БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 56024-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Внутренний водный транспорт. Система управления безопасностью судов. Требования к организации обеспечения живучести судна

8. Организация обучения персонала

 

8.1 Общие положения

8.1.1 Для достижения должного уровня знаний и натренированности экипажа, обеспечения надлежащей организации, слаженности, точности и быстроты его действий по квалифицированному применению всех средств борьбы за живучесть судна и спасательных средств в сложных аварийных обстоятельствах должна осуществляться подготовка к борьбе за живучесть судна.

8.1.2 Подготовка экипажа к борьбе за живучесть судна должна включать занятия, тренировки и учебные тревоги с максимальным использованием материальной части (плакаты, видео, имущество, инвентарь и т.п.), а также самостоятельную подготовку.

8.1.3 Подготовка к борьбе за живучесть судна обязательна для всего экипажа и должна проводиться по планам, разработанным с учетом типа и особенностей судна, рода перевозимого им груза и района его плавания в комплексе с технической учебой.

8.1.4 Подготовка экипажа к борьбе за живучесть судна должна быть последовательной и включать:

а) изучение устройства судна, судовой техники, в т.ч. стационарных технических средств борьбы за живучесть судна и предметов аварийного и противопожарного снабжения и спасательных средств;

б) изучение предупредительных мероприятий по обеспечению живучести судна;

в) отработку первичных мероприятий по борьбе за живучесть судна;

г) подготовку командного состава к руководству борьбой за живучесть судна и отработку его взаимозаменяемости, отработку связи и взаимодействия с экипажем и отдельными постами;

д) отработку взаимодействия и взаимозаменяемости членов экипажа по борьбе за живучесть судна;

е) изучение и отработку способов оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

ж) знание методов индивидуальной защиты;

и) изучение и отработку обязанностей по всем тревогам.

8.1.5 Отработка организации спасания и борьбы за живучесть является составной частью повседневной службы на судне. Порядок выполнения действий в аварийных ситуациях должен быть изложен в плане действий в аварийных ситуациях. Обязанности всех членов экипажа судна в опасных и аварийных ситуациях должны быть изложены в расписании по судовым тревогам.

Обучение и тренировки на судне рекомендуется совмещать с проверкой состояния надежности и готовности к действию судового оборудования, обеспечивающего безопасность человеческой жизни и судна.

8.1.6 Обучение и тренировки судового и берегового персонала по отработке действий в аварийных ситуациях должны проводиться по программам, разработанным в компании и на судне.

Сроки проведения занятий, учений и тренировок и их периодичность устанавливаются в зависимости от уровня подготовленности экипажа и реальных возможностей.

8.1.7 Обучение и тренировки экипажа проводятся, как правило, командным составом судна по подчиненности.

8.1.8 Обучение персонала должно осуществляться по следующим видам:

а) эксплуатационное;

б) производственно-ознакомительное;

в) сертификационное;

г) прочее, применяемое на всех судах;

д) специальное, применяемое на специфических типах судов.

8.1.9 Эксплуатационное обучение проводится на судне или берегу для повышения знаний и мастерства, квалификации, компетентности и профессиональной подготовленности судового персонала к исполнению своих обязанностей перед назначением на судно или во время пребывания на нем. В процессе функционирования системы управления безопасностью идентифицируются слабо отработанные судовые операции, подлежащие включению в программы эксплуатационного обучения судового персонала.

8.1.10 Производственно-ознакомительное обучение проводится с назначаемым на суда персоналом, который до вступления в должность знакомится со своими обязанностями, с технико-эксплуатационными характеристиками и общим устройством судна, расположением судовых помещений, входов и выходов, в том числе аварийных, с судовыми устройствами, системами и оборудованием, относящимися к его заведованию в нормальных эксплуатационных условиях и аварийных ситуациях.

