ГОСТ Р 22.3.09-2014/ИСО 22320:2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент чрезвычайных ситуаций. Требования к реагированию на инциденты
Приложение B
(обязательное)
ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЕРАТИВНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
B.1 Общие положения
В данном приложении приведены пояснения и требования в дополнение к указанным в 5.3.
B.2 Качество
Качество выдаваемой информации имеет первостепенное значение для успеха операций по реагированию и успешного принятия правильных решений руководителем работ по ликвидации инцидента. Для соответствия самым высоким стандартам качества оперативная информация должна обладать следующими качествами.
a) Упреждающий характер
Оперативная информация должна заблаговременно удовлетворять информационные потребности руководителя работ по ликвидации инцидента, чтобы служить основой для оперативного планирования и принятия решений. Для упреждения потребностей необходимо, чтобы персонал установил и четко понимал текущие и потенциальные задачи командования и существенные аспекты оперативной обстановки;
b) Своевременность
Оперативная информация должна быть доступна в тот момент, когда она необходима руководителю работ по ликвидации инцидента. Своевременная оперативная информация позволяет руководителю предвидеть развитие событий на месте действий. Это, в свою очередь, позволяет руководителю выбирать время операций таким образом, чтобы обеспечить максимальную эффективность и не быть застигнутым врасплох;
c) Точность
Оперативная информация должна быть точной, передавать правильное восприятие фактов в реальной ситуации и позволять наилучшим образом оценить ситуацию на основе тщательного анализа всей имеющейся информации. Точность выдаваемой оперативной информации можно повысить путем придания пропорционально большего веса информации, поступившей из наиболее надежных источников. Надежность источника должна оцениваться с помощью механизма обратной связи;
d) Удобство в использовании
Оперативную информацию готовят специально, исходя из конкретных потребностей руководителя работ по ликвидации инцидента, и предоставляют в формах, пригодных для непосредственного восприятия. Руководитель работ по ликвидации инцидента должен быть способен быстро применить оперативную информацию для решения стоящей перед ним задачи. Чтобы обеспечить полезную оперативную информацию, те, кто ее готовит, должны понимать, при каких обстоятельствах используется предоставляемая ими информация;
e) Полнота
В оперативной информации должны содержаться как можно более полные ответы на вопросы руководителя работ по ликвидации инцидента. Также должно указываться то, что остается неизвестным;
f) Релевантность
Оперативная информация должна иметь отношение к планированию и выполнению рассматриваемой операции. Она помогает руководителю работ по ликвидации инцидента в выполнении стоящей перед ним задачи. Оперативная информация должна помогать руководителю работ лучше понимать ситуацию, не перегружая его сведениями, не имеющими существенного значения для решения текущей задачи.
Примечание 1 - Руководители работ по ликвидации инцидента должны информировать сотрудников оперативного информационного центра о целях и стратегии реагирования. Требования должны обновляться и уточняться по мере развития ситуации;
g) Объективность
Оперативная информация должна быть объективной, неискаженной и свободной от предвзятых суждений;
h) Доступность
Руководитель работ по ликвидации инцидента должен иметь свободный доступ к оперативной информации. Доступность определяется не только своевременностью и применимостью, но и категорией секретности, совместимостью информационных систем и надежностью связи.
Примечание 2 - Для оперативной информации устанавливают по возможности наиболее низкий уровень секретности, чтобы свести к минимуму ограничения по ее передаче и тем самым обеспечить максимальную доступность.
B.3 Охват
Оперативная информация должна обеспечивать всестороннее понимание сложившейся ситуации. Важно признать существующие проблемы, чтобы можно было четко сформулировать значимые достижимые задачи и пути их решения, определить, спланировать и выполнить действия, которые помогут успешному проведению операций по реагированию.
B.4 Синхронизация
Оперативная информация должна быть согласована с планами и действиями по реагированию для того, чтобы своевременно давать ответы на поставленные вопросы и тем самым влиять на принятие решений, для поддержки которых она предназначена. Планирование и управление, сбор, обработка и использование, анализ и производство, а также распространение оперативной информации должны осуществляться с достаточным упреждением, чтобы обеспечить возможность интеграции конечной информации в процесс принятия решений и их исполнение.
Во избежание запаздывания оперативной информации, что является частой ошибкой при попытке синхронизации оперативной информации с деятельностью и планами, следует предусмотреть достаточный запас времени для производства оперативной информации для поддержки принятия решений.
B.5 Достоверность
Для обеспечения целостности информации необходимо придерживаться фактов, а также правдиво их интерпретировать и представлять. Методология, подготовка и использование оперативной информации не должны быть объектом манипулирования с целью обеспечения соответствия желаемому результату, позиции учреждения, предвзятому мнению о ситуации или заранее определенной цели, действиям или способу действий.
B.6 Координация и сотрудничество
Координация и сотрудничество ведет к общей заинтересованности в достижении заданных целей. Такое объединение усилий необходимо для эффективного оперативного информационного процесса, сокращения ненужной избыточности и дублирования при сборе и выпуске оперативной информации.
B.7 Приоритизация
Установление приоритетов для сбора и анализа информации является крайне важным аспектом планирования. Приоритизация дает механизм для удовлетворения требований и эффективного управления рисками путем определения наиболее важных задач и применения имеющихся ресурсов для решения этих задач.
Потребители оперативной информации (например, руководители работ по ликвидации инцидента или лица, принимающие решения) должны устанавливать приоритеты путем определения потребностей в оперативной информации и относительной важности этих потребностей.
B.8 Прогноз
Оперативная информация также дает прогноз возможного развития ситуации. Если прогноз делается на основе информации, содержащей неточные или неопределенные сведения, то работники оперативной информационной службы обязаны сообщить об этом недостатке руководителю работ по ликвидации инцидента.
B.9 Гибкость
Структуры, методики, базы данных, конечные продукты и кадровое обеспечение оперативного информационного процесса должны быть достаточно гибкими и адаптируемыми к меняющейся ситуации, потребностям, приоритетам и возможностям.
Ключом к достижению гибкости является предварительная подготовка к любой неожиданности. Для сохранения гибкости в таких условиях требуется значительная осведомленность и дальновидность.
B.10 Взаимодействие
Оперативная информация несовершенна по своей природе (то есть все знать невозможно, анализ является уязвимым для дезинформации, а информация допускает различные толкования). Наилучшим способом для того, чтобы избежать этих проблем и достичь более высокой достоверности, является привлечение сторонних аналитиков и экспертов, особенно из внешних организаций, для консультаций и экспертной оценки.
B.11 Обобщение
Обобщение представляет собой процесс сбора и изучения всех видов информации из всех доступных источников для получения максимально полной оценки возможной ситуации.
