ГОСТ Р 56024-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Внутренний водный транспорт. Система управления безопасностью судов. Требования к организации обеспечения живучести судна
5. Береговой план действий
5.1 Для заблаговременной подготовки компании к действиям в идентифицированных (выявленных) и иных непредвиденных потенциально возможных аварийных ситуациях создается береговой план действий в аварийных ситуациях. Назначение и задачи плана состоят в обеспечении постоянной готовности берегового персонала:
а) к выполнению действий в идентифицированных (выявленных) и иных непредвиденных потенциально возможных аварийных ситуациях;
б) к осуществлению быстрых, активных и энергичных действий по оказанию эффективной береговой поддержки аварийным судам, ликвидации и сведению к минимуму последствий аварий, выявлению первопричин и разработке мер по их предупреждению и предотвращению;
в) организации, если необходимо, поиска и спасания терпящих бедствие людей, судов и оказанию неотложной медицинской помощи судовому персоналу.
5.2 Береговой план действий в аварийных ситуациях должен включать:
а) состав оперативного штаба компании;
б) действия (исходные) оперативного штаба компании при возникновении аварийных ситуаций;
в) ресурсы компании, включая береговой персонал, задействованный в аварийных ситуациях;
г) связь компании с судами, оказавшимися в аварийной ситуации;
д) связь компании с партнерами, сопричастными к грузоперевозкам при аварийных ситуациях (классификационными обществами, фрахтователями, страховыми компаниями и т.д.);
е) связь компании с государственными службами безопасности при:
- поиске и спасании терпящих бедствие людей и судов;
- оказании неотложной медицинской помощи судовому персоналу;
- разливе нефти и вредных веществ;
- противоправных действиях (терроризме и пиратстве);
ж) связь компании с организациями по спасанию имущества (если необходимо);
и) организация расследования аварийных ситуаций, выявление первопричин и подготовка мероприятий - эксплуатационных (транспортно-технологических), навигационных, конструктивно-технических и кадровых, по их предупреждению и предотвращению;
к) идентифицированные (выявленные) потенциально возможные аварийные ситуации на судах и буклеты процедур, определяющие действия судового персонала в этих ситуациях.
5.3 Приложением к береговому плану действий в аварийных ситуациях являются своевременно подготовленные с необходимыми документами по каждому судну папки (буклеты), содержащие:
а) эксплуатационную (эксплуатационно-технологическую) папку (буклет), содержащую: массив (файл) основных характеристик и физико-химических свойств перевозимых грузов, информацию по организации и технологии связи с партнерами, сопричастными к грузоперевозкам;
б) навигационную папку (буклет), содержащую: общую гидрометеорологическую обстановку и условия плавания судов в районе эксплуатации, информацию по организации и технологии получения оперативной информации о гидрометеорологической обстановке, полную документацию по организации и технологии установления и поддержания связи компании со всеми государственными службами в аварийных ситуациях, в том числе судовую карточку связи с компанией, позывные и средства (виды) связи с судами собственно компании, буклеты идентифицированных (выявленных) потенциально возможных аварийных ситуаций с указанием действий судового персонала в этих ситуациях;
в) техническую папку (буклет), содержащую: общий вид, основные технико-эксплуатационные характеристики судна, состав и размещение судового оборудования, параметры, схемы, характеристики и информацию по плавучести, остойчивости, прочности и противопожарной безопасности судна, размещение и характеристики спасательных средств;
г) кадровую папку (буклет) в составе: квалификация и состав экипажа, адреса их родственников, количество и основные анкетные данные по пассажирам (если они на судне имеются).
5.4 Связь компании с судном, оказавшимся в аварийной ситуации, должна незамедлительно устанавливаться всеми доступными средствами, в том числе с использованием средств, имеющихся:
а) на судне, оказавшемся в аварийной ситуации;
б) на судах собственно компании, в том числе находящихся и направляющихся в район бедствия;
в) на судах, направляющихся в район бедствия по общепринятым правилам;
г) на спасательно-координационных центрах.
5.5 Для установления связи и ведения аварийного обмена в радиотелеграфном и радиотелефонном режимах могут использоваться любые частоты и каналы, включая вызывные и спутниковые, на которых может быть установлен уверенный радиообмен.
5.6 Каждый член оперативного штаба компании должен быть хорошо осведомлен о содержании берегового и судового планов действий в аварийных ситуациях и должен быть способен принять решение при получении первичной информации об аварийной ситуации, руководить оперативным штабом до прибытия руководителя или его заместителя и заменять отсутствующих членов штаба.
Все члены оперативного штаба компании должны оставлять информацию о месте своего возможного пребывания при отсутствии в офисе, а владельцы мобильных телефонов иметь при себе аппараты, готовые к действию.
