Федеральный закон от 24.06.1999 № 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса"
Утратил силу с 1 июля 2009 года
- Федеральный закон
от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ)
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об особенностях несостоятельности (банкротства)
субъектов естественных монополий
топливно-энергетического комплекса
Принят Государственной Думой 4 июня 1999 года
Одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 года
(В редакции федеральных законов от 18.07.2005 г. N 88-ФЗ;
от 08.11.2007 г. N 258-ФЗ)
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим
Федеральным законом
1. В соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности
(банкротстве)" настоящий Федеральный закон устанавливает
особенности признания несостоятельными (банкротами) субъектов
естественных монополий топливно-энергетического комплекса, основная
деятельность которых осуществляется в сферах транспортировки нефти
и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки
газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической и тепловой
энергии (далее - организация-должник), и проведения процедур их
банкротства.
2. Настоящий Федеральный закон применяется также при признании
несостоятельными (банкротами) и проведении процедур банкротства
организаций топливно-энергетического комплекса, основная
деятельность которых связана с производством электрической,
тепловой энергии, добычей природного газа и которые имеют на праве
собственности или на основании иного права имущество, отнесенное к
перечню видов имущества, входящего в состав единого
производственно-технологического комплекса в соответствии с пунктом
2 статьи 3 настоящего Федерального закона.
В целях настоящего Федерального закона под основной
деятельностью организаций, указанных в пункте 1 настоящей статьи и
настоящем пункте, понимается деятельность, при осуществлении
которой сумма выручки от реализации составляет не менее 70
процентов от общей суммы выручки от реализации.
3. Не признаются несостоятельными (банкротами) и не подлежат
процедурам банкротства атомные электростанции.
4. Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством)
организаций-должников, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи,
и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются
Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Статья 2. Признаки банкротства
Организация-должник считается неспособной удовлетворить
требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить
обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие
обязательства и (или) обязанность не исполнены
организацией-должником в течение шести месяцев с момента
наступления даты их исполнения и сумма кредиторской задолженности
превышает балансовую стоимость имущества организации-должника, в
том числе права требования.
Статья 3. Обязанность руководителя организации-должника
обратиться в арбитражный суд с заявлением должника
1. Помимо случаев, указанных в статье 9 Федерального закона "О
несостоятельности (банкротстве)", руководитель организации-должника
обязан обратиться с соблюдением требований статьи 6 настоящего
Федерального закона в арбитражный суд с заявлением должника в
случае, если на основании решения суда обращено взыскание на
имущество, входящее в состав единого
производственно-технологического комплекса, определенного в пункте
2 настоящей статьи, в течение десяти дней с момента получения
организацией-должником решения об обращении взыскания на указанное
имущество. (В редакции Федерального закона
от 18.07.2005 г. N 88-ФЗ)
2. Единый производственно-технологический комплекс
организации-должника состоит из недвижимого и иного имущества,
используемого для основной производственной деятельности
организации-должника и обеспечивающего непрерывный производственный
процесс снабжения потребителей топливно-энергетическими ресурсами
(далее - единый производственно-технологический комплекс).
Перечень видов имущества, входящего в состав указанного
единого производственно-технологического комплекса, устанавливается
в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Статья 4. Арбитражные управляющие
Арбитражным управляющим может быть назначено физическое лицо,
имеющее опыт работы в соответствующих организациях
топливно-энергетического комплекса, указанных в пунктах 1 и 2
статьи 1 настоящего Федерального закона.
Арбитражный управляющий действует на основании аттестата,
выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации
федеральным органом исполнительной власти в области
топливно-энергетического комплекса (далее - орган управления
топливно-энергетическим комплексом). (В редакции Федерального
закона от 08.11.2007 г. N 258-ФЗ)
Статья 5. Государственные органы, обеспечивающие
предупреждение банкротства субъектов естественных
монополий топливно-энергетического комплекса
Предупреждение банкротства субъектов естественных монополий
топливно-энергетического комплекса, а также обеспечение условий
реализации процедур банкротства в соответствии с настоящим
Федеральным законом осуществляется государственным органом по делам
о банкротстве и финансовому оздоровлению совместно с органом
управления топливно-энергетическим комплексом.
ГЛАВА II. РАЗБИРАТЕЛЬСТВО ДЕЛ О БАНКРОТСТВЕ
В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ
Статья 6. Подведомственность дел о банкротстве
Заявление о признании организации-должника банкротом
принимается арбитражным судом, если требования к
организации-должнику в совокупности составляют не менее пятидесяти
тысяч минимальных размеров оплаты труда и указанные требования не
погашены в течение шести месяцев.
К заявлению кредитора о признании организации-должника
банкротом должны быть приложены решение суда, подтверждающее
обоснованность требований кредитора, доказательства, подтверждающие
признание указанных требований должником, документы с
исполнительной надписью нотариуса.
