ГОСТ Р 56020-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Бережливое производство. Основные положения и словарь
4. Термины и определения (словарь)
Настоящий стандарт устанавливает основные термины БП и их определения (словарь) [6]:
4.1. бережливое производство (lean production); Лин; БП: Концепция организации бизнеса, ориентированная на создание привлекательной ценности для потребителя путем формирования непрерывного потока создания ценности с охватом всех процессов организации и их постоянного совершенствования через вовлечение персонала и устранение всех видов потерь.
Примечания
1. БП предполагает:
- организацию процесса вытягивания заказов потребителями;
- сокращение времени исполнения заказов;
- непрерывность потока заказов;
- равномерность потока заказов;
- гибкость (адаптивность, трансформируемость);
- повсеместное сокращение потерь.
2. Концепция БП охватывает все процессы организации, включая процессы менеджмента, процессы проектирования, НИР и ОКР, обслуживания, логистики и др.
4.2. ценность (value): Полезность, присущая продукции с точки зрения потребителя и находящая отражение в цене продаж и рыночном спросе.
Примечание. Ценность, присущая продукции, создается организацией в результате выполнения ряда действий: некоторые из этих действий создают ценность с точки зрения потребителя, а остальные необходимы в соответствии с организацией процесса производства или оказания услуги.
4.3. действие, создающее ценность (valuecreating): Действие, формирующее потребительские свойства продукции.
4.4. поток создания ценности (valuestream): Все действия, как создающие, так и не создающие ценность, которые позволяют продукции пройти все процессы - от разработки концепции до запуска в производство и от принятия заказа до доставки потребителю.
Примечание. Данные действия включают в себя обработку информации, полученной от клиента, а также операции по преобразованию продукта по мере его движения к потребителю.
4.5. цепочка поставок (supply chain): Совокупность организаций, взаимодействующих в материальных, финансовых и информационных потоках, а также потоках услуг от источников исходного сырья до конечного потребителя.
4.6. материальный поток (material flow): Движение предметов по потоку создания ценности.
Примечание. В качестве предметов могут выступать материалы, сырье, комплектующие, заготовки и т.п.
4.7. информационный поток (information flow): Движение информации по потоку создания ценности.
4.8. поток единичных изделий (one-piece flow, single-piece flow): Производство и перемещение за один раз одного изделия.
Примечание. Поток единичных изделий рассматривается также как принцип организации производства, когда изделия, материалы, документы и др. обрабатываются по одному в порядке их поступления.
4.9. выталкивающее производство (push production): Метод организации производства, при котором обработка продукции производится исходя из прогнозируемого спроса с последующим перемещением изделий на следующую операцию или на склад, независимо от фактического темпа работы следующей операции/процесса.
4.10. вытягивающее производство (pull production): Метод организации производства, при котором обработка продукции производится на основе сигналов о потребностях последующих операций.
Примечание. Вытягивающее производство направлено на предотвращение перепроизводства и снижение незавершенного производства посредством поставки продукции ровно в том количестве и в то время, в каком и когда потребуется при выполнении последующего процесса или при направлении потребителю.
4.11. потери (waste, muda): Любое действие на всех уровнях организации, при осуществлении которого потребляются ресурсы, но не создаются ценности.
Примечания
1. В большинстве потоков создания ценности действия, создающие ценность с точки зрения потребителя, составляют незначительную долю всех выполняемых действий. Сокращение (устранение) действий, создающих потери, представляет собой важнейший источник совершенствования потока создания ценности и увеличения удовлетворенности заинтересованных сторон.
2. Основные виды потерь приведены в Приложении А.
4.12. трансакционные издержки (transactioncost): Издержки, возникающие в процессе поиска партнера, ведения переговоров о коммерческой сделке, ее заключения и контроля за ходом ее выполнения.
Примечание. Трансакционные издержки состоят из следующих видов: издержек составления и заключения контракта, издержек надзора за соблюдением контракта и обеспечения его выполнения в противоположность производственным издержкам, возникающим при выполнении контракта.
Трансакционные издержки - отношения между специалистами, а издержки производства - издержки отношения работников к предметам.
