ГОСТ Р МЭК 62660-2-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Аккумуляторы литий-ионные для электрических дорожных транспортных средств. Часть 2. Испытания на надежность и эксплуатацию с нарушением режимов
6. Испытания на надежность и эксплуатацию с нарушением
режимов
Для всех испытаний, указанных в настоящем разделе, в протоколе испытаний должно быть приведено описание испытательной установки, включая механическое крепление и электрическое соединение аккумулятора.
6.1. Механические испытания
6.1.1. Вибрация
Данное испытание проводят для определения стойкости аккумуляторов к вибрации, возникающей при использовании их в транспортных средствах.
6.1.1.1. Испытание
Испытание проводят следующим образом.
a) Доводят степень заряженности аккумулятора до 100% в соответствии с 5.3 в случае аккумулятора, предназначенного для применения в ЭМА, и до 80% - в случае аккумулятора, предназначенного для применения в ЭМГ.
b) Проводят испытание на воздействие случайной широкополосной вибрации в соответствии с МЭК 60068-2-64. Длительность испытания составляет 8 ч для каждой плоскости испытуемого аккумулятора.
c) Среднеквадратичное значение ускорения должно составлять 27,8 м/с2. Спектральная плотность мощности (СПМ) в зависимости от частоты показана на рисунке 2 и в таблице 2. Максимальное значение частоты должно составлять 2000 Гц.
Рисунок 2. Спектральная плотность мощности ускорения
в зависимости от частоты
Таблица 2
Спектральная плотность мощности в зависимости от частоты
Частота, Гц | Спектральная плотность мощности, (м/с2)2/Гц |
10 | 20,00 |
55 | 6,50 |
180 | 0,25 |
300 | 0,25 |
360 | 0,14 |
1000 | 0,14 |
2000 | 0,14 |
6.1.1.2. Результаты испытания
Следующие параметры должны быть измерены и зарегистрированы в качестве результатов испытания:
- напряжение и емкость аккумулятора в начале и в конце испытания;
- состояние аккумулятора в конце испытания - в соответствии с разделом 7.
6.1.2. Механический удар
Данное испытание проводят для определения стойкости аккумуляторов к механическим ударам, возникающим при использовании их в транспортных средствах.
6.1.2.1. Испытание
Испытание проводят следующим образом.
a) Доводят степень заряженности аккумулятора до 100% в соответствии с 5.3 в случае аккумулятора, предназначенного для применения в ЭМА, и до 80% - в случае аккумулятора, предназначенного для применения в ЭМГ.
b) Проводят испытание в соответствии с ИСО 16750-3 с использованием параметров таблицы 3. Направление ускорения от удара при испытании должно совпадать с направлением ускорения от удара в транспортном средстве. Если направление воздействия неизвестно, аккумулятор должен быть испытан во всех шести пространственных направлениях.
Таблица 3
Механический удар. Параметры
Форма импульса | Полусинусоидальная |
Ускорение | 500 м/с2 |
Длительность | 6 мс |
Количество ударов | 10 в каждом направлении |
Примечание. В соответствии с предписанием могут быть применены более жесткие параметры. |
6.1.2.2. Результаты испытаний
Следующие параметры должны быть измерены и зарегистрированы в качестве результатов испытаний:
- напряжение и емкость аккумулятора в начале и в конце испытания;
- состояние аккумулятора в конце испытания - в соответствии с разделом 7.
6.1.3. Смятие
Данное испытание проводят для определения реакции аккумуляторов на внешнее воздействие груза, которое может вызвать их деформацию.
6.1.3.1. Испытание
Испытание проводят следующим образом.
a) Доводят степень заряженности аккумулятора до 100% в соответствии с 5.3 в случае аккумулятора, предназначенного для применения в ЭМА, и до 80% - в случае аккумулятора, предназначенного для применения в ЭМГ.
b) Аккумулятор располагают на изолированной плоской поверхности и надавливают на него сминающим инструментом с цилиндрическим/полуцилиндрическим либо сферическим/полусферическим наконечником диаметром 150 мм. Рекомендуется использовать цилиндрический наконечник для воздействия на цилиндрический аккумулятор и сферический - для призматического аккумулятора (см. рисунок 3). Направление силы смятия должно быть перпендикулярно к слоям положительных и отрицательных электродов в аккумуляторе. Инструмент для смятия должен быть выбран таким образом, чтобы аккумулятор деформировался пропорционально увеличению силы смятия.
Рисунок 3. Пример испытания на смятие
c) Воздействие силы смятия прекращают при резком снижении напряжения на одну треть исходного напряжения аккумулятора или когда деформация составит не менее 15% начального размера аккумулятора, или когда сила смятия в 1000 раз превысит вес аккумулятора. Аккумуляторы остаются на испытании в течение 24 ч или до снижения температуры корпуса на 20% максимального подъема температуры в зависимости от того, что наступит раньше.
6.1.3.2. Результаты испытания
Следующие параметры должны быть измерены и зарегистрированы в качестве результатов испытания:
- форма сминающего инструмента;
- скорость смятия;
- напряжение аккумулятора в течение испытания;
- температура аккумулятора в течение испытания;
- состояние аккумулятора в конце испытания - в соответствии с разделом 7.