ГОСТ 32571-2013 (EN 15997:2011). Межгосударственный стандарт. Снегоболотоходы колесные малогабаритные. Требования безопасности и методы испытаний
Приложение H
(обязательное)
ПРАВИЛА ИСПЫТАНИЯ НА УРОВЕНЬ ШУМА
H.1 Общие положения
Под общим шумом транспортного средства в данном стандарте подразумевается только шум, производимый неподвижным транспортным средством, на который влияет режим работы ATV.
Значения уровня шума, определенные в соответствии с правилами испытания, могут быть занижены по сравнению с реальным уровнем шума при нормальном использовании ATV, особенно в случае, когда транспортное средство движется.
H.2 Условия состояния транспортного средства и комплектация
Испытываемое транспортное средство должно быть новым и оборудовано всеми устройствами, способными повлиять на уровень шума, а также устройствами, рекомендованными изготовителем. Если оборудование является дополнительным (опциональным), то испытание должно проводиться с тем дополнительным оборудованием, которое дает худшие результаты.
Перед началом испытания транспортное средство должно быть приведено к нормальной рабочей температуре. Испытания проводятся при заполнении топливного бака более чем на 50%.
Транспортное средство должно быть неподвижным, с включенным стояночным тормозом, и соответствовать инструкциям изготовителя по безопасному использованию.
Водители не должны занимать положение между микрофонами и транспортными средствами.
Испытания должны проводиться с водителем, находящимся на транспортном средстве, и двигателем, работающим в следующих условиях:
- коробка передач находится в нейтральном положении. Если невозможно отсоединить трансмиссию от колес, то колеса не должны касаться земли;
- частота вращения вала двигателя должна поддерживаться постоянной и иметь следующее значение: (S/2 +/- 5)% кВт при об/мин, где S - частота вращения вала двигателя при максимальной мощности двигателя (должен быть указан использованный стандарт).
H.3 Измерение уровня шума
Уровень давления звука по шкале A определяется следующей формулой
Дб, (H.1)
где T - период измерения, т.е. период времени, в течение которого транспортное средство работает в процессе испытания (с);
pA(t) - мгновенное звуковое давление звукового импульса по шкале A, мкПа;
p0 - базовое давление звука (20 мкПа).
H.4 Окружающая среда при испытании
Акустическая окружающая среда должна включать испытательную поверхность, которая состоит из твердой отражающей плоскости, например бетонной или асфальтовой. В радиусе 25 м от источника звука не должно быть препятствий, отражающих звук. В этих условиях можно сделать допущение, что коррекция среды К2 меньше либо равна 0,5 дБ. В этом случае она незначительна и ею можно пренебречь.
Во всех испытательных позициях фоновый шум должен быть как минимум на 10 дБ ниже, чем шум, производимый транспортным средством.
Кроме того, во внимание должно быть принято следующее:
- измерения не должны проводиться при атмосферных осадках или если поверхность земли покрыта снегом, водой или градом;
- допустимая температура окружающей среды при измерениях - от минус 10 °C до плюс 35 °C;
- во время испытаний не должны включаться никакие устройства звуковой сигнализации, такие как звуковой сигнал или сигнализация для движения задним ходом;
- измерения не признаются достоверными, если скорость ветра превышает 8 м/с. При скорости ветра более 1 м/с должны использоваться противоветровые экраны на микрофонах; использование этих экранов должно сопровождаться применением калибровочных корректировок;
- влажность, температура воздуха, барометрическое давление, вибрационное состояние и интенсивность магнитных полей должны находиться в пределах, указанных изготовителем испытательного оборудования.
H.5 Определение звукового давления по шкале A, действующего на ухо водителя
H.5.1 Расположение микрофона
Микрофон должен устанавливаться независимо от испытываемого оборудования. При измерениях должны быть использованы две позиции установки микрофона со следующими размерами: микрофон должен находиться на 760 мм выше поверхности сиденья, деформированного под обычной нагрузкой, и на 250 мм справа и слева от центральной линии водителя, определенной предприятием-изготовителем.
Приборы, используемые в процессе испытания, и калибровочные требования указаны в ЕН ИСО 11201 [14].
H.5.2 Измерения
Время измерения для каждого замера в каждой позиции должно быть в пределах от 2 с до 5 с. Такой период обусловлен тем, что невозможно поддерживать постоянную частоту вращения двигателя в течение большего времени. Для того чтобы это компенсировать, должна быть использована следующая процедура.