Производственно-ознакомительное обучение необходимо производить путем:

а) изучения судна, судовой системы управления безопасностью, расписаний по судовым тревогам, внутреннего распорядка, должностных обязанностей и инструкций под руководством непосредственного начальника;

б) предоставления для изучения судна, судовой системы управления безопасностью, расписаний по судовым тревогам, внутреннего распорядка, должностных обязанностей и инструкций специального времени в процессе приема-передачи дел сдающим и принимающим (назначенным на должность) судовым персоналом.

8.1.11 Сертификационное обучение проводится для подготовки и сертификации младшего командного состава.

8.1.12 Прочее обучение проводится на всех судах с основным и стажируемым судовым персоналом.

8.1.13 Специальное обучение проводится с судовым персоналом специфических типов судов.

8.1.14 Обучение может проводиться в форме:

а) занятий;

б) лекций, курсов повышения квалификации;

в) учений и тренировок на тренажерах, специальных стендах и судовых рабочих местах;

г) стажировок под наблюдением и руководством инструкторов и судового командного состава и в качестве дублеров.

8.1.15 В программы обучения судового командного состава включаются занятия и тренировки на сертифицированных тренажерах: тренажере по борьбе за живучесть и технике личного выживания и производственно учебных тренажерах (радиолокационном, механическом, грузовых операций и т.д.).

Успешное завершение занятий на тренажере по борьбе за живучесть и технике личного выживания подтверждается выдачей сертификата.

8.1.16 Обучение берегового персонала может проводиться на:

а) курсах и факультетах повышения квалификации по специальным программам во внешних специализированных учебных центрах (академиях и т.д.);

б) занятиях в компании по специальным программам;

в) стажировках во внешних организациях.

8.1.17 Объем и программы проводимой подготовки персонала зависят от стажа и опыта работы, уровня предыдущей подготовки, и различны для вновь поступающего персонала или персонала, переведенного на новую должность, персонала, вернувшегося из отпуска, а также направляемого на новые суда.

8.1.18 Система обучения и тренировок по спасанию и борьбе за живучесть призвана обеспечить умение каждого члена экипажа:

а) различать сигналы тревог, кратко и четко докладывать обстановку;

б) пользоваться спасательным жилетом и гидротермокостюмом;

в) прыгать в воду и держаться на воде;

г) знать основы выживания на воде;

д) готовить к спуску и спускать спасательную шлюпку, запускать двигатель спасательной шлюпки, отходить от борта судна;

е) спускать и использовать спасательные плоты;

ж) пользоваться аварийными шлюпочными и переносными УКВ-радиостанциями и другим спасательным радиооборудованием;

и) пользоваться снабжением в шлюпке;

к) пользоваться различными спасательными средствами;

л) оказывать первую медицинскую помощь;

м) пользоваться штормтрапами и шкентелем с мусингами;

н) тушить различные виды пожаров, используя различные приемы тушения пожара;

о) использовать изолирующие дыхательные аппараты и снаряжение пожарного;

п) заделывать пробоины.

8.1.19 Кроме того, каждый член экипажа должен получить знания о конструктивных особенностях судна, обязанностях, возлагаемых во время тревог, местах несения вахты.

8.1.20 Командный состав дополнительно должен знать: обязанности своих подчиненных в соответствии с расписанием по судовым тревогам, порядок спуска на воду спасательных шлюпок и плотов и посадки в них людей, способы управления спасательными средствами на воде, способ расчета поступления забортной воды через пробоины и производительность судовых водоотливных средств.

8.1.21 Результаты учений и тренировок, навыки экипажа оцениваются лицами командного состава, отвечающими за подготовку подчиненных. Во время учений командным составом отрабатывается организация руководства подразделениями в различных условиях, вырабатываются навыки руководства. При этом определяются и оцениваются потенциальные возможности судового экипажа, отрабатываются взаимодействие и взаимозаменяемость членов экипажа, коллективные действия по борьбе с пожаром, водой, при эвакуации людей, а также при других потенциально возможных аварийных ситуациях на судне.

