БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 55990-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Месторождения нефтяные и газонефтяные. Промысловые трубопроводы. Нормы проектирования

10.3. Подземные переходы трубопроводов через автомобильные и железные дороги

10.3.1. Переходы трубопроводов через железные и автомобильные дороги должны предусматриваться в местах прохождения дорог по насыпям либо в местах с нулевыми отметками и в исключительных случаях при соответствующем обосновании в выемках дорог.

Прокладка трубопровода через тело насыпи не допускается.

10.3.2. Угол пересечения трубопровода с железными и категорированными автомобильными дорогами должен быть, как правило, 90°, но не менее 60°. При соответствующем обосновании пересечение с автомобильными дорогами общего пользования и подъездными дорогами к промышленным предприятиям категорий IV, V, а также с внутренними автомобильными дорогами промышленных предприятий и организаций категорий III-в, IV-в, III-к, IV-к допускается снижение минимального значения угла до 35°.

10.3.3. Участки трубопроводов на переходах через железные дороги общей сети, подъездные железные дороги промышленных предприятий и автомобильные дороги должны прокладываться следующими способами:

- открытым (траншейным);

- методом продавливания;

- методом горизонтального бурения;

- микротоннелированием;

- методом горизонтально-направленного бурения (ГНБ).

Первые три из указанных способов переходов трубопроводов через железные и автомобильные дороги должны выполняться с устройством защитных футляров (кожухов) из стальных труб.

10.3.3.1. При открытом (траншейном) способе защитный футляр укладывается в траншею с временным перекрытием движения с устройством объезда. Рабочая трубная плеть протаскивается через футляр или укладка футляра может производиться совместно с трубной плетью.

10.3.3.2. При методе продавливания разрабатываются рабочий и приемный котлованы на расстоянии не менее 5 м от подошвы насыпи ж/д и автодорог, используется гидродомкратная установка для продавливания кожуха и водоотливная установка для понижения грунтовых вод на глубину не менее 0,5 м от низа защитного кожуха.

10.3.3.3. При методе горизонтального бурения разрабатываются рабочий и приемный котлованы на расстоянии не менее 5 м от подошвы насыпи ж/д и автодорог, используется установка горизонтального бурения и водоотливная установка для понижения грунтовых вод на глубину не менее 0,5 м от низа защитного кожуха, устанавливается защитный кожух.

10.3.3.4. Переход способом микротоннелирования выполняется с использованием специализированных проходческих комплексов.

10.3.3.5. Способ ГНБ состоит в протаскивании трубопровода в предварительно пробуренные скважины.

10.3.4. Участки трубопроводов, прокладываемых на переходах через подъездные железные дороги промышленных предприятий и автомобильные дороги всех категорий с усовершенствованным покрытием капитального и облегченного типов, могут прокладываться в защитном футляре из стальных труб с устройством теплоизоляции между трубопроводом и футляром на участках транспортирования продукта с положительной температурой в районах распространения ММГ. Необходимость устройства теплоизоляции должна быть обусловлена теплотехническим расчетом.

Примечание. На участках, указанных в 10.3.4, допускается прокладка без устройства защитного футляра на участках транспортирования продукта с отрицательной температурой и в районах распространения ММГ из-за возможности попадания воды в межтрубное пространство и замерзания ее.

 

10.3.5. Категории участков переходов трубопроводов через железные и автомобильные дороги следует принимать в соответствии с таблицами 4 и 5.

10.3.6. Для участков переходов трубопроводов, выполняемых с устройством защитных футляров из стальных труб или прокладываемых методом микротоннелирования, внутренний диаметр футляра или тоннеля должен определяться из условия производства работ и конструкции переходов и должен быть больше наружного диаметра трубопровода не менее чем на 200 мм.

Требования к материалу стальных труб футляров должны соответствовать своду правил, утвержденному Минрегионом России [17], как к стальным конструкциям общего назначения.

Толщину стенки стальной трубы футляра следует принимать не менее 1/70 DN, но не менее 10 мм.

Концы футляра должны выводиться на расстояние:

- при прокладке трубопровода через железные дороги от осей крайних путей - 50 м, но не менее 5 м от подошвы откоса насыпи и 3 м от бровки откоса выемки; от крайнего водоотводного сооружения земляного полотна (кювета, нагорной канавы, резерва) - 3 м;

- при прокладке трубопровода через автомобильные дороги - от бровки земляного полотна - 25 м, но не менее 2 м от подошвы насыпи.

Концы футляров, устанавливаемые на участках переходов нефтепроводов, нефтегазопроводов, конденсатопроводов и трубопроводов систем заводнения через автомобильные дороги III, IV, V, III-в, IV-в, III-к, IV-к категорий, должны выводиться на 5 м от бровки земляного полотна.

10.3.7. Прокладка кабеля связи на участках его перехода трубопровода через железные и автомобильные дороги должна производиться в отдельной трубе. Возможна раздельная прокладка кабеля связи с трубопроводом или совместно с трубопроводом. В последнем случае кабель связи или крепится к футляру трубопровода с наружной стороны, или помещается в защитном футляре.

