БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 56024-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Внутренний водный транспорт. Система управления безопасностью судов. Требования к организации обеспечения живучести судна

5. Береговой план действий

 

5.1 Для заблаговременной подготовки компании к действиям в идентифицированных (выявленных) и иных непредвиденных потенциально возможных аварийных ситуациях создается береговой план действий в аварийных ситуациях. Назначение и задачи плана состоят в обеспечении постоянной готовности берегового персонала:

а) к выполнению действий в идентифицированных (выявленных) и иных непредвиденных потенциально возможных аварийных ситуациях;

б) к осуществлению быстрых, активных и энергичных действий по оказанию эффективной береговой поддержки аварийным судам, ликвидации и сведению к минимуму последствий аварий, выявлению первопричин и разработке мер по их предупреждению и предотвращению;

в) организации, если необходимо, поиска и спасания терпящих бедствие людей, судов и оказанию неотложной медицинской помощи судовому персоналу.

5.2 Береговой план действий в аварийных ситуациях должен включать:

а) состав оперативного штаба компании;

б) действия (исходные) оперативного штаба компании при возникновении аварийных ситуаций;

в) ресурсы компании, включая береговой персонал, задействованный в аварийных ситуациях;

г) связь компании с судами, оказавшимися в аварийной ситуации;

д) связь компании с партнерами, сопричастными к грузоперевозкам при аварийных ситуациях (классификационными обществами, фрахтователями, страховыми компаниями и т.д.);

е) связь компании с государственными службами безопасности при:

- поиске и спасании терпящих бедствие людей и судов;

- оказании неотложной медицинской помощи судовому персоналу;

- разливе нефти и вредных веществ;

- противоправных действиях (терроризме и пиратстве);

ж) связь компании с организациями по спасанию имущества (если необходимо);

и) организация расследования аварийных ситуаций, выявление первопричин и подготовка мероприятий - эксплуатационных (транспортно-технологических), навигационных, конструктивно-технических и кадровых, по их предупреждению и предотвращению;

к) идентифицированные (выявленные) потенциально возможные аварийные ситуации на судах и буклеты процедур, определяющие действия судового персонала в этих ситуациях.

5.3 Приложением к береговому плану действий в аварийных ситуациях являются своевременно подготовленные с необходимыми документами по каждому судну папки (буклеты), содержащие:

а) эксплуатационную (эксплуатационно-технологическую) папку (буклет), содержащую: массив (файл) основных характеристик и физико-химических свойств перевозимых грузов, информацию по организации и технологии связи с партнерами, сопричастными к грузоперевозкам;

б) навигационную папку (буклет), содержащую: общую гидрометеорологическую обстановку и условия плавания судов в районе эксплуатации, информацию по организации и технологии получения оперативной информации о гидрометеорологической обстановке, полную документацию по организации и технологии установления и поддержания связи компании со всеми государственными службами в аварийных ситуациях, в том числе судовую карточку связи с компанией, позывные и средства (виды) связи с судами собственно компании, буклеты идентифицированных (выявленных) потенциально возможных аварийных ситуаций с указанием действий судового персонала в этих ситуациях;

в) техническую папку (буклет), содержащую: общий вид, основные технико-эксплуатационные характеристики судна, состав и размещение судового оборудования, параметры, схемы, характеристики и информацию по плавучести, остойчивости, прочности и противопожарной безопасности судна, размещение и характеристики спасательных средств;

г) кадровую папку (буклет) в составе: квалификация и состав экипажа, адреса их родственников, количество и основные анкетные данные по пассажирам (если они на судне имеются).

5.4 Связь компании с судном, оказавшимся в аварийной ситуации, должна незамедлительно устанавливаться всеми доступными средствами, в том числе с использованием средств, имеющихся:

а) на судне, оказавшемся в аварийной ситуации;

б) на судах собственно компании, в том числе находящихся и направляющихся в район бедствия;

в) на судах, направляющихся в район бедствия по общепринятым правилам;

г) на спасательно-координационных центрах.

5.5 Для установления связи и ведения аварийного обмена в радиотелеграфном и радиотелефонном режимах могут использоваться любые частоты и каналы, включая вызывные и спутниковые, на которых может быть установлен уверенный радиообмен.

5.6 Каждый член оперативного штаба компании должен быть хорошо осведомлен о содержании берегового и судового планов действий в аварийных ситуациях и должен быть способен принять решение при получении первичной информации об аварийной ситуации, руководить оперативным штабом до прибытия руководителя или его заместителя и заменять отсутствующих членов штаба.

Все члены оперативного штаба компании должны оставлять информацию о месте своего возможного пребывания при отсутствии в офисе, а владельцы мобильных телефонов иметь при себе аппараты, готовые к действию.

