ГОСТ 23718-2014. Межгосударственный стандарт. Самолеты и вертолеты пассажирские и транспортные. Допустимые уровни вибрации в салонах и кабинах экипажа и методы измерения вибрации
3. Допустимые уровни вибрации
3.1 Настоящий стандарт устанавливает семь групп норм допустимых уровней вибрации:
I - в салонах дальних магистральных самолетов;
II - в салонах средних магистральных самолетов;
III - в салонах ближних магистральных самолетов;
IV - в салонах самолетов местных воздушных линий;
V - в кабинах экипажа самолетов;
VI - в салонах вертолетов;
VII - в кабинах экипажа вертолетов.
Принадлежность самолета к дальним, средним, ближним магистральным или к самолетам местных воздушных линий определяют техническим заданием на разработку самолета.
3.2 Допустимые среднеквадратические значения виброускорения и их логарифмические уровни в третьоктавных полосах частот должны соответствовать указанным в таблицах 1 - 8, а также приведенному в приложении А порядку пересчета уровней виброускорения.
Таблица 1
Допустимые среднеквадратические значения виброускорения
и их логарифмические уровни в третьоктавных полосах частот
в салонах дальних магистральных самолетов (I группа норм)
Среднегеометрическое значение частоты третьоктавной полосы, Гц | Граничная частота третьоктавной полосы, Гц | Допустимое виброускорение | ||||
Нижняя | Верхняя | Вертикальная вибрация | Горизонтальная вибрация | |||
Среднеквадратическое значение, м·с-2 | Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ | Среднеквадратическое значение, м·с-2 | Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ | |||
1,60 | 1,4 | 1,8 | 0,16 | 104 | 0,07 | 97 |
2,00 | 1,8 | 2,2 | 0,14 | 103 | 0,07 | 97 |
2,50 | 2,2 | 2,8 | 0,13 | 102 | 0,09 | 99 |
3,15 | 2,8 | 3,5 | 0,11 | 101 | 0,11 | 101 |
4,00 | 3,5 | 4,5 | 0,10 | 100 | 0,10 | 100 |
5,00 | 4,5 | 5,6 | 0,10 | 100 | 0,10 | 100 |
6,30 | 5,6 | 7,1 | 0,10 | 100 | 0,10 | 100 |
8,00 | 7,1 | 9,0 | 0,10 | 100 | 0,10 | 100 |
10,00 | 9,0 | 11,2 | 0,13 | 102 | 0,13 | 102 |
12,50 | 11,2 | 14,0 | 0,16 | 104 | 0,16 | 104 |
16,00 | 14,0 | 18,0 | 0,20 | 106 | 0,20 | 106 |
20,00 | 18,0 | 22,4 | 0,25 | 108 | 0,25 | 108 |
25,00 | 22,4 | 28,0 | 0,32 | 110 | 0,32 | 110 |
31,50 | 28,0 | 35,5 | 0,40 | 112 | 0,40 | 112 |
40,00 | 35,5 | 45,0 | 0,50 | 114 | 0,50 | 114 |
50,00 | 45,0 | 56,0 | 0,63 | 116 | 0,63 | 116 |
63,00 | 56,0 | 71,0 | 0,79 | 118 | 0,79 | 118 |
80,00 | 71,0 | 90,0 | 1,00 | 120 | 1,00 | 120 |
100,00 | 90,0 | 112,0 | 1,30 | 122 | 1,30 | 122 |
125,00 | 112,0 | 140,0 | 1,60 | 124 | 1,60 | 124 |
160,00 | 140,0 | 180,0 | 2,00 | 126 | 2,00 | 126 |
Таблица 2
Допустимые среднеквадратические значения виброускорения
и их логарифмические уровни в третьоктавных полосах частот
в салонах средних магистральных самолетов (II группа норм)
