БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 56024-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Внутренний водный транспорт. Система управления безопасностью судов. Требования к организации обеспечения живучести судна

10. Мероприятия по борьбе за живучесть судна

 

10.1 Для предупреждения возникновения аварийных ситуаций на судне должны быть разработаны предупредительные мероприятия, обеспечивающие нормальную эксплуатацию судна по его назначению в соответствии с ГОСТ Р 55531 и ГОСТ Р 55631.

10.2 К предупредительным мероприятиям относятся разработка и введение:

а) порядка эксплуатации корпуса судна, главных и вспомогательных двигателей судовых систем, устройств и оборудования;

б) процедур, инструкций и планов судовых операций по безопасной эксплуатации судна;

в) общего противопожарного режима;

г) специальных мер пожарной безопасности применительно к роду перевозимого груза;

д) планов и руководств по загрузке, размещению, креплению и перевозке груза;

е) плана размещения средств борьбы за живучесть, спасательных средств, аварийного и противопожарного снабжения.

10.3 На судне должны быть обеспечены:

а) сохранность маркировки шпангоутов, водогазонепроницаемых и противопожарных закрытий, запорных устройств вентиляции, трубопроводов, электрощитов и т.п.;

б) пути следования к спасательным средствам и санитарным пунктам, местам расположения аварийного и противопожарного снабжения и т.д.;

в) готовность к действию стационарных средств борьбы за живучесть (система водяного пожаротушения, резервные пожарные насосы, пожарные краны и т.д.);

г) организация общесудовых аварийных и противопожарных постов.

10.4 Общесудовые аварийные и противопожарные посты должны удовлетворять следующим требованиям:

а) палубные посты должны располагаться выше главной палубы, вход в них, как правило, должен быть с открытой палубы;

б) при расположении постов в судовых помещениях они должны быть выгорожены металлическими переборками, иметь освещение от основной и аварийной сетей и свободные проходы к ним;

в) при невозможности оборудования таких постов аварийное и противопожарное снабжение, спасательные средства могут размещаться в специально оборудованных ящиках;

г) на посту на видном месте или на внутренней стороне крышки ящика должна быть вывешена опись хранящегося снабжения;

д) должны быть обеспечены комплектность и полный, по возможности, набор имущества на каждом посту для борьбы с водой, паром и дымом, а также свободный доступ к каждому предмету в комплекте имущества.

10.5 При хранении аварийного снабжения необходимо соблюдать следующие требования:

а) мягкие пластыри в сложенном положении и упакованные в чехлы должны храниться на стеллажах, банкетках или быть подвешенными к подволоку;

б) сыпучие и жидкие аварийные материалы должны храниться в специальной влагонепроницаемой таре с плотно закрывающимися крышками, открываемыми руками без применения инструмента;

в) легкий инструмент должен храниться в специальных сумках;

г) легководолазное снаряжение при отсутствии на судне специального аварийного поста должно храниться в кладовых или шкафах для хранения водолазного имущества;

д) закреплять спасательные шлюпки в положении "по-походному" следует штатным креплением, которое должно быстро отдаваться по сигналам тревог: "Человек за бортом" и "Шлюпочная тревога". Все спасательные шлюпки с уложенными в них предметами снабжения должны закрываться сверху чехлами или специальными щитами, в каждой шлюпке должна иметься опись и схема расположения предметов снабжения.

На спасательных шлюпках и плотах, на пультах управления их спуском или вблизи от них должны предусматриваться таблички или обозначения, поясняющие назначение органов управления и порядок пользования ими, а также содержащие необходимые инструкции и предупреждения.

Моторные спасательные шлюпки должны иметь постоянно размещенный на них регламентированный запас топлива, запасных частей и инструмента;

е) спасательные круги следует размещать в легко доступных местах равномерно по обоим бортам судна;

ж) спасательные жилеты (нагрудники) и костюмы-комбинезоны должны храниться в легко доступных местах.

10.6 На случай аварийной ситуации на судне следует иметь универсальный ключ для всех помещений, с помощью которого может быть обеспечен доступ во все запираемые помещения.

10.7 Основой подготовки экипажа к борьбе за живучесть должны являться первичные мероприятия, которые включают в себя отработку приемов по борьбе за живучесть судна и спасение экипажа и имеют целью обучить и провести практическую подготовку экипажа судна к борьбе с водой, пожаром, обледенением, борьбе за живучесть технических средств, использованию спасательных средств, к осуществлению эффективных действий при посадке на мель, столкновении, оставлении судна.

10.8 Проведение общих для всех членов экипажа судна мероприятий должно предусматривать отработку следующих действий:

а) ориентирование в темноте на своем вахтенном посту, в заведуемом помещении и в каюте: найти выход, вход, любой механизм, прибор, клапан, трубопровод;

б) герметизация отсека, в котором расположены вахтенный пост, заведуемое помещение и каюта: задраить водонепроницаемые и противопожарные двери, люки, горловины, иллюминаторы, вентиляционные головки (грибки) и т.п.;

в) нахождение любого штатного аварийного и противопожарного имущества, имеющегося в районе вахтенного поста и в заведуемом помещении, в том числе и в темноте;

г) подготовка к действию и использование по назначению аварийного и противопожарного имущества, спасательных средств и стационарных средства борьбы за живучесть судна в районе вахтенного поста и в заведуемом помещении;

д) определение по маркировке и отличительным знакам назначения трубопроводов, клапанов, электрощитов, а также дверей, люков, горловин в районе вахтенного поста и в заведуемом помещении;

е) отыскать, закрыть и открыть клапаны, кингстоны, ввести в действие и вывести из него стационарные средства борьбы за живучесть судна своего вахтенного поста с помощью аварийных приводов;

ж) пользование всеми средствами внутрисудовой связи и сигнализации, имеющимися на вахтенном посту и в заведуемом помещении;

и) включение и выключение аварийного освещения на вахтенном посту, в заведуемом помещении и каюте, отыскать место подключения и подготовить к работе переносной светильник;

к) использование аккумуляторными аварийными фонарями как во взрывобезопасном, так и в обычном исполнении;

л) включение и выключение вентиляции на вахтенном посту, в заведуемом помещении и каюте;

м) быстрое обнаружение и вынос пострадавших из опасной зоны с применением различных защитных устройств.

