ГОСТ Р 55241.50-2014/ISO/TR 16982:2002. Национальный стандарт Российской Федерации. Эргономика взаимодействия человек-система. Методы обеспечения пригодности использования в человеко-ориентированном проектировании
4 Раскрытие методов, основанных на пригодности использования
4.1 Общие положения
Методы, основанные на пригодности использования, помогают обеспечить разработку систем, достигающих цели пригодности использования в процессе человеко-ориентированного проектирования, более подробно рассматриваются в стандарте [1].
К преимуществам человеко-ориентированного подхода относятся повышение удовлетворенности и производительности, улучшение качества работы, сокращение расходов на поддержку и обучение, а также улучшение здоровья и хорошее самочувствие пользователя. Рассматриваемые в настоящем стандарте методы, основанные на пригодности использования, поддерживают достижение этих целей.
Для осуществления правильного выбора методов, основанных на пригодности использования, требуется наличие базовых знаний о методах, основанных на пригодности использования, включая понимание их ключевых отличий и основных принципов применения.
Методы, основанные на пригодности использования, предоставляют средства для увеличения шансов достижения этих целей системами, которые развернуты или будут развернуты.
4.2 Основные принципы
Стандарт [1] определяет четыре основных принципа:
a) соответствующее распределение функции между пользователем и системой, основанное на оценке возможностей человека и требований задачи;
b) активное привлечение пользователей с целью совершенствования новой системы и ее одобрения;
c) итерация систем проектирования с целью получения обратной связи от пользователей после использования ими предыдущих версий систем проектирования;
d) использование междисциплинарных групп проектирования для получения положительных результатов от активного участия различных сторон, способных поделиться имеющимися знаниями и опытом.
Применение данных принципов позволяет выделить четыре ключевых действия человеко-ориентированного проектирования, которые необходимо осуществить для включения требований пригодности использования в процесс проектирования и которые осуществляются в итеративном режиме и повторяются до достижения конкретных целей пригодности применения. Ниже перечислены действия по человеко-ориентированному проектированию:
1) понимание и определение условий использования. Данную информацию можно получить, используя различные методы. Настоящий стандарт помогает осуществить правильный выбор этих методов;
2) установление требований пользователя и организации-заказчика;
3) создание проектов и образцов;
4) проведение оценки пользователями.
4.3 Методы и их использование
4.3.1 Методы и методологии
Методы, основанные на пригодности использования и рассматриваемые в настоящем стандарте, являются независимыми, то есть их можно выбирать и использовать в различных целях (например, для анализа потребностей пользователя, установления требований, проектирования и специфицирования, а также оценки). Многие из данных методов могут быть использованы одновременно или последовательно в более широких рамках методологий человеко-ориентированного проектирования. Настоящий стандарт не рассматривает такие методологии. Методологии могут возникать в результате специального выбора нескольких методов в рамках одного процесса проектирования или на основе рассмотренных в литературе по человеческим факторам, или широко используемых методологий. Примерами таких методологий являются: методологии анализа деятельности и задач, которые могут объединять в себе опрос, наблюдение за работой пользователя, анкетирование и эксперименты; методологии пошагового и параллельного проектирования, которые могут объединять вместе различные методы оценки, экспертные и другие оценки, а также аспекты творчества. Ссылки на опубликованные методологии приведены в библиографии.
4.3.2 Проектирование и оценка
Методы, основанные на пригодности использования, рассматриваемые в данном разделе, применимы и к проектированию, и к оценке. В разделе 6 описывается конкретный выбор (или подбор) этих методов в зависимости от этапа проектирования.
Главным отличием между проектированием и оценкой с точки зрения их использования при применении методов, основанных на пригодности использования, являются разные цели. Ниже описывается данное отличие.
Основной целью при проектировании является определение знаний, возможностей и ограничений пользователей в отношении задач, для выполнения которых осуществляется разработка продукта или системы. Особый интерес представляют способы, с помощью которых разработчики систем или продуктов могут лучше понимать задачи пользователей и список задач, физические возможности пользователей и т.д. Данная информация используется при проектировании системы или продукта в качестве руководства с целью обеспечения максимальной пригодности их использования. Часто данная цель приводит к открытию неожиданных способов, с помощью которых пользователи наблюдают за работой продукта или системы или используют их. Данная цель может включать в себя сравнение конкурирующих проектов, для определения из них более пригодного для использования.
Основной целью оценки является оценка проектирования по определенной характеристике (например, свойства интерфейса, рекомендации, стандарты) или в сравнении с моделью (например, модель пользователя, предполагаемое время выполнения задачи, предполагаемое использование шаблона), используя некоторые виды измерений и инструменты сбора данных (например, анкетирование, регистрация ошибок, отметка времени) в соответствии с режимом работы или предпочтениями пользователей.
Принимая во внимание данное отличие в целях, представлены различные методы, основанные на пригодности использования, которые могут быть использованы для выявления проблем и облегчения проектирования и перепроектирования.
В первом случае методы, часто называемые как технические приемы сбора данных, обычно описываются на стадии проекта, которая включает описание и моделирование работы, задач и пользователей с разными уровнями точности, хотя они также могут быть использованы и для оценки.
Во втором случае методы часто называют методами оценки, хотя они также используются и для проектирования.
Центром внимания данных методов могут быть существующая оцениваемая система или прототип, или существующая ситуация, которая еще не включает компьютерную систему (например, когда осуществляется проектирование абсолютно нового приложения).
Все методы, основанные на пригодности использования, рассматриваемые в данном разделе, представляют собой человеко-ориентированные пути достижения лучшего понимания ситуации и условий применения. С их помощью можно будет оценить достижение человеко-ориентированных целей (оценка), установить требования, ограничения или указания для систем проектирования (моделей, сценариев, прототипов или систем в целом), оценка которых будет проводиться впоследствии в ходе итеративного процесса.
