ГОСТ Р 22.3.09-2014/ИСО 22320:2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент чрезвычайных ситуаций. Требования к реагированию на инциденты
6.3. Координация
6.3.1 Общие положения
Организация должна оценить потребность в координации своих действий с действиями соответствующих исполнителей и сторон и наладить необходимое сотрудничество в рамках обеспечения готовности к инцидентам. Координация должна базироваться на установленных рисках и последствиях возможных сценариев инцидентов для организации. Координация должна быть направлена на оказание помощи при инциденте с соблюдением принципов гуманности, нейтралитета и беспристрастности.
Организация должна наладить активные рабочие отношения с соответствующими субъектами и сторонами для того, чтобы:
- обмениваться информацией;
- участвовать в процессе планирования и принятия решений;
- выполнять принятые решения по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- выполнять этот процесс столько, сколько потребуется.
При необходимости должен осуществляться обмен специалистами.
На рисунке 3 представлен процесс командования и управления полииерархической структурой с повышенной значимостью координации.
Рисунок 3 - Циклограмма процесса командования и управления
полииерархической структурой с повышенным
значением координации
6.3.2 Процесс координации
Организация должна разработать полииерархический процесс командования и управления для достижения наилучшей координации между вовлеченными организациями. Этот процесс должен обеспечивать соблюдение существующих соглашений о сотрудничестве. Организации должны провести оценку и, насколько это необходимо и возможно, обеспечить возможность другим организациям участвовать в принятии решений, которые могут затрагивать их интересы.
Каждая организация обязана информировать другие организации о принятых решениях, которые могут их затрагивать. Полииерархический процесс командования и управления должен включать в себя следующее:
a) Ранняя координация на месте
Сотрудники экстренных служб, первыми прибывшие на место, осуществляют первичную координацию действий, исходя из имеющихся кадровых возможностей и опыта. Раннее реагирование на инцидент может иметь решающее значение для спасения жизней/объектов инфраструктуры и защиты людей от воздействия опасных факторов. Впоследствии эта ранняя координация действий на месте должна быть заменена плановой и долговременной координацией, организованной системой командования и управления;
b) Участие
Все взаимодействующие организации должны участвовать в выработке политики, процедур, стратегий и планов, затрагивающих их интересы. Координаторы должны действовать таким образом, чтобы поддерживать доверие других участников;
c) Справедливость
Координация оперативных действий должна строиться на принципах справедливости, соблюдения компетенций и равенства возможностей всех участников.
6.3.3 Задачи координации
Организация должна установить приоритетность задач для достижения эффективной устойчивой координации на всех оперативных уровнях.
Организация должна рассмотреть и оценить актуальность следующих задач координации применительно к фактическому реагированию на инцидент:
a) создание структуры командования и управления;
b) установление единых и прозрачных процедур принятия решений;
c) реализация политики обеспечения информационного обмена и ситуационной осведомленности;
d) реализация плана информационного взаимодействия и правил коммуникации;
e) разделение оперативных задач;
f) подготовка и ввод в действие сети логистической поддержки;
g) установление границ (территориальных и зон ответственности) между различными организациями;
h) осуществление управления силами и средствами специального назначения;
i) обеспечение совместимости систем коммуникации, топографической привязки и информационных сетей;
j) выявление насущных потребностей;
k) непрерывность процесса координации с учетом ротации кадров.