БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 56179-2014 (ЕН 81-77:2013). Национальный стандарт Российской Федерации. Лифты. Специальные требования безопасности при сейсмических воздействиях

Приложение D

(справочное)

 

РАСЧЕТ НАПРАВЛЯЮЩИХ

 

D.1. Общая информация

В данном Приложении приведены дополнения к расчетам, относящимся к расчету направляющих согласно ГОСТ Р 53780 (подпункт 5.4.2.2) с целью воздействия расчетного ускорения на кабину и противовес и уравновешивающий груз.

D.2. Номинальная нагрузка

В сейсмических условиях номинальная нагрузка должна быть определена по следующей формуле:

 

QSE = KSEQ, (Д.1)

 

где KSE - коэффициент сейсмической нагрузки (для пассажирских лифтов - 0,4);

Q - номинальная грузоподъемность, кг;

QSE - номинальная нагрузка в кабине при сейсмических условиях, кг.

D.3. Сейсмические силы

D.3.1. Сейсмическая сила, создаваемая массами кабины, подвергающейся воздействию расчетного ускорения ad, должна быть оценена по следующей формуле:

 

FSE = ad(P + KSEQ), (Д.2)

 

где ad - расчетное ускорение, м/с2;

P - масса кабины и конструктивных элементов, которые подвешиваются к кабине (часть подвесного кабеля, уравновешивающих канатов и цепей и т.д.), кг;

KSE - коэффициент сейсмической нагрузки (для пассажирских лифтов - 0,4);

Q - номинальная грузоподъемность, кг;

FSE - сейсмическая нагрузка, создаваемая массой кабины, подвергаемой воздействию расчетного ускорения ad, Н.

D.3.2. Сейсмическая сила, создаваемая противовесом или уравновешивающим грузом, подвергаемым воздействию расчетного ускорения ad, определяется по следующей формуле:

 

FSE = ad(P + qQ), (Д.3)

 

где ad - расчетное ускорение, м/с2;

q - коэффициент уравновешивания номинальной грузоподъемности противовесом или коэффициент уравновешивания массы кабины уравновешивающим устройством кабины;

P - масса кабины и конструктивных элементов, которые подвешиваются к кабине (часть подвесного кабеля, уравновешивающих канатов и цепей и т.д.), кг;

FSE - сейсмическая сила, создаваемая противовесом или уравновешивающим грузом, подвергаемым воздействию расчетного ускорения ad, Н.

D.4. Типы нагрузки

Варианты нагрузок, которые учитываются в общих случаях, приведены в таблице D.1. В сейсмических условиях должен приниматься во внимание только вариант нагрузки, определяемый как "нормальное использование, движение".

 

Таблица D.1

 

Варианты нагрузок, которые учитываются в общих случаях

 

Режим работы лифта

Нагрузки

P

Q

G

Fs

Fk или Fc

M

FSE

WL

Нормальное использование

Движение

+

+

+

-

-

+

+

+

Погрузка + разгрузка

+

-

-

+

-

+

-

+

Работа устройств безопасности

Устройства безопасности

+

+

+

-

+

+

-

-

Разрывной клапан

+

+

-

-

-

+

-

-

Примечание. P - масса кабины и конструктивных элементов, которые подвешиваются к кабине (часть подвесного кабеля, уравновешивающих канатов и цепей и т.д.), кг;

Q - номинальная грузоподъемность, кг;

G - масса противовеса или уравновешивающего груза, кг;

Fs - сила, приложенная по центру порога дверного проема кабины, Н;

M - нагрузка на направляющую под действием вспомогательного оборудования, Н;

WL - ветровая нагрузка (должна учитываться при установке лифта снаружи здания в шахте с частичным ограждением).

 

Вектор направления силы от противовеса или уравновешивающего груза G должен определяться с учетом:

- центра тяжести;

- расположения подвески относительно центра тяжести;

- расположения уравновешивающих канатов/цепей относительно центра тяжести, а также усилия с их стороны (если они используются).

На противовесе или уравновешивающем грузе, вертикально подвешенном, эксцентричность точки воздействия массы относительно центра тяжести горизонтального сечения противовеса или уравновешивающего груза, составляющая по меньшей мере 5% от ширины и 10% от глубины, должна приниматься в расчет.

