БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 55241.50-2014/ISO/TR 16982:2002. Национальный стандарт Российской Федерации. Эргономика взаимодействия человек-система. Методы обеспечения пригодности использования в человеко-ориентированном проектировании

Приложение C

(справочное)

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ

 

Подробно описанные методы, представленные в данном приложении, связаны с методами, представленными в таблице 1. Их описание приводится при условии их существования и если они являются дополнительными методами по отношению к методам, упомянутым ранее.

 

Таблица C.1

 

Дополнительные методы и методики

в сопоставлении с рассматриваемыми методами

 

Название метода

Дополнительные методы и методики

Наблюдение за работой пользователей

Журналы регистрации, видеосъемка и сканирующий преобразователь

Анкетирование

Электронные исследования

Совместное проектирование и оценка

Параллельное проектирование

Творческие методы

Фокус-группа и поиск творческих идей

 

C.1 Журналы регистрации (log-файлы)

Журналы регистрации связаны с наблюдением за работой пользователей, измерением рабочих характеристик и критическими событиями. Они являются скорее техническим приемом, чем дополнительным методом.

Часто требуется, чтобы компьютер автоматически записывал подробную историю всего сеанса работы пользователя с детализацией по времени. В некоторых случаях существует возможность внести изменения в программное обеспечение ведения журналов с тем, чтобы регистрировались только события, представляющие непосредственный интерес, например, во избежание сбора данных о низкоуровневых взаимодействиях.

В случаях, когда важно понять процесс мышления, стоящий за определенным действием пользователя, необходимо журналы использовать совместно с такими методами, как фиксация "мыслей вслух" или ретроспективный опрос.

Преимущества:

- ненавязчивый для пользователя сбор данных;

- высокая точность данных;

- осуществляется регистрация всей истории взаимодействия пользователей.

Недостатки/ограничения:

- необходимо анализировать большой объем данных;

- первичные данные мало подходят для оценки действий пользователей;

- регистрируемые события являются низкоуровневыми (регистрируются только операции).

C.2 Видеосъемка

Видеосъемка связана с наблюдением за работой пользователей и фиксацией "мыслей вслух". Она является скорее техническим приемом, чем дополнительным методом.

Осуществление видеозаписи пользователей во время их взаимодействия с системой является важным условием для достижения разных целей. Для выработки полезных рекомендаций необходим экспертный анализ данных. Иными словами, просто запись взаимодействия пользователя на пленку не даст нам ответы в отношении того, какие свойства могут требовать модификации и как осуществить такую модификацию.

Преимущества:

- регистрируется вся история взаимодействия пользователя;

- существует возможность демонстрации с целью иллюстрации разработчикам проблем, с которыми сталкиваются пользователи;

- удобное резервное копирование для наблюдений за работой, проводимых в режиме реального времени.

Недостатки/ограничения:

- существует вероятность создания огромного количества данных, подлежащих анализу;

- первичные данные мало подходят для оценки действий пользователей;

- видеозапись может быть навязчивой для некоторых пользователей.

C.3 Сканирующий преобразователь

Сканирующий преобразователь связан с наблюдением за работой пользователей и измерениями рабочих характеристик. Он является скорее техническим приемом, чем дополнительным методом.

Если необходимо получить как можно более четкое изображение экрана, а не изображение взаимодействия пользователя с компьютером, следует использовать сканирующий преобразователь, а не видеокамеру. Конвертер записывает данные непосредственно с экрана компьютера. Использование конвертера позволяет некоторым пользователям, которые во время съемки могли бы чувствовать себя некомфортно, раскрепоститься.

C.4 Электронные исследования

Электронные исследования, связанные с анкетированием, аналогичны исследованиям, проводимым на бумаге. При сравнении ответов в одинаковых анкетах, заполняемых в бумажной и электронной форме в режиме онлайн, существуют незначительные отличия в ответах опрашиваемых лиц. Однако момент заполнения анкет может являться определяющим фактором в том отношении, что лица, заполняющие анкету непосредственно после завершения использования системы, могут дать более информативные ответы, чем лица, заполняющие ее несколько дней спустя.

C.5 Параллельное проектирование

Параллельное проектирование, связанное с совместным проектированием и оценкой, является методом разработки и оценки различных концепций создания системы перед осуществлением выбора одного подхода в качестве основы системы. При применении человеко-ориентированного подхода в параллельном проектировании могут участвовать разные группы разработчиков и пользователей с целью тестирования и сравнения разных решений и/или человеко-ориентированных методов.

C.6 Фокус-группа

Фокус-группа, связанная с творческим методом, обычно предполагает обсуждение, в котором участвуют небольшие группы, ходом которого управляет координатор. Его цель заключается в получении информации о мнениях и представлениях, отношении и предпочтениях пользователей. Успешность фокус-группы зависит от наличия хорошо структурированных вопросов, которые необходимо задать, и квалифицированного лидера обсуждения, который ознакомлен с целями сеанса. Координатор должен поощрять свободный поток идей пользователей, однако должен не допускать отклонения от обсуждаемой темы.

Фокус-группы не предоставляют информацию о том, как пользователи будут взаимодействовать с продуктом или системой.

В дополнение к разработке идей для проектирования фокус-группу можно использовать для оценки перспективы.

C.7 Мозговой штурм

Мозговой штурм, связанный с творческим методом, представляет собой командную деятельность, в которой могут принимать участие разработчики и/или пользователи.

Его принцип заключается в сборе идей членов команды. Они должны высказывать идеи (независимо от их пригодности или непригодности к использованию). Затем такие идеи регистрируются и комментируются одним из членов команды. Один из членов команды выступает в качестве "модератора". Роль модератора заключается в направлении команды и предупреждении отклонений обсуждения от заданной темы.

Данный технический прием часто используется при выборе метафоры или стиля пользовательского интерфейса, используемых в мультимедийных приложениях.

Подробно описанные методы, представленные в данном приложении, связаны с методами, представленными в таблице 1. Их описание приводится при условии их существования и если они являются дополнительными методами по отношению к методам, приведенным выше.

 

 

 

 

TOC