Среднегеометрическое значение частоты третьоктавной полосы, Гц | Граничная частота третьоктавной полосы, Гц | Допустимое виброускорение | ||||
Вертикальная вибрация | Горизонтальная вибрация | |||||
Нижняя | Верхняя | Среднеквадратическое значение, м·с-2 | Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ | Среднеквадратическое значение, м·с-2 | Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ | |
1,60 | 1,4 | 1,8 | 0,25 | 108 | 0,11 | 101 |
2,00 | 1,8 | 2,2 | 0,22 | 107 | 0,11 | 101 |
2,50 | 2,2 | 2,8 | 0,20 | 106 | 0,14 | 103 |
3,15 | 2,8 | 3,5 | 0,18 | 105 | 0,18 | 105 |
4,00 | 3,5 | 4,5 | 0,16 | 104 | 0,16 | 104 |
5,00 | 4,5 | 5,6 | 0,16 | 104 | 0,16 | 104 |
6,30 | 5,6 | 7,1 | 0,16 | 104 | 0,16 | 104 |
8,00 | 7,1 | 9,0 | 0,16 | 104 | 0,16 | 104 |
10,00 | 9,0 | 11,2 | 0,20 | 106 | 0,20 | 106 |
12,50 | 11,2 | 14,0 | 0,25 | 108 | 0,25 | 108 |
16,00 | 14,0 | 18,0 | 0,32 | 110 | 0,32 | 110 |
20,00 | 18,0 | 22,4 | 0,40 | 112 | 0,40 | 112 |
25,00 | 22,4 | 28,0 | 0,50 | 114 | 0,50 | 114 |
31,50 | 28,0 | 35,5 | 0,63 | 116 | 0,63 | 116 |
40,00 | 35,5 | 45,0 | 0,79 | 118 | 0,79 | 118 |
50,00 | 45,0 | 56,0 | 1,00 | 120 | 1,00 | 120 |
63,00 | 56,0 | 71,0 | 1,30 | 122 | 1,30 | 122 |
80,00 | 71,0 | 90,0 | 1,60 | 124 | 1,60 | 124 |
100,00 | 90,0 | 112,0 | 2,00 | 126 | 2,00 | 126 |
125,00 | 112,0 | 140,0 | 2,50 | 128 | 2,50 | 128 |
160,00 | 140,0 | 180,0 | 3,20 | 130 | 3,20 | 130 |
Таблица 3
Допустимые среднеквадратические значения виброускорения
и их логарифмические уровни в третьоктавных полосах частот
в салонах ближних магистральных самолетов (III группа норм)
Среднегеометрическое значение частоты третьоктавной полосы, Гц | Граничная частота третьоктавной полосы, Гц | Допустимое виброускорение | ||||
Вертикальная вибрация | Горизонтальная вибрация | |||||
Нижняя | Верхняя | Среднеквадратическое значение, м·с-2 | Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ | Среднеквадратическое значение, м·с-2 | Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ | |
1,60 | 1,4 | 1,8 | 0,40 | 112 | 0,18 | 105 |
2,00 | 1,8 | 2,2 | 0,35 | 111 | 0,18 | 105 |
2,50 | 2,2 | 2,8 | 0,32 | 110 | 0,22 | 107 |
3,15 | 2,8 | 3,5 | 0,28 | 109 | 0,28 | 109 |
4,00 | 3,5 | 4,5 | 0,25 | 108 | 0,25 | 108 |
5,00 | 4,5 | 5,6 | 0,25 | 108 | 0,25 | 108 |
6,30 | 5,6 | 7,1 | 0,25 | 108 | 0,25 | 108 |
8,00 | 7,1 | 9,0 | 0,25 | 108 | 0,25 | 108 |
10,00 | 9,0 | 11,2 | 0,32 | 110 | 0,32 | 110 |
12,50 | 11,2 | 14,0 | 0,40 | 112 | 0,40 | 112 |
16,00 | 14,0 | 18,0 | 0,50 | 114 | 0,50 | 114 |
20,00 | 18,0 | 22,4 | 0,63 | 116 | 0,63 | 116 |
25,00 | 22,4 | 28,0 | 0,79 | 118 | 0,79 | 118 |
31,50 | 28,0 | 35,5 | 1,00 | 120 | 1,00 | 120 |
40,00 | 35,5 | 45,0 | 1,30 | 122 | 1,30 | 122 |