10.9 Проведение мероприятий по борьбе с пожаром должно предусматривать отработку следующих действий:

а) отыскать в районе вахтенного поста, заведуемого помещения и каюты пожарный кран;

б) вооружить его пожарным шлангом со стволом;

в) эффективно использовать пожарные стволы в любом положении;

г) эффективно использовать все имеющиеся на судне типы огнетушителей и определить, в каких случаях они могут применяться;

д) приготовить и включить в действие имеющиеся на вахтенном посту, в заведуемом помещении и вблизи от них противопожарные средства, установки и системы пожаротушения;

е) пользоваться дыхательными изолирующими аппаратами и термостойкими костюмами;

ж) передать условные сигналы из задымленного помещения с помощью предохранительного троса;

и) правильно определить необходимые средства для тушения пожара (горючих жидкостей, топлива, смазочных материалов, электропроводки и электроприводов, краски, изоляции, дерева и др.);

к) доложить на мостик о пожаре и принятых мерах по борьбе с ним на своем вахтенном посту и в заведуемом помещении.

10.10 Мероприятия по борьбе с водой должно предусматривать отработку следующих действий:

а) определить затопление смежного отсека (помещения) по различным признакам: простукиванием, по отпотеванию, по выходу воздуха из воздушных труб, по фильтрации и т.д.;

б) приготовить к действию осушительную систему и другие водоотливные и осушительные средства, имеющиеся на вахтенном посту и в заведуемом помещении, осушить помещение вахтенного поста и заведуемого помещения стационарными и переносными средствами;

в) использовать имеющиеся на вахтенном посту и в заведуемом помещении средства для спуска и перепуска воды в смежные помещения;

г) подкрепить переборку, дверь, горловину, поставить упоры на подволок;

д) устранить на своем вахтенном посту и в заведуемом помещении фильтрацию воды через различные неплотности, трещины и разошедшиеся швы различными способами с помощью аварийного имущества;

е) заделать пробоину в корпусе судна (ниже и выше ватерлинии), рваную щель с помощью аварийного имущества и штатных средств (щиты, мешки с паклей, матрацы, специальные подушки, клинья, пробки и другие средства);

ж) в случае неизбежного затопления помещения вахтенного поста и заведуемого помещения остановить действующие технические средства, не приспособленные для работы под водой, покинуть помещение и принять меры для недопущения распространения воды в смежные помещения, герметизировать вахтенный пост и заведуемое помещение: в смежных отсеках подкрепить упорами двери, люки, горловины, переборки: подготовить водоотливные и осушительные средства и ликвидировать фильтрацию воды;

и) доложить на мостик о поступлении воды.

10.11 Проведение мероприятий по борьбе с повреждениями технических средств должны предусматривать отработку следующих действий:

а) отключить на своем вахтенном посту и в заведуемом помещении поврежденный участок электросети;

б) снять электропитание с поврежденного механизма;

в) исправить поврежденный участок электросети путем постановки специальных сростков;

г) заменить предохранитель в электросети;

д) поставить бугель, заглушку, клетневку на поврежденный участок трубопровода на своем вахтенном посту и в заведуемом помещении;

е) остановить в аварийном случае любой работающий механизм на своем вахтенном посту и в заведуемом помещении;

ж) при повреждении механизма, устройства, системы своего вахтенного поста перейти на дублирующее средство, дать аварийное питание на механизм обходным путем или от запасных источников.

10.12 Проведение мероприятий по использованию судовых спасательных средств должно предусматривать отработку следующих действий:

а) надеть спасательный жилет;

б) сбросить/спустить спасательный плот;

в) использовать спасательный круг;

г) выполнить обязанности по шлюпочной тревоге согласно расписанию по судовым тревогам;

д) использовать пиротехнические средства;

е) организовать правильное потребление и добычу воды;

ж) соблюдать принципы выживаемости на спасательной шлюпке, плоту.

10.13 Проведение мероприятий по борьбе экипажа за непотопляемость судна должно предусматривать отработку следующих действий:

а) по общесудовой тревоге согласно расписанию по судовым тревогам:

- производится полная или частичная герметизация корпуса, задраиваются все люки, двери, горловины, иллюминаторы и вентиляционные закрытия;

- все стационарные системы борьбы за живучесть приводятся в полную готовность, аварийное имущество сосредотачивается в районе аварии;

- в случае необходимости отключается электропитание аварийных помещений;

- производится разведка для установления фактического положения в районе аварии.

б) при разведке поврежденных и смежных с ними отсеков должны быть выявлены:

- район, размеры и характер повреждения в наружной обшивке и в других конструкциях судна;

- степень и скорость затопления отсека водой;

- состояние водонепроницаемых переборок и закрытий и необходимость их подкрепления.

10.13.1 Борьбу с распространением воды по судну следует начинать от внешних границ затопленных отсеков, сосредоточивая основные силы и средства на отсеках, имеющих значительные объемы и свободные уровни воды, а также жизненно важных для судна.

При получении малой или средней пробоины, когда поступление воды поддается откачке судовыми осушительными насосами, рекомендуется (если есть возможность) остановить движение судна, выровнять крен в соответствии с имеющейся на судне документацией по остойчивости и непотопляемости, завести пластырь, откачать воду, заделать пробоину, продолжить движение, вести наблюдение за возможным поступлением воды.

При получении большой или очень большой пробоины поступающая в отсек вода не поддается откачке судовыми осушительными насосами. В этом случае, наряду с проведением указанных выше мероприятий, следует вести самую решительную борьбу с возможной фильтрацией воды по судну.

В случае получения пробоины по длине больше расчетной длины затопления, при которой согласно документации об остойчивости и непотопляемости судна последнее обречено, необходимо вывести его, если это возможно, на отмель или объявить шлюпочную тревогу и принять меры по спасанию людей.

10.13.2 После окончания борьбы с водой все аварийное имущество и стационарные средства приводятся в готовность, вышедшее из строя имущество и инвентарь ремонтируются и пополняются до норм при первой возможности.

10.14 Мероприятия по подкреплению водонепроницаемых переборок и закрытий должны предусматривать подкрепление водонепроницаемых переборок и закрытий со стороны отсеков, смежных с затопленным отсеком, при:

- полном затоплении отсека;

- значительных выпучинах в полотнах переборок и закрытий;

- наличии трещин в конструкциях, связанных с переборками;

- появлении разошедшихся швов и ослаблении заклепок.

10.14.1 Наиболее важные для обеспечения непотопляемости судна водонепроницаемые закрытия должны, если возможно, иметь заранее подогнанные и пронумерованные подпоры, закрепленные вблизи от этих закрытий.

