончательной редакции проекта стандарта выполняют на белой бумаге любым способом копирования (кроме диазокопирования). Текст (а также табличный и графический материал) на копии каждой из страниц проекта стандарта должен быть полным, четким и контрастным на чистом (без затемнений) фоне, а контраст - равномерным. Копия проекта стандарта должна соответствовать требованиям ГОСТ 13.1.002, предъявляемым в микрографии к документам для съемки.
4.3.10. После получения от разработчика экземпляров проекта стандарта с редакторскими правками и со штампом "В НАБОР" секретариат ТК направляет в национальный орган Российской Федерации по стандартизации следующие документы:
- окончательную редакцию проекта национального стандарта на бумажных носителях в двух экземплярах с оригиналами подписей разработчиков на последней странице и оригиналом штампа "В НАБОР" на первом экземпляре, а также в электронном виде в редактируемом формате;
- экземпляр проекта стандарта с редакторскими правками;
- сводку замечаний и предложений по первой редакции проекта стандарта;
- протокол заседания ТК, на котором было принято решение комитета по проекту стандарта;
- заключение ТК, содержащее мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта стандарта;
- пояснительную записку к проекту стандарта, представленную разработчиком;
- экспертное заключение специализированной экспертной организации (в случае проведения специализированной терминологической или метрологической экспертизы проекта стандарта в соответствии с 4.3.8);
- документы, подтверждающие согласование проекта стандарта (при условии его проведения в соответствии с 4.3.1.4);
- оригиналы отзывов на первую редакцию проекта стандарта.
4.3.11. При наличии разногласий по проекту стандарта у членов ТК и/или со специализированной экспертной организацией секретариат ТК может обратиться в национальный орган Российской Федерации по стандартизации с просьбой организовать совещание с участием представителей всех заинтересованных сторон для рассмотрения проекта стандарта с целью устранения разногласий по нему.
4.3.12. Если объект стандартизации не закреплен ни за одним из действующих ТК, то функции, которые в соответствии с 4.3.4 - 4.3.7, 4.3.10 выполняет ТК, может выполнять (при условии заключения соответствующего договора) любая другая, не зависящая от разработчика, организация, компетентная для проведения работ в данной области стандартизации (см. 5.2.1 и 6.8 ГОСТ Р 1.6).
4.3.13. Если особенность объекта или аспекта стандартизации и (или) содержания проекта стандарта вызывает необходимость проведения специализированных терминологической, метрологической или правовой экспертиз, то по решению национального органа Российской Федерации по стандартизации разработчик направляет данный проект в организацию, уполномоченную национальным органом по стандартизации на проведение терминологической или метрологической экспертизы, или в организацию, компетентную для проведения правовой экспертизы. Эти виды экспертиз проводят в соответствии с пунктами 4.5 - 4.7, 6.3, 6.4, 6.10 ГОСТ Р 1.6-2013.
4.4. Утверждение национального стандарта
4.4.1. Национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных ТК, в течение 60 дней принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта в соответствии с административным регламентом исполнения государственной функции по организации экспертизы проектов национальных стандартов и их утверждения [12]. При этом решение об утверждении стандарта оформляют соответствующим организационно-распорядительным документом. В данном документе устанавливают дату введения национального стандарта в действие с учетом срока проведения организационно-технических мероприятий, в том числе опубликования стандарта, организации его доступности заинтересованным лицам и завершения устранения противоречий между утвержденным и действующими стандартами.
Срок действия национального стандарта не ограничивают, за исключением тех случаев, когда это обусловлено законодательными или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В обоснованных случаях при установлении даты введения национального стандарта в действие пользователям может быть предоставлено право его досрочного применения.
4.4.2. Регистрацию утвержденного национального стандарта, публикацию уведомления об его утверждении в ИУС, печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещение данного уведомления на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет, а также официальное опубликование данного стандарта осуществляют в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации, [13] и административными регламентами исполнения государственных функций по утверждению и учету национальных стандартов [12], [14].
Официальное опубликование утвержденного стандарта должно быть осуществлено незамедлительно, не позднее даты его введения в действие.