БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Закон Российской Федерации от 13.03.1992 № 2506-I "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации"

Утратил силу - Федеральный закон

от 12.08.95 г. N 144-ФЗ

 

 

 

З А К О Н

 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Об оперативно-розыскной деятельности в

Российской Федерации

 

(В редакции Закона Российской Федерации от 02.07.92 г. N 3181-I)

 

Настоящий Закон определяет содержание оперативно-розыскной

деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и

закрепляет систему гарантий законности при проведении

оперативно-розыскных мероприятий.

 

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Оперативно-розыскная деятельность

 

Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности,

осуществляемой, гласно и негласно, уполномоченными на то

настоящим Законом государственными органами и оперативными

подразделениями<1>, в пределах их компетенции путем

проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты

жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности,

безопасности общества и государства от преступных посягательств.

______________

<1> Далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную

деятельность.

 

Статья 2. Задачи оперативно-розыскной деятельности

 

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие

преступлений, в том числе сокрытия доходов от налогообложения и

уклонения от уплаты налогов, а также лиц, их подготавливающих,

совершающих или совершивших; (В редакции Закона Российской

Федерации от 02.07.92 г. N 3181-I)

осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания,

следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести

пропавших граждан.

 

Статья 3. Принципы оперативно-розыскной деятельности

 

Оперативно-розыскная деятельность основывается на принципах

законности, уважения прав и свобод личности, конспирации, сочетания

гласных и негласных начал.

 

Статья 4. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности

 

Правовой основой оперативно-розыскной деятельности являются

Конституция РСФСР, настоящий Закон, а также другие законы и иные

правовые акты Российской Федерации. Органы, осуществляющие

оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своей

компетенции, в соответствии с законодательством и по согласованию с

Прокуратурой Российской Федерации и Верховным Судом Российской

Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику

проведения оперативно-розыскных мероприятий.

 

Статья 5. Соблюдение прав и свобод личности в

оперативно-розыскной деятельности

 

Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности

для достижения целей и задач, не предусмотренных настоящим Законом.

Лицо, полагающее, что действия органа, осуществляющего

оперативно-розыскную деятельность, привели к ограничению его прав и

свобод, может обжаловать эти действия в вышестоящий орган или в

суд.

Лицо, виновность которого в совершении преступления не

доказана в установленном законом порядке, полагающее, что в

отношении его проводились оперативно-розыскные мероприятия, вправе

истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную

деятельность, сведения о характере полученной в отношении его

информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и

исключающих разглашение государственной тайны. При отказе в

предоставлении запрошенных сведений либо получении их не в полном

объеме данное лицо вправе обжаловать эти действия в судебном

порядке. В процессе рассмотрения дела в суде обязанность

доказывания обоснованности такого решения возлагается на

соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную

деятельность.

В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела

орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, по

требованию судьи обязан представить ему оперативно-служебные

документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении

которых было отказано заявителю, за исключением данных о лицах,

конфиденциально содействовавших проведению оперативно-розыскных

мероприятий.

В случае признания необоснованным решения органа,

осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об отказе в

предоставлении необходимых сведений заявителю судья может обязать

указанный орган предоставить заявителю сведения, предусмотренные

частью третьей настоящей статьи.

Полученные в результате оперативно-розыскных мероприятий

материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении

преступления не доказана в установленном законом порядке, хранятся

один год, а затем уничтожаются, если исполнение служебных

обязанностей или правосудие не требуют иного. За три месяца до

уничтожения документов, отражающих результаты оперативно-розыскных

мероприятий, проведенных с санкции прокурора, об этом уведомляется

соответствующий прокурор.

Органам (должностным лицам), осуществляющим

оперативно-розыскную деятельность, запрещается предпринимать

действия в интересах какой-либо политической партии; принимать

негласное участие в работе органов представительной или судебной

власти, а также общественных объединений или религиозных

организаций, зарегистрированных в установленном законом порядке, с

целью оказания влияния на характер их деятельности.

При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим

оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов

физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья

обязаны принять меры к восстановлению этих прав и законных

интересов, возмещению причиненного вреда в соответствии с

законодательством Российской Федерации.

Оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая с нарушением

настоящего Закона, влечет за собой ответственность, предусмотренную

законодательством Российской Федерации.

 

Раздел II. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ

МЕРОПРИЯТИЙ

 

Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия

 

Оперативно-розыскные мероприятия проводятся только тогда,

когда иным путем невозможно обеспечить выполнение задач,

предусмотренных статьей 2 настоящего Закона.