10.3.8. На подземных переходах трубопроводов через железные и автомобильные дороги концы защитных футляров должны иметь уплотнения из диэлектрического материала.

На одном из концов футляра или тоннеля следует предусматривать вытяжную свечу на расстоянии по горизонтали, не менее:

- для железных дорог - от подошвы откоса насыпи или бровки откоса выемки, а при наличии водоотводных сооружений - от крайнего водоотводного сооружения - 50 м;

- для автомобильных дорог - от подошвы земляного полотна - 25 м;

- высота вытяжной свечи от уровня земли должна быть не менее 5 м.

10.3.9. Заглубление участков переходов трубопроводов

10.3.9.1. Для переходов, выполняемых с устройством защитных кожухов и микротоннелированием:

- для переходов под железными дорогами общего пользования - в соответствии со строительными нормами и правилами, утвержденными Минстроем России [18];

- для переходов через железные дороги промышленных предприятий расстояние по вертикали от верха защитной трубы (тоннеля) до подошвы рельса принимается не менее 3 м, при этом верх защитной трубы должен располагаться не менее чем на 1,5 м ниже дна водоотводного сооружения или подошвы насыпи;

- для переходов под автомобильными дорогами всех категорий - не менее 1,4 м от верха покрытия дороги до верхней образующей защитного футляра, а в выемках и на нулевых отметках, кроме того, не менее 0,5 м от дна кювета, водоотводной канавы или дренажа.

10.3.9.2. Заглубление при прокладке способом ГНБ должно определяться в зависимости от грунтовых условий, но при этом составлять для железных дорог общей сети и автомобильных дорог всех категорий не менее 3 м от подошвы рельса или от верха покрытия автомобильной дороги до верхней образующей трубопровода и не менее 1,5 м от дна водоотводных сооружений.

10.3.10. Для участков переходов трубопроводов через железные дороги промышленных предприятий и автомобильные дороги с усовершенствованным покрытием капитального и облегченного типов, выполняемых без устройства защитных футляров, следует на расстоянии не менее 15 м в обе стороны от подошвы насыпи или бровки земляного полотна дороги предусмотреть защиту трубопровода от падения транспортных средств одним из двух способов:

- увеличения заглубления трубопровода (не менее 1,7 м до верха трубопровода);

- укладкой железобетонных плит над трубопроводом.

Кроме того, следует уложить железобетонные плиты по верху автомобильной дороги на длине по 10 м в каждую сторону от оси трубопровода.

Примечание. В поперечном направлении ширину полосы, защищаемой железобетонными плитами, следует принять не менее 3 DN. На этих участках бетонные плиты следует уложить на глубине 0,5 м и засыпать грунтом до уровня верха траншеи.

 

10.3.11. Расстояние между параллельными трубопроводами на участках их переходов под железными и автомобильными дорогами следует назначать исходя из грунтовых условий и условий производства работ, но во всех случаях это расстояние должно быть не менее расстояний, принятых при подземной прокладке трубопроводов.

10.3.12. Пересечение трубопроводов с рельсовыми путями электрифицированного транспорта под стрелками и крестовинами, а также в местах присоединения к рельсам отсасывающих кабелей не допускается.

10.3.13. Минимальное расстояние по горизонтали в свету от подземного трубопровода в местах его перехода через железные дороги общей сети должно приниматься, м:

- до стрелок и крестовин железнодорожного пути и мест присоединения отсасывающих кабелей к рельсам электрифицированных железных дорог - 20;

- до труб, тоннелей и других искусственных сооружений на железных дорогах - 30 (для газопроводов - 100).

10.3.14. Положение трубопровода в футляре должно быть зафиксировано по всей длине перехода опорно-центрирующими устройствами с диэлектрическим покрытием, обеспечивающими сохранность изоляционного покрытия труб.

10.3.15. При прокладке в футляре трубопровода с положительной температурой транспортируемого продукта в районе распространения ММГ необходимо предусматривать мероприятия, исключающие растепление грунта (теплоизоляция футляра, устройство двух вытяжных свечей, термостабилизаторы и др.).

10.3.16. Прокладку методом микротоннелирования следует применять на переходах, на которые распространяются ограничения по применению способа ГНБ.

10.3.17. При проектировании и строительстве переходов трубопроводов методом микротоннелирования следует избегать участков пересечений активных тектонических разломов.

10.3.18. На переходах через автомобильные и железные дороги трубопроводов, транспортирующих сероводородсодержащие жидкости, следует предусматривать герметичную закрытую дренажную систему для полного слива этих жидкостей.

10.3.19. На промысловых автодорогах, обеспечивающих производственные связи между месторождениями, а также на дорогах внутри месторождения, при невозможности подземного способа прокладки трубопроводов из-за сложности обеспечения необходимого температурного режима системы "трубопровод-грунт" возможно применение варианта пересечения в виде мостового перехода автодороги через эстакады трубопроводов с учетом их прокладки в защитном футляре. При этом зазор между низом пролетного строения и верхней точкой эстакады должен быть не менее 0,50 м, расстояние до опор мостового перехода от опор эстакады должно составлять не менее 3,00 м.

TOC