БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ 23718-2014. Межгосударственный стандарт. Самолеты и вертолеты пассажирские и транспортные. Допустимые уровни вибрации в салонах и кабинах экипажа и методы измерения вибрации

3. Допустимые уровни вибрации

 

3.1 Настоящий стандарт устанавливает семь групп норм допустимых уровней вибрации:

I - в салонах дальних магистральных самолетов;

II - в салонах средних магистральных самолетов;

III - в салонах ближних магистральных самолетов;

IV - в салонах самолетов местных воздушных линий;

V - в кабинах экипажа самолетов;

VI - в салонах вертолетов;

VII - в кабинах экипажа вертолетов.

Принадлежность самолета к дальним, средним, ближним магистральным или к самолетам местных воздушных линий определяют техническим заданием на разработку самолета.

3.2 Допустимые среднеквадратические значения виброускорения и их логарифмические уровни в третьоктавных полосах частот должны соответствовать указанным в таблицах 1 - 8, а также приведенному в приложении А порядку пересчета уровней виброускорения.

 

Таблица 1

 

Допустимые среднеквадратические значения виброускорения

и их логарифмические уровни в третьоктавных полосах частот

в салонах дальних магистральных самолетов (I группа норм)

 

Среднегеометрическое значение частоты третьоктавной полосы, Гц

Граничная частота третьоктавной полосы, Гц

Допустимое виброускорение

Нижняя

Верхняя

Вертикальная вибрация

Горизонтальная вибрация

Среднеквадратическое значение, м·с-2

Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ

Среднеквадратическое значение, м·с-2

Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ

1,60

1,4

1,8

0,16

104

0,07

97

2,00

1,8

2,2

0,14

103

0,07

97

2,50

2,2

2,8

0,13

102

0,09

99

3,15

2,8

3,5

0,11

101

0,11

101

4,00

3,5

4,5

0,10

100

0,10

100

5,00

4,5

5,6

0,10

100

0,10

100

6,30

5,6

7,1

0,10

100

0,10

100

8,00

7,1

9,0

0,10

100

0,10

100

10,00

9,0

11,2

0,13

102

0,13

102

12,50

11,2

14,0

0,16

104

0,16

104

16,00

14,0

18,0

0,20

106

0,20

106

20,00

18,0

22,4

0,25

108

0,25

108

25,00

22,4

28,0

0,32

110

0,32

110

31,50

28,0

35,5

0,40

112

0,40

112

40,00

35,5

45,0

0,50

114

0,50

114

50,00

45,0

56,0

0,63

116

0,63

116

63,00

56,0

71,0

0,79

118

0,79

118

80,00

71,0

90,0

1,00

120

1,00

120

100,00

90,0

112,0

1,30

122

1,30

122

125,00

112,0

140,0

1,60

124

1,60

124

160,00

140,0

180,0

2,00

126

2,00

126

 

Таблица 2

 

Допустимые среднеквадратические значения виброускорения

и их логарифмические уровни в третьоктавных полосах частот

в салонах средних магистральных самолетов (II группа норм)

 

Среднегеометрическое значение частоты третьоктавной полосы, Гц

Граничная частота третьоктавной полосы, Гц

Допустимое виброускорение

Вертикальная вибрация

Горизонтальная вибрация

Нижняя

Верхняя

Среднеквадратическое значение, м·с-2

Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ

Среднеквадратическое значение, м·с-2

Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ

1,60

1,4

1,8

0,25

108

0,11

101

2,00

1,8

2,2

0,22

107

0,11

101

2,50

2,2

2,8

0,20

106

0,14

103

3,15

2,8

3,5

0,18

105

0,18

105

4,00

3,5

4,5

0,16

104

0,16

104

5,00

4,5

5,6

0,16

104

0,16

104

6,30

5,6

7,1

0,16

104

0,16

104

8,00

7,1

9,0

0,16

104

0,16

104

10,00

9,0

11,2

0,20

106

0,20

106

12,50

11,2

14,0

0,25

108

0,25

108

16,00

14,0

18,0

0,32

110

0,32

110

20,00

18,0

22,4

0,40

112

0,40

112

25,00

22,4

28,0

0,50

114

0,50

114

31,50

28,0

35,5

0,63

116

0,63

116

40,00

35,5

45,0

0,79

118

0,79

118

50,00

45,0

56,0

1,00

120

1,00

120

63,00

56,0

71,0

1,30

122

1,30

122

80,00

71,0

90,0

1,60

124

1,60

124

100,00

90,0

112,0

2,00

126

2,00

126

125,00

112,0

140,0

2,50

128

2,50

128

160,00

140,0

180,0

3,20

130

3,20

130

 

Таблица 3

 

Допустимые среднеквадратические значения виброускорения

и их логарифмические уровни в третьоктавных полосах частот

в салонах ближних магистральных самолетов (III группа норм)

 