8.1.22 При проведении учений вводится условный отказ оборудования и систем. Учения проводятся при любых погодных условиях, в различное время суток.

8.2 Программы обучения и тренировок

8.2.1 "Борьба с пожаром"

8.2.1.1 Программа "Борьба с пожаром" должна предусматривать изучение и отработку следующих вопросов:

а) изучение конструктивных особенностей судна;

б) изучение рекомендаций и инструкций завода-строителя по эксплуатации судовых систем, устройств и механизмов;

в) изучение возможных причин возникновения пожара;

г) отработка практических навыков по борьбе с пожаром;

д) изучение средств пожаротушения и снаряжения пожарного.

8.2.1.2 По программе "Борьба с пожаром" должны отрабатываться практические навыки:

а) борьбы с пожаром;

б) применения первичных средств пожаротушения для ликвидации пожара в начальной стадии его возникновения;

в) разведки пожара;

г) эвакуации людей из помещений, охваченных пожаром;

д) выбора огнегасительных средств и способов их подачи к местам пожара;

е) предотвращения распространения пожара по судну (герметизация и изоляция помещений, охваченных огнем, орошение палуб и переборок, смежных с горящим помещением, отключение вентиляции и т.д.);

ж) использования различных средств пожаротушения, предупреждения возможных взрывов при пожаре;

и) поддержания в готовности, приготовления к пуску и включения в действие стационарных средств борьбы с пожаром;

к) действий экипажа в соответствии с расписанием по судовым тревогам и оперативным планом по борьбе с пожаром;

л) оказания первой медицинской помощи.

8.2.1.3 Каждое учение по борьбе с пожаром должно включать:

а) прибытие к местам сбора и подготовку к выполнению обязанностей, указанных в расписании по судовым тревогам:

б) пуск пожарного насоса с использованием не менее двух необходимых стволов, чтобы показать, что система находится в рабочем состоянии;

в) проверка снаряжения пожарного и другого личного спасательного снаряжения;

г) проверка соответствующего оборудования связи;

д) проверка работы водонепроницаемых дверей, пожарных дверей и пожарных заслонок;

е) проверка необходимых устройств, используемых при оставлении судна.

8.2.1.4 При планировании учений по борьбе с пожаром особое внимание должно быть уделено регулярной практике при различных аварийных ситуациях.

8.2.1.5 Учения должны проводиться в условиях, приближенных к реальным. Оборудование, использованное во время учений, немедленно приводится в состояние полной готовности к эксплуатации, а любые неполадки и дефекты, выявленные во время проведения учений, должны быть устранены как можно быстрее.

8.2.2 "Борьба с водой"

8.2.2.1 Программа "Борьба с водой" должна предусматривать изучение и отработку следующих вопросов:

а) изучение конструктивных особенностей судна;

б) изучение рекомендаций и инструкций по эксплуатации корпуса, судовых систем и закрытий;

в) изучение возможных причин поступления воды;

г) отработку практических навыков по борьбе за непотопляемость.

8.2.2.2 По программе "Борьба с водой" должны отрабатываться практические навыки:

а) по поддержанию в готовности, приготовлению к пуску, включению и обеспечению работы судовых водоотливных средств;

б) по приемам использования аварийного снабжения для прекращения поступления воды внутрь судна и ее распространения по судну;

в) по действиям экипажа в соответствии с расписанием по судовым тревогам и оперативным планом по борьбе с водой.

8.2.2.3 Тренировки по программе "Борьба с водой" должны готовить экипаж судна к действиям в следующих аварийных ситуациях:

а) затопление;

б) посадка на мель;

в) столкновение;

г) повреждение корпуса.

8.2.2.4 Еженедельно проводятся тренировки по управлению водонепроницаемыми дверями, иллюминаторами, клапанами и механизмами закрытия шпигатов.

На судах полная тренировка проводится перед вводом в эксплуатацию, а последующие - не реже одного раза в месяц.

