Закон Российской Федерации от 13.03.1992 № 2506-I "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации"
Утратил силу - Федеральный закон
от 12.08.95 г. N 144-ФЗ
З А К О Н
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Об оперативно-розыскной деятельности в
Российской Федерации
(В редакции Закона Российской Федерации от 02.07.92 г. N 3181-I)
Настоящий Закон определяет содержание оперативно-розыскной
деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и
закрепляет систему гарантий законности при проведении
оперативно-розыскных мероприятий.
Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Оперативно-розыскная деятельность
Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности,
осуществляемой, гласно и негласно, уполномоченными на то
настоящим Законом государственными органами и оперативными
подразделениями<1>, в пределах их компетенции путем
проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты
жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности,
безопасности общества и государства от преступных посягательств.
______________
<1> Далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную
деятельность.
Статья 2. Задачи оперативно-розыскной деятельности
Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:
выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие
преступлений, в том числе сокрытия доходов от налогообложения и
уклонения от уплаты налогов, а также лиц, их подготавливающих,
совершающих или совершивших; (В редакции Закона Российской
Федерации от 02.07.92 г. N 3181-I)
осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания,
следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести
пропавших граждан.
Статья 3. Принципы оперативно-розыскной деятельности
Оперативно-розыскная деятельность основывается на принципах
законности, уважения прав и свобод личности, конспирации, сочетания
гласных и негласных начал.
Статья 4. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности
Правовой основой оперативно-розыскной деятельности являются
Конституция РСФСР, настоящий Закон, а также другие законы и иные
правовые акты Российской Федерации. Органы, осуществляющие
оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своей
компетенции, в соответствии с законодательством и по согласованию с
Прокуратурой Российской Федерации и Верховным Судом Российской
Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику
проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Статья 5. Соблюдение прав и свобод личности в
оперативно-розыскной деятельности
Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности
для достижения целей и задач, не предусмотренных настоящим Законом.
Лицо, полагающее, что действия органа, осуществляющего
оперативно-розыскную деятельность, привели к ограничению его прав и
свобод, может обжаловать эти действия в вышестоящий орган или в
суд.
Лицо, виновность которого в совершении преступления не
доказана в установленном законом порядке, полагающее, что в
отношении его проводились оперативно-розыскные мероприятия, вправе
истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную
деятельность, сведения о характере полученной в отношении его
информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и
исключающих разглашение государственной тайны. При отказе в
предоставлении запрошенных сведений либо получении их не в полном
объеме данное лицо вправе обжаловать эти действия в судебном
порядке. В процессе рассмотрения дела в суде обязанность
доказывания обоснованности такого решения возлагается на
соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную
деятельность.
В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела
орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, по
требованию судьи обязан представить ему оперативно-служебные
документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении
которых было отказано заявителю, за исключением данных о лицах,
конфиденциально содействовавших проведению оперативно-розыскных
мероприятий.
В случае признания необоснованным решения органа,
осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об отказе в
предоставлении необходимых сведений заявителю судья может обязать
указанный орган предоставить заявителю сведения, предусмотренные
частью третьей настоящей статьи.
Полученные в результате оперативно-розыскных мероприятий
материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении
преступления не доказана в установленном законом порядке, хранятся
один год, а затем уничтожаются, если исполнение служебных
обязанностей или правосудие не требуют иного. За три месяца до
уничтожения документов, отражающих результаты оперативно-розыскных
мероприятий, проведенных с санкции прокурора, об этом уведомляется
соответствующий прокурор.
Органам (должностным лицам), осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность, запрещается предпринимать
действия в интересах какой-либо политической партии; принимать
негласное участие в работе органов представительной или судебной
власти, а также общественных объединений или религиозных
организаций, зарегистрированных в установленном законом порядке, с
целью оказания влияния на характер их деятельности.
При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов
физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья
обязаны принять меры к восстановлению этих прав и законных
интересов, возмещению причиненного вреда в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая с нарушением
настоящего Закона, влечет за собой ответственность, предусмотренную
законодательством Российской Федерации.
Раздел II. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ
Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия
Оперативно-розыскные мероприятия проводятся только тогда,
когда иным путем невозможно обеспечить выполнение задач,
предусмотренных статьей 2 настоящего Закона.