10.14.2 При подкреплении водонепроницаемых переборок и закрытий следует руководствоваться следующими основными положениями:

а) опорные места должны выбираться на наборе корпуса судна;

б) для исключения возможности нарушения водонепроницаемости или ослабления прочности переборок и закрытий запрещается выправлять имеющиеся у них остаточные деформации с помощью упоров или домкратов;

в) за подкрепленными переборками или закрытиями должно быть установлено наблюдение.

10.15 Обеспечение общей прочности корпуса аварийного судна

Для уменьшения напряжений в корпусе аварийного судна необходимо руководствоваться следующими положениями:

а) при значительных разрушениях корпуса в средней части судна необходимо ограничивать затопление отсеков в этом районе для целей спрямления судна;

б) для предупреждения дальнейшего распространения трещин необходимо на концах этих трещин просверлить отверстия диаметром до 15 мм;

в) должны приниматься меры по временному восстановлению разрушенных или поврежденных связей;

г) за разрушенными и поврежденными связями корпуса, особенно при плавании в тяжелых условиях, должно быть установлено наблюдение.

10.16 Восстановление остойчивости и спрямление аварийного судна

10.16.1 До проведения мероприятий по восстановлению остойчивости и спрямлению аварийного судна необходимо установить:

а) район повреждения, число и расположение затопленных отсеков, особенно отсеков с большими свободными поверхностями воды;

б) характер и величину изменения остойчивости судна;

в) посадку судна и минимальную высоту его надводного борта;

г) количество воды, принятое внутрь судна, и оставшийся запас его плавучести;

д) наличие сдвига, перетекания и пересыпания грузов на поврежденный борт;

е) наличие пробоин и повреждений конструкций судна (обшивка, переборки и т.д.) и расстояние их от действующей ватерлинии судна.

10.16.2 Восстановление остойчивости и спрямление аварийного судна должны производиться только с помощью таких мероприятий, которые можно приостановить в любой момент. При проведении этих мероприятий должны быть установлены допустимые пределы снижения запаса плавучести.

10.16.3 Мероприятия по восстановлению остойчивости и спрямлению аварийного судна должны проводиться таким образом, чтобы они не ухудшали его остойчивости. Рекомендуется проводить мероприятия в следующей последовательности:

а) принятие мер по прекращению сдвига, перетеканию или пересыпанию грузов на поврежденный борт;

б) удаление воды за борт из помещений, расположенных выше действующей ватерлинии, начиная с больших отсеков или, как исключение, спуск ее в нижерасположенные помещения;

в) удаление за борт фильтрационной воды из отсеков, смежных с затопленным отсеком;

г) осушение отсеков после заделки пробоин и прекращения поступления забортной воды;

д) перекачка жидких грузов в днищевые отсеки (танки, цистерны);

е) удаление за борт или перемещение вниз высокорасположенных твердых грузов, балластировка или осушение отсеков для спрямления аварийного судна.

10.16.4 При невозможности определить фактическую величину начальной остойчивости аварийного судна расчетным путем до проведения мероприятий по восстановлению его остойчивости и спрямлению остойчивость следует считать недостаточной, если:

а) при перекладке руля на борт судно на ходу переваливается с борта на борт и не выпрямляется при перекладке руля в положение "прямо";

б) судно, имевшее постоянный крен на один борт, внезапно перевалилось и получило постоянный крен на другой борт;

в) частично затоплены большие и широкие помещения, расположенные на палубах, платформах и втором дне;

г) имеется большое количество фильтрационной воды в отсеках судна при пустых днищевых танках;

д) при симметричном относительно диаметральной плоскости (ДП) затоплении отсеков крен аварийного судна превышает 5°.

10.16.5 Перекачка жидких грузов из междудонных отсеков в бортовые разрешается только при достаточной начальной остойчивости аварийного судна. Жидкие грузы должны перекачиваться по возможности симметрично относительно ДП из отсеков большей вместимости в отсеки меньшей вместимости до полного их заполнения без воздушных подушек.

10.16.6 Удаление грузов за борт для повышения остойчивости, спрямления и увеличения запаса плавучести аварийного судна может быть произведено только в случаях, если нет другой возможности предотвратить гибель судна.

10.16.7 Во время спрямления аварийного судна для уменьшения крена следует выбирать отсеки, наиболее удаленные от диаметральной плоскости, а для уменьшения дифферента - отсеки, наиболее удаленные от миделя. При этом необходимо выбирать, в первую очередь, днищевые отсеки.

10.16.8 Поперечное спрямление аварийного судна должно прекращаться во всех случаях при уменьшении крена до 5° для исключения возможности переваливания судна на другой борт.

10.16.9 Продольное спрямление аварийного судна должно производиться только в исключительных случаях для обеспечения хода и управляемости, когда:

а) дифферент непрерывно возрастает и имеется опасность погружения открытых частей палубы в воду и гибели судна;

б) создается угроза оголения винтов и рулей.

10.16.10 При продольном спрямлении аварийного судна:

а) нельзя допускать увеличения его крена;

б) следует учитывать продольную прочность корпуса судна.

10.16.11 После спрямления аварийного судна необходимо учесть общее количество принятой воды и оценить оставшийся запас плавучести. Если после спрямления аварийного судна имеется возможность дальнейшего повышения его остойчивости, должны быть приняты меры по дальнейшему их восстановлению.

10.16.12 В случае ухудшения остойчивости судна следует прежде всего выяснить причины ухудшения остойчивости, а затем принять меры, устраняющие ее.

10.17 Борьба экипажа с пожарами

10.17.1 Борьба экипажа с пожарами на судне должна заключаться в следующих действиях членов экипажа:

а) в обнаружении и выявлении места, размера и характера пожара;

б) в установлении наличия и эвакуации людей из помещений, охваченных пожаром;

в) в ограничении распространения пожара по судну;

г) в предупреждении возможных взрывов при пожаре;

д) в борьбе с огнем и ликвидации последствий пожара.

10.17.2 Предотвращение распространения огня и его ликвидация обеспечиваются:

а) быстрой герметизацией судна;

б) незамедлительным применением и эффективным использованием первичных средств пожаротушения;

в) активным вводом на решающем направлении членов аварийной партии с пожарными стволами и их умелыми действиями;

г) бесперебойной подачей огнетушащих средств и маневрированием водяными и пенными стволами;

д) вскрытием конструкций для создания противопожарных разрывов путем разборки горючих материалов.