50,00 | 45,0 | 56,0 | 1,60 | 124 | 1,60 | 124 |
63,00 | 56,0 | 71,0 | 2,00 | 126 | 2,00 | 126 |
80,00 | 71,0 | 90,0 | 2,50 | 128 | 2,50 | 128 |
100,00 | 90,0 | 112,0 | 3,20 | 130 | 3,20 | 130 |
125,00 | 112,0 | 140,0 | 4,00 | 132 | 4,00 | 132 |
160,00 | 140,0 | 180,0 | 5,00 | 134 | 5,00 | 134 |
Таблица 4
Допустимые среднеквадратические значения виброускорения
и их логарифмические уровни в третьоктавных полосах частот
в салонах самолетов местных воздушных линий (IV группа норм)
Среднегеометрическое значение частоты третьоктавной полосы, Гц | Граничная частота третьоктавной полосы, Гц | Допустимое виброускорение | ||||
Вертикальная вибрация | Горизонтальная вибрация | |||||
Нижняя | Верхняя | Среднеквадратическое значение, м·с-2 | Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ | Среднеквадратическое значение, м·с-2 | Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ | |
1,60 | 1,4 | 1,8 | 0,63 | 116 | 0,28 | 109 |
2,00 | 1,8 | 2,2 | 0,56 | 115 | 0,28 | 109 |
2,50 | 2,2 | 2,8 | 0,50 | 114 | 0,35 | 111 |
3,15 | 2,8 | 3,5 | 0,45 | 113 | 0,45 | 113 |
4,00 | 3,5 | 4,5 | 0,40 | 112 | 0,40 | 112 |
5,00 | 4,5 | 5,6 | 0,40 | 112 | 0,40 | 112 |
6,30 | 5,6 | 7,1 | 0,40 | 112 | 0,40 | 112 |
8,00 | 7,1 | 9,0 | 0,40 | 112 | 0,40 | 112 |
10,00 | 9,0 | 11,2 | 0,50 | 114 | 0,50 | 114 |
12,50 | 11,2 | 14,0 | 0,63 | 116 | 0,63 | 116 |
16,00 | 14,0 | 18,0 | 0,79 | 118 | 0,79 | 118 |
20,00 | 18,0 | 22,4 | 1,00 | 120 | 1,00 | 120 |
25,00 | 22,4 | 28,0 | 1,26 | 122 | 1,26 | 122 |
31,50 | 28,0 | 35,5 | 1,60 | 124 | 1,60 | 124 |
40,00 | 35,5 | 45,0 | 2,00 | 126 | 2,00 | 126 |
50,00 | 45,0 | 56,0 | 2,50 | 128 | 2,50 | 128 |
63,00 | 56,0 | 71,0 | 3,20 | 130 | 3,20 | 130 |
80,00 | 71,0 | 90,0 | 4,00 | 132 | 4,00 | 132 |
100,00 | 90,0 | 112,0 | 5,00 | 134 | 5,00 | 134 |
125,00 | 112,0 | 140,0 | 6,30 | 136 | 6,30 | 136 |
160,00 | 140,0 | 180,0 | 7,90 | 138 | 7,90 | 138 |
Таблица 5
Допустимые среднеквадратические значения виброускорения
и их логарифмические уровни в третьоктавных полосах частот
в кабинах экипажа самолетов (V группа норм)
Среднегеометрическое значение частоты третьоктавной полосы, Гц | Граничная частота третьоктавной полосы, Гц | Допустимое виброускорение | ||||
Вертикальная вибрация | Горизонтальная вибрация | |||||
Нижняя | Верхняя | Среднеквадратическое значение, м·с-2 | Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ | Среднеквадратическое значение, м·с-2 | Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ | |
1,60 | 1,4 | 1,8 | 0,50 | 114 | 0,22 | 107 |
2,00 | 1,8 | 2,2 | 0,45 | 113 | 0,22 | 107 |
2,50 | 2,2 | 2,8 | 0,40 | 112 | 0,28 | 109 |
3,15 | 2,8 | 3,5 | 0,35 | 111 | 0,35 | 111 |
4,00 | 3,5 | 4,5 | 0,32 | 110 | 0,32 | 110 |
5,00 | 4,5 | 5,6 | 0,32 | 110 | 0,32 | 110 |
