БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 56146-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Этанол денатурированный, используемый в качестве компонента топлива для двигателей с искровым зажиганием. Технические требования

Приложение X

(справочное)

 

ВАЖНОСТЬ ОПРЕДЕЛЯЕМЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

 

X.1 Денатурированный топливный этанол

X.1.1 Содержание воды

Для определения содержания воды в денатурированном этаноле используют стабильный и надежный метод Карла Фишера. В методе испытания по стандарту [6] описаны изменения, необходимые для выполнения испытания в присутствии спиртов. При определении относительной плотности значение содержания воды, определенное методом Карла Фишера по стандарту [6] или [7], необходимо преобразовать из массовых процентов в объемные проценты. Для определения относительной плотности рекомендуется использовать методы по стандартам [26], [27] или ГОСТ Р 51069.

X.1.1.1 Существуют методы и таблицы для определения содержания воды в смеси этанол/вода с использованием относительной плотности смеси. Эти методы не пригодны для определения содержания воды после добавления денатурирующих веществ.

X.1.1.2 Смеси денатурированного топливного этанола с бензином или аналогичными углеводородами имеют ограниченную растворяемость в воде. Она зависит от содержания этанола, температуры смеси и содержания ароматических соединений в базовом бензине. Топливо, изготовленное смешиванием 10% об. денатурированного топливного этанола с бензином, содержащим 14% об. ароматических соединений и 0,6% масс. растворенной воды (примерно 0,5% об.), при охлаждении до температуры приблизительно 7 °C разделяется на нижнюю, богатую этанолом водную фазу, и верхнюю - углеводородную фазу. Такое разделение может привести к серьезным проблемам в двигателе, т.к. стандартные двигатели с искровым зажиганием не работают на топливе, содержащем воду. Разделение смеси бензина с этанолом на фазы зависит от общего содержания воды в смеси. Общее содержание воды включает в себя воду, содержащуюся в этаноле и бензине при смешивании на распределительном терминале, и воду, адсорбировавшуюся в инфраструктуре транспортировки и хранения топливной смеси. Должны быть выявлены все источники воды для контроля и предотвращения разделения топливной смеси. Денатурированный топливный этанол гигроскопичен и может поглощать воду из атмосферы во время длительного хранения. Следует предусмотреть соответствующие меры предосторожности для исключения воздействия воды и контролировать продукцию, если предполагается ее длительное хранение.

X.1.2 Содержание смол, вымываемых растворителем

X.1.2.1 При определении содержания смол, вымываемых растворителем, измеряют количество остатка после испарения топлива и последующего промывания гептаном. При промывании гептаном удаляются растворимые нелетучие вещества, такие, как присадки, базовые масла, используемые с присадками, и дизельное топливо. Смолы, вымываемые растворителем, состоят из нерастворимых в гептане соединений. Нерастворимые в топливе вещества могут засорять топливный фильтр. Смолы, вымываемые растворителем, и нерастворимые в топливе вещества при испарении топлива могут отложиться на поверхностях топливной системы и двигателя.

X.1.2.2 Смолы, вымываемые растворителем, могут способствовать образованию отложений на поверхностях карбюраторов, топливных инжекторов и впускных коллекторов, каналов, клапанов и направляющих клапанов. Влияние смол, вымываемых растворителем, содержащихся в чистых спиртах, таких, как этанол, на неисправности современных двигателей не установлено. Метод испытания используется для обнаружения высококипящих примесей, нерастворимых в гептане.

X.1.2.3 Поскольку прецизионность метода испытаний по стандарту [5] установлена только по результатам испытаний углеводородов, на денатурированный топливный этанол она не распространяется.

X.1.3 Содержание хлорид-ионов

Даже низкие концентрации хлорид-ионов вызывают коррозию многих металлов.

X.1.4 Содержание меди

Медь является очень активным катализатором низкотемпературного окисления углеводородов. Экспериментально установлено, что концентрация меди более 0,012 ppm в товарных бензинах может значительно увеличить скорость образования смолы.

X.1.5 Кислотность

Сильно разбавленные водные растворы низкомолекулярных органических кислот, таких, как уксусная кислота (CH3COOH), обладают высокой коррозионной активностью по отношению ко многим металлам. Поэтому содержание таких кислот должно быть минимальным.

X.1.5.1 Метод определения кислотности предназначен для определения концентрации органических кислот в этаноле. Однако диоксид углерода хорошо растворяется в этаноле и в присутствии воды он превращается в угольную кислоту. Метод испытаний по стандарту [11] позволяет использовать воду или спирт в качестве растворителя. Поскольку этанол полностью растворим в воде, добавляют воду к образцу и титруют смесь водным раствором гидроксида натрия. Растворенный CO2, превратившийся в угольную кислоту, будет титроваться как кислота. Таким образом, присутствие растворенного CO2 создает значительное повышение кислотности. При наличии значительного количества растворенного CO2 полученное значение кислотности при испытании по стандарту [11] может быть ошибочно выше максимально допустимой кислотности. Используют метод испытаний по стандарту [11] при отсутствии растворенного CO2. Если известно, что проба содержит растворенный CO2 или предполагается его наличие, следует использовать метод испытаний по стандарту [12]. При разногласиях арбитражным является метод испытаний по стандарту [12].

X.1.6 pH

При использовании этанола в качестве топлива для автомобильных двигателей с искровым зажиганием с pH менее 6,5 в результате образования пленки между коллектором и щетками двигателя могут выйти из строя топливные насосы, в результате коррозионного износа - инжекторы, кроме того возможен сильный износ цилиндров двигателя. При pH более 9,0 могут выйти из строя пластиковые детали топливного насоса. Негативные воздействия снижаются при использовании смеси бензина с 10% об. этанола.

X.1.7 Внешний вид

Мутность или наличие осадка указывает на сильное загрязнение.

X.1.8 Содержание этанола

Содержания этанола играет важную роль в определении соотношения компонентов смеси при добавлении денатурированного топливного этанола в готовый бензин. Содержание этанола в денатурированном топливном этаноле изменяется в зависимости от содержания денатурирующих веществ, воды и незначительного количества других компонентов, характерных для производства этанола.

X.1.9 Содержание фактических сульфатов

Присутствие незначительного количества неорганических сульфатов в денатурированном топливном этаноле при определенных условиях может способствовать образованию отложений на турбинном расходомере и преждевременному засорению фильтров топливораздаточного насоса в системе распределения топлива. Сульфаты также способствуют залипанию инжектора, вызывая пропуски зажигания двигателя и плохую управляемость автомобилем.

X.1.10 Денатурирующие вещества

Информация о денатурирующих веществах приведена в разделе 5 настоящего стандарта. Денатурирующие вещества используют согласно Федеральному закону [2]. Отсутствуют стандартизованные методы анализа, прямо или косвенно определяющие содержание денатурирующих веществ, а также сведения о возможности применения повышенного содержания денатурирующих веществ.

X.1.11 Содержание серы

Сера загрязняет каталитический нейтрализатор выхлопных газов, снижающий выбросы углеводородов (HC), оксида углерода (CO) и оксидов азота (NOx).

X.1.12 Содержание метанола

При производстве этанола возможно получение незначительного количества метанола. Высокая концентрация метанола может вызвать коррозию компонентов топливной системы и значительно увеличить давление паров по сравнению с этанолом. Предельное значение содержания метанола установлено для предотвращения коррозии, дополнительного повышения давления паров, а также использования метанола в качестве денатурирующего вещества.

 

 

 

 

TOC