4.13. время от заказа до оплаты (order-to-cash time): Время с момента получения заказа от потребителя до получения от него оплаты.
Примечание. Это время может в той или иной степени совпадать со временем выполнения заказа в зависимости от того, работает ли организация в режиме производства на заказ или отгрузки со склада, от условий оплаты и т.д.
4.14. время производственного цикла (production lead time): Время прохождения продукции через весь процесс или поток создания ценности от первой операции до последней.
Примечания
1. На уровне предприятия время производственного цикла не включает время нахождения продукции на складе сырья/материалов или готовой продукции. Данное понятие также применяется для обозначения времени выполнения проекта.
2. Время производства является частью времени "от разгрузки до поставки".
4.15. время "от разгрузки до поставки" (dock to dock): Время, прошедшее от разгрузки сырья/материалов, выпуска готовой продукции до отгрузки продукции потребителю.
Примечание. Время "от разгрузки до поставки" показывает, как быстро сырье/материалы преобразуется в готовую продукцию и отгружается потребителю.
4.16. время выполнения заказа (order lead time): Время ожидания продукции потребителем с момента размещения заказа до его получения.
4.17. время обработки (processing time): Время, в течение которого над продуктом идет фактическая работа (при проектировании или производстве), а также время, в течение которого реально происходит обработка заказа.
Примечание. Как правило, время обработки составляет незначительную часть времени производственного цикла.
4.18. время такта (takt time): Доступное производственное время за определенный период (например, смена, сутки, месяц и т.д.), деленное на объем потребительского спроса за этот период.
4.19. карта потока создания ценности (value stream mapping): Схема, изображающая каждый этап материального и информационного потока, необходимый для того, чтобы выполнить заказ потребителя.
4.20. организация рабочего пространства (5S): Пять взаимосвязанных принципов организации рабочего пространства, направленных на мотивацию и вовлечение персонала в процесс улучшения продукции, процессов, системы менеджмента организации, снижение потерь, повышение безопасности и удобства в работе.
4.21. стандартизованная работа (standard work): Точное описание каждого действия, включающее время цикла, время такта, последовательность выполнения определенных задач, минимальное количество запасов для выполнения работы.
4.22. визуализация (visualization): Расположение всех инструментов, деталей, производственных стадий и информации о результативности работы производственной системы таким образом, чтобы они были четко видимы и чтобы каждый участник производственного процесса моментально мог оценить состояние системы.
4.23. быстрая переналадка (SMED, single minute exchange of dies): Процесс переналадки производственного оборудования для перехода от производства одного вида детали к другому за максимально короткое время.
4.24. защита от непреднамеренных ошибок (poka-yoke): Организационные и инженерные приемы, позволяющие исполнителю при работе избежать ошибок.
4.25. канбан (kanban): Средство информирования, с помощью которого дается разрешение или указание на производство или передачу изделий в производстве, организованном по принципу вытягивания.
Примечание. В переводе с японского языка канбан означает "бирка" или "значок". Наиболее известным и распространенным примером таких средств коммуникации служат карточки канбан. Во многих случаях они представляют собой листки бумаги, иногда помещенные в прозрачные пластиковые конверты, на которых указана следующая информация: наименование детали, номер детали, внешний поставщик или внутренний процесс-поставщик, число изделий в упаковке, местоположение склада и процесса-потребителя. На карточке может быть помещен штрих-код для считывания или автоматического выставления счета.
4.26. всеобщее обслуживание оборудования (TPM, total productive Maintenance): Система обслуживания оборудования, направленная на повышение эффективности его использования за счет предупреждения и устранения потерь на протяжении всего жизненного цикла оборудования.
4.27. автономизация (autonomization): Передача машине функций человеческого интеллекта.
Примечание. Привнесение человеческого интеллекта в машины предполагает способность оборудования самостоятельно обнаруживать первый дефект, после чего сразу остановиться и сигнализировать о том, что необходимо вмешательство оператора. Этот подход, называемый также "дзидока", впервые был применен Сакити Тоедой в начале XX в. в новом проекте автоматического ткацкого станка, который немедленно останавливался, если рвалась нить. Благодаря этому оператор мог обслуживать несколько станков при отсутствии бракованной ткани.