ГОСТ Р МЭК 62508-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент риска. Анализ влияния на надежность человеческого фактора
3. Термины, определения и сокращения
В настоящем стандарте применены термины по МЭК 60050-191, а также следующие термины с соответствующими определениями.
Примечание. Некоторые термины приведены в соответствии с текстом проекта второго издания МЭК 60050-191.
3.1. Термины и определения
3.1.1. Надежность (dependability): способность функционировать в соответствии с установленными требованиями <1>.
Примечание 1. Надежность включает в себя свойство готовности и определяющие ее и зависящие от внешних факторов такие свойства, как отказоустойчивость, восстанавливаемость, целостность, безопасность, ремонтопригодность, долговечность и обеспеченность техническим обслуживанием и ремонтом.
Примечание 2. Надежность также используют в качестве собирательного термина для описания зависящих от времени характеристик качества продукции или услуг, надежность может быть выражена в виде сорта, вероятности соответствия определенного набора характеристик заданным требованиям.
Примечание 3. Требования к показателям надежности, как правило, включают функции и продукцию, которые должны быть выполнены, время, в течение которого они должны быть выполнены, условия хранения, использования и обслуживания. Также могут быть включены требования безопасности, эффективности и результативности на всех стадиях жизненного цикла.
--------------------------------
<1> Определение приведено для обеспечения идентичности с ИСО 62508:2010. В работе следует руководствоваться определением, установленным в ГОСТ 27.002-89.
3.1.2. Эргономика человеческого фактора (ergonomics human factors, HF) HF: научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека с другими элементами системы, включающая теорию, принципы, данные и методы проектирования с целью оптимизации благополучия человека и полного выполнения системой своих функций.
[ИСО 6385:2004, определение 2.3, измененное]
3.1.3. Защищенность от ошибок (error resistance): способность системы минимизировать вероятность появления ошибок персонала.
3.1.4. Устойчивость к ошибкам (error tolerance): способность системы или компонента продолжать нормальное функционирование, несмотря на наличие ошибок.
[ИСО/МЭК 24765:2009, определение 3.1034]
3.1.5. Характеристики человека (human aspects): возможности, ограничения и другие свойства и особенности человека, имеющие отношение к конструкции, функционированию, техническому обслуживанию системы и/или ее компонентов и оказывающие влияние на функционирование системы в целом.
3.1.6. Человеко-ориентированное проектирование (human-centred design): способ проектирования и разработки систем с применением при проектировании принципов эргономики для повышения пригодности использования интерактивных систем.
Примечание 1. Системы с высокой пригодностью использования имеют ряд преимуществ, включая более высокую производительность, комфорт, предотвращение стресса, повышенную доступность и сниженный риск причинения вреда.
Примечание 2. В стандарте использован термин "ориентируемая на человека конструкция", чтобы подчеркнуть необходимость учета при проектировании системы эргономических особенностей человека, но сохранен термин "человеко-ориентированное проектирование", используемый в стандартах ИСО и отражающий определенные принципы и действия.
Примечание 3. Термин "человеко-ориентированное проектирование" использован вместо термина "проектирование, ориентированное на пользователя", чтобы подчеркнуть, что настоящий стандарт учитывает также воздействие системы на другие причастные стороны, а не только на пользователей. Однако на практике эти термины зачастую используют как синонимы.
[ИСО 9241-10, определение 2.7, измененное]
3.1.7. Ошибка оператора (human error): несоответствие между действиями человека, выполненными или не выполненными, и предназначенными действиями.
3.1.8. Вероятность ошибки оператора (human error probability, HEP) HEP: вероятность того, что оператор совершит ошибку в поставленной задаче.
Примечание 1. Вероятность может быть вычислена на основе отношения количества ошибок человека при выполнении конкретной задачи к общему количеству возможных ошибок для данного типа задачи.
Примечание 2. Вероятность ошибки оператора может быть выражена в виде распределения, которое должно быть определено в соответствии с вариантами поведения человека и ситуациями, в которых должна быть выполнена задача.
