ГОСТ Р МЭК 62660-2-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Аккумуляторы литий-ионные для электрических дорожных транспортных средств. Часть 2. Испытания на надежность и эксплуатацию с нарушением режимов
6.2. Испытания при повышенной температуре
6.2.1. Устойчивость к высокой температуре
Данное испытание проводят для определения реакции аккумуляторов на высокую температуру окружающей среды.
6.2.1.1. Испытание
Испытание проводят следующим образом.
a) Доводят степень заряженности аккумулятора до 100% в соответствии с 5.3 в случае аккумулятора, предназначенного для применения в ЭМА, и до 80% - в случае аккумулятора, предназначенного для применения в ЭМГ.
b) Аккумулятор, стабилизированный при комнатной температуре, помещают в печь с естественной или принудительной циркуляцией воздуха. Температура в печи должна возрастать со скоростью 5 °C/мин до температуры (130 +/- 2) °C. Аккумулятор должен оставаться при данной температуре в течение 30 мин до окончания испытания.
Примечание. При необходимости в ходе испытания аккумулятор может быть зафиксирован для предотвращения его деформации таким образом, чтобы не нарушать цели испытания.
6.2.1.2. Результаты испытания
В качестве результата испытания измеряют и регистрируют состояние аккумулятора в конце испытания - в соответствии с разделом 7.
Рекомендуется измерять температуру и напряжение аккумулятора, а также температуру печи во время испытания.
6.2.2. Температурное циклирование
Данное испытание проводят для определения тепловой стойкости аккумулятора, подвергающегося поочередному воздействию низкой и высокой температур окружающей среды, которое может вызывать расширение и сжатие компонентов аккумулятора.
6.2.2.1. Испытание
Испытание проводят в соответствии с 6.2.2.1.1 или 6.2.2.1.2 по согласованию между изготовителем и заказчиком.
6.2.2.1.1. Испытание без электрического воздействия
Испытание проводят следующим образом.
a) Доводят степень заряженности аккумулятора до 100% в соответствии с 5.3 в случае аккумулятора, предназначенного для применения в ЭМА, и до 80% - в случае аккумулятора, предназначенного для применения в ЭМГ.
b) Проводят температурное циклирование в соответствии с ИСО 16750-4 и таблицей 4. Минимальная рабочая температура должна составлять минус 40 °C или Tmin, указанную изготовителем, максимальная рабочая температура должна составлять 85 °C или Tmax, указанную изготовителем. Выполняют 30 циклов испытания.
Таблица 4
Температура и длительность этапов при температурном
циклировании
Суммарное время, мин | Температура, °C |
0 | 25 |
60 | Tmin |
150 | Tmin |
210 | 25 |
300 | Tmax |
410 | Tmax |
480 | 25 |
6.2.2.1.2. Испытание с электрическим воздействием
Испытание проводят следующим образом.
a) Доводят степень заряженности аккумулятора до 80% в соответствии с 5.3 в случае аккумулятора, предназначенного для применения в ЭМА, и до 60% - в случае аккумулятора, предназначенного для применения в ЭМГ.
b) Проводят температурное циклирование в соответствии с ИСО 16750-4 и таблицей 5. Минимальная рабочая температура должна составлять минус 20 °C, максимальная рабочая температура должна составлять 65 °C.
Таблица 5
Температура и длительность этапов цикла при температурном
циклировании
Суммарное время, мин | Температура, °C |
0 | 25 |
60 | -20 |
150 | -20 |
210 | 25 |
300 | 65 |
410 | 65 |
480 | 25 |
c) В течение каждого температурного цикла обеспечивают соблюдение следующего режима:
- профиль тока в соответствии с рисунком 4 и таблицей 6 - в случае аккумулятора, предназначенного для применения в ЭМА;
- профиль тока в соответствии с рисунком 6 и таблицей 7 - в случае аккумулятора, предназначенного для применения в ЭМГ.
d) Выполняют 30 циклов испытания.
IEC 2879/10
Рисунок 4. Профиль тока при температурном циклировании
аккумулятора для ЭМА
Таблица 6
Этапы испытания и профиль тока при испытании
аккумулятора ЭМА
Профиль тока для аккумулятора ЭМА | Справочная информация | |||||
Этап | Время этапа, мин | Суммарное время, мин | Уровень C | Изменение СЗ, % | СЗ, % | Пример |
| 0 | 0 | 0 |
| 80 |
|
1 | 145 | 145 | 0 | 0 | 80 |
|
2 | 1 | 146 | 1 | -1,67 | 78,33 | 1 мин движения |
3 | 64 | 210 | 0 |
|
|
|
4 | 12 | 222 | 0,5 | -10 | 68,33 | 12 мин движения |
5 | 1 | 223 | 0 |
|
|
|
6 | 39 | 262 | -0,2 | 13 | 81,33 | Заряд |
7 | 138 | 400 | 0 |
|
|
|
8 | 3 | 403 | 0,5 | -2,5 | 78,83 | 3 мин движения |
9 | 77 | 480 | 0 |
| 78,83 |
|
На рисунке 5 показано изменение степени заряженности за все время испытания аккумулятора, предназначенного для применения в ЭМА.
Рисунок 5. Изменение степени заряженности на протяжении
всех циклов испытания аккумулятора для ЭМА
Рисунок 6. Профиль тока при температурном циклировании
аккумулятора для ЭМГ
Таблица 7
Этапы испытания и профиль тока при испытании
аккумулятора ЭМГ
Профиль тока для аккумулятора ЭМГ | Справочная информация | |||||
Этап | Время этапа, с | Суммарное время, с | Уровень C | Изменение СЗ, % | СЗ, % | Пример |
| 0 | 0 | 0 |
| 60 |
|
1 | 8700 | 8700 | 0 |
| 60 |
|
2 | 5 | 8705 | 10 | -1,39 | 58,61 | Холодный запуск в течение 5 с |
3 | 5695 | 14400 | 0 |
|
|
|
4 | 10 | 14410 | -10 | 2,78 | 61,39 | Рекуперация в течение 10 с |
5 | 590 | 15000 | 0 |
|
|
|
6 | 120 | 15120 | -5 | 16,7 | 78,09 | Заряд в течение 2 мин |
7 | 480 | 15600 | 0 |
|
|
|
8 | 120 | 15720 | 5 | -16,7 | 61,39 | 2 мин движения |
9 | 8580 | 24300 | 0 |
|
|
|
10 | 5 | 24305 | 10 | -1,39 | 60 | Горячий запуск в течение 5 с |
11 | 4495 | 28800 | 0 |
| 60 |
|
6.2.2.2. Результаты испытания
Следующие параметры должны быть измерены и зарегистрированы как результаты испытания:
- напряжение и емкость аккумулятора в начале и в конце испытания;
- состояние аккумулятора в конце испытания - в соответствии с разделом 7;
- напряжение, ток и температура аккумулятора в течение каждого цикла.