БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 55941-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Рельсы трамвайные желобчатые. Технические условия

8. Методы испытаний

 

8.1. Отбор проб для определения химического состава стали проводят по ГОСТ 7565. Определение химического состава стали проводят по ГОСТ 18895, ГОСТ 22536.0 - ГОСТ 22536.5, ГОСТ 22536.7 - ГОСТ 22536.9, ГОСТ 22536.12.

Допускается определение химического состава стали другими методами, аттестованными по ГОСТ Р 8.563.

Массовую долю водорода в жидкой стали определяют по равновесному парциальному давлению водорода с применением системы зондового измерения.

8.2. Размеры и форму поперечного сечения рельса контролируют на расстоянии 100 - 200 мм от торца. Диаметр болтовых отверстий и размеров, определяющих их расположение, а также косину торцов рельсов контролируют средствами допускового контроля - шаблонами. Шаблоны должны быть калиброваны в установленном порядке и соответствовать точности прокатки рельсов определенного типа.

8.3. Длину рельсов измеряют металлической рулеткой по ГОСТ 7502 или другим способом, обеспечивающим требуемую точность измерения.

8.4. Общую кривизну рельсов оценивают визуально в положении "стоя на подошве".

При необходимости общую кривизну рельсов контролируют по величине стрелы прогиба, которую измеряют по наибольшему зазору между поверхностью рельса и стальной струной, натянутой между его концами.

8.5. Определение отклонений рельсов от прямолинейности проводят по наибольшему зазору между поверхностью рельса и контрольной линейкой (по хорде или касательной).

8.6. Скручивание рельсов определяют на конце рельса в положении "стоя на подошве" по величине максимального зазора, измеряемого щупом, между основанием подошвы рельса и поверхностью контрольного стеллажа.

8.7. Качество поверхности рельсов проверяют визуально.

В необходимых случаях наличие и глубину поверхностных дефектов и расслоений на торцах рельсов контролируют пробной вырубкой. Расслоение или раздвоение стружки при вырубке считают признаком дефекта.

8.8. Определение механических свойств рельсов при испытании на растяжение проводят по ГОСТ 1497 на цилиндрических образцах начальным диаметром 6 мм и начальной расчетной длиной 30 мм. Расположение образца в головке рельса приведено на рисунке 3.

 

ГОСТ Р 55941-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Рельсы трамвайные желобчатые. Технические условия

 

Рисунок 3. Расположение образца для определения

механических свойств

 

8.9. Твердость определяют по ГОСТ 9012. Твердость на поверхности катания определяют как для нетермоупрочненных рельсов, так и для рельсов с термически упрочненной поверхностью катания и желоба.

Место определения твердости на поверхности катания рельса или темплета, вырезанного из пробы, должно быть зачищено для удаления окалины и обезуглероженного слоя металла на глубину не более 0,5 мм. Шероховатость зачищенной поверхности не должна превышать Rz25 по ГОСТ 2789.

Рельсы с термически упрочненной поверхностью катания и желоба дополнительно контролируют на твердость по сечению головки и губы. Расположение точек контроля твердости приведено на рисунке 4.

Примечание. Твердость по сечению головки и губы рельса в точках контроля, обозначенных одной и той же цифрой, должна соответствовать твердости, установленной в 6.6.

 

ГОСТ Р 55941-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Рельсы трамвайные желобчатые. Технические условия

 

Рисунок 4. Расположение точек контроля твердости

по сечению головки и губы

 

8.10. Контроль рельсов на флокены проводят по методике предприятия-изготовителя.

TOC