БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ 23718-2014. Межгосударственный стандарт. Самолеты и вертолеты пассажирские и транспортные. Допустимые уровни вибрации в салонах и кабинах экипажа и методы измерения вибрации

6. Требования к проведению измерений

 

6.1 Измерения проводят в кабинах экипажа и салонах самолетов и вертолетов, оборудованных для эксплуатации на авиационных линиях гражданской авиации.

6.2 Измерения вибрации проводят в диапазоне частот 1,4 - 180 Гц по трем взаимно-перпендикулярным направлениям. Система координатных осей приведена в приложении В.

6.3 На самолетах вибрацию измеряют поочередно в выбранных точках в полете от выхода на крейсерский режим и до начала снижения при заходе на посадку. Одновременно регистрируют следующие параметры режимов полета: высоту, приборную скорость полета и в числах Маха, линейную перегрузку в вертикальном и горизонтальном направлениях, угол атаки, углы скольжения, положения элементов механизации крыла. Синхронность записей параметров вибрации и параметров режимов полета должна быть не менее 0,1 с. В каждой выбранной точке измерения продолжаются не менее 5 мин.

Режимы полета, при которых выполняют измерения вибрации вертолета, приведены в таблице 9.

 

Таблица 9

 

Место измерения

Скорость полета

Взлетная масса

Центровка

Продолжительность полета, мин, не более

Высота полета, м

Кабина экипажа

Диапазон скоростей от 0,3 максимальной с интервалом от 30 до 40 км/ч включительно до максимальной;

 

Средняя,

 

 

крейсерская скорость

Нормальная

 

40

ГОСТ 23718-2014. Межгосударственный стандарт. Самолеты и вертолеты пассажирские и транспортные. Допустимые уровни вибрации в салонах и кабинах экипажа и методы измерения вибрации

Салон

Крейсерская скорость

 

+/- 10%

 

 

 

Примечания

1 Значения максимальной, крейсерской скоростей полета, взлетной массы и центровки, параметры крейсерского режима устанавливают в соответствии с нормативным документом.

2 Допускается в кабине экипажа вертолета уменьшать объем измерений выявлением одной или нескольких скоростей полета с максимальной вибрацией и в дальнейшем проводить измерения только на этих скоростях.

 

6.4 Параметры вибрации в салонах измеряют на сиденьях кресел и на полу, вблизи ног сидящего в кресле экспериментатора. Измерения следует выполнять в рядах кресел, ближайших к сечениям, проведенным перпендикулярно к продольной оси самолета или вертолета в следующих местах:

а) для самолетов местных воздушных линий:

1) передний ряд кресел,

2) пересечение заднего лонжерона с корневой нервюрой,

3) задний ряд кресел.

б) для самолетов дальних, средних и ближних магистральных с турбовинтовыми, турбовинтовентиляторными, поршневыми двигателями:

1) плоскость вращения винтов,

2) пересечение заднего лонжерона крыла с корневой нервюрой,

3) середина расстояния между пересечением заднего лонжерона крыла с корневой нервюрой и задней стенкой пассажирской кабины,

4) задний ряд кресел.

в) для самолетов дальних, средних и ближних магистральных с реактивными двигателями:

1) передний ряд кресел,

2) пересечение передней кромки крыла с корневой нервюрой,

3) середина расстояния между пересечением заднего лонжерона крыла с корневой нервюрой и задней стенкой пассажирской кабины,

4) задний ряд кресел.

г) для вертолетов (при числе рядов кресел до пяти):

1) передний ряд кресел,

2) задний ряд кресел.

д) для вертолетов (при числе рядов кресел свыше пяти):

1) передний ряд кресел,

2) средний ряд кресел (если число рядов в салоне четное, то за средний принимают ряд, ближний к хвостовой части вертолета),

3) задний ряд кресел.

В перечисленных сечениях точки измерения располагают на пассажирских местах по левому и правому бортам, а также на местах, ближних к продольной оси самолета и вертолета. При симметричном размещении кресел в салонах измерения выполняют на ближайших к продольной оси кресел с правой стороны (по направлению полета). Расположение точек измерения приведено в приложении Г.

6.5 В кабине экипажа параметры вибрации определяют на сиденьях и на полу, вблизи ног сидящего в кресле экспериментатора. На рабочих местах бортпроводников (середина буфета) вибрацию измеряют на полу в одной точке.

6.6 Для измерения вибрации используют резиновый диск диаметром 200 - 300 мм с встроенным трехкомпонентным вибропреобразователем. Допускается вместо резинового диска применять стальной диск диаметром 200 - 300 мм и толщиной 4 мм, на который крепят трехкомпонентный вибропреобразователь или три однокомпонентных вибропреобразователя.

6.7 При измерении вибрации на полу салонов и кабины экипажа диск устанавливают на полу, а ноги сидящего в кресле экспериментатора располагают на диске.

В случае невозможности расположить диск вблизи кресла допускается крепить его к полу. Требования к креплению - согласно МИ 1873 [2].

6.8 При измерении вибрации на сиденье экспериментатор сидит в кресле на диске.

6.9 При измерении вибрации на рабочем месте бортпроводников диск устанавливают на полу, при этом экспериментатор стоит на диске.

6.10 Во время измерений в пассажирском салоне число пассажиров не должно превышать 15% максимального числа пассажирских мест в салоне.

6.11 Рекомендуемая масса экспериментатора при измерении вибрации - 70 - 80 кг.

6.12 Длительность регистрации измерительной информации в каждой точке измерений должна быть не менее 5 мин. В случае применения приборов, указанных в 5.3, значение времени усреднения должно быть:

- не менее 20 с для диапазона 1,6 - 10 Гц;

- 10 с для диапазона 12,5 - 40 Гц;

- 5 с для диапазона 50 - 160 Гц.

6.13 Измерения параметров вибрации, выполненные во всех точках (см. 6.4, 6.5), повторяют не менее четырех раз.

6.14 В начале и конце измерений по бортовым штатным приборам следует регистрировать:

- для самолета: приборную скорость в километрах в час, высоту полета в метрах, число Маха, режим работы двигателя (в единицах измерения, принятых на бортовом штатном приборе);

- для вертолета: приборную скорость в километрах в час, высоту полета в метрах, режим работы двигателя (в единицах измерения, принятых на бортовом штатном приборе).

6.15 До начала проведения измерений вибрации должен быть разработан план обеспечения безопасных условий труда при летных испытаниях и при необходимости согласован с ответственным за проведение летных испытаний руководителем или командиром самолета (вертолета). Необходимые рекомендации по обеспечению безопасных условий регламентируются действующими "Наставлением по технической эксплуатации авиационной техники в гражданской авиации" [3], "Руководством по проведению испытательных полетов в гражданской авиации" [4] и руководствами по летной эксплуатации самолета (вертолета).

TOC