Для решения этих задач органами, осуществляющими

оперативно-розыскную деятельность, в соответствии с правилами

конспирации применяются:

1) опрос граждан;

2) наведение справок;

3) сбор образцов для сравнительного исследования;

4) контрольные закупки;

5) исследование предметов и документов;

6) наблюдение;

7) отождествление личности;

8) обследование помещений, зданий, сооружений, участков

местности и транспортных средств;

9) контроль почтовых отправлений;

10) цензура корреспонденции осужденных;

11) прослушивание телефонных и иных переговоров;

12) снятие информации с технических каналов связи.

Установленные частью второй настоящей статьи действия

реализуются путем проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Перечень этих действий является исчерпывающим и может быть изменен

или дополнен только законом.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий

используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино-

и фотосъемка, а также другие технические средства, не причиняющие

вреда жизни и здоровью личности и окружающей среде.

Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную

деятельность, решают ее задачи путем личного участия в организации

и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь

должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и

иными специальными познаниями, а также содействие отдельных граждан

с их согласия на гласной и негласной основе.

Организация и тактика проведения оперативно-розыскных

мероприятий составляет государственную тайну.

 

Статья 7. Основания проведения оперативно-розыскных

мероприятий

 

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий

являются:

1) наличие возбужденного уголовного дела;

2) ставшие известными органам, осуществляющим

оперативно-розыскную деятельность, сведения:

о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном

деянии, по которому обязательно производство предварительного

следствия, когда нет данных, указывающих на признаки преступления;

о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда

или уклоняющихся от уголовного наказания;

о безвестном отсутствии граждан и обнаружении неопознанных

трупов;

3) поручения следователя, указания прокурора или определения

суда по уголовным делам, находящимся в их производстве;

4) запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную

деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье;

5) запросы международных правоохранительных организаций и

правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с

договорами (соглашениями) о правовой помощи.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в

пределах своей компетенции вправе также собирать данные,

характеризующие личность граждан, необходимые для принятия решений:

1) о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну,

или к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих

повышенную экологическую опасность;

2) о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или

доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления.

Данное положение не распространяется на судей и прокуроров;

3) в связи с оказанием ими содействия в подготовке и

проведении оперативно-розыскных мероприятий;

4) о выдаче разрешений на частную детективную и охранную

деятельность.

 

Статья 8. Условия проведении оперативно-розыскных

мероприятий

 

Гражданство, национальность, пол, место жительства, социальное

и имущественное положение, принадлежность к общественным

объединениям, отношение к религии и политические убеждения

отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении

них оперативно-розыскных мероприятий на территории Российской

Федерации, если иное не оговорено законом.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих

охраняемые законом тайну переписки, телефонных и иных переговоров,

телеграфных сообщений, а также право на неприкосновенность жилища,

допускается лишь для сбора информации о лицах, подготавливающих или

покушающихся на тяжкие преступления, совершающих либо совершивших

тяжкие преступления, а также допустивших уклонение от уплаты

налогов либо сокрытие доходов от налогообложения в особо крупных

размерах, и только с санкции прокурора (по мотивированному

постановлению одного из руководителей соответствующего органа,

осуществляющего оперативно-розыскную деятельность). Перечень

категорий таких руководителей устанавливается ведомственными

нормативными актами. При этом обследование жилых помещений

допускается в исключительных случаях и только с санкции прокурора

республики в составе Российской Федерации, края, области и других

прокуроров, имеющих их полномочия. (В редакции Закона Российской

Федерации от 02.07.92 г. N 3181-I)

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к

совершению террористического акта или диверсии, на основании

мотивированного заключения одного из руководителей соответствующего

органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность,

допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий,

перечисленных в части второй настоящей статьи, с незамедлительным

уведомлением соответствующего прокурора и последующим получением

санкции в течение 24 часов.

В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности

отдельных лиц по их заявлению или с их письменного согласия

разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов или

других переговорных устройств, на основании постановления,

утвержденного руководителем органа, осуществляющего

оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением

соответствующего прокурора в течение 24 часов.

При проведении оперативно-розыскных мероприятий по основаниям,

предусмотренным пунктами 1-4 части второй статьи 7, запрещается

осуществление действий, указанных в пунктах 8-12 части второй

статьи 6 настоящего Закона.

Оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие собственную

безопасность органов внутренних дел, органов безопасности, Службы

внешней разведки и органов Государственной налоговой службы,

проводятся в порядке, предусмотренном законодательными актами

Российской Федерации. (В редакции Закона Российской Федерации

от 02.07.92 г. N 3181-I)

 

Статья 9. Производство оперативной проверки

 

При наличии оснований, предусмотренных пунктами 1-3 части

первой статьи 7 настоящего Закона, органы, осуществляющие

оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить оперативную

проверку. Факт ее проведения подлежит обязательной регистрации.

Оперативная проверка проводится с разрешения и под контролем

руководителя органа, ее осуществляющего. Результаты

оперативно-розыскных мероприятий отражаются в оперативно-служебных

документах и систематизируются.

