ГОСТ Р 55941-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Рельсы трамвайные желобчатые. Технические условия
6. Технические требования
6.1. Рельсы изготавливают в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке.
6.2. Требования и рекомендации к технологии производства
6.2.1. Для производства рельсов используют непрерывно-литые заготовки из стали кислородно-конвертерного или электропечного производства, подвергнутой внепечной обработке и вакуумированию.
6.2.2. Коэффициент вытяжки при прокатке рельсов должен быть не менее 8,0.
6.2.3. Технология производства должна обеспечивать отсутствие флокенов в рельсах.
6.3. Химический состав стали по ковшевой пробе должен соответствовать составу, указанному в таблице 4.
Таблица 4
Марка стали | Массовая доля элементов, % | ||||||||
углерод | марганец | кремний | хром | ванадий | никель | медь | сера | фосфор | |
не более | |||||||||
Э76 К76 | 0,71 - 0,82 | 0,74 - 1,05 | 0,18 - 0,40 | 0,30 | - | 0,30 | 0,30 | 0,025 | 0,025 |
Э72Г К72Г | 0,62 - 0,80 | 0,70 - 1,20 | 0,15 - 0,58 |
|
|
|
|
|
|
Э76ХФ К76ХФ | 0,71 - 0,82 | 0,75 - 1,25 | 0,25 - 0,60 | 0,25 - 0,60 | 0,03 - 0,15 |
|
|
|
|
Допускается изготовление рельсов из стали марок по ГОСТ Р 51685.
6.4. Предельные отклонения по массовой доле элементов в готовых рельсах от норм, указанных в таблице 4, не должны превышать, %:
углерод .................................. +0,03;
-0,02
марганец ................................. +/- 0,03;
кремний .................................. +0,03;
-0,02
фосфор ................................... +0,005;
сера ..................................... +0,005.
6.5. Массовая доля водорода в жидкой стали в промежуточном ковше не должна превышать 0,00025% (2,5 ppm).
При массовой доле водорода свыше 0,00025% (2,5 ppm) до 0,0003% (3 ppm) включительно допускается проводить противофлокенную обработку заготовок или рельсов.
6.6. Механические свойства и твердость нетермоупрочненных рельсов (НТ) и рельсов с термически упрочненной поверхностью катания и желоба (Т) должны соответствовать показателям, указанным в таблице 5.
Таблица 5
Марка стали | Вид термического упрочнения | Временное сопротивление, | Относительное удлинение, | Твердость, НВ | ||
на поверхности катания | в точке 1 | в точке 2 | ||||
не менее | ||||||
Э76, К76 | НТ | 820 | 6,0 | 260 | - | - |
Э76ХФ К76ХФ | НТ | 980 | 8,0 | 300 | - | - |
Э72Г, К72Г | Т | 1180 | 8,0 | 340 - 390 | 320 | 300 |
6.7. В макроструктуре рельсов не допускаются расслоения и флокены.
6.8. На поверхности рельсов не допускаются трещины, поперечные риски и царапины, прокатные плены, рванины и раскатанные загрязнения.
6.9. На поверхности рельсов допускаются:
- одиночные раскатанные пузыри, отпечатки и закаты глубиной не более 1 мм, а в средней трети подошвы рельса - глубиной не более 0,5 мм:
- продольные риски и царапины - глубиной не более 0,5 мм.
Поверхностные дефекты глубиной не более 1,0 мм допускается подвергать пологой зачистке. Отпечатки на боковой грани подошвы должны быть полого зачищены.
6.10. На шейке рельса допускаются выпуклые отпечатки высотой не более 5,0 мм. Выпуклые отпечатки в пределах прилегания накладок должны быть удалены абразивной зачисткой при условии соблюдения установленных размеров рельсов и их предельных отклонений.
6.11. Концы рельсов должны быть ровно обрезаны.
На торцах рельсов не допускаются заусенцы, расслоения и трещины.
6.12. Поверхность болтовых отверстий должна быть без рванин, расслоений, трещин и заусенцев.
6.13. Маркировка
6.13.1. На средней части шейки с одной стороны каждого рельса в горячем состоянии выкатывают выпуклую маркировку, содержащую:
- обозначение предприятия-изготовителя;
- месяц (римскими цифрами) и последние две цифры года изготовления (арабскими цифрами);
- тип рельса;
- обозначение направления прокатки стрелкой (острие стрелки указывает на передний конец рельса по ходу прокатки).
Маркировочные знаки должны быть высотой от 20 до 25 мм и выступать на 0,6 - 1,3 мм с плавным переходом к поверхности шейки.
6.13.2. На средней части шейки каждого рельса со стороны, противоположной выпуклой маркировке, в горячем состоянии клеймением наносят номер плавки.
Маркировку наносят на расстоянии более 1 м от торцов рельса. Маркировочные знаки должны быть высотой около 16 мм, глубиной от 0,5 до 1,5 мм с углом наклона около 10° к вертикальной оси рельса. Знаки должны быть четкими, без острых очертаний контуров и вершин.
6.13.3. На торец каждого рельса в холодном состоянии клеймением наносят:
- номер плавки на подошве;
- длину рельса в метрах (при ее отличии от 12,5 м) и приемочное клеймо на головке рельса, подтверждающее приемку продукции службой технического контроля предприятия-изготовителя.
6.13.4. На каждом принятом рельсе контур головки обводят несмываемой краской:
- на рельсах типа РТ58 и РТ62 класса A - белого, класса B - красного цвета;
- на рельсах типа РТ60Е и РТ62Е класса A - голубого, класса B - желтого цвета.