БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 56024-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Внутренний водный транспорт. Система управления безопасностью судов. Требования к организации обеспечения живучести судна

9. Организация борьбы экипажа за живучесть судна

 

9.1 Организация борьбы за живучесть судна является составной частью повседневной организации службы на судне и направлена на рациональное использование судовой техники и наиболее эффективную деятельность экипажа по сохранению и восстановлению живучести судна при аварийных обстоятельствах.

9.2 На судне составляются инструкции по действиям экипажа по тревогам или расписание по судовым тревогам, действующие на ходу и на стоянке, а также информация для пассажиров (только на пассажирских судах), которые вывешиваются на видных местах в помещениях, наиболее посещаемых соответственно экипажем и пассажирами. Каютные карточки членов экипажа составляются и вывешиваются в каютах экипажа.

9.3 Вся судовая справочная информация и документация, предписанные нормативно-правовыми документами по безопасности и предотвращению загрязнения, должны быть размещены в судовой аварийной папке, включающей в т.ч.:

а) назначение, название, порт приписки и основные технико-эксплуатационные характеристики судна;

б) судовую роль;

в) расписание по судовым тревогам, в том числе расписание по тревогам на стоянках;

г) судовую карточку радиосвязи и другую документацию по организации и технологии установления и поддержания связи с компанией, со всеми службами в аварийных ситуациях, в том числе позывные и средства связи с судами собственно компании;

д) информацию о конструкции судна, включая:

- конструктивный чертеж судна с указанием координат центров основных помещений, номеров шпангоутов и водонепроницаемых переборок, клинкетных дверей, люков, входов, горловин и других, в том числе забортных отверстий;

- схемы балластной, осушительной, водяной противопожарной и перепускной (спускной) систем;

- схемы воздушных измерительных труб;

- схему расположения судовых танков с указанием их названия, емкости, площади и координат центров;

- схему границ водонепроницаемых отсеков для каждой палубы и трюма;

- схему расположения в водонепроницаемых отсеках отверстий и средств их закрытия с указанием расположения органов управления этими средствами;

- схему системы вентиляции, включая расположение постов управления вентиляторами и заслонками и нумерацию вентиляторов, обслуживающих каждую секцию;

е) схемы противопожарной защиты для каждой палубы, включая:

- расположение всех противопожарных постов;

- схемы конструктивной противопожарной защиты, включая расположение пожарных секций выгороженных перекрытиями классов A и B;

- схемы расположения элементов системы сигнализации обнаружения пожара;

- схемы систем пожаротушения, включая спринклерные системы;

- пути доступа к различным отсекам, палубам и т.п.;

ж) схемы устройств для выравнивания крена, вызванного поступлением воды;

и) состав, схемы размещения и инструкции по использованию всех спасательных средств;

к) состав, схемы размещения и инструкции по проверкам и использованию аварийного радиооборудования (аварийные средства связи, аварийные радиобуи, радиолокационные ответчики, автоматические датчики сигналов тревоги);

л) инструкции по применению всех судовых средств и установок тушения и ограничения распространения пожара;

м) информацию по противопожарной защите, обнаружению и тушению пожара.

н) информацию об остойчивости в различных условиях эксплуатации;

о) информацию об аварийной посадке, остойчивости;

п) оперативные планы по борьбе с водой;

р) оперативные планы по борьбе с пожаром;

с) план-схему путей эвакуации экипажа по шлюпочной тревоге для каждой палубы;

т) план-схему эвакуации экипажа при пожаре;

у) план-схему расположения и опись аварийного и противопожарного снабжения;

ф) грузовой план и сведения о грузе. Для опасных грузов - методы тушения и рекомендации по оказанию медицинской помощи;

х) таблицы балластировки с диаграммой изменения осадки носом и кормой;

ц) таблицы влияния свободных поверхностей в балластных танках и грузовых помещениях судна на остойчивость;

ч) таблицы зависимости между уровнем жидкости в каждом балластном танке и его объемом;

ш) наставление (инструкцию) по оставлению судна;

щ) наставление по борьбе за живучесть судов;

ы) положение по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях РФ.

9.4 При возникновении обстоятельств, угрожающих судну, людям или грузу (загорание, пробоина и т.д.), капитан обязан сообщить об этом судовладельцу, а на внутренних водных путях и диспетчеру ближайшего порта (пристани), при необходимости обратиться за помощью к другим судам.

9.5 Основными рабочими документами по организации и ведению борьбы за живучесть судна являются расписание по судовым тревогам, расписание по тревогам на стоянках и каютные карточки членов экипажа, которые составляются на полный состав экипажа.

Лица, не входящие в штат, но постоянно работающие на судне (работники ресторана, турбюро и т.д.), включаются в расписание по судовым тревогам и имеют каютные карточки наравне с членами экипажа.

9.6 Расписания по судовым тревогам (основные и на стоянках) составляются и утверждаются до сдачи судна в эксплуатацию и вывешиваются на видном месте в помещении, наиболее посещаемом экипажем.