Оперативно-служебные документы должны быть представлены

прокурору при осуществлении прокурорского надзора или для получения

санкции на проведение оперативно-розыскных мероприятий.

Оперативная проверка прекращается в случае решения конкретных

задач оперативно-розыскной деятельности, предусмотренных статьей 2

настоящего Закона, а также при установлении обстоятельств,

свидетельствующих об объективной невозможности решения этих задач.

 

Статья 10. Использование результатов оперативно-розыскной

деятельности

 

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть

использованы для подготовки и осуществления следственных действий и

проведения оперативно-розыскных мероприятий по предупреждению,

пресечению и раскрытию преступлений, а также в качестве

доказательств по уголовным делам после их проверки в соответствии с

уголовно-процессуальным законодательством.

Материалы оперативной проверки не являются основанием для

ограничения прав и законных интересов физических и юридических лиц.

 

Раздел III. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОПЕРАТИВНО-

РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Статья 11. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную

деятельность

 

На территории Российской Федерации право осуществлять

оперативно-розыскную деятельность предоставлено:

1) органам внутренних дел Российской Федерации;

2) органам Министерства безопасности Российской Федерации;

3) органам пограничной охраны;

4) Службе внешней разведки Российской Федерации;

5) оперативным подразделениям Главного управления охраны

Российской Федерации;

6) оперативным подразделениям Главного управления налоговых

расследований при Государственной налоговой службе Российской

Федерации и соответствующим подразделениям при государственных

налоговых инспекциях по республикам в составе Российской Федерации,

краям, областям, автономной области, автономным округам, районам,

городам и районам в городах. (Пункт дополнен - Закон Российской

Федерации от 02.07.92 г. N 3181-I)

Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную

деятельность, может быть изменен или дополнен только законом.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность,

решают стоящие перед ними задачи самостоятельно, во взаимодействии

между собой, а также при содействии граждан.

 

Статья 12. Обязанности органов, осуществляющих

оперативно-розыскную деятельность

 

При решении определенных настоящим Законом задач

оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее

осуществлять, обязаны:

1) принимать в соответствии со своей компетенцией все

необходимые меры для защиты охраняемых законом прав и свобод

личности, собственности, безопасности общества и государства;

2) исполнять письменные поручения следователя, указания

прокурора и определения суда о проведении оперативно-розыскных

мероприятий по уголовным делам, принятым ими к производству;

3) выполнять на основе договоров (соглашений) о правовой

помощи запросы соответствующих международных правоохранительных

организаций и правоохранительных органов иностранных государств;

4) информировать другие органы, осуществляющие

оперативно-розыскную деятельность на территории Российской

Федерации, о ставших известными фактах противоправной деятельности,

относящихся к компетенции этих органов, и оказывать им необходимую

помощь;

5) соблюдать правила конспирации при осуществлении

оперативно-розыскной деятельности;

6) содействовать обеспечению личной безопасности, сохранности

имущества своих сотрудников, членов их семей, близких, а также

участников уголовного судопроизводства, членов их семей, близких,

от преступных и иных противоправных посягательств.

Для надлежащего выполнения служебных обязанностей должностным

лицам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность,

должны быть обеспечены условия для получения специальной

профессиональной подготовки, повышения своей квалификации и для

медицинского обслуживания.

 

Статья 13. Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную

деятельность

 

При решении задач оперативно-розыскной деятельности органы,

уполномоченные ее осуществлять, имеют право:

1) проводить гласно и негласно оперативно-розыскные действия,

перечисленные в статье 6 настоящего Закона;

2) устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе

отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать

содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим

оперативно-розыскную деятельность;

3) создавать и использовать информационные системы,

обеспечивающие решение задач оперативно-розыскной деятельности;

4) использовать в ходе оперативно-розыскных мероприятий по

договору или устному соглашению служебные помещения, имущество

предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также

жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество

частных лиц;

5) использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие

личность должностных лиц, ведомственную принадлежность

подразделений, организаций, помещений и транспортных средств

органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также

личность граждан, сотрудничающих с этими органами на

конфиденциальной основе.

Должностные лица не вправе препятствовать указанным в

настоящем Законе органам осуществлять оперативно-розыскную

деятельность в пределах их компетенции.

 

Статья 14. Социальная и правовая защита должностных лиц

органов, осуществляющих оперативно-розыскную

деятельность

 

На должностных лиц органов, осуществляющих

оперативно-розыскную деятельность, распространяются гарантии

правовой и социальной защиты сотрудников тех органов, в штаты

которых они входят.

Никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных

лиц и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность,

кроме лиц, прямо уполномоченных на то законом. Запрещается

оценивать их работу по количественным показателям результатов

оперативно-розыскной деятельности.

