ГОСТ 32571-2013 (EN 15997:2011). Межгосударственный стандарт. Снегоболотоходы колесные малогабаритные. Требования безопасности и методы испытаний
Приложение I
(справочное)
ПРАВИЛА ИСПЫТАНИЙ НА ВИБРАЦИЮ
I.1 Предпосылки
Используемые для целей данного стандарта термины, определения, символы и измерительное оборудование для определения вибраций, передающихся на ладони и руки, приведены в ЕН ИСО 5349-1:2001 [17].
С точки зрения вибраций, передающихся на тело водителя, используются те же термины, символы и определения, только с привязкой к сиденью, а не к руке. Измерительное оборудование и показатели, взвешенные по частоте, должны соответствовать ЕН ИСО 8041:2005 [18].
Используются следующие основные символы:
- значение мгновенного вибрационного ускорения, передающегося через руку (или сиденье), взвешенное по частоте в момент времени t, м/с2;
- эффективное значение вибрационного ускорения, передающегося через руку (или сиденье), взвешенное по частоте, м/с2;
,
,
- значения
для ортогональных осей x, y, z;
- эффективное взвешенное по частоте вибрационное ускорение руки и ладони, полученное как векторная сумма взвешенных по частоте ускорений, м/с2;
(I.1)
- эффективное взвешенное по частоте вибрационное ускорение на сиденье, полученное как векторная сумма взвешенных по частоте ускорений, м/с2;
(I.2)
Перед началом испытаний в каждом из рабочих режимов транспортное средство должно проработать в данном режиме, как указано в п. I.3, как минимум 1 мин. Испытание проводится при топливном баке, заполненном более чем на 50%.
Вибрации, рассматриваемые в данном стандарте, измеряются статически. Уровень вибраций должен измеряться на каждой рукоятке и на сиденье. Все измерения вибраций должны происходить одновременно по трем осям.
Измерения должны проводиться в трехосевой центральной системе координат. Испытываемое транспортное средство должно быть новым и оснащенным тем оборудованием, которое влияет на вибрационные свойства, а также тем оборудованием, которое рекомендуется изготовителем. Если оборудование транспортного средства является дополнительным, испытания проводятся с тем оборудованием, которое дает худший результат по вибрациям.
Влажность, температура воздуха, барометрическое давление, вибрационное состояние и интенсивность магнитных полей должны находиться в пределах, указанных изготовителем испытательного оборудования.
I.2 Контакт руки и тела с источником вибрации
Измерения вибраций должны проводиться при величинах сил, являющихся репрезентативными действующих в контакте между рукой и поверхностью рукоятки и между телом и сиденьем. Контакт может оказывать существенное влияние на измерение величины вибраций.
Полная масса акселерометра руки-ладони в сборе не должна превышать 5 г для каждого направления измерений.
Измерения, связанные с рукой и ладонью, должны производиться в точке, находящейся на половине длины ручного захвата (рисунок I.1). Во время испытания акселерометр не должен находиться в контакте с рукой водителя.
Рисунок I.1 - Контакт с поверхностями рукоятки
Измерения на сиденье должны проводиться посредством акселерометра, установленного в центральном углублении поддерживающего диска с размерами, указанными на рисунке I.2. Поддерживающий диск должен быть расположен на поверхности сиденья.
1 - тонкий металлический диск, предназначенный
для установки акселерометра и служащий дополнительным
центральным элементом жесткости;
2 - углубление для акселерометра (акселерометров)
Рисунок I.2 - Опорный диск для измерения вибраций на сиденье
I.3 Расположение транспортного средства и управление им во время испытания
Транспортное средство должно быть неподвижным и соответствовать инструкциям изготовителя по безопасности.
Условия работы двигателя во время измерений на руках и на теле:
- коробка передач в нейтральном положении. У машин, у которых отсутствует нейтральная передача, колеса не должны касаться земли;
- частота вращения двигателя должна быть равна половине максимальной частоты - S/2, где S означает частоту максимальной мощности (должен быть указан использованный стандарт): кВт при об/мин вращения вала двигателя, установленной изготовителем. Величина половины максимальной частоты вращения двигателя должна быть заявлена изготовителем.