Для решения этих задач органами, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность, в соответствии с правилами
конспирации применяются:
1) опрос граждан;
2) наведение справок;
3) сбор образцов для сравнительного исследования;
4) контрольные закупки;
5) исследование предметов и документов;
6) наблюдение;
7) отождествление личности;
8) обследование помещений, зданий, сооружений, участков
местности и транспортных средств;
9) контроль почтовых отправлений;
10) цензура корреспонденции осужденных;
11) прослушивание телефонных и иных переговоров;
12) снятие информации с технических каналов связи.
Установленные частью второй настоящей статьи действия
реализуются путем проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Перечень этих действий является исчерпывающим и может быть изменен
или дополнен только законом.
В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий
используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино-
и фотосъемка, а также другие технические средства, не причиняющие
вреда жизни и здоровью личности и окружающей среде.
Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, решают ее задачи путем личного участия в организации
и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь
должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и
иными специальными познаниями, а также содействие отдельных граждан
с их согласия на гласной и негласной основе.
Организация и тактика проведения оперативно-розыскных
мероприятий составляет государственную тайну.
Статья 7. Основания проведения оперативно-розыскных
мероприятий
Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий
являются:
1) наличие возбужденного уголовного дела;
2) ставшие известными органам, осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность, сведения:
о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном
деянии, по которому обязательно производство предварительного
следствия, когда нет данных, указывающих на признаки преступления;
о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда
или уклоняющихся от уголовного наказания;
о безвестном отсутствии граждан и обнаружении неопознанных
трупов;
3) поручения следователя, указания прокурора или определения
суда по уголовным делам, находящимся в их производстве;
4) запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье;
5) запросы международных правоохранительных организаций и
правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с
договорами (соглашениями) о правовой помощи.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в
пределах своей компетенции вправе также собирать данные,
характеризующие личность граждан, необходимые для принятия решений:
1) о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну,
или к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих
повышенную экологическую опасность;
2) о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или
доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления.
Данное положение не распространяется на судей и прокуроров;
3) в связи с оказанием ими содействия в подготовке и
проведении оперативно-розыскных мероприятий;
4) о выдаче разрешений на частную детективную и охранную
деятельность.
Статья 8. Условия проведении оперативно-розыскных
мероприятий
Гражданство, национальность, пол, место жительства, социальное
и имущественное положение, принадлежность к общественным
объединениям, отношение к религии и политические убеждения
отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении
них оперативно-розыскных мероприятий на территории Российской
Федерации, если иное не оговорено законом.
Проведение оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих
охраняемые законом тайну переписки, телефонных и иных переговоров,
телеграфных сообщений, а также право на неприкосновенность жилища,
допускается лишь для сбора информации о лицах, подготавливающих или
покушающихся на тяжкие преступления, совершающих либо совершивших
тяжкие преступления, а также допустивших уклонение от уплаты
налогов либо сокрытие доходов от налогообложения в особо крупных
размерах, и только с санкции прокурора (по мотивированному
постановлению одного из руководителей соответствующего органа,
осуществляющего оперативно-розыскную деятельность). Перечень
категорий таких руководителей устанавливается ведомственными
нормативными актами. При этом обследование жилых помещений
допускается в исключительных случаях и только с санкции прокурора
республики в составе Российской Федерации, края, области и других
прокуроров, имеющих их полномочия. (В редакции Закона Российской
Федерации от 02.07.92 г. N 3181-I)
В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к
совершению террористического акта или диверсии, на основании
мотивированного заключения одного из руководителей соответствующего
органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность,
допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий,
перечисленных в части второй настоящей статьи, с незамедлительным
уведомлением соответствующего прокурора и последующим получением
санкции в течение 24 часов.
В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности
отдельных лиц по их заявлению или с их письменного согласия
разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов или
других переговорных устройств, на основании постановления,
утвержденного руководителем органа, осуществляющего
оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением
соответствующего прокурора в течение 24 часов.
При проведении оперативно-розыскных мероприятий по основаниям,
предусмотренным пунктами 1-4 части второй статьи 7, запрещается
осуществление действий, указанных в пунктах 8-12 части второй
статьи 6 настоящего Закона.
Оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие собственную
безопасность органов внутренних дел, органов безопасности, Службы
внешней разведки и органов Государственной налоговой службы,
проводятся в порядке, предусмотренном законодательными актами
Российской Федерации. (В редакции Закона Российской Федерации
от 02.07.92 г. N 3181-I)
Статья 9. Производство оперативной проверки
При наличии оснований, предусмотренных пунктами 1-3 части
первой статьи 7 настоящего Закона, органы, осуществляющие
оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить оперативную
проверку. Факт ее проведения подлежит обязательной регистрации.