9.7 В основном расписании по судовым тревогам должны быть указаны:

а) все виды и сигналы тревог;

б) расположение спасательных средств, аварийного и противопожарного снабжения, а также лица командного состава (по должности), ответственные за их содержание и готовность к немедленному использованию;

в) схема зрительного наблюдения за воздухом и водой.

г) должности всех членов экипажа и лиц, не входящих в штат экипажа, но постоянно работающих на судне. Должностные лица, временно находящиеся на судне (капитаны-наставники, механики-наставники, работники теплотехнических партий и т.д.), в расписание не заносятся;

д) функции: по общему руководству, управлению судном, главными двигателями и механизмами; наблюдению и связи; оказанию медицинской помощи; поддержанию порядка и безопасности (на пассажирских судах);

е) состав и места сбора членов экипажа.

9.8 Кроме этого, в расписание по судовым тревогам заносятся обязанности членов экипажа:

а) по затемнению и герметизации судна;

б) по выключению вентиляции, использованию изолирующих дыхательных аппаратов, разведке, локализации и ликвидации очага(ов) пожара с использованием переносных и стационарных средств и систем, а также обнаружению и выносу из зоны пожара и задымления лиц, пострадавших от пожара;

в) по разведке места поступления воды, использованию водолазного снаряжения, ограничению распространения воды по судну, подкреплению переборок и ликвидации течи путем подводки пластыря, установке щитов и цементных ящиков, использованию водоотливных средств;

г) обязанности по разведке источника загрязнения, локализации и ликвидации разлива нефтепродуктов;

д) по переключению вентиляции, производству специальной герметизации, радиационной и химической разведке, дегазации и дезактивации судна (заносятся только на тех судах, где это предусмотрено программами обучения экипажа);

е) по подготовке и спуску шлюпки, действиям по спасению человека за бортом и оказанию ему медицинской помощи в шлюпке; на малых судах, не имеющих шлюпок, - обязанности по подъему человека из воды непосредственно на борт судна;

ж) по подаче сигналов бедствия, доснабжению коллективных спасательных средств (в том числе радиоаппаратурой), спуску спасательных средств, эвакуации пассажиров и экипажа с проверкой полноты эвакуации, спасению ценностей, вахтенных журналов, судовых и грузовых документов; навигационных карт рейса, обеспечению работы шлюпочных двигателей и радиостанций.

9.9 В каютной карточке для каждого члена экипажа (а также не члена экипажа, но работающего на судне) должны быть указаны:

- сигналы тревог;

- место сбора и обязанности по тревогам;

- номер спасательной шлюпки, за которой он закреплен по шлюпочной тревоге.

Каютная карточка пассажира должна быть дополнена инструкцией по использованию индивидуальными средствами спасения и указанием места их хранения.

9.10 У мест сбора пассажиров и на наиболее видных местах в пассажирских помещениях должны быть вывешены схемы, рисунки и инструкции в целях информации пассажиров относительно:

- путей эвакуации при пожаре;

- путей к местам сбора и спасательным средствам;

- их основных действий при тревогах;

- способа надевания спасательных жилетов.

9.11 На судне должны проводиться тревоги в соответствии с 6.13.

Сигналы тревог дублируются голосом по трансляции с указанием вида тревог: общесудовая, "Человек за бортом", шлюпочная. В случае пробоины, пожара или разлива нефтепродуктов об этом объявляется дополнительно с указанием места. При отсутствии трансляции место пробоины или пожара объявляется любым другим доступным способом.

При выходе из строя звонка громкого боя сигналы тревог подаются судовым свистком, тифоном или сиреной.

Отбой тревоги объявляется голосом по трансляции или любым другим доступным способом.

9.12 Общее руководство действиями экипажа по всем тревогам осуществляется капитаном судна.

По сигналу тревоги члены экипажа, находящиеся на вахте, приступают к исполнению обязанностей по тревоге после прибытия члена экипажа, обязанного заступить на вахту в соответствии с расписанием по судовым тревогам.

9.13 Общесудовая тревога объявляется в случаях:

а) необходимости заблаговременно подготовить судно к предотвращению какой-либо предполагаемой опасности или к встрече с ней (только по указанию капитана);

б) поступления внутрь забортной воды или распространения воды по судну;

в) возникновения на судне взрыва, пожара или обнаружения его признаков - дыма и запаха гари;

г) необходимости защиты судна и экипажа от оружия массового поражения (ОМП), а также при разливе нефтепродуктов и других аварийных обстоятельствах.

9.14 Все члены экипажа, а также лица, не входящие в штат, но постоянно работающие на судне, при объявлении судовых тревог обязаны быстро занять свои места по расписанию, будучи одетыми по сезону с учетом вида тревог, имея при себе спасательные жилеты (нагрудники). Последние надеваются немедленно при объявлении шлюпочной тревоги.

По тревоге "Человек за бортом" спасательные жилеты (нагрудники) надевают только лица, расписанные в спасательной шлюпке, а также готовящие ее к спуску.

TOC