10.17.3 По общесудовой тревоге согласно расписанию по судовым тревогам необходимо:

а) провести полную или частичную герметизацию корпуса и надстроек, задраить все люки, двери, горловины, иллюминаторы и вентиляционные закрытия;

б) привести все стационарные системы пожаротушения и предметы противопожарного снабжения судна в полную готовность к немедленному действию, при этом количество одновременно действующих пожарных кранов должно выбираться таким образом, чтобы не снижалось давление воды в пожарной системе;

в) установить фактическое положение дел в районе пожара и одновременно приступить к его тушению;

г) принять меры по предотвращению распространения пожара и задымления смежных помещений;

д) немедленно спустить в воду шлюпки, оказавшиеся под угрозой огня.

10.17.4 При разведке района пожара устанавливаются:

а) место и размеры пожара;

б) наличие людей в горящих помещениях;

в) тип горящих материалов (что горит);

г) пути распространения пожара по судну;

д) опасность пожара для смежных помещений и людей;

е) условия, усложняющие или облегчающие борьбу с пожаром.

10.17.5 До начала тушения пожара в любом помещении должно быть произведено отключение электроэнергии.

Электрическое напряжение с главного и других распределительных электрощитов следует снимать только в том случае, когда возникает прямая угроза короткого замыкания и появления более тяжелой аварии.

10.17.6 Для предотвращения взрывов горючих газов или паров в закрытых объемах, которые могут выделяться в случае возгорания жидкого топлива в судовых помещениях, при ведении борьбы с пожаром необходимо:

а) принять меры по ограничению распространения газов и паров в другие помещения судна;

б) отключить электрические сети в зоне скопления горючих газов и паров;

в) снизить взрывоопасную концентрацию газов и паров путем усиления вентилирования отсека, заполнения его воздушно-механической пеной, углекислотой и инертными газами.

10.17.7 При распространении взрывоопасных (огнеопасных) газов (паров) по судну во избежание взрыва, пожара или поражения людей необходимо:

а) ликвидировать все источники открытого огня;

б) прекратить все грузовые операции;

в) вывести, если возможно, судно на курс, обеспечивающий безопасность членов экипажа и пассажиров от поражения газами.

10.17.8 Тушение пожаров базируется на принятии следующих основных мер:

а) прекращение доступа горючего вещества в очаг пожара;

б) изоляция очага пожара от доступа воздуха;

в) охлаждение горючего вещества до температуры потухания.

10.17.9 Тушения пожаров рекомендуется производить следующими способами:

а) воздействие на поверхность горящих материалов охлаждающими огнетушащими средствами;

б) создание в зоне горения или вокруг нее негорючей газовой или паровой среды;

в) создание между зоной горения и горючим материалом или воздухом изолирующего слоя из огнетушащих средств.

10.17.10 При выборе наиболее эффективного огнегасительного средства для тушения пожара следует учитывать:

а) безопасность людей, место возникновения пожара;

б) что горит, куда распространяется пожар;

в) что находится в соседних помещениях;

г) наличие на судне тех или иных огнегасительных средств и реальные возможности их использования.

10.17.11 Следует различать следующие огнегасительные средства:

а) разбавляющие реагирующие вещества в зоне горения (водяной пар, углекислый газ, азот и другие инертные газы и составы газотушения);

б) средства изоляции (химическая, воздушно-механическая и высокократная воздушно-механическая пена, огнетушащие порошки, негорючие сыпучие вещества, листовые материалы и др.);

в) средства охлаждения (вода компактная и распыленная, растворы с преимущественным содержанием воды, углекислота - твердый диоксид углерода);

10.17.12 Огнегасительные средства для тушения пожаров опасных грузов, перевозимых на судне, должны выбираться в соответствии с требованиями правил перевозки этих грузов. Запрещенные, рекомендуемые и наиболее эффективные огнегасительные средства и правила их использования должны быть доведены до всех членов экипажа, связанных с перевозкой опасного груза, до приема последнего на судно.

10.17.13 Для тушения судовых пожаров следует использовать следующие огнегасительные средства:

а) вода - для тушения пожаров большинства твердых, жидких и газообразных веществ, за исключением горящих металлов (алюминий, цинк, магний, натрий, калий, кальций и др.), находящегося под током электрооборудования, а также карбида, негашеной извести и т.п.

При тушении пожаров, произошедших в результате воспламенения угля, древесины и особенно волокнистых материалов, наибольший эффект достигается при прибавлении к воде смачивателей.

Тушение взрывчатых веществ (термита и др.) можно производить только водой.

Вода распыленная может применяться для тушения нефтепродуктов.

Способ тушения пожара путем затопления помещений водой следует применять как крайнюю меру и только после того, как использованы все другие возможности и средства пожаротушения;

б) пена - при тушении горящих вертикальных поверхностей должна подаваться в верхнюю часть очага пожара. Одновременно тушение пожара пеной и водой не рекомендуется, так как вода будет разрушать пену;

в) углекислый газ - для тушения пожара в различных помещениях путем подачи по специальным трубопроводам, а также из установок местного назначения и переносных огнетушителей.

Помещение, заполненное углекислым газом, не должно вскрываться раньше чем через 2 ч после запуска в него углекислого газа, а в отдельных случаях - до захода в ближайший порт. Переборки этого помещения должны в случае необходимости охлаждаться из соседних помещений. При вскрытии помещения возможно возобновление горения вследствие притока свежего воздуха, а поэтому должны быть подготовлены средства пожаротушения;

г) химическое жидкостное тушение из стационарных установок применяется путем подачи в закрытые охраняемые помещения по специальным трубопроводам. Применяемые фреон и бромэтиловые составы СЖ-Б, "3, 5" более эффективны по сравнению с углекислым газом;

д) углекислота - для большинства горючих веществ, горящего и находящегося под током электрооборудования и горящего металла (алюминий, цинк, натрий, калий, кальций и др.). Углекислота неэлектропроводна и не портит грузы при контакте с ними.

Тушению углекислотой не поддается ряд веществ, способных гореть в инертной среде (хлопок, кинолента и др.);

е) кошма, асбестовые и парусиновые покрывала, песок, тертый шифер или асбест - для ликвидации небольших очагов возгорания.

10.17.14 Перед пуском стационарных систем пожаротушения (паротушение, углекислотное, жидкостное тушение, тушение инертными газами и т.п.) должны быть выполнены следующие действия:

а) подан аварийный сигнал в помещение о запуске системы;

б) остановлены механизмы;

в) выведены из помещения все люди;

г) произведена полная герметизация помещения;

д) при применении воздушно-механической пены средней и высокой кратности оставлены отверстия для выхода газообразных веществ.

