БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 56024-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Внутренний водный транспорт. Система управления безопасностью судов. Требования к организации обеспечения живучести судна

6. Судовой план действий

 

6.1 Судовой план действий в аварийных ситуациях является составным элементом комплекса нормативно-правовых документов системы управления безопасностью. Он разрабатывается совместно с береговым планом действий в аварийных ситуациях и служит целям своевременной подготовки судового персонала к действиям в идентифицированных (выявленных) и иных непредвиденных потенциально возможных аварийных ситуациях.

6.2. Назначение и задачи судового плана действий в аварийных ситуациях состоят в обеспечении постоянной готовности судового персонала к:

а) выполнению действий в идентифицированных (выявленных) и иных непредвиденных потенциально возможных аварийных ситуациях;

б) осуществлению быстрых, активных и энергичных действий по оказанию эффективной береговой поддержки аварийным судам, ликвидации и сведению к минимуму последствий аварий, выявлению первопричин и разработке мер по их предупреждению и предотвращению;

в) организации если необходимо поиска и спасания терпящих бедствие людей и оказанию неотложной медицинской помощи судовому персоналу.

6.3 Судовой план действий в аварийных ситуациях должен включать:

а) состав оперативного штаба компании и судового комитета безопасности;

б) должностные обязанности судового персонала в аварийных ситуациях и расписания по судовым тревогам;

в) информацию о внутрисудовой связи;

г) связь судов (аварийных) с компанией и партнерами, сопричастными к грузоперевозкам (классификационными обществами, фрахтователями, страховыми компаниями и т.д.);

д) связь судов (аварийных) с государственными службами безопасности:

- при поиске и спасании терпящих бедствие людей и судов;

- при оказании неотложной медицинской помощи судовому персоналу;

- при разливе нефти и вредных веществ;

- при противоправных действиях (терроризме и пиратстве);

е) идентифицированные (выявленные) потенциально возможные аварийные ситуации на судах и буклеты процедур, определяющие действия судового персонала в этих ситуациях;

ж) материалы, необходимые для расследований аварийных ситуаций, в т.ч. отчет о предпринятых действиях, письменные показания свидетелей, телексы и факсимильные сообщения, а также копии всей переписки и любую другую документацию, имеющую отношение к расследуемой ситуации.

6.4 Приложением к судовому плану действий в аварийных ситуациях являются судовая аварийная папка (буклет), содержащая эксплуатационные (транспортно-технологические), навигационные (судоходства), конструктивно-технические и кадровые документы (материалы), необходимые для определения состояния судна и принятия обоснованных решений по устранению первопричин аварии, потенциально возможных последствий, путей, методов и средств ее устранения или локализации, предупреждения и предотвращения.

6.5 Для организации обеспечения защиты от всех потенциально возможных аварийных рисков на судне создается постоянно действующий судовой комитет (группа) безопасности в составе капитана, старшего помощника и старшего механика.

6.6 Основными задачами судового комитета (группы) безопасности среди прочих являются:

а) подготовка судового персонала к быстрым и эффективным действиям при возникновении на судне потенциально возможных аварийных ситуаций; она осуществляется путем проверки и контроля знаний судовым персоналом своих служебных (должностных) обязанностей в аварийных ситуациях и отработки практических действий при обучениях и тренировках;

б) организация выполнения судовым персоналом быстрых и эффективных действий по устранению возникающих аварий, локализации и сведения к минимуму последствий, их предупреждения и предотвращения;

в) поддержание устойчиво-надежной связи с компанией (оперативным штабом) и партнерами, сопричастными к грузоперевозкам, их информирование о сложившейся ситуации, предпринимаемых действиях и необходимой береговой поддержке (помощи), если она требуется;

г) установление связи с государственными службами безопасности при поиске и спасании терпящих бедствие людей, оказание неотложной медицинской помощи судовому персоналу, при разливе нефти и вредных веществ и противоправных действиях (терроризме и пиратстве).

6.7 Служебные (должностные) обязанности судового персонала в аварийных ситуациях определяются основным руководством по эксплуатации судов и расписанием по судовым тревогам, в котором для каждого находящегося на борту человека должны быть предусмотрены четкие инструкции, которым надлежит следовать в случае аварии.

6.8 Экземпляры расписания по судовым тревогам и инструкции на случай аварии должны быть вывешены на видных местах по всему судну, включая ходовой мостик, машинное отделение, а также жилые помещения экипажа.

6.9 В расписании по судовым тревогам должны содержаться подробное описание сигнала общесудовой тревоги и системы громкоговорящей связи, а также действия членов экипажа и пассажиров по сигналу тревоги. В расписании по судовым тревогам должно быть также указано, каким образом будет дана команда об оставлении судна.

6.10 Расписание по судовым тревогам должно содержать обязанности, предписанные различным членам экипажа, включая:

а) закрытие водонепроницаемых дверей, противопожарных дверей, клапанов, шпигатов, иллюминаторов, световых люков и других подобных отверстий на судне;

б) пополнение снабжения в спасательных шлюпках, плотах и других спасательных средствах;

в) подготовку и спуск на воду спасательных шлюпок и плотов;

г) общую подготовку других спасательных средств;

д) сбор пассажиров;

е) использование средств связи;

ж) комплектование аварийных партий по борьбе с пожаром;

и) специальные обязанности, связанные с использованием противопожарного оборудования и систем.