Статья 7. Лица, участвующие в деле о банкротстве
Лицами, участвующими в деле о банкротстве
организации-должника, наряду с лицами, указанными в статье 34
Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)",
признаются: (В редакции Федерального закона
от 18.07.2005 г. N 88-ФЗ)
орган управления топливно-энергетическим комплексом;
орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации,
орган местного самоуправления по месту нахождения
организации-должника
Статья 8. Отказ в принятии заявления о признании
организации-должника банкротом
Судья арбитражного суда отказывает в принятии заявления о
признании организации-должника банкротом, если нарушено хотя бы
одно из условий, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального
закона.
Статья 9. Отзыв организации-должника на заявление
о признании организации-должника банкротом
Помимо сведений, указанных в статье 47 Федерального закона "О
несостоятельности (банкротстве)", в отзыве организации-должника
должны содержаться сведения об исковых заявлениях
организации-должника, поданных ею до принятия арбитражным судом
заявления о признании организации-должника банкротом, о признании
недействительным (недействительными) акта (актов) федерального
органа исполнительной власти, акта (актов) органа исполнительной
власти субъекта Российской Федерации в части утверждения тарифов
(цен) на электрическую и тепловую энергию, газ, транспортировку
газа, перекачку нефти при условии, что такие тарифы (цены) стали
причиной неплатежеспособности организации-должника. (В редакции
Федерального закона от 18.07.2005 г. N 88-ФЗ)
В отзыве организации-должника должны также указываться
задолженность потребителей ее продукции (товаров, услуг), снабжение
которых топливно-энергетическими ресурсами не подлежит ограничению
и (или) прекращению в соответствии с федеральными законами, иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, задолженность
потребителей ее продукции (товаров, услуг), которые финансируются
из бюджетов всех уровней, а также задолженность потребителей ее
продукции (товаров, услуг), поставки продукции (товаров, услуг)
которым осуществляются в соответствии с международными договорами
Российской Федерации.
Статья 10. Срок рассмотрения дела о банкротстве
1. Дело о банкротстве рассматривается в срок, установленный
статьей 51 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)",
за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
(В редакции Федерального закона от 18.07.2005 г. N 88-ФЗ)
2. В случае, если организацией-должником до принятия
арбитражным судом заявления о признании организации-должника
банкротом подано исковое заявление в суд, арбитражный суд о
признании недействительным (недействительными) акта (актов)
федерального органа исполнительной власти, акта (актов) органа
исполнительной власти субъекта Российской Федерации в части
утверждения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию, газ,
транспортировку газа, перекачку нефти, рассмотрение дела о
банкротстве приостанавливается до принятия решения по указанному
заявлению.
Статья 11. Решение арбитражного суда об отказе
в признании организации-должника банкротом
Решение арбитражного суда об отказе в признании
организации-должника банкротом кроме случаев, предусмотренных
статьей 55 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)",
принимается также в случае признания арбитражным судом
недействительным (недействительными) акта (актов) федерального
органа исполнительной власти, акта (актов) органа исполнительной
власти субъекта Российской Федерации в части утверждения тарифов
(цен) на электрическую и тепловую энергию, газ, транспортировку
газа, перекачку нефти при условии, что такие тарифы (цены) стали
причиной неплатежеспособности организации-должника. (В редакции
Федерального закона от 18.07.2005 г. N 88-ФЗ)
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА,
ПРИМЕНЯЕМЫХ К ОРГАНИЗАЦИЯМ-ДОЛЖНИКАМ
Статья 12. Окончание наблюдения
Решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о
признании организации-должника банкротом и об открытии конкурсного
производства считается принятым первым собранием кредиторов в
случае, если за него подано не менее трех четвертей голосов от
общего числа голосов кредиторов, устанавливаемых в соответствии с
пунктом 1 статьи 12 Федерального закона "О несостоятельности
(банкротстве)".
Помимо случаев, предусмотренных статьей 75 Федерального закона
"О несостоятельности (банкротстве)", арбитражный суд выносит
определение о введении внешнего управления в случае наличия
ходатайства о введении внешнего управления участвующего в деле о
банкротстве организации-должника органа управления
топливно-энергетическим комплексом, органа исполнительной власти
субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по
месту нахождения организации-должника. (В редакции Федерального
закона от 18.07.2005 г. N 88-ФЗ)
Статья 13. Особенности банкротства градообразующих
организаций-должников
При рассмотрении дел о банкротстве организаций-должников -
градообразующих организаций применяются правила о банкротстве
градообразующих организаций, установленные статьями 169-176
Федерального закона "О несостоятельности (банкротства)", с
особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. (В
редакции Федерального закона от 18.07.2005 г. N 88-ФЗ)
Статья 14. Срок внешнего управления
1. Внешнее управление вводится на срок не более восемнадцати
месяцев, который может быть продлен арбитражным судом на основании
ходатайства внешнего управляющего, органа управления
топливно-энергетическим комплексом, органа исполнительной власти
субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по
месту нахождения организации-должника, собрания кредиторов до пяти
лет.
При продлении арбитражным судом срока внешнего управления до
пяти лет организация-должник приступает к расчетам с кредиторами
через двенадцать месяцев с момента продления срока внешнего
управления.