10.17.15 Для предотвращения возможности повторного возгорания в помещении после применения средств объемного пожаротушения его вентилирование следует производить не ранее чем через 1 ч после окончания тушения пожара и вентилировать до полного удаления запаха, но не менее 30 мин.

До окончания вентилирования входить в помещение запрещается. В исключительных случаях входить в помещение, где проводилось тушение пожара средствами объемного пожаротушения, разрешается только с предохранительным тросом, в изолирующих аппаратах, при температуре в помещении менее 60 °C.

Сухогрузные трюмы, где тушение пожара производилось с помощью стационарных углекислотных установок, вскрывают для вентиляции только с приходом судна в порт.

10.17.16 При вскрытии задраенных на время тушения пожара закрытий (дверей, люков, горловин) для вентилирования помещений должны быть приняты меры, исключающие попадание продуктов горения в другие помещения. После ликвидации пожара и вентилирования помещений необходимо тщательно осмотреть их и смежные с ними помещения.

10.17.17 В помещениях, заполненных газами или паром, все работы должны проводиться в соответствующем снаряжении.

10.17.18 При наличии пострадавших должна быть обеспечена их эвакуация в безопасное место для оказания им первой медицинской помощи.

10.17.19 При тушении пожара в загруженном трюме должны быть приняты следующие меры:

а) немедленно прекращены грузовые операции;

б) выполнены мероприятия, регламентированные правилами перевозок грузов, находящихся в трюме и в смежных с ним помещениях;

в) произведена полная герметизация трюма или полное раскрытие его исходя из свойств груза и правил его перевозки;

г) включена стационарная система объемного пожаротушения, предусмотренного для данного трюма;

д) усилено наблюдение за переборками и другими конструкциями смежных помещений, при необходимости произведено их охлаждение забортной водой;

е) при необходимости разгружены смежные трюмы, не охваченные пожаром.

10.17.20 В особо тяжелых случаях пожара в загруженном трюме следует затопить трюм. При этом должно быть учтены:

а) влияние принимаемой воды на остойчивость и запас плавучести судна;

б) возможность всплытия горящего груза под палубу;

в) увеличение объема некоторых грузов, что особенно опасно при горении зерновых грузов.

10.17.21 Также при тушении пожара в загруженных трюмах следует учитывать следующие положения:

а) при тушении химикалиев необходим постоянный контроль за людьми во избежание отравления газами;

б) при обследовании соседних помещений следует учитывать возможность проникновения в них ядовитых и отравляющих газов;

в) при тушении пожара водой отсутствие примесей пара в дыму показывает, что вода не достигла очага огня.

10.17.22 При пожаре в грузовых танках, используемых для перевозки нефтепродуктов, должны быть приняты следующие меры:

а) немедленно прекращены грузовые операции, дегазация и очистка танков, закрыты клапаны трубопроводов, а при необходимости отсоединены береговые шланги;

б) произведена полная герметизация танков - закрыты все горловины, смотровые лючки и прочие отверстия танков;

в) немедленно включена стационарная система пожаротушения, предусмотренная для горящего танка и смежных с ним отсеков. При отсутствии стационарной системы пожаротушения необходимо заполнить смежные отсеки обычными огнегасительными средствами пожаротушения;

г) установлено наблюдение за переборками и другими конструкциями, при необходимости должно производиться их охлаждение забортной водой.

10.17.23 Для тушения пожара частично заполненных танков можно подавать в них воду для поднятия уровня горящих жидкостей в целях уменьшения их поверхностей, одновременно проводя охлаждение соседних танков.

10.17.24 При пожаре в помещениях грузовых насосов необходимо:

а) немедленно прекратить грузовые операции, дегазацию и очистку танков, закрыть клапаны трубопроводов, а при необходимости отсоединить береговые шланги;

б) вывести из действия механизмы в помещении грузовых насосов и отключить их электропитание;

в) произвести полную герметизацию помещения, закрыть все отверстия и выключить вентиляцию;

г) включить стационарную систему пожаротушения помещения грузовых насосов;

д) установить наблюдение за переборками и конструкциями смежных помещений и при необходимости произвести их охлаждение забортной водой.

10.17.25 Для тушения небольших пожаров в помещении грузовых насосов могут быть использованы местные и переносные пенные углекислотные установки и огнетушители.

10.17.26 При пожаре в машинных помещениях необходимо:

а) остановить главный двигатель, если позволяет обстановка, и ненужные для жизнеобеспечения судна и борьбы с огнем механизмы, выключить вентиляцию, обесточить районы пожара, произвести необходимую герметизацию (обеспечив выпуск дыма в атмосферу);

б) при использовании воды для тушения пожара необходимо подавать воду на очаг пожара через распылительную насадку;

в) принять меры по удалению воды, скапливающейся при тушении пожара;

г) следить, чтобы плавающее на поверхности воды топливо не касалось нагретых частей механизмов.

10.17.27 При пожаре под сланями машинного отделения необходимо использовать предназначенные для этой цели стационарные системы пожаротушения.

10.17.28 Для обеспечения безопасности прохода через помещения с высокой температурой и очагами огня должны применяться распылительные насадки на пожарных стволах для охлаждения помещения и для защиты людей.

10.17.29 Если при тушении пожара в машинном отделении все средства борьбы с огнем использованы и ликвидировать пожар не удалось, то следует использовать объемные системы пожаротушения.

Одновременно с тушением пожара в машинном помещении необходимо вести наблюдение за всеми соседними помещениями, охлаждая водой смежные переборки и конструкции, принять меры по предотвращению взрыва топлива в танках, находящихся в машинном помещении, путем заполнения их паром или инертными газами и охлаждения наружных поверхностей этих танков, а также принять меры, предотвращающие взрыв воздушных баллонов.

10.17.30 При горении топлива у борта судна необходимо:

а) вывести судно из опасного района, если возможно против ветра и течения, отгоняя водяными струями топливо от бортов;

б) применять пенотушение для покрытия поверхности воды в угрожаемых судну местах;

в) охлаждать корпус судна и прилегающие причалы водяными струями.

10.17.31 Для отгона горящего на воде топлива от борта следует подать водяные струи под углом 30° - 40° к поверхности воды по границам горящей жидкости.

10.17.32 Для тушения пожаров в жилых и служебных помещениях в основном следует применять систему водотушения (пожарные отводы, обеспечивающие компактную и распыленную струю, спринклеры и т.п.), а при необходимости и пенотушение. Для тушения пожаров в труднодоступных помещениях судна, где нет людей, можно использовать пар, углекислоту и бромэтиловые составы. Использование паротушения, жидкостного тушения и газотушения в жилых и служебных помещениях, где могут находиться люди, запрещается.