6.11 В расписании по судовым тревогам должны быть указаны:

а) лица командного состава, ответственные за обеспечение того, чтобы спасательные и противопожарные средства содержались в хорошем состоянии и были готовы к немедленному использованию;

б) заместители ответственных лиц, если эти лица оказались недееспособными, учитывая при этом, что различные аварийные ситуации могут потребовать действий различного характера.

6.12 Расписание по судовым тревогам должно быть составлено до выхода судна в навигацию. Если после его составления происходят какие-либо изменения в составе экипажа, требующие внесения изменений в расписание по судовым тревогам, капитан должен либо откорректировать имеющееся расписание по судовым тревогам, либо составить новое расписание.

6.13 Расписания по судовым тревогам должны соответствовать установленным нормативными документами видам тревог:

а) шлюпочная тревога (оставление судна).

Сигнал тревоги - не менее семи коротких сигналов и следующего за ним одного продолжительного звукового сигнала, подаваемого судовым свистком или сиреной. Сигнал тревоги дублируется голосом по системе громкоговорящей связи. По сигналу все пассажиры и члены судового экипажа в спасательных жилетах должны собраться в установленных местах сбора. Члены судового экипажа, на которых возлагается обеспечение выхода пассажиров к местам сбора, по команде производят спуск на воду коллективных спасательных средств, обеспечивая организованную и по возможности безопасную посадку в них людей, проверку наличия людей, оставшихся на борту судна, отход спасательных средств от судна и управление ими.

Шлюпочная тревога объявляется только капитаном судна или лицом, исполняющим его обязанности, при угрозе гибели судна, когда возникает необходимость его оставления пассажирами и судовым экипажем;

б) общесудовая тревога.

Сигнал тревоги - непрерывный в течение 25 - 30 с. Звук, подаваемый с помощью аварийной сигнализации (колоколом громкого боя или судовым свистком). Сигнал сопровождается объявлением по громкоговорящей связи о виде тревоги с возможными пояснениями относительно действий судового экипажа в конкретной ситуации. При пожаре во время стоянки в порту или на судоремонтном заводе сигнал общесудовой тревоги дополнительно сопровождается частыми ударами в судовой колокол или иными сигналами, предусмотренными местными правилами.

Тревога объявляется по указанию капитана или вахтенным помощником капитана самостоятельно в случаях:

- необходимости заблаговременно подготовить судно к предотвращению предполагаемой опасности;

- поступления внутрь судна забортной воды;

- возникновения на судне взрыва, пожара, утечки газа или обнаружения первых признаков пожара - дыма и запахов гари, газов.

При объявлении общесудовой тревоги все члены судового экипажа прибывают на места, указанные в расписании по судовым тревогам, имея при себе спасательные жилеты и установленное снаряжение, и действуют в соответствии с обязанностями по расписанию или следуя указаниям, передаваемым из главного командного пункта (с мостика). По общесудовой тревоге производится герметизация помещений и подготовка к спуску коллективных спасательных средств ответственными за это членами судового экипажа. Отбой тревоги объявляется голосом по радиотрансляции;

в) тревога "Человек за бортом".

Сигнал тревоги - три продолжительных (4 - 6 с) звука колоколом громкого боя с дублированием по радиотрансляции, повторяется три-четыре раза. Члены судового экипажа в соответствии с расписанием по судовым тревогам обеспечивают организацию наблюдения и необходимых маневров судна, подготовку и спуск шлюпки, поиск человека за бортом и его спасение. Общее руководство спасательной операцией осуществляет капитан. Он обязан принять все меры к спасению человека, упавшего за борт, и может покинуть район поиска только после того, как убедится, что поиски безрезультатны.

6.14 Сигналы тревог повторяются три-четыре раза и дублируются голосом по судовой радиотрансляции с указанием вида тревоги и причин ее объявления. При выходе из строя звонка громкого боя сигналы тревог подаются свистком, тифоном или сиреной.

При отсутствии или отказе судовой радиотрансляции тревога объявляется голосом или любым другим способом, в том числе на местах сбора людей;

г) учебные тревоги объявляются по указанию капитана судна и предваряются словом "учебная".

6.15 Внутрисудовая связь в аварийных ситуациях осуществляется при помощи судовой штатной телефонной и радиотрансляционной (громкоговорящей) сети и аварийных средств внутрисудовой связи.

Для обеспечения двусторонней связи между аварийными постами управления, местами сбора и посадки, а также наиболее важными постами на борту судна должны быть предусмотрены стационарные или переносные аварийные средства связи либо те и другие вместе.

6.16 В судовом плане должна быть предусмотрена общесудовая система аварийно-предупредительной сигнализации, предназначенная для сбора пассажиров и экипажа по тревоге, а также для подачи сигнала к началу действий, указанных в расписании по судовым тревогам. В дополнение к этой системе сигнализации должна быть предусмотрена либо система громкоговорящей связи, либо другое подходящее средство связи. Системы радиовещания должны автоматически отключаться при задействовании общесудовой системы аварийно-предупредительной сигнализации.

Состав аварийных средств связи, установленных на судне, схема их размещения и руководство (инструкция) по проверкам и использованию приводятся в аварийной папке.

Внутрисудовая система аварийно-предупредительной сигнализации должна соответствовать установленным видам судовых тревог.

TOC