8.2.3 "Использование судовых спасательных, противопожарных и сигнальных средств и снабжения"

8.2.3.1 Программа "Использование судовых спасательных, противопожарных и сигнальных средств и снабжения" должна предусматривать изучение и отработку следующих вопросов:

а) изучение назначения спасательных, противопожарных и сигнальных средств и снабжения;

б) изучение их конструктивных особенностей и технических характеристик;

в) изучение расположения на судне;

г) изучение методов использования;

д) изучение мер предосторожности при использовании и хранении;

е) отработку практических навыков использования при борьбе за живучесть и операциях по поиску и спасанию.

8.2.3.2 Отработка навыков по программе "Использование судовых спасательных, противопожарных и сигнальных средств и снабжения" может совмещаться с другими видами учений по борьбе за живучесть судна.

8.2.4 "Оставление судна"

8.2.4.1 Программа "Оставление судна" должна предусматривать изучение и отработку следующих вопросов:

а) пользование индивидуальными спасательными средствами;

б) выход к назначенным местам сбора;

в) посадка в коллективные спасательные средства, их спуск, разобщение и отход;

г) освещение районов спуска;

д) использование спасательного оборудования;

е) использование средств обнаружения;

ж) использование спасательного радиооборудования;

и) использование плавучего якоря;

к) использование шлюпочного двигателя;

л) человек за бортом;

м) оставление судна;

н) штормовое предупреждение;

о) поиск и спасение;

п) травма и болезнь;

р) разлив нефти и нефтепродуктов;

с) повреждение корпуса;

т) методы спасания с использованием вертолета;

у) затопление;

ф) авария в машинном отделении;

х) подъем коллективного спасательного средства;

ц) выживание на воде;

ч) аварийный ремонт спасательных средств.

8.2.4.2 Каждое учение по оставлению судна должно включать:

а) оповещение и вызов членов судового экипажа к местам сбора и ознакомление их с порядком оставления судна согласно расписанию по судовым тревогам;

б) прибытие членов экипажа к местам сбора и подготовку к выполнению обязанностей, указанных в расписании по судовым тревогам;

в) проверку соответствующей формы одежды (по сезону) всего судового персонала;

г) проверку правильности надевания спасательных жилетов;

д) проверку подготовленности спасательных шлюпок для их спуска на воду;

е) приспускание не менее одной спасательной шлюпки;

ж) пуск и работу двигателя спасательной шлюпки.

8.2.4.3 При каждом последующем учении, насколько это практически возможно, поочередно должны приспускаться различные спасательные шлюпки.

Каждая спасательная шлюпка не реже одного раза в три месяца спускается на воду с командой, указанной в и маневрирует.

8.2.4.4 Если учения по спуску на воду спасательных шлюпок проводятся на переднем ходу судна, то такие учения, ввиду связанной с ними опасностью, проводятся лишь в защищенных водах и под наблюдением члена командного состава судна, имеющего опыт в проведении таких учений.

8.2.4.5 Во время каждого учения по оставлению судна проверяется аварийное освещение, необходимое для проведения сбора и оставления судна.

8.2.5 "Человек за бортом"

8.2.5.1 Обучение по программе "Человек за бортом" должно предусматривать изучение и отработку следующих вопросов:

а) приготовление к спуску (сбрасыванию) спасательных средств на воду;

б) управление шлюпками, плотами с использованием всех средств их движения;

в) подход на шлюпке к находящемуся за бортом человеку; оказание необходимой помощи и передача его на судно;

г) использование носимых радиостанций;

д) связь со спасательными средствами;

е) использование пиротехнических средств;

ж) использование индивидуальных спасательных средств;

и) организация наблюдения за человеком за бортом;

к) маневрирование судна в целях подхода к месту нахождения человека за бортом;

л) организация помощи поднятому из воды человеку;

м) организация обращения за помощью к поисковым и спасательным службам берега и взаимодействия с ними;

н) использование освещения места поиска и спасания.