6,30 | 5,6 | 7,1 | 0,32 | 110 | 0,32 | 110 |
8,00 | 7,1 | 9,0 | 0,32 | 110 | 0,32 | 110 |
10,00 | 9,0 | 11,2 | 0,40 | 112 | 0,40 | 112 |
12,50 | 11,2 | 14,0 | 0,50 | 114 | 0,50 | 114 |
16,00 | 14,0 | 18,0 | 0,63 | 116 | 0,63 | 116 |
20,00 | 18,0 | 22,4 | 0,79 | 118 | 0,79 | 118 |
25,00 | 22,4 | 28,0 | 1,00 | 120 | 1,00 | 120 |
31,50 | 28,0 | 35,5 | 1,26 | 122 | 1,26 | 122 |
40,00 | 35,5 | 45,0 | 1,60 | 124 | 1,60 | 124 |
50,00 | 45,0 | 56,0 | 2,00 | 126 | 2,00 | 126 |
63,00 | 56,0 | 71,0 | 2,50 | 128 | 2,50 | 128 |
80,00 | 71,0 | 90,0 | 3,20 | 130 | 3,20 | 130 |
100,00 | 90,0 | 112,0 | 4,00 | 132 | 4,00 | 132 |
125,00 | 112,0 | 140,0 | 5,00 | 134 | 5,00 | 134 |
160,00 | 140,0 | 180,0 | 6,30 | 136 | 6,30 | 136 |
Таблица 6
Допустимые среднеквадратические значения виброускорения
и их логарифмические уровни в третьоктавных полосах частот
в салонах вертолетов (VI группа норм)
Среднегеометрическое значение частоты третьоктавной полосы, Гц | Граничная частота третьоктавной полосы, Гц | Допустимое виброускорение | ||||
Вертикальная вибрация | Горизонтальная вибрация | |||||
Нижняя | Верхняя | Среднеквадратическое значение, м·с-2 | Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ | Среднеквадратическое значение, м·с-2 | Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ | |
1,60 | 1,4 | 1,8 | 0,63 | 116 | 0,28 | 109 |
2,00 | 1,8 | 2,2 | 0,56 | 115 | 0,28 | 109 |
2,50 | 2,2 | 2,8 | 0,50 | 114 | 0,35 | 111 |
3,15 | 2,8 | 3,5 | 0,45 | 113 | 0,45 | 113 |
4,00 | 3,5 | 4,5 | 0,40 | 112 | 0,40 | 112 |
5,00 | 4,5 | 5,6 | 0,40 | 112 | 0,40 | 112 |
6,30 | 5,6 | 7,1 | 0,40 | 112 | 0,40 | 112 |
8,00 | 7,1 | 9,0 | 0,40 | 112 | 0,50 | 114 |
10,00 | 9,0 | 11,2 | 0,50 | 114 | 0,63 | 116 |
12,50 | 11,2 | 14,0 | 0,63 | 116 | 0,79 | 118 |
16,00 | 14,0 | 18,0 | 0,79 | 118 | 1,00 | 120 |
20,00 | 18,0 | 22,4 | 1,00 | 120 | 1,26 | 122 |
25,00 | 22,4 | 28,0 | 1,26 | 122 | 1,60 | 124 |
31,50 | 28,0 | 35,5 | 1,60 | 124 | 2,00 | 126 |
40,00 | 35,5 | 45,0 | 2,00 | 126 | 2,50 | 128 |
50,00 | 45,0 | 56,0 | 2,50 | 128 | 3,20 | 130 |
63,00 | 56,0 | 71,0 | 3,20 | 130 | 4,00 | 132 |
80,00 | 71,0 | 90,0 | 4,00 | 132 | 5,00 | 134 |
Таблица 7
Допустимые среднеквадратические значения виброускорения
и их логарифмические уровни в третьоктавных полосах частот
в кабинах экипажа вертолетов (VII группа норм)
Среднегеометрическое значение частоты третьоктавной полосы, Гц | Граничная частота третьоктавной полосы, Гц | Допустимое виброускорение | ||||
Вертикальная вибрация | Горизонтальная вибрация | |||||
Нижняя | Верхняя | Среднеквадратическое значение, м·с-2 | Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ | Среднеквадратическое значение, м·с-2 | Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ | |
1,60 | 1,4 | 1,8 | 0,63 | 116 | 0,28 | 109 |