3.1.9. Отказ (человеческого фактора) (human failure): невыполнение человеком действий, необходимых для достижения цели, независимо от причин.
Примечание. Для любой конкретной системы или ситуации отказ человеческого фактора представляет собой комбинацию совершаемых человеком ошибок и нарушений, которые приводят к отказу системы и/или опасным последствиям.
3.1.10. Проектирование, ориентируемое на пользователя (human-oriented design): способ проектирования, обеспечивающий соответствие конструкции функциональным особенностям человека, с учетом его ограничений, обеспечения ментального комфорта и повышения производительности системы в целом.
3.1.11. Надежность человеческого фактора (human reliability): способность человека выполнить задачу в заданных условиях в пределах установленного периода времени с учетом заданных ограничений.
3.12. Анализ надежности человеческого фактора (human reliability analysis, HRA) HRA: системный процесс оценки надежности человеческого фактора.
Примечание. Методы оценки могут быть только качественными, но могут обеспечивать и получение количественных результатов.
3.1.13. Ошибка (mistake): недостаток или нарушение в рассуждениях или логических выводах при выборе цели или средств достижения цели, независимо от того, выполняются ли действия в соответствии с планом или нет.
3.1.14. Факторы, определяющие работу (человека) (performance shaping factors): характеристики внешней среды, задачи и люди, существенные для выполнения человеком своей работы.
3.1.15. Требование (requirement): потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.
[ИСО 9000:2005, определение 3.1.2]
Примечание. В настоящем стандарте потребность или ожидание относятся к системе, компонентам системы, продукции или техническому обслуживанию.
3.1.16. Осведомленность о ситуации (situational awareness): восприятие человеком элементов среды в пределах установленного времени и пространства, понимание их значения и прогнозирование их на ближайшее будущее.
3.1.17. Система (system): совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.
[ИСО 9000:2005, определение 3.2.1]
Примечание 1. Применительно к надежности система имеет:
- определенную цель, выраженную по отношению к назначенной функции;
- установленные условия функционирования (использования);
- определенные границы.
Примечание 2. Структура системы может быть иерархической.
[МЭК 60300-1:2003, определение 3.6]
Примечание 3. Для некоторых систем, таких как информационные системы, данные являются важной частью системы.
Примечание 4. Человек (оператор) может быть частью системы.
3.18. Нарушение (violation): преднамеренное, предосудительное отклонение от установленных правил работы, которое не является необходимым.
3.2. Сокращения
ASEP - программа оценки последовательности опасных событий (аварий);
ATHEANA - техника анализа ошибок человека;
CAD - автоматизированное проектирование;
CAHR - оценка коннекционизма надежности человеческого фактора;
CARA - оценка надежности действий диспетчера;
COTS - приобретение готовой продукции;
CPC - общие условия работы;
CREAM - метод анализа когнитивной надежности и ошибок;
EFC - ошибка, вызывающая условия реализации (опасного события);
ESAT - экспертная система для таксономии задачи;
FMEA - анализ видов и последствий отказов;
FMECA - анализ видов и последствий и критичности отказов;
HCD - человеко-ориентированное проектирование;
HCR - когнитивная надежность человека;
HEART - метод оценки и сокращения количества ошибок человека;
HEP - вероятность ошибки человека;
HF - человеческий фактор;
HRA - анализ надежности человеческого фактора;
HR - человеческие ресурсы;
HS - система, включающая людей;
HSI - взаимодействие человек-система;
ILS - интегрированная поддержка логистики;
MERMOS - метод оценки выполнения оператором своих функций, относящихся к безопасности;
ORE - экспериментальная надежность оператора;
PSF - фактор, определяющий работу (человека);
RR - ранжирование безотказности;
SHERPA - подход систематического сокращения и прогнозирования ошибок человека;
SLI - индекс вероятности успеха;
SLIM - методология индекса возможности успеха;
SPAR-H - стандартизированный план анализа риска;
THERP - метод прогнозирования интенсивности ошибок человека;
UI - интерфейс пользователя.