8.2.5.2 Учения по программе "Человек за бортом" должны проводиться как в светлое, так и в темное время суток.

8.2.6 "Спасение с помощью вертолета"

8.2.6.1 Программа "Спасение с помощью вертолета" должна предусматривать изучение и отработку следующих вопросов:

а) изучение эксплуатационных характеристик вертолета как спасательного средства;

б) изучение спасательного оборудования спускаемого с вертолета (спасательные стропы, корзины, сети, носилки, кресла);

в) изучение средств связи с вертолетом;

г) отработка готовности места на палубе для выполнения операций по поднятию человека на вертолет;

д) изучение и отработка мер безопасности по приему вертолета для эвакуации пострадавшего человека;

е) отработка возможности практических действий по спасанию с помощью вертолета.

8.2.7 "Нападение пиратов/терроризм"

8.2.7.1 Программа "Нападение пиратов/терроризм" должна предусматривать изучение и отработку следующих вопросов:

а) изучение наиболее опасных районов плавания;

б) отработка методов усиленного кругового наблюдения;

в) отработка маневрирования судна, препятствующего высадке пиратов;

г) отработка действий экипажа при угрозе нападения пиратов/террористов.

8.2.8 "Борьба за живучесть технических средств судна"

8.2.8.1 Программа "Борьба за живучесть технических средств судна" должна предусматривать изучение и отработку следующих вопросов:

а) изучение возможностей технических средств судна, их взаимозаменяемость, методов и средств по исправлению повреждений, бесперебойному обеспечению потребителей электроэнергией, воздухом, паром, водой и т.д.;

б) отработка практических навыков по управлению техническими средствами при различной аварийной обстановке, а также по обеспечению надежности их работы;

в) отработка всеми членами машинного командного состава умения пустить, обслужить и остановить дизельгенератор, мотопомпу, пожарный насос, средства водоотлива, осушения, стационарные системы пожаротушения и прочие аварийные противопожарные средства судна;

г) отработка навыков всего штурманского состава, умения привести в действие стационарные системы объемного пожаротушения;

д) отработку действий судового экипажа при потере управляемости судна, при выходе дистанционного управления главными двигателями.

8.2.8.2 В рамках программы "Борьба за живучесть технических средств судна" не реже одного раза в месяц должны проводиться учения по аварийному управлению рулем в целях отработки действий по управлению судном в аварийных условиях. Эти учения включают управление непосредственно из румпельного отделения, осуществление связи с ходовым мостиком и работу других источников питания.

8.2.9 "Борьба с обледенением"

8.2.9.1 Программа "Борьба с обледенением" должна предусматривать изучение и отработку следующих вопросов:

а) влияние обледенения на остойчивость и живучесть судна;

б) факторов, вызывающих обледенение судна;

в) способов уменьшения обледенения судна;

г) безопасных способов борьбы с обледенением (сколка, вода, пар);

д) последовательности очистки судна ото льда при обледенении.

8.2.10 "Отражение пиратов (террористов)"

8.2.10.1 Программа "Отражение пиратов (террористов)" должна предусматривать изучение и отработку следующих вопросов:

а) наиболее опасные в отношении пиратства (терроризма) районы судоходства;

б) организация технического и визуального кругового наблюдения за обстановкой; маневрирование судном, препятствующее высадке пиратов; действия экипажа при угрозе нападения пиратов (террористов).