D.5. Коэффициент динамического воздействия

В сейсмических условиях масса кабины (P + QSE) должна быть умножена на динамический коэффициент k2 = 1,2.

D.6. Направление ускорения

Ускорение должно учитываться согласно таблице D.2.

 

Таблица D.2

 

Ускорение, которое должно учитываться

в сейсмических условиях

 

Ускорение для расчета напряжения изгиба относительно оси X

ax = ad

ay = 0

Ускорение для расчета напряжения изгиба относительно оси Y

ax = 0

ay = ad

 

D.7. Распределение масс по вертикали

Должно приниматься во внимание распределение масс кабины и противовеса или уравновешивающего груза по вертикали. Вследствие этого должен быть рассчитан коэффициент нагрузки башмаков или контрольных башмаков как максимальное значение результата из следующих формул:

 

ГОСТ Р 56179-2014 (ЕН 81-77:2013). Национальный стандарт Российской Федерации. Лифты. Специальные требования безопасности при сейсмических воздействиях, (Д.4)

 

где zSE - расстояние по оси Z, измеренное от нижних контрольных башмаков до центра тяжести кабины или противовеса, или уравновешивающего груза, включая сюда нагрузку QSE, то есть точка приложения сейсмической силы FSE по оси Z (рисунок D.7);

h - расстояние между башмаками или контрольными башмаками;

XSE - коэффициент нагрузки башмаков или контрольных башмаков.

 

ГОСТ Р 56179-2014 (ЕН 81-77:2013). Национальный стандарт Российской Федерации. Лифты. Специальные требования безопасности при сейсмических воздействиях

 

1 - башмак или контрольный башмак; 2 - центр тяжести кабины

(рассчитанный с учетом массы QSE); 3 - центр тяжести

противовеса или уравновешивающего груза; h - расстояние

между башмаками или контрольными башмаками; zSE - расстояние

от нижних контрольных башмаков до центра тяжести

 

Рисунок D.7. Пояснение параметров

 

D.8. Изгибающие силы, действующие на направляющие кабины

В сейсмических условиях изгибающие силы, действующие на направляющие кабины, должны определяться по приведенным ниже формулам:

a) Изгибающая сила, действующая на направляющую по оси Y:

 

ГОСТ Р 56179-2014 (ЕН 81-77:2013). Национальный стандарт Российской Федерации. Лифты. Специальные требования безопасности при сейсмических воздействиях, (Д.5)

 

b) Изгибающая сила, действующая на направляющую оси X:

 

ГОСТ Р 56179-2014 (ЕН 81-77:2013). Национальный стандарт Российской Федерации. Лифты. Специальные требования безопасности при сейсмических воздействиях, (Д.6)

 

где k2 - коэффициент динамики от удара при движении (значение устанавливается изготовителем для каждого конкретного лифта);

gn - ускорение свободного падения, м/с2;

QSE - центр тяжести от номинальной нагрузки, мм;

xs - расстояние по оси X между осью направляющих и центром подвески, мм;

xp - расстояние по оси X между осью направляющих и центром масс кабины, мм;

ys - расстояние по оси X между осью направляющих и центром подвески, мм;

yp - расстояние по оси X между осью направляющих и центром масс кабины, мм;

n - количество направляющих;

h - расстояние между башмаками или контрольными башмаками, мм.

D.9. Изгибающие силы, действующие на направляющие противовеса или уравновешивающего груза

В сейсмических условиях изгибающие силы, действующие на направляющие, определяются по приведенным ниже формулам:

a) Изгибающая сила, действующая на направляющую по оси Y:

 

ГОСТ Р 56179-2014 (ЕН 81-77:2013). Национальный стандарт Российской Федерации. Лифты. Специальные требования безопасности при сейсмических воздействиях, (Д.7)

 

b) Изгибающая сила, действующая на направляющую по оси X:

 

ГОСТ Р 56179-2014 (ЕН 81-77:2013). Национальный стандарт Российской Федерации. Лифты. Специальные требования безопасности при сейсмических воздействиях, (Д.8)

 

где ex - 10%-ная эксцентричность точки воздействия массы относительно центра тяжести по оси X;

ey - 15%-ная эксцентричность точки воздействия массы относительно центра тяжести по оси Y;

Dx - размер противовеса или уравновешивающего груза по оси X;

Dy - размер противовеса или уравновешивающего груза по оси Y.

 

 

 

 

TOC