Среднегеометрическое значение частоты третьоктавной полосы, Гц

Граничная частота третьоктавной полосы, Гц

Допустимое виброускорение

Вертикальная вибрация

Горизонтальная вибрация

Нижняя

Верхняя

Среднеквадратическое значение, м·с-2

Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ

Среднеквадратическое значение, м·с-2

Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ

1,60

1,4

1,8

0,40

112

0,18

105

2,00

1,8

2,2

0,35

111

0,18

105

2,50

2,2

2,8

0,32

110

0,22

107

3,15

2,8

3,5

0,28

109

0,28

109

4,00

3,5

4,5

0,25

108

0,25

108

5,00

4,5

5,6

0,25

108

0,25

108

6,30

5,6

7,1

0,25

108

0,25

108

8,00

7,1

9,0

0,25

108

0,25

108

10,00

9,0

11,2

0,32

110

0,32

110

12,50

11,2

14,0

0,40

112

0,40

112

16,00

14,0

18,0

0,50

114

0,50

114

20,00

18,0

22,4

0,63

116

0,63

116

25,00

22,4

28,0

0,79

118

0,79

118

31,50

28,0

35,5

1,00

120

1,00

120

40,00

35,5

45,0

1,30

122

1,30

122

50,00

45,0

56,0

1,60

124

1,60

124

63,00

56,0

71,0

2,00

126

2,00

126

80,00

71,0

90,0

2,50

128

2,50

128

100,00

90,0

112,0

3,20

130

3,20

130

125,00

112,0

140,0

4,00

132

4,00

132

160,00

140,0

180,0

5,00

134

5,00

134

 

Таблица 4

 

Допустимые среднеквадратические значения виброускорения

и их логарифмические уровни в третьоктавных полосах частот

в салонах самолетов местных воздушных линий (IV группа норм)

 

Среднегеометрическое значение частоты третьоктавной полосы, Гц

Граничная частота третьоктавной полосы, Гц

Допустимое виброускорение

Вертикальная вибрация

Горизонтальная вибрация

Нижняя

Верхняя

Среднеквадратическое значение, м·с-2

Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ

Среднеквадратическое значение, м·с-2

Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ

1,60

1,4

1,8

0,63

116

0,28

109

2,00

1,8

2,2

0,56

115

0,28

109

2,50

2,2

2,8

0,50

114

0,35

111

3,15

2,8

3,5

0,45

113

0,45

113

4,00

3,5

4,5

0,40

112

0,40

112

5,00

4,5

5,6

0,40

112

0,40

112

6,30

5,6

7,1

0,40

112

0,40

112

8,00

7,1

9,0

0,40

112

0,40

112

10,00

9,0

11,2

0,50

114

0,50

114

12,50

11,2

14,0

0,63

116

0,63

116

16,00

14,0

18,0

0,79

118

0,79

118

20,00

18,0

22,4

1,00

120

1,00

120

25,00

22,4

28,0

1,26

122

1,26

122

31,50

28,0

35,5

1,60

124

1,60

124

40,00

35,5

45,0

2,00

126

2,00

126

50,00

45,0

56,0

2,50

128

2,50

128

63,00

56,0

71,0

3,20

130

3,20

130

80,00

71,0

90,0

4,00

132

4,00

132

100,00

90,0

112,0

5,00

134

5,00

134

125,00

112,0

140,0

6,30

136

6,30

136

160,00

140,0

180,0

7,90

138

7,90

138

 

Таблица 5

 

Допустимые среднеквадратические значения виброускорения

и их логарифмические уровни в третьоктавных полосах частот

в кабинах экипажа самолетов (V группа норм)

 

Среднегеометрическое значение частоты третьоктавной полосы, Гц

Граничная частота третьоктавной полосы, Гц

Допустимое виброускорение

Вертикальная вибрация

Горизонтальная вибрация

Нижняя

Верхняя

Среднеквадратическое значение, м·с-2

Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ

Среднеквадратическое значение, м·с-2

Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ

1,60

1,4

1,8

0,50

114

0,22

107

2,00

1,8

2,2

0,45

113

0,22

107

2,50

2,2

2,8

0,40

112

0,28

109

3,15

2,8

3,5

0,35

111

0,35

111

4,00

3,5

4,5

0,32

110

0,32

110

5,00

4,5

5,6

0,32

110

0,32

110

6,30

5,6

7,1

0,32

110

0,32

110

8,00

7,1

9,0

0,32

110

0,32

110

10,00

9,0

11,2

0,40

112

0,40

112

12,50

11,2

14,0

0,50

114

0,50

114

16,00

14,0

18,0

0,63

116

0,63

116

20,00

18,0

22,4

0,79

118

0,79

118

25,00

22,4

28,0

1,00

120

1,00

120

31,50

28,0

35,5

1,26

122

1,26

122

40,00

35,5

45,0

1,60

124

1,60

124

50,00

45,0

56,0

2,00

126

2,00

126

63,00

56,0

71,0

2,50

128

2,50

128

80,00

71,0

90,0

3,20

130

3,20

130

100,00

90,0

112,0

4,00

132

4,00

132

125,00

112,0

140,0

5,00

134

5,00

134

160,00

140,0

180,0

6,30

136

6,30

136

 

Таблица 6

 