10.17.33 При пожаре в каютах в целях предотвращения усиления горения и распространения пожара рекомендуется не открывать двери, а пожарные стволы подавать в иллюминаторы или через специально проделанные отверстия в каютных дверях или переборках.

10.17.34 При тушении пожара в жилых и служебных помещениях необходимо отключить вентиляцию и наносить главные удары по путям распространения огня (пустоты между переборками, подволоками, палубами и обшивкой изоляции, вентиляционные каналы и т.п.). При необходимости начать охлаждение переборок смежных помещений, используя распыленную воду.

10.17.35 Одновременно с ведением борьбы с пожаром произвести эвакуацию людей из помещений, расположенных в районе пожара (начиная с кают, находящихся на той же палубе и на том же борту, где находится горящее помещение) в соответствии с судовой схемой путей эвакуации, организовать поиск людей в задымленных помещениях.

10.17.36 Для тушения пожаров на открытых палубах и надстройках необходимо:

а) насколько возможно развернуть судно таким образом, чтобы огонь относило в сторону от наиболее опасных грузов и материалов, находящихся на судне;

б) подавать на очаг пожара наибольшее количество компактных струй воды с наветренного борта или другие, наиболее эффективные для горящего груза (материалов) огнегасительные средства;

в) вести наблюдение и охлаждать водой соседние помещения, конструкции и грузы.

10.17.37 При горении находящегося под током электро- и радиооборудования необходимо немедленно обесточить его и приступить к тушению с помощью имеющихся огнегасительных средств.

В случае невозможности обесточивания электро- и радиооборудования при тушении применять углекислотные огнетушители.

10.17.38 Во избежание порчи электро- и радиооборудования тушить его следует по возможности углекислотой или воздушно-механической пеной, а при их отсутствии - водой или химической пеной. При этом следует иметь в виду следующее:

а) углекислота не влияет на сопротивление изоляции электрооборудования и радиооборудования;

б) воздушно-механическая пена снижает сопротивление изоляции, поэтому после ее применения электрооборудование и радиооборудование требуют просушки;

в) при применении воды или химической пены электро- и радиооборудование может быть выведено из строя на длительный срок.

10.17.39 Экипажем должны быть заранее отработаны различные варианты использования энергетических средств в аварийных случаях, а также действия по ликвидации основных возможных повреждений энергетических средств судна, к которым относятся: выход из строя котельных установок, систем питания котлов водой или топливом, главных машин и валопроводов, вспомогательных механизмов, рулевого устройства; повреждения магистралей (паровых, топливных, сушильных и т.п.), пожарных и других насосов, систем охлаждения, электрогенераторов и электрических распределительных щитов. Все повреждения должны быть ликвидированы.

10.17.40 При авариях, связанных с затоплением помещений электростанций или пожарами в них, подача электроэнергии не должна прекращаться до последней возможности.

Напряжение с распределительных щитов следует снимать лишь тогда, когда затопление или пожар могут вызвать короткое замыкание.

10.17.41 В случае выхода из строя одной электростанции, одного или нескольких судовых генераторов неисправные должны быть отключены. При повреждении электроэнергетических установок, когда оставшиеся в строю генераторы не могут полностью обеспечить потребность судна в электроэнергии, потребители обеспечиваются питанием в зависимости от того, к какой из нижеперечисленных групп они относятся:

а) первая группа - потребители, обеспечивающие работу навигационной аппаратуры и средств связи;

б) вторая группа - потребители, действие которых влияет на жизнедеятельность судна, на поддержание хода и управляемость, но кратковременное прекращение работы которых не угрожает безопасности судна и не выводят из строя всю схему канализации тока;

в) третья группа - все остальные потребители.

10.17.42 При непосредственной угрозе аварии механизма или опасности для жизни людей главный двигатель или любой другой механизм может быть остановлен. В тех случаях, когда остановка механизмов или систем влечет за собой изменение режима движения судна, отключение их может быть произведено только с разрешения вахтенного начальника.

10.18 Борьба экипажа с радиоактивным, химическим или биологическим заражениями

10.18.1 При нахождении судна в районах вероятного радиоактивного, химического или биологического заражения должно быть организовано непрерывное радиационное, химическое и биологическое наблюдение, осуществляемое постами зрительного наблюдения, снабженными необходимыми приборами в соответствии с действующими нормами снабжения.

Все судовые приборы радиационного и химического наблюдения и разведки должны находиться в ведении лиц командного состава и находиться в постоянной готовности к немедленному применению.

10.18.2 При возникновении опасности радиоактивного, химического или биологического заражения необходимо:

а) объявить общесудовую тревогу;

б) усилить радиационное и химическое наблюдение путем выставления специального поста (постов) радиационной и химической разведки;

в) проверить готовность к немедленному использованию всех средств защиты судна, пассажиров и экипажа (фильтровентиляционные установки, средства индивидуальной защиты, средства дегазации, дезактивации и дезинфекции, системы обмыва наружных поверхностей судна и пр.), а также стационарных систем живучести, аварийного и противопожарного снабжения;

г) привести в готовность посты санитарной обработки и пункты коллективной защиты;

д) обеспечить закрытие помещений, оставив необходимое число выходов на открытые палубы;

е) обеспечить защиту танков (цистерн) пресной воды и помещений провизионных кладовых;

ж) обеспечить зачехление механизмов и приборов, расположенных на открытых палубах;

и) уменьшить до минимально допустимого уровня число работающих вспомогательных механизмов и подготовить главные двигатели к развитию максимально возможного хода.

10.18.3. При непосредственной угрозе или обнаружении радиоактивного заражения должна быть объявлена "Радиационная опасность", при угрозе или обнаружении химического или биологического заражения - "Химическая опасность". При этом необходимо:

а) произвести радиационную, химическую и биологическую разведку;

б) оценить радиационную (химическую или биологическую) обстановку;

в) принять все меры для быстрейшего выхода судна из опасной зоны;

г) произвести герметизацию судна применительно к радиационной или химической опасности;

д) в случае необходимости произвести частичную дезактивацию (дегазацию или дезинфекцию) судна;

е) использовать все имеющиеся на судне средства для коллективной и индивидуальной защиты пассажиров и экипажа от отравляющих, радиоактивных веществ и биологических средств;

ж) укрыть пассажиров и свободных от вахты членов экипажа в пунктах коллективной защиты или в наиболее защищенных помещениях;

и) установить время пребывания членов экипажа на участках, зараженных радиоактивными, отравляющими веществами или биологическими средствами и организовать дозиметрический контроль, предусматривающий определение доз радиоактивного облучения пассажиров и экипажа и степени заражения радиоактивными веществами людей, технических средств, продовольствия, воды и других объектов;

к) включить систему водяной защиты, а там, где ее нет, использовать все возможные системы и средства для обильного скатывания водой наружных поверхностей судна;

л) выключить обиходную вентиляцию.

