БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 22.3.09-2014/ИСО 22320:2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент чрезвычайных ситуаций. Требования к реагированию на инциденты

4.2. Система командования и управления

4.2.1 Общие положения

Главная задача системы командования и управления состоит в том, чтобы обеспечить организации возможность осуществлять эффективное реагирование на инциденты как самостоятельно, так и совместно со всеми другими привлеченными сторонами, чтобы поддерживать все меры по спасению жизни людей и ограничению негативных последствий.

Для реагирования на инцидент организация должна создать систему командования и управления, соответствующую применимым законодательным и нормативным актам, а также требованиям данного международного стандарта.

Наряду с созданием системы командования и управления, организация должна как можно скорее определить командные цепочки как внутри самой организации, так в отношениях с другими организациями, ответственными за реагирование на инцидент, а также привлеченными сторонами (например, назначение руководителя работ по ликвидации инцидента) по следующим направлениям:

a) единое понимание общей цели;

b) единая оперативная картина;

c) отношения с другими организациями, которые не входят в командную цепочку;

d) назначение лиц, наделенных соответствующими делегированными полномочиями, ответственными за руководство.

Все эти вопросы должны учитываться при планировании и проведении учений.

Система командования и управления должна быть:

- масштабируемой в зависимости от типа инцидента и организаций, участвующих в реагировании;

- адаптируемой для любого типа инцидентов;

- позволяющей объединять усилия различных экстренных служб и привлеченных сторон;

- легко приспосабливаемой к развитию инцидента и результатам принятых мер реагирования.

Чтобы система командования и управления могла выполнять эти задачи, она должна включать в себя:

- структуру командования и управления;

- процесс командования и управления;

- необходимые ресурсы для введения в действие организационной структуры и процесса командования и управления.

Организационная структура и процессы системы командования и управления должны быть определены в соответствующих документах.

Примечание - Количество, должности и должностные обязанности лиц, участвующих в организации командования и управления, могут различаться в зависимости от масштабов инцидента.

 

4.2.2 Должности и должностные обязанности

Одна из должностей в организации - руководитель работ по ликвидации инцидента. На него возлагается общая ответственность за командование и управление в рамках данной организации. В обязанности руководителя работ по ликвидации инцидента входит следующее:

- инициирование и координация всех мер реагирования на инцидент, а также ответственность за эти меры;

- создание организационной структуры;

- рассмотрение процессов начала, развития и прекращения действий;

- определение и выполнение юридических и иных обязательств.

Структура командования и управления должна быть организована таким образом, чтобы руководитель работ по ликвидации инцидента мог делегировать полномочия.

4.2.3 Структура командования и управления

Структура командования и управления подразделяется на различные уровни (например, тактический, оперативный, стратегический и нормативный уровни), где принимаются решения разного типа и в разные сроки. См. пример в таблице A.1.

4.2.4 Уровни реагирования на инцидент

В соответствии с заранее заданной структурой стратегического и тактического командования организация должна установить шкалу для оценки степени тяжести инцидентов. Это необходимо для того, чтобы в возможно кратчайшие сроки обеспечить соответствующий уровень командования и управления. Пример приведен в таблице A.2.

4.2.5 Процесс командования и управления

Организация должна разработать процесс командования и управления, который является непрерывным и включает следующие виды деятельности:

- наблюдение;

- сбор, обработку и обмен информацией;

- оценку обстановки, включая прогноз;

- планирование;

- принятие решений и доведение принятых решений;

- выполнение решений;

- получение обратной связи и меры реагирования.

Процесс командования и управления не должен сводиться лишь к деятельности руководителя работ по ликвидации инцидента, а должен охватывать всех лиц, входящих в группу командования при инциденте, на всех уровнях ответственности.

Пример процесса командования и управления при инциденте, затрагивающем организацию(и) с единой иерархией командования, представлен на рисунке 1.

Примечание - Принципы командования и управления, координации и сотрудничества применимы ко всем организациям - как с моно-, так и с полииерархической структурой. Принципы координации и сотрудничества особенно важны для командования и управления полииерархических структур.

 

ГОСТ Р 22.3.09-2014/ИСО 22320:2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент чрезвычайных ситуаций. Требования к реагированию на инциденты

 

--------------------------------

<*> С ограниченной потребностью в координации действий вне организации.

 

Рисунок 1 - Пример процесса командования и управления

в моноиерархической организации с ограниченной

потребностью в координации

 

Ключевые роли и обязанности в рамках процесса командования и управления должны соответствовать масштабам инцидента и включать, по меньшей мере, следующие функции:

a) управление кадрами, административная деятельность и управление финансами;

b) обеспечение ситуационной осведомленности и прогнозирования;

c) оперативная деятельность (планирование, принятие решений, регистрация и выполнение);

d) логистика;

e) связь со средствами массовой информации;

f) обеспечение связи и передачи информации;

g) обеспечение связи и взаимодействия (например, между реагирующими организациями и неправительственными организациями);

h) предупреждение и оповещение (т.е. информирование населения);

i) обеспечение безопасности (например, обеспечение охраны труда и безопасности персонала на месте выполнения работ).

4.2.6 Принятие решений

Процесс принятия решений должен быть настолько понятным и прозрачным, насколько это возможно. В необходимых случаях информация о принятых решениях должна распространяться внутри самой организации, доводиться до других организаций, участвующих в реагировании, а также до населения.

4.2.7 Силы и средства командования и управления

Организация должна обеспечить соответствующие помещения и технические средства для принятия решений и использования оборудования, а также наладить обеспечение необходимыми силами и средствами. Для этого может потребоваться создание командного пункта.

Командный пункт, из которого ведется командование и управление, может быть мобильным или стационарным. При необходимости могут создаваться подчиненные командные пункты на месте инцидента или за пределами зоны инцидента.

TOC