8.2.11 "Разлив нефтепродуктов"

8.2.11.1 Программа "Разлив нефтепродуктов" должна предусматривать изучение и отработку следующих вопросов:

а) конструктивные особенности судна; рекомендации и инструкции завода-строителя по эксплуатации судовых систем, устройств и механизмов;

б) нормативные документы, руководства, инструкции по предотвращению загрязнения с судов;

в) возможные причины и потенциальные источники разлива нефтепродуктов;

г) средства и методы сбора разлитых нефтепродуктов и контроля за их сбросом;

д) организация локализации разлива, сбора разлитых нефтепродуктов на судне, принятие мер по недопущению попадания нефтепродуктов за борт (при разливе на палубе);

е) практические действия по передаче сообщения при разливе нефтепродуктов, в том числе:

- при эксплуатационных разливах и утечки из трубопроводов;

- при переполнении цистерн, танков при бункеровке;

- при течи корпуса судна;

- при аварийных разливах:

- при посадке на мель;

- при пожаре/взрыве;

- при столкновении;

- при повреждении корпуса;

- при чрезмерном крене.

8.2.11.2 Учения по борьбе с разливом нефтепродуктов планируются таким образом, чтобы регулярно отрабатывались практические навыки членов экипажа по действиям в различных обстоятельствах, близких к условиям потенциальных опасностей и реальной работы судна.

После окончания учений по борьбе с разливом нефтепродуктов все используемые оборудование, механизмы, снабжение приводятся в исходное состояние и должны быть готовы к немедленному использованию по назначению. Любые неполадки и дефекты, обнаруженные во время учений, должны быть устранены как можно быстрее.

8.2.12 "Плавание в условиях с ограниченной видимостью"

8.2.12.1 Программа "Плавание в условиях с ограниченной видимостью" должна предусматривать изучение и отработку следующих вопросов:

а) маневренные элементы, инерционные характеристики судна (особенно расстояние, проходимое судном до полной остановки), особенности движения судна во время циркуляции, влияние на управляемость совместной работы руля и винта;

б) практическая проработка плавания в условиях ограниченной видимости;

в) практические действия при плавании в условиях ограниченной видимости в соответствии с действующими нормативными документами;

г) практические расчеты по определению параметров движения других судов и маневров своего судна;

д) организация связи и взаимодействия между членами экипажа, находящимися на мостике и в машинном отделении, вахтенным помощником и вахтенным механиком ("мостик-машина") по четкому выполнению команд, ведению записей в судовом и машинном журналах.

8.2.13 "Плавание в штормовых условиях"

8.2.13.1 Программа "Плавание в штормовых условиях" должна предусматривать изучение и отработку следующих вопросов:

а) отработка навыков выбора безопасного сочетания курса и скорости;

б) отработка практических навыков управления судном в штормовых условиях, уделяя особое внимание избежанию возникновения опасных явлений, ухудшающих мореходность и управляемость судна:

- резонансная бортовая качка;

- слеминг;

- заливаемость главной палубы;

- снижение остойчивости и потеря управляемости при движении на попутной волне;

- разгон гребного вала;

в) отработка связи между членами экипажа, находящимися на мостике и в машинном отделении, вахтенным помощником и вахтенным механиком ("мостик-машина"), четкого выполнения команд, ведение записей в судовом и машинном журналах.

8.2.14 "Посадка на мель"

8.2.14.1 Программа "Посадка на мель" должна предусматривать изучение и отработку следующих вопросов:

а) конструктивных особенностей судна;

б) расположения, комплектации и применения аварийно-спасательного имущества;

в) расположения (насосы, их производительность, органы управления);

г) применения водоотливных средств;

д) изучение нормативных документов, руководств и инструкций;

е) изучение и анализ причин посадок на мель судов за последние годы;

8.2.14.2 Программа предусматривает отработку практических навыков:

а) по действиям экипажа при посадке на мель:

б) по объявлению общесудовой тревоги;

в) по закрытию водонепроницаемых дверей;

г) по производству замеров крена, дифферента и осадки;

д) по связи машинного отделения с ходовым мостиком;

е) по определению потери осадки, проверке поперечной остойчивости судна, расчету количества поступающей воды, эффективности использования водоотливных средств;

ж) по определению характера повреждения, опасности для судна, груза, жизни людей;

и) по действиям экипажа в соответствии с расписанием по судовым тревогам;

к) действиям экипажа при заделке пробоин.