10.18.4 После выхода судна из опасной зоны необходимо выполнить следующие мероприятия:

а) произвести радиационную, химическую или биологическую разведку;

б) произвести полную дезактивацию, дегазацию или дезинфекцию судна;

в) оказать медицинскую помощь пострадавшим;

г) провести полную санитарную обработку пассажиров и экипажа;

д) произвести дозиметрический контроль.

10.18.5 Удаление зараженной воды, попавшей внутрь судна, следует производить одной водоотливной системой или ее отдельными участками, не допуская при этом заражения других помещений и систем. В случае угрозы затопления судна используются все водоотливные средства судна независимо от заражения средствами массового поражения.

10.18.6 Для тушения пожаров, в случаях заражения забортной воды средствами массового поражения, в первую очередь, следует применять судовые пожаротушительные средства, действие которых не связано с забортной водой (огнетушители, пеногенераторы, воздушно-механические пены, систему жидкостного тушения, систему паротушения и др.)

Если этих средств окажется недостаточно, необходимо применять для тушения пожара и забортную воду независимо от степени ее заражения, однако воду от насоса к месту пожара следует подавать по кратчайшему пути.

10.19 Действия экипажа по спасению людей, находящихся в воде, и по оказанию им первой помощи

10.19.1 Подготовка экипажа судна к спасению человека, находящегося в воде, должна начинаться с занятий с последующим проведением показательных учебных тревог "Человек за бортом" с фактическим спуском спасательной шлюпки на воду, установлением связи судно - шлюпка, управлением шлюпкой с судна в светлое и темное время суток.

10.19.2 При отработке практических навыков по спасению человека, упавшего за борт, особое внимание следует обращать:

а) на первичные действия лица, обнаружившего упавшего за борт, и вахтенного начальника;

б) на подход к человеку на шлюпке, подъем в шлюпку, оказание первой помощи и передачу его на судно;

в) на отработку технологии связи судна со шлюпкой, в том числе с помощью шлюпочной радиостанции;

г) на обучение судоводительского состава и отработку с ним видов маневрирования применительно к своему судну в различных условиях плавания (на реках, каналах, озерах и море): разворот на обратный курс, остановка судна, подход на малом судне непосредственно к утопающему и т.д.;

д) схемы маневрирования должны быть вывешены в ходовой рубке по форме, устанавливаемой Наставлением по штурманской службе на судах МРФ РСФСР;

е) отработку с судоводительским составом судов, выходящих в морское и прибрежное плавание, порядка ведения радиотелефонных переговоров с самолетами (вертолетами), занятыми поиском и указанием плавучим средствам направления на летательный аппарат, судно или отдельное лицо, терпящие бедствие на воде.

10.19.3 При нахождении судна в рейсе дежурная шлюпка, а при ее отсутствии одна из спасательных шлюпок, должна быть не более чем в пятиминутной готовности к спуску для использования по тревоге "Человек за бортом". На пассажирских судах валовой вместимостью 500 рег. т и более должно быть в готовности не менее чем по одной спасательной шлюпке на каждом борту.

10.19.4 При обнаружении человека за бортом необходимо:

а) переложить руль в сторону упавшего за борт человека;

б) сбросить в воду спасательный круг со светодымящимся буйком;

в) объявить тревогу "Человек за бортом" и номер шлюпки, которую необходимо готовить к спуску;

г) включить РЛС;

д) выставить наблюдателя с биноклем;

е) начать маневрирование в целях подхода к человеку, находящемуся в воде.

В узкостях, если позволяет обстановка, руль перекладывается в сторону упавшего за борт человека, стопорится машина.

10.19.5 В состав экипажа спасательной шлюпки должен быть включен судовой врач или лицо, умеющее оказывать первую медицинскую помощь.

10.19.6 Команда шлюпки, а также все, участвующие в подготовке и спуске шлюпки, должны быть в спасательных жилетах (нагрудниках).

10.19.7 Направление на терпящего бедствие человека указывается наблюдателем или по радио, или с помощью флажков днем, или трехцветного фонаря ночью (белые длинные проблески означают, что курс шлюпки верен, зеленые - шлюпке держать правее, красные - шлюпке держать левее). Для указания нужного направления движения спасательной шлюпки в темное время можно использовать также прожектор.

10.19.8 Поиск людей, оказавшихся в воде, ведется до тех пор, пока есть надежда на их спасение.

10.19.9 Если погодные условия не позволяют произвести спуск шлюпки, судно должно зайти с наветренной стороны относительно человека, находящегося в воде, и лечь в дрейф. С борта необходимо спустить до воды шторм-трапы и (или) грузовую сетку из растительных или синтетических тросов, приготовить спасательные круги, подвязанные к прочным линям. Спасательный круг в случае необходимости используется для подведения спасаемого к шторм-трапу или сетке. Если человек не в состоянии самостоятельно подняться на борт, ему необходимо оказать в этом помощь.

10.19.10 Поднятого из воды человека следует доставить в теплое помещение, раздеть быстро и осторожно, принять, если необходимо, меры для оживления (очищение рта, освобождение легких от воды, искусственное дыхание, наружный массаж сердца), согреть одним из известных способов, обеспечить постельный режим на срок не менее 24 ч, давая успокаивающие и общеукрепляющие средства, горячее питье и высококалорийное питание.

10.19.11 При оказании первой помощи лицам, имеющим сильное переохлаждение, следует помнить, что нельзя для согревания применять алкоголь, вредно в теплом помещении только укутать пострадавшего в одеяло и не обеспечивать его дополнительными источниками тепла (грелками); опасным может оказаться местный нагрев отдельных частей тела; бесполезен массаж тела без одновременного его согревания.

10.20 Действия экипажа при оставлении судна и обеспечении выживаемости людей

10.20.1 Когда судну угрожает гибель и ему требуется немедленная помощь, должны подаваться установленные сигналы бедствия, в том числе по радио с указанием времени и характера бедствия, местонахождения судна и необходимой помощи.