Допустимые среднеквадратические значения виброускорения

и их логарифмические уровни в третьоктавных полосах частот

в салонах вертолетов (VI группа норм)

 

Среднегеометрическое значение частоты третьоктавной полосы, Гц

Граничная частота третьоктавной полосы, Гц

Допустимое виброускорение

Вертикальная вибрация

Горизонтальная вибрация

Нижняя

Верхняя

Среднеквадратическое значение, м·с-2

Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ

Среднеквадратическое значение, м·с-2

Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ

1,60

1,4

1,8

0,63

116

0,28

109

2,00

1,8

2,2

0,56

115

0,28

109

2,50

2,2

2,8

0,50

114

0,35

111

3,15

2,8

3,5

0,45

113

0,45

113

4,00

3,5

4,5

0,40

112

0,40

112

5,00

4,5

5,6

0,40

112

0,40

112

6,30

5,6

7,1

0,40

112

0,40

112

8,00

7,1

9,0

0,40

112

0,50

114

10,00

9,0

11,2

0,50

114

0,63

116

12,50

11,2

14,0

0,63

116

0,79

118

16,00

14,0

18,0

0,79

118

1,00

120

20,00

18,0

22,4

1,00

120

1,26

122

25,00

22,4

28,0

1,26

122

1,60

124

31,50

28,0

35,5

1,60

124

2,00

126

40,00

35,5

45,0

2,00

126

2,50

128

50,00

45,0

56,0

2,50

128

3,20

130

63,00

56,0

71,0

3,20

130

4,00

132

80,00

71,0

90,0

4,00

132

5,00

134

 

Таблица 7

 

Допустимые среднеквадратические значения виброускорения

и их логарифмические уровни в третьоктавных полосах частот

в кабинах экипажа вертолетов (VII группа норм)

 

Среднегеометрическое значение частоты третьоктавной полосы, Гц

Граничная частота третьоктавной полосы, Гц

Допустимое виброускорение

Вертикальная вибрация

Горизонтальная вибрация

Нижняя

Верхняя

Среднеквадратическое значение, м·с-2

Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ

Среднеквадратическое значение, м·с-2

Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ

1,60

1,4

1,8

0,63

116

0,28

109

2,00

1,8

2,2

0,56

115

0,28

109

2,50

2,2

2,8

0,50

114

0,35

111

3,15

2,8

3,5

0,45

113

0,45

113

4,00

3,5

4,5

0,40

112

0,40

112

5,00

4,5

5,6

0,40

112

0,40

112

6,30

5,6

7,1

0,40

112

0,40

112

8,00

7,1

9,0

0,40

112

0,50

114

10,00

9,0

11,2

0,50

114

0,63

116

12,50

11,2

14,0

0,63

116

0,79

118

16,00

14,0

18,0

0,79

118

1,00

120

20,00

18,0

22,4

1,00

120

1,26

122

25,00

22,4

28,0

1,26

122

1,60

124

31,50

28,0

35,5

1,60

124

2,00

126

40,00

35,5

45,0

2,00

126

2,50

128

50,00

45,0

56,0

2,50

128

3,20

130

63,00

56,0

71,0

3,20

130

4,00

132

80,00

71,0

90,0

4,00

132

5,00

134

 

Примечание - Для группы норм VI и VII в диапазоне третьоктавных полос со среднегеометрической частотой 8,0 - 31,5 Гц разрешается устанавливать допустимые среднеквадратические значения виброускорения и их логарифмические уровни в октавных полосах частот, которые должны соответствовать указанным в таблице 8.

 

Таблица 8

 

Среднегеометрическое значение частоты октавной полосы, Гц

Граничная частота октавной полосы, Гц

Допустимое виброускорение

Вертикальная вибрация

Горизонтальная вибрация

Нижняя

Верхняя

Среднеквадратическое значение, м·с-2

Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ

Среднеквадратическое значение, м·с-2

Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ

8,0

5,6

11,2

0,63

116

0,79

118

16,0

11,2

22,4

1,26

122

1,60

124

31,5

22,4

45,0

2,50

128

3,20

130

 

В группах норм I - IV допускается превышение указанных в таблицах средних квадратических значений виброускорения в 1,41 раза и их уровней на 3 дБ для 10% точек измерений, предусмотренных 6.4.

Допускается превышение указанных в таблицах 6 и 7 среднеквадратических значений амплитуд виброускорений в 1,18 раза для отдельных скоростей полета. Указанное превышение допускается, если среднеарифметические значения результатов измерения, представленные в третьоктавных полосах частот для всех указанных в таблице 9 скоростях полета, не превышают допустимых значений. Указанное превышение должно быть компенсировано соответствующим снижением уровней виброускорения на других скоростях полета в пределах установленного в 6.3 диапазона скоростей таким образом, чтобы среднеарифметическое значение результатов измерений виброускорения в абсолютных единицах (м·с-2) по всем указанным в 6.3 скоростям полета не превышало допустимого значения.

Логарифмический уровень среднеквадратического значения виброускорения взят относительно исходного значения виброускорения 10-6 м·с-2.

TOC