8.2.15 "Потеря управляемости"

8.2.15.1 Программа "Потеря управляемости" должна предусматривать изучение и отработку возможных причин выхода из строя систем управления судном и способы устранения этих причин в кратчайшие сроки.

8.2.15.2 Программа предусматривает отработку следующих практических навыков:

а) по действиям экипажа при потере управляемости;

б) по переходу на аварийное (резервное) управление рулем;

в) по действиям экипажа при выходе из строя:

- рулевого устройства;

- главного двигателя;

- СЭУ.

8.2.16 "Авария в машинном отделении"

8.2.16.1 Программа "Авария в машинном отделении" должна предусматривать изучение и отработку обстоятельств и анализ причин аварий в машинном отделении на судах за последние годы.

8.2.16.2 Программа предусматривает отработку действий экипажа при возникновении аварийных ситуаций в машинном отделении:

а) при выходе из строя:

- главного двигателя и валопровода;

- винто-рулевого комплекса;

- силовой энергетической установки;

- вспомогательных механизмов;

- электрооборудования и общесудовых систем;

б) при возникновении прочих аварийных ситуаций, связанных с повреждением паропроводов, трубопроводов топлива, воды и масла силовой установки, систем сжатого воздуха и др.

8.2.17 Обучение экипажа должно планироваться таким образом, чтобы регулярно отрабатывались практические навыки в обстановке, приближенной к реальным условиям работы судна.

Оборудование, используемое во время обучения, по его окончании приводится в исходное состояние и должно быть готово к немедленному использованию по прямому назначению. Любые неисправности, дефекты, недостатки, обнаруженные во время учений, должны быть устранены, как можно быстрее.

8.3 Методика обучения и тренировок

8.3.1 Обучение экипажа поддержания судна в готовности к борьбе за живучесть и спасанию должно проводиться методами:

а) индивидуального обучения по использованию судовых спасательных, противопожарных и сигнальных средств, а также инвентаря и снабжения судна;

б) ознакомления с инструкциями;

в) занятий и тренировок по борьбе за живучесть судна, на которых отрабатываются действия по готовности экипажа: к борьбе с пожаром, водой, обледенением; к использованию судовых спасательных средств; к оставлению судна; к спасанию человека за бортом; к спасанию с помощью вертолета; к борьбе за живучесть технических средств судна и т.д.;

г) учебных сборов и общесудовых учений для проверки готовности к действиям в потенциально возможных аварийных ситуациях, таких как: столкновение, посадка на мель, пожар, потеря управляемости, повреждение корпуса, выхода из строя ДАУ, нападение пиратов, терроризм, загрязнение нефтью и т.д.

8.3.2 Индивидуальное обучение и ознакомление с инструкциями включают в себя проведение практических занятий, тренировок, индивидуальные учения, общесудовые учения и самоподготовку.

Каждый член экипажа должен ознакомиться с особенностями борьбы за живучесть судна и спасения, включая рассмотрение следующих вопросов (однако не ограничиваясь только этим):

а) приведение в действие и использование судовых надувных спасательных плотов;

б) признаки переохлаждения организма человека, первая медицинская помощь при переохлаждении и других возможных несчастных случаях;

в) специальные инструкции по использованию судовых спасательных средств в тяжелых погодных условиях;

г) приведение в действие и использование судовых средств пожаротушения.

8.3.3 Проведение занятий и тренировок членов экипажа обеспечивается командным составом и должно предусматривать:

а) изучение устройства судна, его оборудования, средств и методов борьбы за живучесть судна;

б) освоение предупредительных мероприятий по обеспечению живучести судна;

в) отработка организации использования спасательных средств и спасение человека за бортом;

г) подготовка командного состава к руководству подчиненными ему подразделениями.

