ГОСТ Р 22.3.09-2014/ИСО 22320:2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент чрезвычайных ситуаций. Требования к реагированию на инциденты
4.2. Система командования и управления
4.2.1 Общие положения
Главная задача системы командования и управления состоит в том, чтобы обеспечить организации возможность осуществлять эффективное реагирование на инциденты как самостоятельно, так и совместно со всеми другими привлеченными сторонами, чтобы поддерживать все меры по спасению жизни людей и ограничению негативных последствий.
Для реагирования на инцидент организация должна создать систему командования и управления, соответствующую применимым законодательным и нормативным актам, а также требованиям данного международного стандарта.
Наряду с созданием системы командования и управления, организация должна как можно скорее определить командные цепочки как внутри самой организации, так в отношениях с другими организациями, ответственными за реагирование на инцидент, а также привлеченными сторонами (например, назначение руководителя работ по ликвидации инцидента) по следующим направлениям:
a) единое понимание общей цели;
b) единая оперативная картина;
c) отношения с другими организациями, которые не входят в командную цепочку;
d) назначение лиц, наделенных соответствующими делегированными полномочиями, ответственными за руководство.
Все эти вопросы должны учитываться при планировании и проведении учений.
Система командования и управления должна быть:
- масштабируемой в зависимости от типа инцидента и организаций, участвующих в реагировании;
- адаптируемой для любого типа инцидентов;
- позволяющей объединять усилия различных экстренных служб и привлеченных сторон;
- легко приспосабливаемой к развитию инцидента и результатам принятых мер реагирования.
Чтобы система командования и управления могла выполнять эти задачи, она должна включать в себя:
- структуру командования и управления;
- процесс командования и управления;
- необходимые ресурсы для введения в действие организационной структуры и процесса командования и управления.
Организационная структура и процессы системы командования и управления должны быть определены в соответствующих документах.
Примечание - Количество, должности и должностные обязанности лиц, участвующих в организации командования и управления, могут различаться в зависимости от масштабов инцидента.
4.2.2 Должности и должностные обязанности
Одна из должностей в организации - руководитель работ по ликвидации инцидента. На него возлагается общая ответственность за командование и управление в рамках данной организации. В обязанности руководителя работ по ликвидации инцидента входит следующее:
- инициирование и координация всех мер реагирования на инцидент, а также ответственность за эти меры;
- создание организационной структуры;
- рассмотрение процессов начала, развития и прекращения действий;
- определение и выполнение юридических и иных обязательств.
Структура командования и управления должна быть организована таким образом, чтобы руководитель работ по ликвидации инцидента мог делегировать полномочия.
4.2.3 Структура командования и управления
Структура командования и управления подразделяется на различные уровни (например, тактический, оперативный, стратегический и нормативный уровни), где принимаются решения разного типа и в разные сроки. См. пример в таблице A.1.
4.2.4 Уровни реагирования на инцидент
В соответствии с заранее заданной структурой стратегического и тактического командования организация должна установить шкалу для оценки степени тяжести инцидентов. Это необходимо для того, чтобы в возможно кратчайшие сроки обеспечить соответствующий уровень командования и управления. Пример приведен в таблице A.2.
4.2.5 Процесс командования и управления
Организация должна разработать процесс командования и управления, который является непрерывным и включает следующие виды деятельности:
- наблюдение;
- сбор, обработку и обмен информацией;
- оценку обстановки, включая прогноз;
- планирование;
- принятие решений и доведение принятых решений;
- выполнение решений;
- получение обратной связи и меры реагирования.
Процесс командования и управления не должен сводиться лишь к деятельности руководителя работ по ликвидации инцидента, а должен охватывать всех лиц, входящих в группу командования при инциденте, на всех уровнях ответственности.
Пример процесса командования и управления при инциденте, затрагивающем организацию(и) с единой иерархией командования, представлен на рисунке 1.
Примечание - Принципы командования и управления, координации и сотрудничества применимы ко всем организациям - как с моно-, так и с полииерархической структурой. Принципы координации и сотрудничества особенно важны для командования и управления полииерархических структур.
--------------------------------
<*> С ограниченной потребностью в координации действий вне организации.
Рисунок 1 - Пример процесса командования и управления
в моноиерархической организации с ограниченной
потребностью в координации
Ключевые роли и обязанности в рамках процесса командования и управления должны соответствовать масштабам инцидента и включать, по меньшей мере, следующие функции:
a) управление кадрами, административная деятельность и управление финансами;
b) обеспечение ситуационной осведомленности и прогнозирования;
c) оперативная деятельность (планирование, принятие решений, регистрация и выполнение);
d) логистика;
e) связь со средствами массовой информации;
f) обеспечение связи и передачи информации;
g) обеспечение связи и взаимодействия (например, между реагирующими организациями и неправительственными организациями);
h) предупреждение и оповещение (т.е. информирование населения);
i) обеспечение безопасности (например, обеспечение охраны труда и безопасности персонала на месте выполнения работ).
4.2.6 Принятие решений
Процесс принятия решений должен быть настолько понятным и прозрачным, насколько это возможно. В необходимых случаях информация о принятых решениях должна распространяться внутри самой организации, доводиться до других организаций, участвующих в реагировании, а также до населения.
4.2.7 Силы и средства командования и управления
Организация должна обеспечить соответствующие помещения и технические средства для принятия решений и использования оборудования, а также наладить обеспечение необходимыми силами и средствами. Для этого может потребоваться создание командного пункта.
Командный пункт, из которого ведется командование и управление, может быть мобильным или стационарным. При необходимости могут создаваться подчиненные командные пункты на месте инцидента или за пределами зоны инцидента.