2,00 | 1,8 | 2,2 | 0,56 | 115 | 0,28 | 109 |
2,50 | 2,2 | 2,8 | 0,50 | 114 | 0,35 | 111 |
3,15 | 2,8 | 3,5 | 0,45 | 113 | 0,45 | 113 |
4,00 | 3,5 | 4,5 | 0,40 | 112 | 0,40 | 112 |
5,00 | 4,5 | 5,6 | 0,40 | 112 | 0,40 | 112 |
6,30 | 5,6 | 7,1 | 0,40 | 112 | 0,40 | 112 |
8,00 | 7,1 | 9,0 | 0,40 | 112 | 0,50 | 114 |
10,00 | 9,0 | 11,2 | 0,50 | 114 | 0,63 | 116 |
12,50 | 11,2 | 14,0 | 0,63 | 116 | 0,79 | 118 |
16,00 | 14,0 | 18,0 | 0,79 | 118 | 1,00 | 120 |
20,00 | 18,0 | 22,4 | 1,00 | 120 | 1,26 | 122 |
25,00 | 22,4 | 28,0 | 1,26 | 122 | 1,60 | 124 |
31,50 | 28,0 | 35,5 | 1,60 | 124 | 2,00 | 126 |
40,00 | 35,5 | 45,0 | 2,00 | 126 | 2,50 | 128 |
50,00 | 45,0 | 56,0 | 2,50 | 128 | 3,20 | 130 |
63,00 | 56,0 | 71,0 | 3,20 | 130 | 4,00 | 132 |
80,00 | 71,0 | 90,0 | 4,00 | 132 | 5,00 | 134 |
Примечание - Для группы норм VI и VII в диапазоне третьоктавных полос со среднегеометрической частотой 8,0 - 31,5 Гц разрешается устанавливать допустимые среднеквадратические значения виброускорения и их логарифмические уровни в октавных полосах частот, которые должны соответствовать указанным в таблице 8.
Таблица 8
Среднегеометрическое значение частоты октавной полосы, Гц | Граничная частота октавной полосы, Гц | Допустимое виброускорение | ||||
Вертикальная вибрация | Горизонтальная вибрация | |||||
Нижняя | Верхняя | Среднеквадратическое значение, м·с-2 | Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ | Среднеквадратическое значение, м·с-2 | Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ | |
8,0 | 5,6 | 11,2 | 0,63 | 116 | 0,79 | 118 |
16,0 | 11,2 | 22,4 | 1,26 | 122 | 1,60 | 124 |
31,5 | 22,4 | 45,0 | 2,50 | 128 | 3,20 | 130 |
В группах норм I - IV допускается превышение указанных в таблицах средних квадратических значений виброускорения в 1,41 раза и их уровней на 3 дБ для 10% точек измерений, предусмотренных 6.4.
Допускается превышение указанных в таблицах 6 и 7 среднеквадратических значений амплитуд виброускорений в 1,18 раза для отдельных скоростей полета. Указанное превышение допускается, если среднеарифметические значения результатов измерения, представленные в третьоктавных полосах частот для всех указанных в таблице 9 скоростях полета, не превышают допустимых значений. Указанное превышение должно быть компенсировано соответствующим снижением уровней виброускорения на других скоростях полета в пределах установленного в 6.3 диапазона скоростей таким образом, чтобы среднеарифметическое значение результатов измерений виброускорения в абсолютных единицах (м·с-2) по всем указанным в 6.3 скоростям полета не превышало допустимого значения.
Логарифмический уровень среднеквадратического значения виброускорения взят относительно исходного значения виброускорения 10-6 м·с-2.