Должностное лицо, уполномоченное на осуществление

оперативно-розыскной деятельности, в ходе проведения

оперативно-розыскных мероприятий подчиняется только

непосредственному и прямому начальнику. При получении приказа или

указания, противоречащего закону, должностное лицо обязано

руководствоваться законом, а если у него имеются основания

полагать, что в результате исполнения приказа или указания может

или могло бы быть совершено преступление, - сообщить об этом в

вышестоящий орган или прокуратуру.

 

Раздел IV. СОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАН ОРГАНАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Статья 15. Содействие граждан органам, осуществляющим

оперативно-розыскную деятельность

 

Отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке

или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их

желанию конфиденциальности сотрудничества с органами,

осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в том числе по

контракту. Эти лица обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им

известными в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных

мероприятий, и не предоставлять заведомо ложной информации

указанным органам.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность,

могут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами

независимо от их гражданства, национальности, пола, социального,

должностного и имущественного положения, образования,

принадлежности к общественным объединениям, политических и

религиозных убеждений.

Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность,

запрещается использовать конфиденциальное содействие на контрактной

основе народных депутатов, судей, прокуроров, адвокатов,

священнослужителей и полномочных представителей официально

зарегистрированных религиозных объединений.

 

Статья 16. Социальная и правовая защита граждан, содействующих

органам, осуществляющим оперативно-розыскную

деятельность

 

Лица, содействующие органам, осуществляющим

оперативно-розыскную деятельность, находятся под защитой

государства.

При возникновении реальной угрозы противоправного

посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в

связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную

деятельность, а равно членов их семей, близких, эти органы обязаны

принять необходимые меры к предотвращению противоправных действий,

установлению виновных и привлечению их к ответственности.

Сведения о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших с

органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, на

конфиденциальной основе, являются государственной тайной и могут

быть преданы гласности только с письменного согласия этих лиц или в

других случаях, прямо предусмотренных законом.

Лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими

оперативно-розыскную деятельность, имеют право на получение

вознаграждения.

Государство гарантирует лицам, изъявившим согласие

содействовать на контрактной основе органам, осуществляющим

оперативно-розыскную деятельность, выполнение обязательств,

предусмотренных контрактом.

Период сотрудничества граждан по контракту с органами,

осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в качестве

основного рода занятий включается в их трудовой стаж. Указанные

лица имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с

действующим законодательством.

В целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих по

контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную

деятельность, и членов их семей, допускается проведение специальных

мероприятий по их защите в порядке, определяемом Правительством

Российской Федерации.

В случае гибели лица, сотрудничающего по контракту с органами,

осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в связи с его

участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий, семье

пострадавшего и его иждивенцам из средств соответствующего бюджета

выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего

денежного содержания погибшего и в установленном законом порядке

назначается пенсия по случаю потери кормильца.

При получении лицом, сотрудничающим по контракту с органами,

осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, травмы,

являющейся следствием ранения, контузии, увечья, наступившей в

связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий

и исключающей для него возможность дальнейшего сотрудничества, ему

выплачивается из средств соответствующего бюджета единовременное

пособие в размере пятилетнего денежного содержания и в

установленном законом порядке назначается пенсия по инвалидности.

 

Раздел V. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ,

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Статья 17. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной

деятельности

 

Министерствам и ведомствам Российской Федерации,

уполномоченным на осуществление оперативно-розыскной деятельности,

выделяются на эти цели финансовые средства, которые расходуются в

порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Контроль за

расходованием финансовых средств, выделенных на

оперативно-розыскную деятельность, осуществляется руководителями

этих министерств и ведомств, а также специально уполномоченными на

то представителями Министерства финансов Российской Федерации.

 

Раздел VI. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

 

Статья 18. Парламентский контроль

 

Контроль Верховного Совета Российской Федерации за

оперативно-розыскной деятельностью и расходованием выделяемых на

эти цели финансовых средств осуществляют соответствующие комитеты

Верховного Совета Российской Федерации. Органы, осуществляющие

оперативно-розыскную деятельность, обязаны представлять им

информацию независимо от степени ее секретности, за исключением

сведений о лицах, оказывавших или оказывающих конфиденциальное

содействие этим органам.

 

Статья 19. Прокурорский надзор

 

Надзор за исполнением законов при проведении

оперативно-розыскных мероприятий и законностью принимаемых при этом

решений осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и

подчиненные ему прокуроры.

 

Статья 20. Ведомственный контроль

 

Руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную

деятельность, несут персональную ответственность за законность при

организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий.

 

 

Президент Российской Федерации Б.ЕЛЬЦИН

 

Москва, Дом Советов России

13 марта 1992 года

N 2506-I

TOC