ГОСТ 32571-2013 (EN 15997:2011). Межгосударственный стандарт. Снегоболотоходы колесные малогабаритные. Требования безопасности и методы испытаний
Приложение B
(обязательное)
ХАРАКТЕРИСТИКИ РАБОЧИХ ТОРМОЗОВ
B.1 Измерение максимальной скорости
B.1.1 Водитель-испытатель
Водитель-испытатель должен обладать необходимыми навыками для управления ATV, а также должен быть знаком с испытываемым ATV и процедурой проводимого испытания.
При выполнении испытания водитель-испытатель должен находиться в нормальном прямом положении.
B.1.2 Условия испытания
Условия испытания должны быть следующими:
1) Суммарная масса ATV при испытаниях должна состоять из массы ненагруженного ATV и грузоподъемности ATV, включая водителя. Для увеличения испытательной массы до максимальной разрешенной массы транспортного средства и получения требуемого распределения нагрузки должна быть добавлена масса, которая закрепляется на сиденье или в багажном отделении. Масса измерительной аппаратуры может рассматриваться как часть нагрузки;
2) Шины должны быть накачаны до давления, рекомендуемого руководством по эксплуатации для испытательной массы транспортного средства;
3) Испытательная поверхность должна быть чистой, сухой, гладкой, ровной и покрытой бетоном, асфальтом или эквивалентным материалом.
B.1.3 Процедура испытаний
Перед проведением испытаний должно быть проведено несколько предварительных заездов, пока транспортное средство не достигнет нормальной рабочей температуры.
Измерение максимальной скорости ATV проводится с использованием радара для измерения скорости или эквивалентным методом. Водитель-испытатель с массой тела 75 +/- 2 кг, сидящий в нормальном прямом рабочем положении, должен разогнать ATV до достижения максимальной скорости и должен поддерживать эту скорость на протяжении 30 м. Измерение скорости должно быть проведено, когда ATV достигнет стабильной максимальной скорости. Испытания по определению максимальной скорости должны состоять из четырех заездов на одном и том же треке с разным направлением движения на разных заездах. Максимальная скорость ATV должна определяться как среднее арифметическое от проведенных измерений. Разные измерения в одном и том же направлении не должны отличаться друг от друга более, чем на 3 км/ч.
B.2 Измерение тормозных характеристик
B.2.1 Условия испытания
Условия испытания должны быть следующими:
a) ATV должен испытываться с массой, которая указана ниже:
1) если грузоподъемность транспортного средства, указанная в руководстве по эксплуатации, больше или равна 97,5 кг, то испытательная масса ATV должна складываться из его снаряженной массы плюс 97,5 кг (включая водителя-испытателя и измерительное оборудование) с добавлением массы, прикрепленной к сиденью или в багажном отделении (если оно есть);
2) если грузоподъемность транспортного средства, указанная в руководстве по эксплуатации, меньше 97,5 кг, то испытательная масса ATV должна складываться из его снаряженной массы плюс его грузоподъемность (включая водителя-испытателя и измерительное оборудование) с добавлением массы, прикрепленной к сиденью или в багажном отделении (если оно есть);
b) шины должны быть накачаны до давления, рекомендуемого руководством пользователя для испытательной массы транспортного средства;
c) температура окружающего воздуха должна быть между 0 и 38 °C;
d) испытательная поверхность должна быть чистой, сухой, гладкой, ровной и покрытой бетоном, асфальтом или эквивалентным материалом;
e) съемные устройства ограничения скорости должны быть сняты. Регулируемые устройства ограничения скорости должны быть отрегулированы на максимальную скорость ATV.
B.2.2 Процедура испытаний
Процедура испытаний должна быть следующей:
a) измерить максимальную скорость ATV в соответствии с B.1. Определить скорость, с которой начинается торможение (V). Эта скорость должна быть кратна 8 км/ч и при этом быть меньше максимальной скорости ATV на величину от 6 км/ч до 13 км/ч;
b) притереть передние и задние тормоза, выполнив несколько торможений с остановками, достаточных, чтобы обеспечить нормальную работу тормозной системы; торможения производить от скорости начала торможения (V) или от 48 км/ч, в зависимости от того, какая из них меньше. Остановки должны быть выполнены путем одновременного включения переднего и заднего рабочих тормозов с нарастанием замедления от 1,96 м/с2 до 4,90 м/с2 (от 0,2g до 0,5g);
c) после выполнения действий по перечислению b) произвести регулировку тормозов в соответствии с рекомендациями предприятия-изготовителя;
d) произвести шесть остановок от скорости начала торможения или от скорости 48 км/ч, в зависимости от того, что меньше. Остановки должны быть выполнены путем одновременного включения переднего и заднего рабочих тормозов с нарастанием замедления от 1,96 м/с2 до 4,90 м/с2 (от 0,2g до 0,5g). Характеристики торможения должны быть измерены сразу после этих остановок;
e) сразу после испытания B.2.2 d) произвести четыре остановки от скорости начала торможения путем одновременного включения переднего и заднего рабочих тормозов. Измерять скорость непосредственно перед включением рабочих тормозов. Подходящие маркеры или измерительное оборудование должны быть использованы для точного определения точки включения тормозов. Измерить тормозной путь (S):
1) для всех моделей ATV, кроме молодежных моделей, сила воздействия на ручной рычаг тормоза должна быть от 22 Н до 245 Н, а сила воздействия на педаль (рычаг) тормоза с ножным приводом должна быть от 44 Н до 400 Н. Сила воздействия должна быть такой, чтобы получить максимальное торможение без потери управления;
2) для молодежных моделей ATV сила воздействия на ручной рычаг тормоза должна от 22 Н до 133 Н, а сила воздействия на педаль (рычаг) тормоза с ножным приводом должна быть от 44 Н до 222 Н. Сила воздействия должна быть такой, чтобы получить максимальное торможение без потери управления;
f) для всех моделей ATV, кроме молодежных, точка начального приложения усилия к рычагу должна находиться в 30 +/- 2 мм от конца рычага. Для молодежных моделей ATV точка начального приложения усилия к рычагу должна находиться в 25 +/- 2 мм от конца рычага. Направление приложения силы к рычагу должно быть перпендикулярным рукоятке и находиться в плоскости вращения рычага. Точка приложения силы к педали (рычагу) должна находиться в центре контакта ноги и площадки педали (рычага) тормоза; направление приложения силы должно быть перпендикулярным площадке педали (рычага) тормоза и находиться в плоскости, в которой поворачивается педаль (рычаг) тормоза.