Оперативная проверка проводится с разрешения и под контролем
руководителя органа, ее осуществляющего. Результаты
оперативно-розыскных мероприятий отражаются в оперативно-служебных
документах и систематизируются.
Оперативно-служебные документы должны быть представлены
прокурору при осуществлении прокурорского надзора или для получения
санкции на проведение оперативно-розыскных мероприятий.
Оперативная проверка прекращается в случае решения конкретных
задач оперативно-розыскной деятельности, предусмотренных статьей 2
настоящего Закона, а также при установлении обстоятельств,
свидетельствующих об объективной невозможности решения этих задач.
Статья 10. Использование результатов оперативно-розыскной
деятельности
Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть
использованы для подготовки и осуществления следственных действий и
проведения оперативно-розыскных мероприятий по предупреждению,
пресечению и раскрытию преступлений, а также в качестве
доказательств по уголовным делам после их проверки в соответствии с
уголовно-процессуальным законодательством.
Материалы оперативной проверки не являются основанием для
ограничения прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Раздел III. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОПЕРАТИВНО-
РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Статья 11. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную
деятельность
На территории Российской Федерации право осуществлять
оперативно-розыскную деятельность предоставлено:
1) органам внутренних дел Российской Федерации;
2) органам Министерства безопасности Российской Федерации;
3) органам пограничной охраны;
4) Службе внешней разведки Российской Федерации;
5) оперативным подразделениям Главного управления охраны
Российской Федерации;
6) оперативным подразделениям Главного управления налоговых
расследований при Государственной налоговой службе Российской
Федерации и соответствующим подразделениям при государственных
налоговых инспекциях по республикам в составе Российской Федерации,
краям, областям, автономной области, автономным округам, районам,
городам и районам в городах. (Пункт дополнен - Закон Российской
Федерации от 02.07.92 г. N 3181-I)
Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, может быть изменен или дополнен только законом.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность,
решают стоящие перед ними задачи самостоятельно, во взаимодействии
между собой, а также при содействии граждан.
Статья 12. Обязанности органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность
При решении определенных настоящим Законом задач
оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее
осуществлять, обязаны:
1) принимать в соответствии со своей компетенцией все
необходимые меры для защиты охраняемых законом прав и свобод
личности, собственности, безопасности общества и государства;
2) исполнять письменные поручения следователя, указания
прокурора и определения суда о проведении оперативно-розыскных
мероприятий по уголовным делам, принятым ими к производству;
3) выполнять на основе договоров (соглашений) о правовой
помощи запросы соответствующих международных правоохранительных
организаций и правоохранительных органов иностранных государств;
4) информировать другие органы, осуществляющие
оперативно-розыскную деятельность на территории Российской
Федерации, о ставших известными фактах противоправной деятельности,
относящихся к компетенции этих органов, и оказывать им необходимую
помощь;
5) соблюдать правила конспирации при осуществлении
оперативно-розыскной деятельности;
6) содействовать обеспечению личной безопасности, сохранности
имущества своих сотрудников, членов их семей, близких, а также
участников уголовного судопроизводства, членов их семей, близких,
от преступных и иных противоправных посягательств.
Для надлежащего выполнения служебных обязанностей должностным
лицам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность,
должны быть обеспечены условия для получения специальной
профессиональной подготовки, повышения своей квалификации и для
медицинского обслуживания.
Статья 13. Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность
При решении задач оперативно-розыскной деятельности органы,
уполномоченные ее осуществлять, имеют право:
1) проводить гласно и негласно оперативно-розыскные действия,
перечисленные в статье 6 настоящего Закона;
2) устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе
отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать
содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность;
3) создавать и использовать информационные системы,
обеспечивающие решение задач оперативно-розыскной деятельности;
4) использовать в ходе оперативно-розыскных мероприятий по
договору или устному соглашению служебные помещения, имущество
предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также
жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество
частных лиц;
5) использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие
личность должностных лиц, ведомственную принадлежность
подразделений, организаций, помещений и транспортных средств
органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также
личность граждан, сотрудничающих с этими органами на
конфиденциальной основе.
Должностные лица не вправе препятствовать указанным в
настоящем Законе органам осуществлять оперативно-розыскную
деятельность в пределах их компетенции.
Статья 14. Социальная и правовая защита должностных лиц
органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность
На должностных лиц органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, распространяются гарантии
правовой и социальной защиты сотрудников тех органов, в штаты
которых они входят.
Никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных
лиц и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность,
кроме лиц, прямо уполномоченных на то законом. Запрещается
оценивать их работу по количественным показателям результатов
оперативно-розыскной деятельности.
Должностное лицо, уполномоченное на осуществление
оперативно-розыскной деятельности, в ходе проведения
оперативно-розыскных мероприятий подчиняется только
непосредственному и прямому начальнику. При получении приказа или
указания, противоречащего закону, должностное лицо обязано
руководствоваться законом, а если у него имеются основания
полагать, что в результате исполнения приказа или указания может
или могло бы быть совершено преступление, - сообщить об этом в
вышестоящий орган или прокуратуру.
Раздел IV. СОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАН ОРГАНАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Статья 15. Содействие граждан органам, осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность
Отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке
или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их
желанию конфиденциальности сотрудничества с органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в том числе по
контракту. Эти лица обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им
известными в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных
мероприятий, и не предоставлять заведомо ложной информации
указанным органам.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность,
могут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами
независимо от их гражданства, национальности, пола, социального,
должностного и имущественного положения, образования,
принадлежности к общественным объединениям, политических и
религиозных убеждений.
Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность,
запрещается использовать конфиденциальное содействие на контрактной
основе народных депутатов, судей, прокуроров, адвокатов,
священнослужителей и полномочных представителей официально
зарегистрированных религиозных объединений.
Статья 16. Социальная и правовая защита граждан, содействующих
органам, осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность
Лица, содействующие органам, осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность, находятся под защитой
государства.
При возникновении реальной угрозы противоправного
посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в
связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность, а равно членов их семей, близких, эти органы обязаны
принять необходимые меры к предотвращению противоправных действий,
установлению виновных и привлечению их к ответственности.
Сведения о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших с
органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, на
конфиденциальной основе, являются государственной тайной и могут
быть преданы гласности только с письменного согласия этих лиц или в
других случаях, прямо предусмотренных законом.
Лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность, имеют право на получение
вознаграждения.
Государство гарантирует лицам, изъявившим согласие
содействовать на контрактной основе органам, осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность, выполнение обязательств,
предусмотренных контрактом.
Период сотрудничества граждан по контракту с органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в качестве
основного рода занятий включается в их трудовой стаж. Указанные
лица имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с
действующим законодательством.
В целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих по
контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, и членов их семей, допускается проведение специальных
мероприятий по их защите в порядке, определяемом Правительством
Российской Федерации.
В случае гибели лица, сотрудничающего по контракту с органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в связи с его
участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий, семье
пострадавшего и его иждивенцам из средств соответствующего бюджета
выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего
денежного содержания погибшего и в установленном законом порядке
назначается пенсия по случаю потери кормильца.
При получении лицом, сотрудничающим по контракту с органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, травмы,
являющейся следствием ранения, контузии, увечья, наступившей в
связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий
и исключающей для него возможность дальнейшего сотрудничества, ему
выплачивается из средств соответствующего бюджета единовременное
пособие в размере пятилетнего денежного содержания и в
установленном законом порядке назначается пенсия по инвалидности.
Раздел V. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ,
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 17. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной
деятельности
Министерствам и ведомствам Российской Федерации,
уполномоченным на осуществление оперативно-розыскной деятельности,
выделяются на эти цели финансовые средства, которые расходуются в
порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Контроль за
расходованием финансовых средств, выделенных на
оперативно-розыскную деятельность, осуществляется руководителями
этих министерств и ведомств, а также специально уполномоченными на
то представителями Министерства финансов Российской Федерации.
Раздел VI. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Статья 18. Парламентский контроль
Контроль Верховного Совета Российской Федерации за
оперативно-розыскной деятельностью и расходованием выделяемых на
эти цели финансовых средств осуществляют соответствующие комитеты
Верховного Совета Российской Федерации. Органы, осуществляющие
оперативно-розыскную деятельность, обязаны представлять им
информацию независимо от степени ее секретности, за исключением
сведений о лицах, оказывавших или оказывающих конфиденциальное
содействие этим органам.
Статья 19. Прокурорский надзор
Надзор за исполнением законов при проведении
оперативно-розыскных мероприятий и законностью принимаемых при этом
решений осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и
подчиненные ему прокуроры.
Статья 20. Ведомственный контроль
Руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, несут персональную ответственность за законность при
организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Президент Российской Федерации Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Дом Советов России
13 марта 1992 года
N 2506-I