ГОСТ Р 22.3.09-2014/ИСО 22320:2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент чрезвычайных ситуаций. Требования к реагированию на инциденты
5.2. Оперативный информационный процесс
5.2.1 Общие положения
Организация должна наладить непрерывный процесс обеспечения оперативной информацией, включающий следующие виды деятельности:
a) планирование и руководство;
b) сбор информации;
c) обработка информации;
d) анализ и выпуск информации;
e) распространение информации и ее интеграция в оперативную картину;
f) оценка и обратная связь.
Примечание - Эти виды деятельности могут осуществляться одновременно.
5.2.2 Планирование и руководство
Планирование и подготовка оперативной информации должны быть частью процесса командования и управления (см. пункт 4.2.5).
Эта работа должна включать следующие направления:
a) осуществление руководства и постановка общих задач для проведения операций по реагированию;
b) постановка ключевых вопросов для эффективного принятия решений;
c) планирование сбора информации с указанием методов сбора, характера и представления результатов;
d) планирование хранения, применения информации, прав и ограничений доступа (структура баз данных, форматы данных, средства связи и т.д.);
e) определение информационных потребностей участвующих сторон;
f) определение временных ограничений на требуемую информацию;
g) определение требований к распространению информации и к протоколам ее распространения (техническим и нетехническим);
h) планирование кадрового обеспечения обработки оперативной информации;
i) планирование обеспечения оборудованием для обработки информации, а также эксплуатации такого оборудования.
5.2.3 Сбор информации
Сбор информации включает в себя различные направления работы, связанные с получением оперативной информации, например, управление, планирование работы и контроль конкретных источников информации.
Должны быть предусмотрены следующие направления работы:
a) определение доступных источников информации;
b) получение информации;
c) регистрация и учет полученной информации с указанием источников и времени получения информации.
5.2.4 Обработка информации
На этапе обработки и применения собранные данные преобразуются в форматы, которые могут быть легко использованы руководителями на всех уровнях и другими пользователями, нуждающимся в оперативной информации.
Должны предусматриваться следующие работы:
a) перевод информации в соответствующий формат(ы) для эффективного распространения;
b) первичная оценка информации (оценка достоверности информации и надежности ее источника); пример такой оценки приведен в таблице A.3;
c) исключение бесполезной, несущественной и не соответствующей действительности информации;
d) указание уровня распространения (включая уровень секретности);
e) оценка достоверности информации; пример такой оценки приведен в таблице A.4.
5.2.5 Анализ и выпуск информации
На этапе анализа и выпуска вся имеющаяся обработанная информация обобщается, оценивается, анализируется и интерпретируется с целью получения оперативной информации. Конечная информация должна удовлетворять первоочередным информационным потребностям или запросам руководителя работ по ликвидации инцидента.
Анализ и выпуск информации должны включать следующее:
a) изучение информации;
b) определение приоритета и категорирование информации;
c) сопоставление, подбор и обобщение информации;
d) выявление и анализ рисков;
e) заключение о вероятных исходах, выявление тенденций;
f) выработка предложений, рекомендаций, отчетов и других результатов обработки информации.
5.2.6 Распространение информации и ее интеграция в оперативную картину
Оперативная информация передается, с учетом ее категоризации, лицам, принимающим решения, и другим пользователям. Для распространения информации используются разнообразные средства. При выборе средств передачи информации исходят из потребностей пользователей, важности и критичности оперативной информации, а также наличия таких средств.
При этом должны выполняться следующие работы:
- распространение информации в соответствии с установленными требованиями (техническими и/или нетехническими) к распространению; протоколы распространения должны быть установлены, документально оформлены и доступны для всех пользователей оперативной информации;
- интеграция оперативной информации в оперативную картину пользователя.
5.2.7 Оценка и обратная связь
Организация должна оценить на всех уровнях качество работ по обеспечению оперативной информацией. На основании этих оценок и сделанных замечаний следует принять меры по устранению выявленных недостатков для совершенствования процесса.