10.20.2 Четкость организации оставления судна определяется правильностью принятой схемы эвакуации людей, знанием экипажем обязанностей по шлюпочной тревоге и умением их выполнять, слаженностью действий экипажа и пассажиров, готовностью спасательных средств к использованию.

10.20.3 Все члены экипажа должны быть ознакомлены с приемами личного выживания в различных условиях и должны получить практические навыки по правильному надеванию спасательного жилета, прыжкам в воду и плаванию в спасательном жилете, умению держаться на воде без спасательного жилета, посадке на спасательный плот в спасательном жилете с судна и из воды, оказанию помощи в посадке на спасательное средство, эксплуатации оборудования спасательных средств (включая эксплуатацию переносного оборудования), постановке плавучего якоря.

10.20.4 Подготовка каждого члена экипажа к использованию спасательных средств должна включать изучение принципов выживания после оставления судна, а также привитие практических навыков по следующим операциям:

а) выполнению членами экипажа своих обязанностей во время шлюпочной тревоги;

б) подготовке и спуску на воду спасательных шлюпок, хождению на них под веслами, а также использованию других средств движения;

в) использованию других коллективных спасательных средств;

г) правилам поведения при нахождении в спасательной шлюпке или на плоту;

д) использованию индивидуальных спасательных средств;

е) использованию забортных шторм-трапов, запуску двигателей на моторных шлюпках и применению различного оборудования и снабжения спасательных средств, включая средства сигнализации и радиосвязи.

10.20.5 Пассажиры должны быть проинструктированы об их действиях во время тревог. При этом следует обратить особое внимание:

а) на места расположения и содержание каютных карточек, схем, рисунков и инструкций;

б) на систему оповещения по тревогам - сигналы тревог;

в) на пути эвакуации, места сбора и действия пассажиров по тревогам;

г) на необходимость быть одетым при оставлении судна в удобную, соответствующую сезону, одежду;

д) на правильное надевание спасательных жилетов и использование спасательных кругов;

е) на соблюдение порядка на трапах и в проходах;

ж) на необходимость использования шторм-трапов для посадки в шлюпки и нецелесообразность прыжков за борт (особенно без спасательного жилета);

и) на очередность посадки пассажиров в шлюпки (дети, больные, женщины, престарелые);

к) на обязанности членов экипажа по оказанию помощи пассажирам при оставлении судна;

л) на правила поведения в шлюпках.

10.20.6 Маршруты эвакуации должны быть обозначены знаками-указателями. Запрещается загромождать проходы и запирать двери на путях эвакуации.

10.20.7 Организация эвакуации пассажиров в зависимости от конструктивных особенностей судна (внутреннего расположения помещения) и штатной численности пассажирской службы экипажа может осуществляться:

а) непосредственным сопровождением пассажиров в шлюпки бортпроводниками (при сложном расположении внутренних помещений);

б) сопровождением пассажиров до первого регулировщика, который указывает дальнейший путь движения. Основной принцип схемы расстановки регулировщиков на судне состоит в том, чтобы пассажир, куда бы он ни пошел, в нос судна или на корму, встретил бы регулировщика на любой палубе. В обязанности регулировщика входит регулирование перемещения пассажиров в нужном направлении к спасательным средствам, обеспечение их безостановочного выхода к спасательным средствам, исключение возможностей образования толпы, заторов, пробок.

10.20.8 Судно оставляется экипажем и пассажирами по сигналу шлюпочной тревоги, при которой экипаж должен:

а) проверить расстановку бортпроводников, регулировщиков, доставку в спасательные средства дополнительного снабжения (продовольствия, воды, одеял и т.д.);

б) сделать объявление по судовой трансляции о подготовке пассажиров к оставлению судна, о том, какие предметы разрешается брать с собой и какие брать категорически запрещается;

в) при возникновении необходимости оказать помощь пассажирам при надевании спасательных жилетов;

г) проверить, чтобы все каюты были открыты и все члены экипажа и пассажиры покинули помещения;

д) произвести спуск шлюпок так быстро, как это возможно, при возможности приспустить их до палубы, с которой в соответствии с конструктивными особенностями судна производится посадка пассажиров и экипажа;

е) сбросить спасательные плоты.

10.20.9 В первую очередь производится посадка в шлюпки детей, больных, женщин и престарелых. Для страховки их от падения используются выброски, растительные (синтетические) тросы, лини. Затем производится посадка остальных пассажиров и членов экипажа для управления шлюпкой (плотом) в соответствии с расписанием по шлюпочной тревоге.

10.20.10 Для спасения людей при покидании судна экипаж должен:

а) маневрировать судном так, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для спуска шлюпок и других спасательных средств;

б) организовать максимально безопасную в данных условиях посадку пассажиров и членов экипажа в спасательные шлюпки и плоты;

в) помнить, что несвоевременное оставление судна может явиться причиной гибели людей.

Последним оставляет судно капитан.

10.20.11 Закончив посадку в шлюпку (на плот), следует немедленно отойти от судна на безопасное расстояние (1 - 2 кб) в сторону носа судна или кормы, вести наблюдение за судном и водной поверхностью, чтобы при необходимости оказать помощь людям, не успевшим воспользоваться спасательными средствами.

10.20.12 Прыгать в воду при оставлении судна следует только в крайних случаях, когда нет возможности воспользоваться шторм-трапами. В этом случае перед прыжком необходимо надеть спасательный жилет (нагрудник). Прыжок осуществляется ногами вниз, при этом спасающийся охватывает свои плечи перекрещенными на груди руками поверх нагрудника, крепко прижимая и оттягивая его вниз. Спрыгнув в воду надо незамедлительно отплыть от судна в сторону носа судна или кормы, оправить одежду, спасательный нагрудник, нащупать свисток.

Нельзя двигаться в воде для согревания, это приводит к более быстрому переохлаждению организма. Находясь в воде, следует подтянуть скрещенные ноги к животу, а руки прижать к бокам и груди. Если в воде находится несколько человек, необходимо как можно теснее прижаться друг к другу, сохраняя вертикальное положение. Плыть в воде следует только для избежания непосредственной опасности и если есть уверенность в способности достичь коллективного спасательного средства.

Необходимо избегать разлитого на водной поверхности топлива. Если это сделать невозможно, следует попытаться проплыть через него с высоко поднятой головой и закрытым ртом.

10.20.13 Экипаж должен принять все меры для того, чтобы всех людей, находящихся в воде, как можно скорее взять в шлюпку (плот). Если шлюпка переполнена, людей, находящихся в воде, следует удерживать у ее спасательного леера до перераспределения их по другим шлюпкам (плотам).

 

 

 

 

TOC