Измерения должны повторяться, при этом использованы должны быть только те результаты измерений, которые в трех последовательных испытаниях не отличались между собой более чем на 2 дБ(A). Таким образом, для каждой позиции должно быть найдено среднее от трех измерений. Наибольшее значение из полученных результатов для двух позиций является уровнем звукового давления на уши водителя по шкале A; оно должно быть округлено до ближайшего целого числа (при значении дробной части меньшем чем 0,5 - округление в меньшую сторону, при значении дробной части большем чем 0,5 - округление в большую сторону).
В отсутствие конкретного значения среднеквадратичного отклонения воспроизводимости для ATV, можно принять допущение, что неопределенность измерений характеризуется среднеквадратичным отклонением воспроизводимости KA = 3 дБ.
Реальная неопределенность может быть больше, если шумовое излучение ATV нестабильно.
H.6 Определение необходимости проведения дальнейших измерений
Если результат испытания (звуковое давление на уши водителя по шкале A) меньше либо равен 80 дБ(A), то испытания должны быть завершены.
Если результат испытаний более 80 дБ(A), то транспортное средство должно быть испытано в соответствии с H.7 и должна быть рассчитана мощность звука в соответствии с H.8.
H.7 Определение уровней звукового давления по шкале A на поверхность, охватывающую транспортное средство
H.7.1 Общие положения
Аппаратура, используемая при испытании, и требования к калибровкам указаны в ЕН ИСО 3744 [15].
H.7.2 Размеры поверхности для измерений
Поверхность для измерений должна иметь форму полусферы радиуса r, где r - функция от расстояния между задней и передней частями транспортного средства.
Радиус должен быть:
- 4 м, когда расстояние между задней и передней частями менее 1,5 м;
- 10 м, когда расстояние между задней и передней частями больше либо равно 1,5 м.
H.7.3 Расположение микрофонов на измерительной поверхности полусферы
Для испытания должны быть использованы шесть измерительных позиций, соответствующих позициям микрофонов 1, 2, 3, 4, 5 и 6, распределение и координаты которых указаны на рис. H.1 и в таблице H.1.
Рисунок H.1 - Расположение микрофонов на полусфере
Таблица H.1
Координаты положений микрофонов на полусфере
Микрофон N | x/r | Y/r | z, м |
1 | 0,7 | 0,7 | 1,5 |
2 | минус 0,7 | 0,7 | 1,5 |
3 | минус 0,7 | минус 0,7 | 1,5 |
4 | 0,7 | минус 0,7 | 1,5 |
5 | минус 0,27 | 0,65 | 0,71r |
6 | 0,27 | минус 0,65 | 0,71r |
Примечание - Не было замечено существенной разницы между использованием при измерениях шести указанных позиций микрофонов и использованием двенадцати позиций микрофонов, как предписывает ЕН ИСО 3744 [15].
H.7.4 Измерения
Центр полусферы должен совпадать с геометрическим центром транспортного средства. Продольная плоскость симметрии транспортного средства должна быть совмещена с осью x, указанной на рисунке H.1.
Время измерения для каждого замера в каждой позиции должно быть в пределах от 2 с до 5 с. Такой период обусловлен тем, что невозможно поддерживать постоянную частоту вращения двигателя в течение большего времени. Для того чтобы это компенсировать, должна быть использована следующая процедура.
Должны быть проведены как минимум три серии замеров во всех позициях микрофонов. Для выполнения следующего требования может быть необходимым провести дополнительные серии замеров.
Три значения мощности звука должны быть рассчитаны в соответствии с H.8 отдельно от трех серий значений, полученных в каждой позиции микрофона. Если два из трех значений мощности звука, полученные таким образом, не отличаются друг от друга более чем на 2 дБ, то нет необходимости в дальнейших замерах. В противном случае замеры должны продолжаться, пока разница между двумя значениями не окажется в пределах 2 ДБ.
В отсутствие конкретного значения среднеквадратичного отклонения воспроизводимости для ATV, можно принять допущение, что неопределенность измерений характеризуется среднеквадратичным отклонением воспроизводимости KA = 3 дБ.
Реальная неопределенность может быть больше, если шумовое излучение ATV нестабильно.