5.7 Руководитель оперативного штаба компании осуществляет:

а) общее руководство и контроль деятельности оперативного штаба;

б) обеспечение готовности и реализации плана действий компании в аварийных ситуациях;

в) организацию требуемой береговой поддержки и если необходимо поиска и спасения людей и судов, неотложной медицинской помощи судовому персоналу;

г) постоянную оценку обстановки, принятие главных решений об исполнении необходимых мер и об их корректировке;

д) обеспечение выделения дополнительных ресурсов;

е) информирование об аварийной ситуации партнеров, сопричастных к перевозкам, государственных служб безопасности и в случае необходимости обращение к ним за помощью;

ж) организацию работ по ликвидации или сведению к минимуму последствий аварии, выявлению ее причин и разработке мер по ее предупреждению;

и) обеспечение решения правовых вопросов, переписки и ведения переговоров по претензиям и страховке.

5.8 Заместитель руководителя оперативного штаба компании - назначенное лицо (управляющий по безопасности судоходства) осуществляет:

а) непосредственное руководство действиями оперативного штаба;

б) сбор, обработку и передачу руководству компании информации о существующей аварийной ситуации;

в) обеспечение доставки в оперативный штаб и наличие в нем всей необходимой информации по аварийному судну (аварийные папки и др.);

г) обеспечение постоянной связи с аварийным судном, государственными службами безопасности и другими инстанциями, имеющими отношение к конкретной аварийной ситуации;

д) утверждение и реализацию комплекса необходимых мер, координацию их исполнения;

е) учет всех существующих ресурсов, необходимых для ликвидации аварийной ситуации, и привлечение дополнительных ресурсов;

ж) организацию эвакуации травмированных и своевременной замены членов экипажа;

и) заполнение принятой в компании формы (контрольного листа), касающейся конкретной аварийной ситуации;

к) организацию расследования причин и обстоятельств аварийной ситуации, анализ соблюдения норм безопасности и предотвращения загрязнения;

л) разработку рекомендаций по ликвидации последствий аварийной ситуации, предупредительных мер по ее предотвращению в будущем, корректирующих действий по имевшим место несоответствиям установленным требованиям;

м) подготовку отчета о предпринятых действиях.

5.9 Члены оперативного штаба осуществляют:

а) участие в анализе обстановки и выработке предложений по ликвидации аварийной ситуации и ее последствий;

б) исполнение распоряжений руководства штаба по реализации предпринимаемых действий;

в) подготовку и обеспечение наличия дополнительной информации и документов по конкретной аварийной ситуации;

г) участие в расследовании причин и обстоятельств аварийной ситуации, подготовку необходимых документов по правовым, претензионным и страховым вопросам;

д) разработку навигационных (судоходства), эксплуатационных (транспортно-технологических), конструктивно-технических и кадровых мероприятий по минимизации последствий аварийной ситуации и предупредительных мероприятий по ее предотвращению в будущем;

е) изучение всех обстоятельств аварийной ситуации для контроля соблюдения правил и норм безопасности и предотвращения загрязнения, разработку и реализацию корректирующих действий по имевшим место несоответствиям;

ж) участие в подготовке отчета по предпринятым действиям.

5.10 После сообщения об аварийной ситуации оперативный штаб в срочном порядке предпринимает следующую последовательность действий:

а) дает распоряжение о доставке всей необходимой информации (заблаговременно подготовленных папок) по аварийному судну;

б) приводит в полную готовность располагаемые ресурсы компании;

в) устанавливает и поддерживает всеми доступными способами (быстрейшие средства береговой радиостанции, радио, телефон, телекс) связь с аварийным судном;

г) выясняет первопричины аварии и ее последствия, состояние судна, предпринимаемые действия, требуемую береговую поддержку (помощь);

д) устанавливает связь с другими судами компании, находящимися вблизи судна, терпящего бедствие;

е) оценивает причины, тяжесть и последствия аварийной ситуации, прогнозирует ее развитие и вырабатывает рекомендации экипажу судна по восстановлению контроля над ситуацией;

ж) срочно организует обеспечение необходимой береговой поддержки (помощи); во всех случаях приоритет в принятии решений в аварийной ситуации на судне принадлежит капитану, и компания всегда поддержит его в этом;

и) сообщает об аварийной ситуации партнерам, сопричастным к перевозкам, и информирует о предпринимаемых действиях по ее ликвидации и локализации;

к) информирует об аварийной ситуации государственные службы безопасности и если необходимо обращается к ним за помощью.

л) по мере необходимости устанавливает связь с соответствующим спасательно-координационным центром и начальником отдела транспортной прокуратуры;

м) проверяет выполнение на судне действий согласно судовому плану действий в аварийных ситуациях.

5.11 При необходимости оперативный штаб привлекает внешние ресурсы. Указания оперативного штаба обязательны для всего персонала компании.

TOC