2. В случае несостоятельности организации-должника -
градообразующей организации срок внешнего управления может быть
продлен в порядке, установленном статьей 172 Федерального закона
"О несостоятельности (банкротстве)". (В редакции Федерального
закона от 18.07.2005 г. N 88-ФЗ)
Статья 15. Особенности представления кандидатуры
внешнего управляющего
1. Кандидатуру внешнего управляющего представляет арбитражному
суду орган управления топливно-энергетическим комплексом.
2. В случае непредставления кандидатуры внешнего управляющего
арбитражному суду органом управления топливно-энергетическим
комплексом назначение внешнего управляющего производится в порядке,
установленном статьей 96 Федерального закона "О несостоятельности
(банкротстве)". (В редакции Федерального закона
от 18.07.2005 г. N 88-ФЗ)
3. В случае, если не представлено ни одной кандидатуры
внешнего управляющего в порядке, установленном пунктами 1 и 2
настоящей статьи, арбитражный суд назначает внешнего управляющего
из числа сотрудников органа управления топливно-энергетическим
комплексом.
Статья 16. Обязанности внешнего управляющего
1. Помимо полномочий, предусмотренных статьей 99 Федерального
закона "О несостоятельности (банкротстве)", внешний управляющий
обязан в течение одного месяца с момента своего назначения
разработать с учетом предложений органа управления
топливно-энергетическим комплексом план внешнего управления и
представить его собранию кредиторов на утверждение. (В редакции
Федерального закона от 18.07.2005 г. N 88-ФЗ)
2. Внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения
организацией-должником договора энергоснабжения, договора поставки
газа, договора транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов,
договора распределения газа, нефти и нефтепродуктов, заключенных с
потребителями, подача (поставки) топливно-энергетических ресурсов
которым не подлежит ограничению и (или) прекращению в соответствии
с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации. Внешний управляющий не вправе также
отказаться от поставок газа, осуществляемых в соответствии с
международными договорами Российской Федерации.
Статья 17. Распоряжение имуществом организации-должника
во внешнем управлении
Внешний управляющий не вправе отчуждать имущество (часть
имущества) организации-должника, входящее в состав единого
производственно-технологического комплекса.
Статья 18. Недействительность сделок организации-должника
Сделка по отчуждению имущества (части имущества)
организации-должника, совершенная в нарушение требований статьи 17
настоящего Федерального закона внешним управляющим или
организацией-должником после возбуждения дела о банкротстве и (или)
в течение шести месяцев, предшествовавших подаче заявления о
признании организации-должника банкротом, может быть признана
недействительной на основании решения арбитражного суда.
Статья 19. Особенности применения мер по восстановлению
платежеспособности организации-должника
во внешнем управлении
Меры по восстановлению платежеспособности
организации-должника, указанные в статье 109 Федерального закона "О
несостоятельности (банкротстве)", применяются со следующими
особенностями: (В редакции Федерального закона
от 18.07.2005 г. N 88-ФЗ)
продажа указанного в статье 17 настоящего Федерального закона
имущества (части имущества) организации-должника не допускается;
уступка прав требований организации-должника может быть
осуществлена, в том числе по договору энергоснабжения, договору
поставки газа, договору транспортировки газа, нефти и
нефтепродуктов и договору распределения газа, нефти и
нефтепродуктов, в части прав требований оплаты отпущенной
потребителям электрической энергии, тепловой энергии, газа, нефти и
нефтепродуктов;
перепрофилирование или закрытие производства, связанного с
функционированием единого производственно-технологического
комплекса, не допускается;
иные меры по восстановлению платежеспособности
организации-должника могут применяться, если их применение не
противоречит условиям безопасного функционирования единого
производственно-технологического комплекса.
Статья 20. Продажа имущества организации-должника
в ходе конкурсного производства
Продажа имущества организации-должника, входящего в состав
единого производственно-технологического комплекса, осуществляется
только путем проведения торгов в форме конкурса. Указанное
имущество выставляется на торги единым лотом.
Обязательными условиями участия в конкурсе являются:
согласие покупателя принять на себя обязательства
организации-должника по договору энергоснабжения, договору поставки
газа, договору транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов,
договору распределения газа, нефти и нефтепродуктов;
обеспечение сохранения единого
производственно-технологического комплекса в соответствии с его
целевым назначением;
наличие лицензии на осуществление соответствующего вида
деятельности, предусмотренного Федеральным законом
"О лицензировании отдельных видов деятельности".
ГЛАВА IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 21. Регулирование отношений, связанных
с банкротством
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
2. Настоящий Федеральный закон применяется арбитражными судами
при рассмотрении дел о банкротстве независимо от того, когда
арбитражным судом было принято заявление о признании
организации-должника банкротом.
В случае, если заявление о признании организации-должника
банкротом принято арбитражным судом до вступления в силу настоящего
Федерального закона и у организации-должника отсутствуют
установленные статьей 2 настоящего Федерального закона признаки
банкротства, дело подлежит прекращению производством.
3. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить
Правительству Российской Федерации привести свои нормативные
правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации Б.Ельцин
Москва, Кремль
24 июня 1999 года
N 122-ФЗ