8.3.4 Занятия должны проводиться по заранее составленному плану, в котором должна быть предусмотрена практическая отработка темы каждым обучаемым под наблюдением руководителя занятий.

Рекомендуемая продолжительность одного занятия - не более одного часа.

8.3.5 На тренировках, которые проводятся с командным и рядовым составом с целью закрепления полученных на занятиях знаний и практического усвоения каждым членом экипажа обязанностей по тревогам и по обслуживанию систем, устройств и механизмов, должны отрабатываться следующие моменты:

а) первичные мероприятия по борьбе за живучесть судна;

б) организация руководства борьбы за живучесть судна;

в) отработка действий групп разведки пожара, разведки водотечности корпуса;

г) отработка действий аварийных партий по тушению пожаров, ликвидации повреждений корпуса и борьбе за живучесть технических средств;

д) отработка связи;

е) организация и слаженность действий внутри аварийной партии и на судовых постах;

ж) отработка взаимозаменяемости членов аварийной партии, постов в обслуживании технических средств, а также в использовании аварийного и противопожарного снабжения;

и) отработка действий поста медицинской помощи (ПМП);

к) отработка действий поста санитарной обработки (ПСО);

л) отработка действий группы подготовки спасательных средств коллективного пользования.

8.3.6 Индивидуальное обучение и учебные сборы должны служить отработке следующих вопросов:

а) отработка взаимодействия членов аварийной партии по борьбе с пожаром, водой, борьбе за живучесть технических средств;

б) отработка действий ПСО по организации развертывания, проведения санитарной обработки и определения годности продовольствия и воды для употребления экипажем.

8.3.7 Индивидуальное обучение проводится по ранее утвержденному плану. Оно может проводиться как по общесудовой тревоге, так и без ее объявления. Рекомендуемая продолжительность учения 1 - 1,5 ч. В конце обучения по общесудовой тревоге проводится разбор правильности действий членов экипажа.

8.3.8 Общесудовое учение проводится со всеми членами экипажа судна под руководством капитана судна по утвержденному плану. План общесудового учения должен включать: схемы повреждений, пожаров, план имитации. При применении средств имитации должны предусматриваться меры предосторожности и безопасности, исключающие возможность фактической аварии судна, гибели, увечья людей.

Общесудовое учение в зависимости от степени подготовленности экипажа может проводиться в простых или сложных условиях (темное время суток, штормовая погода, задымление помещений, выход из строя основных источников электроэнергии, судовой трансляции и т.д.). Рекомендуемая продолжительность общесудового учения - 1,5 - 2 ч.

8.3.9 Все распоряжения на учениях должны отдаваться в приказной форме: кратко, четко и понятно. Отдавший приказ должен потребовать повторения приказания.

8.3.10 Командный состав обязан в ходе учения внимательно наблюдать за действиями членов экипажа. После каждого общесудового учения должен проводиться разбор действий экипажа, предусматривающий:

а) рассмотрение действий экипажа по сигналу тревоги, по полученным вводным, по командам с мостика;

б) обнаружение допущенных ошибок, выработку рекомендаций, как следовало действовать в данной обстановке, оценку действиям экипажа в аварийной ситуации;

в) заключение и выводы капитана, который дает оценку действиям экипажа и определяет при необходимости сроки устранения недостатков.

8.3.11 Компанией должен вестись учет проводимых учений и тренировок судового персонала с регистрацией в заведенном в компании журнале.

В судовой журнал заносится дата проведения учений всех видов. Подробное описание учений по борьбе с пожаром, по оставлению судна, учения с другими спасательными средствами, а также содержание проводимых на борту судна занятий, тренировок и инструктажей отражается в журнале учебных тревог.

Если по какой-либо причине занятия, тренировки, инструктаж, обучение, учебные сборы и учения не были проведены в полном объеме или в назначенное время, то в судовом журнале и журнале учебных тревог ответственным лицом делается запись, поясняющая обстоятельства и объем проведенной подготовки.

TOC