ГОСТ Р 55241.50-2014/ISO/TR 16982:2002. Национальный стандарт Российской Федерации. Эргономика взаимодействия человек-система. Методы обеспечения пригодности использования в человеко-ориентированном проектировании
Приложение C
(справочное)
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ
Подробно описанные методы, представленные в данном приложении, связаны с методами, представленными в таблице 1. Их описание приводится при условии их существования и если они являются дополнительными методами по отношению к методам, упомянутым ранее.
Таблица C.1
Дополнительные методы и методики
в сопоставлении с рассматриваемыми методами
Название метода | Дополнительные методы и методики |
Наблюдение за работой пользователей | Журналы регистрации, видеосъемка и сканирующий преобразователь |
Анкетирование | Электронные исследования |
Совместное проектирование и оценка | Параллельное проектирование |
Творческие методы | Фокус-группа и поиск творческих идей |
C.1 Журналы регистрации (log-файлы)
Журналы регистрации связаны с наблюдением за работой пользователей, измерением рабочих характеристик и критическими событиями. Они являются скорее техническим приемом, чем дополнительным методом.
Часто требуется, чтобы компьютер автоматически записывал подробную историю всего сеанса работы пользователя с детализацией по времени. В некоторых случаях существует возможность внести изменения в программное обеспечение ведения журналов с тем, чтобы регистрировались только события, представляющие непосредственный интерес, например, во избежание сбора данных о низкоуровневых взаимодействиях.
В случаях, когда важно понять процесс мышления, стоящий за определенным действием пользователя, необходимо журналы использовать совместно с такими методами, как фиксация "мыслей вслух" или ретроспективный опрос.
Преимущества:
- ненавязчивый для пользователя сбор данных;
- высокая точность данных;
- осуществляется регистрация всей истории взаимодействия пользователей.
Недостатки/ограничения:
- необходимо анализировать большой объем данных;
- первичные данные мало подходят для оценки действий пользователей;
- регистрируемые события являются низкоуровневыми (регистрируются только операции).
C.2 Видеосъемка
Видеосъемка связана с наблюдением за работой пользователей и фиксацией "мыслей вслух". Она является скорее техническим приемом, чем дополнительным методом.
Осуществление видеозаписи пользователей во время их взаимодействия с системой является важным условием для достижения разных целей. Для выработки полезных рекомендаций необходим экспертный анализ данных. Иными словами, просто запись взаимодействия пользователя на пленку не даст нам ответы в отношении того, какие свойства могут требовать модификации и как осуществить такую модификацию.
Преимущества:
- регистрируется вся история взаимодействия пользователя;
- существует возможность демонстрации с целью иллюстрации разработчикам проблем, с которыми сталкиваются пользователи;
- удобное резервное копирование для наблюдений за работой, проводимых в режиме реального времени.
Недостатки/ограничения:
- существует вероятность создания огромного количества данных, подлежащих анализу;
- первичные данные мало подходят для оценки действий пользователей;
- видеозапись может быть навязчивой для некоторых пользователей.
C.3 Сканирующий преобразователь
Сканирующий преобразователь связан с наблюдением за работой пользователей и измерениями рабочих характеристик. Он является скорее техническим приемом, чем дополнительным методом.
Если необходимо получить как можно более четкое изображение экрана, а не изображение взаимодействия пользователя с компьютером, следует использовать сканирующий преобразователь, а не видеокамеру. Конвертер записывает данные непосредственно с экрана компьютера. Использование конвертера позволяет некоторым пользователям, которые во время съемки могли бы чувствовать себя некомфортно, раскрепоститься.
C.4 Электронные исследования
Электронные исследования, связанные с анкетированием, аналогичны исследованиям, проводимым на бумаге. При сравнении ответов в одинаковых анкетах, заполняемых в бумажной и электронной форме в режиме онлайн, существуют незначительные отличия в ответах опрашиваемых лиц. Однако момент заполнения анкет может являться определяющим фактором в том отношении, что лица, заполняющие анкету непосредственно после завершения использования системы, могут дать более информативные ответы, чем лица, заполняющие ее несколько дней спустя.
C.5 Параллельное проектирование
Параллельное проектирование, связанное с совместным проектированием и оценкой, является методом разработки и оценки различных концепций создания системы перед осуществлением выбора одного подхода в качестве основы системы. При применении человеко-ориентированного подхода в параллельном проектировании могут участвовать разные группы разработчиков и пользователей с целью тестирования и сравнения разных решений и/или человеко-ориентированных методов.
C.6 Фокус-группа
Фокус-группа, связанная с творческим методом, обычно предполагает обсуждение, в котором участвуют небольшие группы, ходом которого управляет координатор. Его цель заключается в получении информации о мнениях и представлениях, отношении и предпочтениях пользователей. Успешность фокус-группы зависит от наличия хорошо структурированных вопросов, которые необходимо задать, и квалифицированного лидера обсуждения, который ознакомлен с целями сеанса. Координатор должен поощрять свободный поток идей пользователей, однако должен не допускать отклонения от обсуждаемой темы.
Фокус-группы не предоставляют информацию о том, как пользователи будут взаимодействовать с продуктом или системой.
В дополнение к разработке идей для проектирования фокус-группу можно использовать для оценки перспективы.
C.7 Мозговой штурм
Мозговой штурм, связанный с творческим методом, представляет собой командную деятельность, в которой могут принимать участие разработчики и/или пользователи.
Его принцип заключается в сборе идей членов команды. Они должны высказывать идеи (независимо от их пригодности или непригодности к использованию). Затем такие идеи регистрируются и комментируются одним из членов команды. Один из членов команды выступает в качестве "модератора". Роль модератора заключается в направлении команды и предупреждении отклонений обсуждения от заданной темы.
Данный технический прием часто используется при выборе метафоры или стиля пользовательского интерфейса, используемых в мультимедийных приложениях.
Подробно описанные методы, представленные в данном приложении, связаны с методами, представленными в таблице 1. Их описание приводится при условии их существования и если они являются дополнительными методами по отношению к методам, приведенным выше.