При измерениях водитель должен находиться в рабочем положении.
I.4 Измеряемые параметры
Основным параметром, используемым для описания величины вибраций, должно быть эффективное взвешенное по частоте ускорение (среднеквадратическое значение), м/с2.
Результаты должны быть выражены в виде значений взвешенных ускорений руки и ладони для каждой рукоятки и для сиденья.
Измерение взвешенного по частоте ускорения требует применения взвешивания по частоте и фильтров полосы пропускания. Принимая это во внимание, должно быть учтено приложение A ЕН ИСО 5349-1:2001 [17] для вибраций руки и ладони и приложение B ЕН ИСО 8041:2005 [18] для вибраций на сиденье.
Эффективное значение должно быть измерено с помощью линейного метода интеграции. Шаг интегрирования по времени для каждой позиции измерения должен быть в пределах от 2 с до 5 с.
I.5 Определение уровня вибрации
Для заданных условий работы должно быть проведено три серии по семь последовательных измерений по трем осям, причем каждая серия должна проводиться отдельным водителем. Водители должны обладать опытом управления испытываемыми машинами.
Эффективное взвешенное по частоте вибрационное ускорение рассчитывается в соответствии с уравнением I.1. Верхние и нижние значения каждой серии из семи испытаний не принимаются в расчет, а результирующее значение должно быть получено как среднее от оставшихся испытаний в трех сериях.
Вышесказанное применяется отдельно для каждой рукоятки и для сиденья. Объявляемое значение вибрации руки и ладони должно быть наибольшим из полученных для двух рукояток. Уровень вибрации на сиденье измеряется только на седле и не измеряется на спинке сиденья.
I.6 Записываемая информация
I.6.1 Общие положения
Когда оценка передаваемых вибраций проведена, должна оказаться записанной следующая информация:
I.6.2 Испытываемое транспортное средство
Должна быть собрана следующая информация:
a) изготовитель транспортного средства;
b) модель;
c) серийный номер;
d) комплектация транспортного средства, включая основное и дополнительное оборудование.
I.6.3 Измерительное оборудование
Должна быть собрана следующая информация:
a) информация об используемом измерительном оборудовании, включая маркировку, тип, серийный номер и изготовителя;
b) метод, использованный для калибровки измерительного оборудования;
c) дата и место калибровки.
I.6.4 Данные о вибрации
Должна быть зафиксирована следующая информация:
a) позиция и ориентация датчиков;
b) отдельные значения корня из среднего квадратичного и среднего взвешенного по частоте ускорения для каждой оси;
c) общее значение вибраций, переданное на каждую рукоятку и в контакте с сиденьем при каждом режиме испытания.
I.7 Информация для протокола
В протоколе должна быть указана следующая информация:
a) суммарное значение вибрации, которой подвергается рука и ладонь, если это значение превышает 2,5 м/с2. Если это значение не превышает 2,5 м/с2, об этом должно быть написано в протоколе;
b) наибольшее значение корня среднего квадрата взвешенного ускорения, которое воздействует на тело, если это значение превышает 0,5 м/с2. Если это значение не превышает 0,5 м/с2, об этом должно быть написано в протоколе;
c) неопределенность измерения;
d) предприятие-изготовитель транспортного средства, номер модели, серийный номер, полезная мощность (кВт), комплектация транспортного средства, включая основное и дополнительное оборудование и тип испытательной поверхности или поверхностей, которые были использованы.
Декларация по вибрациям должна подтверждать, что значения вибрации получены в соответствии с методом, устанавливаемым данным стандартом. Любое отклонение от данного метода и обоснование этого отклонения должны быть четко изложены.
Примечание - За дополнительной информацией обращаться к EN 1032 [19].