4.3.3 Использование нескольких методов
В разделе 5 рассматриваются отдельные методы, основанные на пригодности использования. Однако на практике возможно одновременное использование нескольких методов, например, опрос и наблюдения за работой. Для решения разных вопросов в течение жизненного цикла проекта могут быть использованы различные методы.
По этим причинам целесообразно не ограничиваться одним предварительно выбранным методом. Чем больше методов используется для достижения целей пригодности использования, тем лучше будут полученные результаты.
Несколько методов могут быть использованы совместно (например, проверка и тестирование пользователей, творческие и формальные методы, анализ критических событий и экспертная оценка, анкетирование и опрос). Использование нескольких методов может увеличить область покрытия результатов.
В приложении B представлены примеры ситуаций, в которых используются несколько методов, основанных на пригодности использования.
4.4 Непосредственное участие пользователей как ключевой фактор
Активное участие пользователей является одним из ключевых факторов, лежащих в основе процесса человеко-ориентированного проектирования. Многие методы, основанные на пригодности использования, рассматриваемые в настоящем стандарте, предоставляют средства для обеспечения такого активного участия. Существует много методов, которые не требуют непосредственного участия пользователей, так как основываются на иных источниках информации о проблемах пользователей. Их следует использовать в дополнение к методам с активным участием пользователей.
4.5 Существующие методы
Методы, представленные в настоящем стандарте, являются наиболее часто используемыми методами. Все методы приведены в таблице 1. Варианты данных методов используются под другими названиями. Перечень известных вариантов (в документах или на веб-сайтах) представлен в библиографии.
Таблица 1
Краткое описание указанных методов
Название метода | Непосредственное участие пользователей | Краткое описание методов |
Наблюдение за работой пользователей | Д | Тщательный и систематический сбор информации о поведении и действиях пользователей в контексте определенных задач во время активности пользователя |
Измерения, связанные с рабочими характеристиками | Д | Сбор данных о количественно измеримых рабочих характеристиках с целью понимания воздействия проблем, связанных с пригодностью использования |
Анализ критических событий | Д | Систематический сбор данных о специфических событиях (позитивных или негативных) |
Анкетирование | Д | Непрямые методы оценки, с помощью которых осуществляется сбор мнений пользователей об интерфейсе пользователя в предопределенных анкетах |
Опрос | Д | Осуществляется по аналогии с анкетированием, но с большей гибкостью и при личном контакте с опрашиваемым лицом |
Фиксация "мыслей вслух" | Д | Пользователи постоянно произносят вслух все свои мысли, убеждения, ожидания, сомнения, открытия и т.д. во время использования тестируемой системы |
Совместное проектирование и оценка | Д | Методы, которые делают возможным сотрудничество разных видов участников (пользователей, разработчиков продукта и специалистов по человеческим факторам) при осуществлении оценки или проектирования систем |
Творческие методы | Д/Н | Методы, которые включают выявление свойств новых продуктов и систем, получаемых обычно в результате взаимодействий членов группы. В контексте подходов, ориентированных на человека, часто членами таких групп являются пользователи |
Методы, основанные на изучении документов | Н | Изучение существующих документов специалистом по пригодности применения с целью формирования профессиональной оценки системы |
Подходы, основанные на использовании моделей | Н | Использование моделей, являющихся абстрактным представлением оцениваемого продукта, позволяющих прогнозировать действия пользователей |
Экспертная оценка | Н | Оценка, основанная на знаниях, профессионализме и практическом опыте в области эргономики специалиста по пригодности использования |
Автоматическая оценка | Н | Алгоритмы, ориентированные на критерии пригодности использования или использование систем, основанных на знаниях эргономики, с помощью которых определяются недостатки продукта в результате сравнения с предопределенными правилами |
Методы делятся на две большие категории (см. таблицу 1, столбец 2):
- методы, предполагающие непосредственное участие пользователей (Д = да);
- методы, предполагающие непрямое участие пользователей (Н = нет), которые используются в случаях отсутствия возможности собрать данные об использовании из-за отсутствия пользователей, либо в случаях, когда они предоставляют дополнительные данные и информацию.
4.6 Выбор метода(ов), основанного на пригодности использования
4.6.1 Факторы, влияющие на выбор методов
Ниже перечислены факторы, влияющие на выбор методов:
a) этапы жизненного цикла;
b) характеристики пользователей;
c) характеристики задачи, которую необходимо выполнить;
d) сам продукт или система;
e) ограничения, негативно влияющие на проект;
f) уровень компетентности в области эргономики команды, осуществляющей проектирование или оценку.
Указанные пункты оцениваются по пяти уровням:
- рекомендуется (++);
- подходит (+);
- нейтральный (пустая ячейка);
- не рекомендуется (-);
- не применяется (НП).
Может существовать несколько подходящих методов, основанных на пригодности использования, которые могут быть использованы для сбора необходимой информации. Некоторые методы могут быть исключены ввиду невозможности их использования в определенном контексте. Например, при отсутствии текущих пользователей отсутствует возможность опросить их, поэтому такой метод получит оценку (НП), то есть он не применим. При наличии текущих пользователей, которые, однако, не обладают типичными характеристиками будущих пользователей в полном объеме, может подходить опрос (+), также может быть рекомендован и метод анализа. Необходимо принять решение о том, следует ли использовать несколько методов, а также решение о необходимом уровне детализации, учитывая риск возникновения ошибок или недостаточного удовлетворения требований при некачественном проектировании.
Данные уровни оценок основаны на типичных ситуациях и подлежат пересмотру в контексте определенного проекта.