5.7 Руководитель оперативного штаба компании осуществляет:
а) общее руководство и контроль деятельности оперативного штаба;
б) обеспечение готовности и реализации плана действий компании в аварийных ситуациях;
в) организацию требуемой береговой поддержки и если необходимо поиска и спасения людей и судов, неотложной медицинской помощи судовому персоналу;
г) постоянную оценку обстановки, принятие главных решений об исполнении необходимых мер и об их корректировке;
д) обеспечение выделения дополнительных ресурсов;
е) информирование об аварийной ситуации партнеров, сопричастных к перевозкам, государственных служб безопасности и в случае необходимости обращение к ним за помощью;
ж) организацию работ по ликвидации или сведению к минимуму последствий аварии, выявлению ее причин и разработке мер по ее предупреждению;
и) обеспечение решения правовых вопросов, переписки и ведения переговоров по претензиям и страховке.
5.8 Заместитель руководителя оперативного штаба компании - назначенное лицо (управляющий по безопасности судоходства) осуществляет:
а) непосредственное руководство действиями оперативного штаба;
б) сбор, обработку и передачу руководству компании информации о существующей аварийной ситуации;
в) обеспечение доставки в оперативный штаб и наличие в нем всей необходимой информации по аварийному судну (аварийные папки и др.);
г) обеспечение постоянной связи с аварийным судном, государственными службами безопасности и другими инстанциями, имеющими отношение к конкретной аварийной ситуации;
д) утверждение и реализацию комплекса необходимых мер, координацию их исполнения;
е) учет всех существующих ресурсов, необходимых для ликвидации аварийной ситуации, и привлечение дополнительных ресурсов;
ж) организацию эвакуации травмированных и своевременной замены членов экипажа;
и) заполнение принятой в компании формы (контрольного листа), касающейся конкретной аварийной ситуации;
к) организацию расследования причин и обстоятельств аварийной ситуации, анализ соблюдения норм безопасности и предотвращения загрязнения;
л) разработку рекомендаций по ликвидации последствий аварийной ситуации, предупредительных мер по ее предотвращению в будущем, корректирующих действий по имевшим место несоответствиям установленным требованиям;
м) подготовку отчета о предпринятых действиях.
5.9 Члены оперативного штаба осуществляют:
а) участие в анализе обстановки и выработке предложений по ликвидации аварийной ситуации и ее последствий;
б) исполнение распоряжений руководства штаба по реализации предпринимаемых действий;
в) подготовку и обеспечение наличия дополнительной информации и документов по конкретной аварийной ситуации;
г) участие в расследовании причин и обстоятельств аварийной ситуации, подготовку необходимых документов по правовым, претензионным и страховым вопросам;
д) разработку навигационных (судоходства), эксплуатационных (транспортно-технологических), конструктивно-технических и кадровых мероприятий по минимизации последствий аварийной ситуации и предупредительных мероприятий по ее предотвращению в будущем;
е) изучение всех обстоятельств аварийной ситуации для контроля соблюдения правил и норм безопасности и предотвращения загрязнения, разработку и реализацию корректирующих действий по имевшим место несоответствиям;
ж) участие в подготовке отчета по предпринятым действиям.
5.10 После сообщения об аварийной ситуации оперативный штаб в срочном порядке предпринимает следующую последовательность действий:
а) дает распоряжение о доставке всей необходимой информации (заблаговременно подготовленных папок) по аварийному судну;
б) приводит в полную готовность располагаемые ресурсы компании;
в) устанавливает и поддерживает всеми доступными способами (быстрейшие средства береговой радиостанции, радио, телефон, телекс) связь с аварийным судном;
г) выясняет первопричины аварии и ее последствия, состояние судна, предпринимаемые действия, требуемую береговую поддержку (помощь);
д) устанавливает связь с другими судами компании, находящимися вблизи судна, терпящего бедствие;
е) оценивает причины, тяжесть и последствия аварийной ситуации, прогнозирует ее развитие и вырабатывает рекомендации экипажу судна по восстановлению контроля над ситуацией;
ж) срочно организует обеспечение необходимой береговой поддержки (помощи); во всех случаях приоритет в принятии решений в аварийной ситуации на судне принадлежит капитану, и компания всегда поддержит его в этом;
и) сообщает об аварийной ситуации партнерам, сопричастным к перевозкам, и информирует о предпринимаемых действиях по ее ликвидации и локализации;
к) информирует об аварийной ситуации государственные службы безопасности и если необходимо обращается к ним за помощью.
л) по мере необходимости устанавливает связь с соответствующим спасательно-координационным центром и начальником отдела транспортной прокуратуры;
м) проверяет выполнение на судне действий согласно судовому плану действий в аварийных ситуациях.
5.11 При необходимости оперативный штаб привлекает внешние ресурсы. Указания оперативного штаба обязательны для всего персонала компании.