H.8 Определение уровня мощности звука по шкале A по уровням звукового давления по шкале A на измерительной поверхности
H.8.1 Определение усредненных по времени уровней звукового давления по шкале A на измерительной поверхности
Расчет звукового давления должен быть проведен с использованием системы уравнений, представленных ниже.
Уровень звукового давления по шкале A, усредненный на измерительной поверхности, LpA (дБ), (базовое значение 20 мкПа), должен быть рассчитан по измеренным значениям эквивалентных длительных уровней звукового давления по шкале A с использованием следующего уравнения:
(H.2)
где - уровень звукового давления по шкале A, соответствующей i-й позиции микрофона, дБ (базовое значение: 20 мкПа);
n = 6 - общее число позиций микрофонов.
H.8.2 Расчет уровня мощности звука по шкале A
Уровни мощности звука по шкале A для транспортного средства должны рассчитываться с применением следующего уравнения к каждой серии измерений:
(H.3)
где S - площадь измерительной поверхности, м2 ;
S0 = 1 м2;
для радиуса 4 м и 28 для радиуса 10 м.
Коррекция по условиям окружающей среды не использовалась в соответствии с H.4.
Результаты серий измерений, упомянутые в H.7, используются для определения соответствующих результатов определения уровня мощности звука по шкале A, LWA. Должно быть взято среднее арифметическое двух наибольших значений уровня мощности звука, которые отличаются друг от друга не более чем на 2 дБ.
H.9 Записываемая информация
H.9.1 Испытываемое транспортное средство
Должна быть записана следующая информация:
a) предприятие-изготовитель транспортного средства;
b) модель;
c) серийный номер;
d) комплектация транспортного средства, включая основное и дополнительное оборудование.
H.9.2 Акустическая окружающая среда
Должна быть записана следующая информация:
a) описание места проведения испытания и типа или типов используемых поверхностей, а также эскиз, показывающий расположение машины;
b) температура воздуха, барометрическое давление, относительная влажность и скорость ветра в месте проведения испытания.
H.9.3 Испытательное оборудование
Должна быть записана следующая информация:
a) оборудование, используемое для акустических измерений, включая название, тип, серийный номер и изготовителя;
b) метод, использующийся для калибровки измерительного оборудования;
c) данные калибровки и место калибровки звукового калибратора и измерительной системы.
H.9.4 Акустические данные
Должна быть записана следующая информация:
a) расположение микрофонов;
b) усредненный по времени уровень звукового давления по шкале A в каждой позиции микрофона для каждого замера;
c) усредненный по времени уровень звукового давления по шкале A для фонового шума в каждой позиции микрофона;
d) время измерения для каждой позиции микрофона.
Все промежуточные результаты, такие как звуковое давление или площадь, должны быть округлены до десятых.
H.10 Информация для протокола
Протокол об испытаниях должен содержать как минимум ту информацию, которая требуется изготовителю для подготовки декларации по шуму.
H.11 Декларация и подтверждение значений звукового излучения
В декларации должна быть указана следующая информация:
a) предприятие-изготовитель транспортного средства, номер модели, серийный номер, полезная мощность (кВт), комплектация транспортного средства, включая основное и дополнительное оборудование и тип испытательной поверхности или поверхностей, которые были использованы;
b) уровень звукового давления по шкале A, действующего на уши водителя, и соответствующая неопределенность измерений;
c) если уровень звукового давления по шкале A, действующего на уши водителя, превышает 80 дБ, то должен быть указан рассчитанный уровень звуковой мощности по шкале A, округленный до ближайшего целого числа (при значении дробной части меньшем чем 0,5 - округление в меньшую сторону, при значении дробной части большем чем 0,5 - округление в большую сторону), а также соответствующая неопределенность измерений.
Уровень звуковой мощности по шкале A и уровень звукового давления по шкале A должны иметь формат представления в виде двухчисловых значений, как указано в ЕН ИСО 4871:2009 [16], то есть измеренное значение и соответствующая неопределенность должны указываться раздельно.
Декларация по шуму должна подтверждать, что значения звукового излучения получены в соответствии с методом, устанавливаемым данным стандартом. Любое отклонение от данного метода и обоснование этого отклонения должны быть четко изложены.
Любая проверка декларированных значений звукового излучения должна быть проведена с использованием данных правил испытания на шумность. Если значение, измеренное во время проверки, меньше либо равно сумме декларированного значения и соответствующей неопределенности, то декларированное значение считается подтвержденным.
